Сюжетно ролевые игры этикет в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Архипова Людмила Геннадьевна,

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад

Автор: Алексеева Галина Юрьевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад

Актуальность проекта.

Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой. Данный п роект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона как детей, так и взрослых.

В настоящее время стала потребность общества в овладении детьми дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета.

Тип проекта.

По доминирующему методу: творческий, игровой.

По характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник.

По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Цель проекта: Формировать у детей представления и знания о столовом этикете, о посуде, понимать её назначение и функции предметов в жизни человека.

Задачи:

  • Развивать умение называть знакомую посуду, соотносить ее с тем для чего она предназначена.
  • Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
  • Формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи.
  • Активизировать словарь детей за счет названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных, расширять словарный запас.
  • Продолжать знакомить с народными промыслами: гжель, хохлома, городец.
  • Развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры.
  • Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета.
  • Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.

Ожидаемые результаты:

-Привитие навыков культурного поведения за столом;

-Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и во взаимопомощи детей в различной режимных моментах;

-Формирование желания у родителей обращать внимание на этикет детей в

повседневной семейной жизни.

План реализации проекта

I этап – подготовительный

1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых).

4. Подбор видео-аудиоматериалов, компьютерных игр.

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков столового этикета будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий; закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе основных режимных моментов, организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов; оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

II этап – практико - деятельностный

Планирование деятельности

Младший дошкольный возраст

Познавательная деятельность (ФЭМП)

-Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький

- Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения помногу, поровну;

-ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.

Творческая деятельность – аппликация

Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики- между ними. Развивать чувство ритма.

Творческая деятельность –лепка:

Тема: Чашка для молока, чтобы накормить кошку.

Цель: Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Воспитывать заботливое отношение к животным, интерес к ним.

Творческая деятельность –рисование

Тема: Красивая салфетка.

Цель: Учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета.

Тема: Узор на круге.

Цель: Учить располагать узор по краю круга; составлять узор в определенной последовательности. Развивать чувство ритма.

Цель: Учить передавать образы предметов и изделий чувашского узорного и коврового качества путем рисования линий разной длины и ширины слева направо, сверху вниз. Формирование способностей к декоративно-орнаментальной деятельности. Побуждать к созданию рисунков по мотивам чувашского узорного и коврового качества.

Цель: Познакомить с народными дымковскими и городецкими игрушками. Обратить внимание на узоры. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета.

Познавательная деятельность ФЦКМ.

Задачи: Продолжать знакомить детей с назначением разных предметов посуды, ориентироваться на прошлое посуды.

Учить при описании, называть основные признаки посуды и назначение.

Уточнить насколько хорошо знают дети правила пользования предметами столовых приборов. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Речевая деятельность.

- Активизировать словарь детей за счет названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных.

- Развивать связную речь, закреплять умение пользоваться кратким и полным предложением, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, и падеже.

- Развивать мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.

- Развивать логическое мышление и творческое воображение при разгадывании загадок;

- Воспитывать интерес к художественной литературе.

Познавательно – исследовательская деятельность.

- Помочь детям выявить свойства материалов, из которых сделана посуда;

- учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов посуды;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

ОД в режимных моментах

Цель: Уточнить насколько хорошо знают дети правила пользования столовыми приборами.

Дети рассказывают, как нужно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами.

Цель: закреплять правила поведения за столом.

Трудовая деятельность: приготовить бумажные салфетки к завтраку, обеду, полднику. Организация работы дежурных по столовой (сервировка стола).

Цель: Закреплять знание материала, из которого сделана посуда.

Цель: Уточнить знание детьми названия предметов посуды.

Экскурсия на кухню детского сада.

Цель: Знакомить детей с работой повара, демонстрация столовой посуды

Цель: Учить отвечать на вопросы полными предложениями

Цель: Развивать диалогическую речь, творческое воображение , умение распределять роли, вводить новые.

Чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного:

Цели: закрепить правила ухода за посудой, развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста.

Цель: учить слушать, анализировать , пересказывать отдельные эпизоды рассказа .

Художественное творчество/художественный труд

Цель: закрепить работу по теме. Обобщить тематический материал в данной игре. Развивать сотрудничество с родителями.

- участие родителей в подборе информационно- познавательной литературы, художественной литературы, плакатов,

по обучению детей правильной сервировки стола

- Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства

Рекомендации художественной литературы для чтения детям по данной теме

Познакомить детей с семейными традициями, предложить подготовить проект вместе с детьми.

Рекомендовать родителям приобщать детей к сервировке стола. Учить правилам этикета.

III этап – заключительный

Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков. Родители приняли активное участие в предложенных мероприятиях, поделились личным опытом приобщения ребёнка к столовому этикету. Большинство родителей внимательно отнеслись к рекомендациям и предложениям воспитателей. Педагоги проанализировали проделанную работу и наметили новые задачи по культурно – гигиеническому воспитанию

Перспективы развития:

  • Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового этикета;
  • Умение применять полученные знания на практике;
  • Развитие семейных традиций.

Использованная литература:

1. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.

3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил. 4. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.

5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.

6. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.

7. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.

9. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.

Презентации:

Аудиозаписи:

Просмотр мультфильмов:

Диагностико-дидактические пособия:

Цель: формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах, учить речевому общению в коллективе.

Ход игры:

Воспитатель: Что с тобой случилось, Саша?

Воспитатель: Почему ты так неопрятно одет?

Саша: Я торопился, думал и так сойдёт.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл вам что-то сказать. Что?

(Саша благодарит детей).

Воспитатель: На самом деле Саша всегда аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика - неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были. Но, к сожалению, мы всё же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы. Давайте вспомним некоторые из них. (Ребята читают стихи о добрых словах).

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Повторяем его поминутно.

Нам становится неуютно.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Простите, я больше не буду нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать, и что обещал, забывать.

Но если я всё же забуду,

Простите я больше не буду.

Простите, я больше не буду.

Будьте добры – это я говорю по секрету.

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры.

Эти слова всем известны давно.

Видишь, они и просты, и новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

Воспитатель: А теперь, я думаю, вы готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:

Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает мусор на тротуар? (Ответы детей) А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах? (Ответы детей).

Воспитатель: Во всех общественных местах есть специальные корзины, и давайте впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда вокруг будет чисто и красиво.

Приходит водитель, все усаживаются на места. Ребёнок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как ведёт себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал.

Дети: Так себя нельзя вести в общественном транспорте. (Ответы детей как надо себя вести).

Воспитатель: Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными и культурными, и взрослым никогда не придётся за вас краснеть.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта и др. [5].

Дети к пяти годам накапливают опыт общения со сверстниками, опыт выполнения нормативных требований педагога и родителей. Это опыт совместной трудовой деятельности (уборка групповой комнаты, участка, уход за растениями и животными), требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Дети на шестом году жизни приучаются дружно играть вместе, поддерживать игровой замысел друг друга, пользоваться общими игрушками. Вместе с тем, поведение ребенка данного возраста крайне противоречиво. Это проявляется в неуверенности детей в себе и в то же время в стремлении к самостоятельности, в проявлении упрямства и одновременно в податливости воспитательным мерам.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Окружающая ребенка обстановка способствует активизации всего механизма нравственного воспитания и влияет на формирование нравственных качеств. В связи с этим, формирование речевого этикета должно быть ориентировано на ту социальную среду, в которой его станут применять.

Отметим, что этикет– это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

разумность и необходимость соблюдения правил этикета;

в основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;

при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер;

следует помнить, что в этикете нет мелочей;

важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;

необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций [3].

Многие исследования указывают на то, что для формирования этикета необходимы соответствующие условия. Под условиями, формирующими привычки культуры поведения, понимается все то, что предъявляет требования к ребенку; ставит перед ним новые задачи деятельности, поведения, развития; требует от него определенного отношения, возбуждает активность, избирательность к тем или иным сторонам деятельности. Нравственное поведение в таком случае выступает как активная деятельность. С.В. Петерина условно выделяет три этапа процесса формирования навыков культурного поведения:

Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.

Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разных условиях [4].

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.

Эффективность формирования речевого этикета у дошкольников во многом зависит и от согласованной работы ДОО и семьи. Такая работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Всегда стоит помнить, что любое воспитание закрепляется личным примером. Ведь если ребенок видит неэтичное поведение родителей и конфликтные ситуации в семье, он будет копией своих любимых взрослых.

Несомненно, для приучения детей к выполнению необходимых действий важны ежедневные наблюдения за поступками детей, требования их самостоятельности, закрепление нравственных представлений в опыте. В связи с этим, одним занятием ограничиваться нельзя. Современные исследования проблемы развития личности дают возможность более эффективно использовать различные виды деятельности в целях воспитания, в частности, игру. При этом важно учитывать особенности игровой деятельности, определяющие ее воспитательный эффект.

При тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочнению его интересов, развитию речи. Велико значение сюжетно-ролевой игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор. А.П. Усова отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения.

Для воспитания этикетного поведения, как отмечает И.Н. Курочкина, необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его соб­ственным поучительным словам. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы.

При этом необходимо выделить основные способы педагогического воздействия на детей:

Приучение, когда детям дается определенный образец поведения.

Упражнение, когда многократно повторяется то или иное действие.

Воспитывающие ситуации, которые создают условия, когда
ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение, которое проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Наказание, которое применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным
образом и необходим ребенку.

Разнообразие словесных методов, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.

Разъяснение. В этом случае необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Беседа, которая помогает выяснить уровень знания и понимания норм и правил поведения [3].

Сюжетно-ролевая игра в качестве средства формирования речевого этикета у дошкольников была выбрана нами неслучайно. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что она, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Это область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают. Дошкольники, не умеющие играть в ролевые игры, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.

Положительные изменения в игровой деятельности, достижения в формировании игровых интересов, внимание воспитателя к поведению детей, выполнению ими правил не могут не сказаться на реальных взаимоотношениях дошкольников. У значительного числа детей развиваются умения дружно играть вместе с другими детьми. Таким образом, можно констатировать, что возникшие устойчивые коллективные интересы к игре, а также внимание воспитателя к поступкам детей способствуют улучшению реальных взаимоотношений между дошкольниками, укреплению дружеского расположения детей друг к другу.

Зимина, М.С. Азбука этикета / М.С. Зимина. – СПб.: Коронапринт, 1998. – 80 с.

Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2001. – 223 с.

Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

"Tab" - переход вперед

"Shift" + "Tab" - переход назад

"Enter" - ввод (выбор) необходимого раздела

02.02.2021
Этикет за столом в младших группах через сюжетно-ролевые игры

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости, и, одно из основных направлений коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Чем раньше у ребёнка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Ребёнок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Заложенные в детстве основы культуры поведения у детей дошкольного возраста во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

Читайте также: