Сюжетно ролевая игра профессии в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Оразова Гульнара Байрамовна

Организация: МБДОУ д/с 88

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Ивакина Нина Олеговна

Организация: МБДОУ д/с 88

Населенный пункт: г. Белгород

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении — в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Современная тенденция профессионализации такова, что к концу школьного возраста многие старшеклассники сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, однако оно происходит либо под давлением родителей и учителей. Все эти трудности - результат недостающих знаний субъекта о дальнейшем профессиональном пути. Соответственно, отечественная система образования нуждается в том, чтобы у обучающихся закладывались предпосылки быстрого и соответствующего их желаниям профессионального самоопределения в будущем, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает интересоваться деятельностью взрослых, пытается быть похожим на них, включает сюжеты профессиональной деятельности взрослого в сюжетно-ролевую игру.

Безусловно, в дошкольных образовательных организациях дети вместе с воспитателями знакомятся с различными профессиями, однако проходит это крайне поверхностно, в режиме обсуждения. Это определяет первую проблему: работа, проводимая таким образом, в будущем, а именно в подростковом возрасте, недостаточно мотивирует ребенка больше узнавать о той или иной профессии. Во-вторых, основные аспекты профессиональной деятельности взрослых закрепляются в процессе детской игровой деятельности, однако, по факту, расписание подготовки старших дошкольников в ДОО не предполагает достаточно времени на сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.

Указанное противоречие направляет нас на поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе .

Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. [8. 57.]

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги как Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин. В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. [8. 57.]

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Но авторы, в основном, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".. [8. 57.]

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ комплексные и парциальные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых в процессе игровой деятельности? Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по ранней профессиональной ориентации дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр .

Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями посредством сюжетно-ролевых игр.

В соответствии с целью поставлены задачи:

В работе с детьми:

  1. 1. Ознакомление детей с различными профессиями взрослых.
  2. 2. Формирование у старших дошкольников интереса к профессиям.
  3. 3. Развитие у старших дошкольников трудовых навыков.
  4. 4. Формировать у детей способность отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
  5. 5. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.
  6. 6. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
  7. 7. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей.

В работе с родителями обучающихся:

  1. 1. Актуализировать перед родителями детей значимость вопроса ранней профориентации детей.
  2. 2. Актуализировать вопрос раннего выявления у ребенка склонностей и способностей, способствующих в будущем выбор профессии.
  3. 3. Организовать сотрудничество с родителями детей в части ознакомления с профессиями в семье.

Сюжетно-ролевая игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делили на:
бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

С целью формирования у детей способности отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям, к организации сюжетно-ролевой игры использовали подход, предложенный Н.А. Коротковой и Н.Я Михайленко.

Руководствовались следующими принципами:

- развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения (в ходе совместных игр).

Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки
взрослых, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает
ориентироваться в отношениях между людьми, формируются представления
о мире профессий.

Следующим направлением деятельности строилась работа по ознакомлению детей с профессиями своих родителей. Помимо составления списка профессий родителей группы, необходимо было составить также перечень тех предприятий, в которых родители работают. Так, дети познакомились с такими профессиями, как "медсестра", "врач", "мастер маникюрного дела", "почтальон", "полицейский" и другими.

Помимо этого дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы с фотографиями на тему: "Где работает моя мама (мой папа)". По итогам ознакомления детей с той или иной профессией родителей также проводились занятия обобщающего характера. Пополнилась игровая среда.

Таким образом, у детей сформировались представления о перечне и многообразии профессий. Дети ознакомились с профессиональными функциями многих профессий, что позволило им отражать свои знания в творческих, сюжетно-ролевых играх в группе, рассказах, рисунках, поделках.

Критериями данной методики являлись:

1.Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Результаты показали позитивные сдвиги в уровнях развития представлений о труде взрослых. Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: представления 3 детей (15%) соответствуют низкому уровню, а представления 7 человек (35%) – среднему. С высоким уровнем представлений 10 детей (50%).

Рис.1 Распределение детей по уровню сформированности представлений о труде взрослых и процессе его организации

Полученные результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых и процессе его
организации.

Очень важным является для нас раннее выявление интересов и склонностей ребенка (опросник Е.А. Климова). Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5-7 летнего возраста.

По результатам опроса наибольшую популярность среди детей группы из пяти типов профессий "человек-человек", "человек-техника".

В результате проведённой работы были достигнуты следующие
результаты: дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности
профессий, у детей появилось представление о востребованных в обществе
профессиях, их социальной и общественной значимости. Так же увеличилось количество названных профессий.

Можно отметить, что каждый ребенок, стал говорить о труде взрослых, более осознано. После проведения индивидуальных бесед детям было предложено поговорить о важности и пользе профессий.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствовала обеспечению положительной динамики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе организации культурных практик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены различные сюжетно-ролевые игры, которые необходимы для подготовки к профессиональному самоопределению детей старшего дошкольного возраста.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение





Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников



Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста – это методическая разработка, содержащая сюжетно-ролевые игры, которые распределены по разделам. В данном сборнике представлены различные сюжетно-ролевые игры, которые необходимы для подготовки к профессиональному самоопределению детей старшего дошкольного возраста. Данный сборник адресован педагогам ДОО для организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации профориентационной работы, может быть рекомендован родителям, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.

Пояснительная записка 4

Список литературы 46

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста – это методическая разработка, содержащая сюжетно-ролевые игры, которые распределены по разделам. Данные материалы представляют собой описания конкретных сюжетно-ролевых игр, в которых раскрываются цели, оборудование, описание сюжета, методы руководства игрой, роли и игровые действия. Идеи относительно сюжета, содержания ролей и обогащения игрового материала могут быть полезны педагогическим работникам в системе дошкольного образования. Использование ими данных сюжетно-ролевых игр в условиях дошкольной образовательной организации, позволит эффективнее воздействовать на трудовое воспитание детей и повысит их актуальный уровень развития.

Новизна и практическая значимость сборника заключается в том, что он может быть использован воспитателями для формирования представлений детей о профессиональных обязанностях детей, как одном из условий развития ранней профориентации у старших дошкольников.

Исходя из всего вышеперечисленного, целью данного сборника является: побор и систематизация игр по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста, помощь воспитателям с подбором сюжетно-ролевых игр для ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.

1) подбор сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;

2) систематизация подобранных сюжетно-ролевых игр по разделам;

3) оформление сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;

4) предложить воспитателям возможные варианты использования сюжетно-ролевых игр при развитии у детей ранней профессиональной ориентации.

Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста построен по следующим принципам:

1) принцип научности – в процессе проигрывания сюжетно-ролевых игр, происходит процесс ознакомления дошкольников с различными профессиями взрослых, при этом, не искажая реальной действительности;

2) принцип систематичности и последовательности – сюжетно-ролевые игры логично выстроены;

3) принцип доступности – все сюжетно-ролевые игры соответствуют возрастным особенностям детей, доступны для родителей и педагогов;

4) принцип сознательности и активности учащихся – при выполнении заданий и других видов деятельности, связанных с ознакомлением с профессиями, после проигрывания сюжетно-ролевых игр дети активно участвуют, включаются в совместную деятельность с интересом.

Сборник состоит из пяти разделов, в которых подобраны различные сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста, систематизированные по типам профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова:

Данные сюжетно-ролевые игры являются увлекательным и эффективным средством трудового воспитания дошкольников. Они позволяют формировать или закреплять представления детей дошкольного возраста о труде взрослых и об отдельных профессиях. Играя в данные сюжетно-ролевые игры, дошкольники знакомятся с многообразием мира профессий, что не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный опыт профессиональных действий, способствует развитию ранней профессиональной ориентации.

Структура учебно-методической разработки, порядок изложения материала удобны для практического использования педагогами ДОО. Также пособие может быть использовано для совместной деятельности взрослого (педагога или родителя) с детьми. Профессиональное самоопределение, играя в сюжетно-ролевые игры, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Таким образом, сборник, наполненный сюжетно-ролевыми играми, позволит воспитателю углубить знания детей о профессиях, а приобщение к труду взрослых сделать доступным и интересным.



Педагогическая цель: Обогатить знания детей о школе, расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников школы.

Игровая цель: воспроизвести в игре быт школы.

Оборудование: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.

Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка, дежурный.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Дежурный следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Описание сюжета: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей или считалочке выбирается учитель. Остальные дети – ученики. Учитель задает ученикам вопросы, дает задания, они самостоятельно и старательно выполняют их. На другом уроке – другой учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, музыки и т.д.


Педагогическая цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровая цель: принять всех больных.

Оборудование: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки

Роли: врачи (окулист, хирург, лор, педиатр, стоматолог), медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (больница, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Описание сюжета: Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице, поликлинике. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в поликлинику вместе со своими родителями. А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в поликлинике. Кто знает, поднимает руку. А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту проблему и выберем роли. Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Выберете себе куклы – это будут ваши дети. Итак, все роли распределены. Теперь открываем нашу больницу. Ребята, посмотрите, какие здесь кабинеты открылись: кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет. Все врачи разошлись по кабинетам и готовы принимать пациентов.



Педагогическая цель: раскрытие специфики туристического агентства. Углубление знаний детей об окружающем. Формирование понятий о том, что на нашей планете много разных стран и континентов, вызвать познавательный интерес к путешествиям.

Игровая цель: организовать путешествие в другой город через туристическое агентство.

Оборудование: Глобус, игрушечный телефон, карта мира, билеты на поездку, путёвки, игрушечный компьютер, книги, папка с разными животными и странами, плакат с животными.

Роли: директор агентства, тур-агент, курьер, кассир, клиенты.

Игровые действия: Директор агентства – руководит, налаживает контакты с туроператорами. Тур-агент – работает с клиентами. Отвечает на телефонные звонки в офисе, принимает заказы на тур, занимается его подготовкой и оформлением документов (договор, бронирование мест в отеле, авиабилеты и т. д.). Курьер – оплачивает путевки, привозит, увозит документы, билеты. Кассир – принимает оплату за путевки, билеты, согласно договору.

Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.




Игровая цель: подготовиться и принять клиентов в салоне красоты.

Оборудование: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, визажист, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.


Описание сюжета: Стоит телефон, раздается звонок. Воспитатель берет трубку и разговаривает (звонит клиентка в салон красоты и просит записать ее на полный курс услуг).

Ребята, сейчас к нам в гости придет клиентка, нам нужно подготовиться к ее приему. Дети начинают оформлять салон красоты. Места работы для парикмахера, мастера маникюра, визажиста. Дети распределяют роли, остальные дети – клиенты.



Педагогическая цель: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Игровая цель: обслужить всех посетителей кафе.

Оборудование: Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.

Роли: повара, официанты, кассир, музыканты, посетители.

Игровые действия: В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя. Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек. В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку. Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют. Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.

Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Елена Алексеева

Продолжение:
* С-р игра "На рыбалке"
* С-р игра "Веселое путешествие"
* С-р игра "Телевидение"
* Картотека с-р игр Военная тематика
* Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
* Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения

Елена Алексеева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в детстве.

Образовательная область: познавательное развитие.

Группа: средняя группа

Образовательные области: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое.

Технологии: Игровая, личночстно-ориентированная.

Цель: Расширение представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Образовательные

формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры

учить воспринимать игровой смысл в общем и планировать его осуществление ориентировочно обозначить конкретные игровые задания и способы их решения.

учить умело подбирать игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

учить свободно владеть полученными знаниями, умело общаться со взрослыми и детьми, поддерживая правила соучастия.

закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Развивающие:

развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память

развивать познавательные способности детей;

развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;

формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

воспитывать уважение к труду взрослых.

Ожидаемый результат:

развитие интереса к окружающему миру;

расширение у детей знаний и представлений о профессиях

активизация словаря: посуда, столовые приборы, украшения, предприятия, завод, фабрика.

Методы: Создание воображаемой ситуации, художественное слово, дидактическая игра, похвала, практический (выполнение заданий)

Приемы: Наводящие и проблемные вопросы, создание игровой ситуации, беседа, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, игровые приемы.

Организационная форма: подгрупповая.

Предварительная работа: Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание картин.

1.Пояснительная записка
1.1.Общие сведения о проекте
Тема: Профессиональные игры дошкольников
Цель проекта: Изучить проблему формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте через организацию игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
- изучить теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать задачи развития игровой деятельности и формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека в программе дошкольного образования;
- подобрать проекты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования первичного представления о мире профессий в дошкольном возрасте.
1.2.Актуальность проблемы
Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Самоопределение понимается как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.

1.3.Общие положения проекта

Читайте также: