Сюжетно отобразительные игры для детей 2 3 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

данный опыт работы собирался в детском саду специализирующийся только на детях раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Педагоги данного учреждения активно используют во всех режимных моментах игровые приемы. Также в нашем учреждении залог радости это сюжетно-отобразительная игра. Мы зарождаем в детском сознании сюжетно-ролевую игру. Она является важным элементом развития гарнонично развитой личности. К сожалению, современные педагоги обходят стороной данную деятельность, так как она является сложной для педагога, особенно в раннем возрасте. Поэтому для молодых специальстов и только начинающих педагогов мы разработали и собрали основные игры раннего возраста, с подробным описание оборудования и игровых действий.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №81
Педагогический опыт работы:
Сюжетно - отобразительные игры
для детей раннего возраста
(от 1,6 до 3 лет)
Автор: Карачева Анастасия Юрьевна
заместитель заведующего
по воспитательно- методической работе
Сюжетно-отобразительная игра
длядетей 1,6 — 3 лет
Сюжетно-отобразительная игра у детей 1,6 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.
В первых сюжетно - отобразительных играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки. Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.
Игровые умения детей
в возрасте 1,6-2 лет
Использование игрушки по назначению
Сюжетно-отобразительное действие с материалом по образцу, а затем самостоятельно
Перенос игрового действия на другой материал (покормил мишку-кормит зайку)
Взаимосвязанные игровые действия
Использование предметов-заместителей
Взаимодействие Игра рядом
Игровые умения с 2-3 лет
Обогащение сюжетов
Выполнение последовательных действий с предметами
Разнообразие игр: вербальные средства, мимика
Игровые действия: с предметами – заместителями, с воображаемым предметом
Игровые объединения, игра вдвоем
Сюжетно - отобразительная игра
Обед для куклы
Игровой инвентарь: кукла, тарелка, кружка, ложка, кастрюля, чайник, игрушечные продукты, стол, стульчики, плита, предметы – заместители.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: садит ребенка (куклу) за стол, варит суп из овощей, накрывает стол кукольной посудой, кормит ребенка (куклу) супом из овощей, поит чаем.
Сюжетно - отобразительная игра
Укладывание на сон куклы
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кровать, подушка, матрац, одеяло, стульчик.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет на стул одежду, готовит кроватку для куклы, укладывает на сон, поет колыбельную песенку (баю – бай, баю – бай).
Предварительная работа: разучивание колыбельных прибауток, песенок.
Сюжетно - отобразительная игра
Купание куклы
Игровой инвентарь: кукла, ванночка, мочалка, полотенце, кукольная одежда, предметы заместители.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет в ванночку, намыливает куклу мылом (предмет заместитель), моет мочалкой, вытирает полотенцем, одевает куклу.
Сюжетно - отобразительная игра
Семья
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.
Роли: мама, папа, ребенок.
Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком. Семья отправляется на прогулку.
Сюжетно - отобразительная игра
Стираем и гладим кукольное белье
Игровой инвентарь: ванночка, мыло, полотенце, кукольная одежда, гладильная доска, утюг, предметы заместители, кукла.
Роли: мама
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет в ванночку, намыливает одежду мылом (предмет заместитель), стирает, развешивает на веревочку сушиться, вытирает полотенцем руки, берет одежду куклы, гладит белье утюгом, одевает куклу.
Сюжетно - отобразительная игра
Уборка
Игровой инвентарь: ведро, веник – игрушечный, салфетка для пыли, мочалка, мыло, полотенце, предметы заместители, кукольная посуда.
Роли: мама
Сюжет: собирает посуду со стола после обеда кукол, моет посуду, вытирает полотенцем, составляет на места, берет веник, подметает пол на кухни, возле кукольного стола, выбрасывает мусор в ведро, наливает воду, берет салфетку и протирает пыль на кукольной кухне, столе, шкафу. Выливает воду, вешает салфетку сушиться, ведро и веник ставит на место.
Сюжетно - отобразительная игра
Прогулка с куклой
Игровой инвентарь: кукла, одежда для куклы, коляска, постельное белье для коляски, сумка.
Роли: мама, ребенок (кукла).
Сюжет: Собираются на прогулку. Надевает куртку, сапожки кукле. Кладет простынь, подушку покрывало в коляску. Укладывает куклу в коляску. Берет сумку (как мама). Идут мама с дочкой гулять. Мама поет песенку дочке.
Сюжетно - отобразительная игра
Кукла заболела
Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители
Роли: Врач, ребенок и его мама. Роль врача на себя берет взрослый
Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Жалуется доктору, что ребенок-кукла заболело горлышко. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после дает таблетку от горла.
Сюжетно - отобразительная игра
Магазин
Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.
Роли: Мама, ребенок, продавец.
Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки, идут домой.
Сюжетно - отобразительная игра
Парикмахерская
Игровой инвентарь: куклы, набор Парикмахер, заколки, резинки, бантики, предметы-заместители.
Роли: Мама, ребенок, парикмахер.
Сюжет: Мама с малышом отправляются в парикмахерскую. Мама приводит в парикмахерскую ребенка, что бы его подстригли и сделали красивую прическу.
Парикмахер садит ребенка перед зеркалом и начинает подстригать, делать прическу.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

К одному году самостоятельная деятельность ребенка с предметами и игрушками начинает протекать преимущественно в форме отобразительной игры Например, если восьмимесячный ребенок берет куклу в руки, заглядывает ей в лицо, рассматривает ей одежду и волосы, то есть знакомится с ней как с объектом, то годовалый уже прижимает куклу к себе, покачивает ее, подражая действиям взрослого,взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов. Взрослые организуют действие ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроль за ходом осуществления и формирования этих действий.

Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых), без получения конкретного, практического результата, приводят к формированию игровой деятельности.

В ходе развития предметных действий наблюдается два типа переноса. В первом случае имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил схему действия причесывания настоящим гребешком собственной головы, а затем начинает причесывать гребешком куклу, игрушечную лошадку, медведя. Во втором случае имеет место осуществление того же действия, но уже предметом-заместителем, например, действия причесывания, но не гребешком, а деревянной палочкой: себя, куклы, лошадки. В первом случае предметом, с которым производилось действие, был гребешок, во втором — куклы и лошадки. В обоих типах переноса осуществляется, с одной стороны, обобщение действий, с другой — отделение схемы действий от предмета.

В раннем возрасте впервые происходит замещение одного предмета другим при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент. То есть появляются зачатки игры.

Игровые действия детей второго года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребенок причесывает куклу расческой, поит мишку из чашки, то есть выполняет знакомые по опыту действия. Различные ситуации представляют собой ряд отдельных эпизодов, объединенных между собой случайными связями.

СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА.

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры — она становится сюжетно-отобразителъной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может измерить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купания, начинают снова ее мыть и т. д.

В игре игрушки заменяют ребенку предметы, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отношений между людьми. На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.

15.УРОВНИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ. Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

17.ПРИЁМЫ ПРЯМОГО РУКОВОДСТВА.Ранний возраст.Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого- совместные с воспитателем игровые действия- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком- подсказывающие вопросыМладший дошкольный возраст.Приемы прямого руководства.Вторая младшая группа

Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают перехо­дить от действий, основанных на свойствах предметов и игру­шек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюже­тов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры — она становится сюжетно-отобразительной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобрази­тельной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия

. Например, девочка может изме­рить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купа­ния, начинают снова ее мыть и т. д.

Развитие игры в раннем детстве происходит также в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выпол­няя то или иное действие. Уже в играх, в которых дети лечат или причесывают куклу, фактически имеет место выполнение ряда действий, производимых взрослыми. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он про­извел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельно­сти дети начинают обозначать свои действия другим именем — ролью.

Высокий уровень

сформированности сюжетно-отобразительной игры предполагает, что замысел у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в неко­торых случаях взрослый приходит ему на помощь. В игре малыш отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие его события могут повторяться мно­гократно. Самостоятельно ребенок может ставить 5 — 6 игровых задач, и лишь иногда ему требуется незначительная по­мощь взрослого. Игровые задачи могут быть как взаимосвязаны между собой, так и разрознены. У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразны по степени обоб­щенности. Ребенок самостоятельно использует в играх знако­мые и новые предметы-заместители, воображаемые предме­ты. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в неко­торых случаях обозначает ее словом. Игра преимущественно носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.

При среднем уровне

развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удовольствием повторяет какую-то одну ситуацию. Игровые задачи (от 3 до 5) ребенок ставит как само­стоятельно, так и с помощью взрослого; у него сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок самостоя­тельно использует в играх только знакомые предметы-замести­тели в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы (возможна и помощь взрослого в выборе). Роли взрослого малыш не принимает. Игра носит ин­дивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.

Ребенку с низким уровнем

сюжетно-отобразительной игры чаще всего требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему помогает ставить взрослый, лишь в отдельных случаях игровые задачи малыш ставит самостоя­тельно (не более двух). Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще однообразные, по степени обобщенности — только развернутые. Ребенок не использует в играх предметов-заместителей и вооб­ражаемых предметов. Игра индивидуальная. Малыш почти не проявляет интереса к играм сверстников.

Дети, обладающие как высоким, так и низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры, нуждаются в педаго­гическом руководстве.

Н. Н. Палагина характеризует третий год жизни как пери­од расцвета сюжетно-отобразительной игры. Точнее — период, когда уже имеются предпосылки к расцвету, но его еще надо обеспечить.

Во-первых, следует добиться разнообразия сюже­тов как отражения многообразия окружающей жизни, показать детям новые источники создания сюжета: по впечатлению, по представлению, по описанию в литературе, по подражанию.

Во-вторых, надо способствовать обогащению сюжетов, их детализа­ции, наращивать логическую цепочку действий, ввести более обобщенные средства выражения сюжета (условные и симво­лические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами), отображать эмоции и состояния игровых персонажей.

И, наконец, необходимо развить речевое сопровождение игры — обозначение действий словом и диалоги с игрушкой. То есть обеспечить зарождение новой, более сложной формы — сюжетно-ролевой игры.

Итак, к концу раннего детства появляются следующие пред­посылки для перехода к ролевой игре:

­ в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные пред­меты, которые называются в соответствии с их игровым значением;

­ усложняется организация действий, приобретающая харак­тер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

­ происходит обобщение действий и их отдельных предме­тов;

­ возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

данный опыт работы собирался в детском саду специализирующийся только на детях раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Педагоги данного учреждения активно используют во всех режимных моментах игровые приемы. Также в нашем учреждении залог радости это сюжетно-отобразительная игра. Мы зарождаем в детском сознании сюжетно-ролевую игру. Она является важным элементом развития гарнонично развитой личности. К сожалению, современные педагоги обходят стороной данную деятельность, так как она является сложной для педагога, особенно в раннем возрасте. Поэтому для молодых специальстов и только начинающих педагогов мы разработали и собрали основные игры раннего возраста, с подробным описание оборудования и игровых действий.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №81
Педагогический опыт работы:
Сюжетно - отобразительные игры
для детей раннего возраста
(от 1,6 до 3 лет)
Автор: Карачева Анастасия Юрьевна
заместитель заведующего
по воспитательно- методической работе
Сюжетно-отобразительная игра
длядетей 1,6 — 3 лет
Сюжетно-отобразительная игра у детей 1,6 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.
В первых сюжетно - отобразительных играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки. Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.
Игровые умения детей
в возрасте 1,6-2 лет
Использование игрушки по назначению
Сюжетно-отобразительное действие с материалом по образцу, а затем самостоятельно
Перенос игрового действия на другой материал (покормил мишку-кормит зайку)
Взаимосвязанные игровые действия
Использование предметов-заместителей
Взаимодействие Игра рядом
Игровые умения с 2-3 лет
Обогащение сюжетов
Выполнение последовательных действий с предметами
Разнообразие игр: вербальные средства, мимика
Игровые действия: с предметами – заместителями, с воображаемым предметом
Игровые объединения, игра вдвоем
Сюжетно - отобразительная игра
Обед для куклы
Игровой инвентарь: кукла, тарелка, кружка, ложка, кастрюля, чайник, игрушечные продукты, стол, стульчики, плита, предметы – заместители.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: садит ребенка (куклу) за стол, варит суп из овощей, накрывает стол кукольной посудой, кормит ребенка (куклу) супом из овощей, поит чаем.
Сюжетно - отобразительная игра
Укладывание на сон куклы
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кровать, подушка, матрац, одеяло, стульчик.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет на стул одежду, готовит кроватку для куклы, укладывает на сон, поет колыбельную песенку (баю – бай, баю – бай).
Предварительная работа: разучивание колыбельных прибауток, песенок.
Сюжетно - отобразительная игра
Купание куклы
Игровой инвентарь: кукла, ванночка, мочалка, полотенце, кукольная одежда, предметы заместители.
Роли: мама, ребенок (кукла)
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет в ванночку, намыливает куклу мылом (предмет заместитель), моет мочалкой, вытирает полотенцем, одевает куклу.
Сюжетно - отобразительная игра
Семья
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.
Роли: мама, папа, ребенок.
Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком. Семья отправляется на прогулку.
Сюжетно - отобразительная игра
Стираем и гладим кукольное белье
Игровой инвентарь: ванночка, мыло, полотенце, кукольная одежда, гладильная доска, утюг, предметы заместители, кукла.
Роли: мама
Сюжет: снимает кукольную одежду с куклы, кладет в ванночку, намыливает одежду мылом (предмет заместитель), стирает, развешивает на веревочку сушиться, вытирает полотенцем руки, берет одежду куклы, гладит белье утюгом, одевает куклу.
Сюжетно - отобразительная игра
Уборка
Игровой инвентарь: ведро, веник – игрушечный, салфетка для пыли, мочалка, мыло, полотенце, предметы заместители, кукольная посуда.
Роли: мама
Сюжет: собирает посуду со стола после обеда кукол, моет посуду, вытирает полотенцем, составляет на места, берет веник, подметает пол на кухни, возле кукольного стола, выбрасывает мусор в ведро, наливает воду, берет салфетку и протирает пыль на кукольной кухне, столе, шкафу. Выливает воду, вешает салфетку сушиться, ведро и веник ставит на место.
Сюжетно - отобразительная игра
Прогулка с куклой
Игровой инвентарь: кукла, одежда для куклы, коляска, постельное белье для коляски, сумка.
Роли: мама, ребенок (кукла).
Сюжет: Собираются на прогулку. Надевает куртку, сапожки кукле. Кладет простынь, подушку покрывало в коляску. Укладывает куклу в коляску. Берет сумку (как мама). Идут мама с дочкой гулять. Мама поет песенку дочке.
Сюжетно - отобразительная игра
Кукла заболела
Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители
Роли: Врач, ребенок и его мама. Роль врача на себя берет взрослый
Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Жалуется доктору, что ребенок-кукла заболело горлышко. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после дает таблетку от горла.
Сюжетно - отобразительная игра
Магазин
Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.
Роли: Мама, ребенок, продавец.
Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки, идут домой.
Сюжетно - отобразительная игра
Парикмахерская
Игровой инвентарь: куклы, набор Парикмахер, заколки, резинки, бантики, предметы-заместители.
Роли: Мама, ребенок, парикмахер.
Сюжет: Мама с малышом отправляются в парикмахерскую. Мама приводит в парикмахерскую ребенка, что бы его подстригли и сделали красивую прическу.
Парикмахер садит ребенка перед зеркалом и начинает подстригать, делать прическу.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

Наборы для профориентации – распространенное оборудование для детских садов. Однако все чаще мы сталкиваемся с вопросом, с какого возраста ребенок сможет играть с такими наборами. Ведь для этого дошкольнику нужно понять принцип сюжетно-ролевой игры. Давайте подробно разберем эту тему.

Ребенок начинает интересоваться окружающим миром с самого раннего возраста. Уже с двух лет малыш стремится стать частью мира взрослых. Он старается активно участвовать во всех процессах, даже тех, которые ему недоступны.

В 2-3 года ребенок осознает, что способен на самостоятельные действия. В этом возрасте он внимательно изучает окружающий мир и подражает действиям взрослых. Так дети младшего школьного возраста впервые играют в сюжетно-ролевые игры.

Причем девочки чаще играют роль мамы, бабушки или другой знакомой женщины: изображают телефонный разговор, укладку волос, приготовление обеда или уборку.

Мальчики чаще имитируют мужские занятия: управляют автомобилем, что-то мастерят, играют в хоккей импровизированными клюшками, иногда даже пытаются боксировать и отжиматься.

Особенно активно ребенок воспроизводит те явления, что произвели на него самые сильные впечатления. Если он впервые увидел и услышал поезд, то еще долго будет играть в паровозик с вагонами, пытаясь воспроизвести стук колес и оглушительный сигнал. А если побывал в зоопарке, то главным героем его игр станет животное, которое больше всего запомнилось.


Значение игр в развитии детей 2 — 3 лет

Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

Ребенок 2-3 лет учится, играя.


Ребенок 2-3 лет учится, играя.

ВАЖНО: Целенаправленная, правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 лет способствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у него нравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либо воспитывают неcколько качеств.

У игр с детьми 2 — 3 лет могут быть следующие цели:

  1. Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  2. Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  3. Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах., повышают самооценку.
  4. Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  5. Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  6. Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.


Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.

ВАЖНО: Для организации игр с малышами 2 — 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки), настольные игры (лото, карточки, домино), игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.

Ход игры:

Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала)

-кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?

-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё ребята. Они тоже хотят покатать свои игрушки. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)

-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Ваню тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Ваней будем строить. Приглашай пассажиров.

Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необхо-димые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навы-ки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.

Режиссерская игра у детей 2-3 лет - предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.


Режиссерская игра у детей 2-3 лет — предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.

ВАЖНО: В своих первых режиссерских играх ребенок воспроизводит то, что происходит с ним в жизни, то, что он уже успел понаблюдать.

В процессе игры малыш:

  1. Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.
  2. Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

ВАЖНО: Режиссерская игра у двухлеток – предпосылка сюжетно-ролевой игры у детей более старшего возраста. В 2 — 3 года дети, обычно, играют рядом друг с другом, в 4 — 6 лет – уже вместе.

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:

  • игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)
  • мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках
  • декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры:

Воспитываем тягу к познанию, при ознакомлении с окружающим миром:

• Закрепляйте умение крохи узнавать знакомые предметы на картинке. К I году 6 месяцам пусть ребенок научится находить изображение предмета, который Вы просите найти — выбирая его из нескольких картинок.

• Поощряйте гуманное отношение к животным. Кормите кошку в присутствии ребенка, наблюдайте вместе с ним за ней. Даже если нет возможности непосредственного контакта с животными – можно просто читать о них книжки с картинками, смотреть коротенькие презентации. Во время прогулке, обращайте внимание на собачку, голубей, отметьте их внешние особенности. Если зоопарк находится не так далеко от Вашего дома, чтобы это вызывало трудности – то самое время навестить его! Этот день запомнится малышу надолго, главное – не переутомить его новыми впечатлениями.

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки. Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

ВАЖНО: В сюжетно-ролевой игре ребенок учится быть взрослым.

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители. Роли: мама, папа, ребенок. Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители Роли: Врач, ребенок и его мама. Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.

Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители. Роли: Мама, малыш, продавец. Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

Видео: Сюжетно ролевая игра Больница

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на про-гулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобре-тёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.

Оборудование:набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины,образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.

Дидактические игры для детей 2 — 3 лет

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

ВАЖНО: Дидактические игры еще называют играми-занятиями, они требуют от малыша активных усилий. Продолжительность такой игры у ребенка 2 — 3 лет должна составлять 5 – 10 минут, не более.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

  • свойствах предмета (форме, цвете, размере)
  • количестве предметов
  • равенстве и отличии
  • окружающем мире
  • себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

Нужно: Лото с животными и их пищей. Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Как развивать ребенка в игре?

Как можно развивать ребенка в игре на втором году жизни? В этой статье мы подскажем Вам ЧТО именно нужно развивать и КАК это делать.Вашему вниманию будут представлены несколько развивающих игровых занятий, в первой части статьи собраны дидактические игры, развивающие логику и познавательную активность, а во второй — сюжетные игры, знакомящие малыша с окружающим миром, ведущие за собой его эмоциональное и социальное развитие.

Подвижные игры для малышей

У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры, ребенок:

  • познает собственное тело и учится управлять им, координировать движение учится ориентироваться в пространстве
  • укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание
  • укрепляет иммунитет
  • развивается умственно

ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет в процессе подвижной игры малыш учится быть членом команды, общаться с детьми и взрослыми.

Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также, несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз, чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.

ВАЖНО: Особую роль в подвижной игре выполняют правила. Их определяют взрослые, ребенок им должен следовать неукоснительно. Иначе игровой процесс может выйти из-под контроля.

Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.


Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

С детьми 2 — 3 лет можно поиграть такие подвижные игры:

Дождик, дождик, веселей, Своих капель не жалей! Но по крыше не стучи, Нам головки не мочи!

Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:

Нам вы, мышки, надоели! Доберемся мы до вас! Нашей славной мышеловкой Переловим вас сейчас!

ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет ребенок должен научится управляться с мячом: бросать его, ловить, пинать ногами.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям поду-мать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочо-нок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай.

Дети собираются на день рождения.

При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объе-диняться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир)

; воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.

Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик, рули (2-3 шт., куклы, образ-ные игрушки (мишка, заяц, лисичка, в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Ход игры:

Вос-ль: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом)

-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пи-рожок)

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Сережа любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Эле пирожок слепим, и Альбине.

-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.)

Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?

-Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.)

Это плита? Включай по-быстрей! Поставили пироги.

— А как там наши пирожки?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?

-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!

-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно?

в рот, остановить их.)

Вот какие пирожки получились вкусные.

Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков.

Карточка № 10 «Стирка кукольного белья

Цель: Учить объединяться по 2-3 для самостоятельной игр. Способствовать становлению с/игры с куклами, обо-гащать содержание таких игр.

Материал и оборудование: Ваночка, мыльница (заменитель, утюг; кукольное бельё, стойка для развешива-ния белья; гладильная доска.

Читайте также: