Сюжет и краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.

Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.

Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.

Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения

В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.

Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.

Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.

Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.

Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.



Что же такое сюжет

Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.

В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.

В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.

Если говорить кратко и просто, то:

  • фабула — это факты вашей истории, голые и беспристрастные, выстроенные в хронологическом порядке;
  • сюжет — это то, как вы эти факты рассказали (глазами какого героя показали их, какую оценку дали, может быть, даже поменяли хронологический порядок, т. е. сначала рассказали о том, что случилось, а потом показали причину произошедшего).

Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.

А сюжет сложнее:

Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.

Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.

Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.

Виды сюжета

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.

Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Литература

Определение понятия в различных источниках

Типология сюжетов

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Аттис)

Сколько существует сюжетов

Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.

В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.

Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.


Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

  • экспозиция (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • завязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • кульминация (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • развязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • эпилог (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • интрига (развитие действия в романе)
  • коллизия (столкновение интересов действующих лиц)

Сюжет

Что такое сюжет

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Её наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнаёт о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения развиваются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнительных и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План – это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание даёт понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:

описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;

Виды сюжетов

Концентрический сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия.

Концентрический

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Действие произведения разворачивается в Англии в конце царствования Ричарда I Плантагенета. Король-крестоносец находится в плену. Страной временно правит его брат.

С наступлением осени в птичьих семействах началась суета. Все пташки от мала до велика готовились к дальнему путешествию. Пернатые сбивались.

В 16 лет одна добрая девушка лишилась мамы. Отец женился снова и привел в дом строгую вдову с двумя невоспитанными.

Молодой человек сразу после окончания медицинского факультета становится единственным врачом в деревенской больнице-пункте. Отсутствие опыта и наставников пугает его. Первым.

На данной странице расположены краткие содержания литературных произведений, которые вы можете прочесть онлайн. После прочтения наших кратких содержаний, у Вас не останется вопросов, так как мы выписываем только самые основные и значимые события и действия!


647 887

Роман раскрывающее сложность жизни простого казака в период свержения самодержавия и смены власти. Все политические события смутного времени проходят через судьбу одного человека, меняют его жизненные позиции, нравственные устои.


492 512


482 362


403 088


377 923

толичный франт и повеса Евгений Онегин оказывается в деревне неслучайно. Он приезжает принять наследство, доставшееся от дяди. Здесь происходит его знакомство с Ленским и семьей Лариных. Младшая Ларина, Ольга, невеста Ленского.


307 587


299 933

Семь мужиков с разных деревень собрались на дороге и стали спорить, кому живется на Руси весело и вольготно. Место встречи и название деревень выбраны автором со смыслом. Уезд – Терпигорев (горе терпим), волость – Пустопорожняя (пустая или порожняя).


252 698


230 755

Роман М.Ю. Лермонтова считается психологическим произведением. Это четкий портрет человека, но не одного, а нескольких представителей разных эпох.


194 767


187 808


142 615

Сюжетную линию Лев Толстой построил на основе событий Великой отечественной войны 1812 года. Автор раскрыл историческое развитие Российской империи в начале IXX века, описывая судьбу героев книги.

Читайте также: