Свободное падение голдинг краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга отличная бумага офсет, очень хорошо клеена не развалиться при многократном чтении. Все -таки перечитывая книги каждый раз видишь ее по новому, это очень сильное произведение, рекомендую, книга о самопознании и нравственном выборе.

После "Повелителя Мух" у меня к автору появился кредит доверия, хочется познакомиться и с другими его произведениями. Решил начать со "Свободного падения". Про содержание не могу пока ничего рассказать, кроме того, что написано в аннотации. Качеством издания доволен: листы плотные и белые, буквы не стираются, иллюстрации отсутствуют. Цена полностью оправдана.

Добавляю фотографии страниц книги

"Свободное падение" - один из лучших романов Голдинга и одно из самых необычных произведений в его блистательной творческой биографии, поскольку в нем он резко отступает от своей главной темы - темы бессмысленности попыток словесного общения, ведь "мысль изреченная есть ложь", а слово беспомощно уже по сути своей.
В этом романе - своеобразной исповеди художника Маунтджоя, которому на собственном горьком опыте довелось узнать в аду нацистского концлагеря всю силу и слабость человеческой натуры - Голдинг обращается к любимой экзистенциалистами проблеме внутренней свободы и свободного выбора человека. Снова и снова перебирая, будто бусинки четок, события своей жизни, спрашивает себя то ли Маунтджой, то ли сам автор его устами: как, в какой момент начинается оно, - падение человеческой души? И способен ли человек, свободным выбором которого стало именно падение, столь же свободно его и остановить.

Любознательность, управляющая им, является главной движущей силой мальчика на пути познания мира.

На последней странице книги можно прочесть многообещающий текст, дающий краткое описание книги, который дает понять читателю, что главный герой в ней озадачен душевными терзаниями и вопросами о смыслах, которыми озадачивается человек в тот или иной период своей жизни, и находит ответы на вопросы в ходе своих размышлений.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В целом, Голдинг далёк от прогрессистского оптимизма, полагающего, что человеческая природа как-то меняется со временем, становясь более гуманной, просвещённой, цивилизованной. Такая вера была характерна для нескольких предыдущих веков, отмеченных влиянием идеологии Просвещения. Но Голдинг живёт в эпоху после мировых войн, когда оптимизм стал казаться чем-то наивным: европейский человек вдруг показал, что налёт культурности и цивилизованности очень тонок и легко слетает, обнажая неприглядные глубины. И уж к природе человеческой он точно не имеет никакого отношения – природа остаётся такой же, как и была тысячелетия до этого. Какой же? Главное в том, что в ней сохраняется зло как один из возможных полюсов этики, и никаким просвещением от него не избавится.

Итак, финал романа подтверждает представление, что никакого этического детерминизма не существует, как бы ни старалась наука нас убедить в том, что нами руководят гормоны, детские травмы или уровень развития производительных сил (в чём она, кстати, очень близка к астрологии, которая пыталась поставить человека в зависимость от природных явлений – небесных тел). Богословы V века, отринувшие августинизм как ересь, знали о человеке больше, чем учёные. И уж точно больше ценили его свободу, даже если это свобода ко злу, которое живёт в человеке вечно и постоянно манит своей таинственной привлекательностью.

Уильям Голдинг - Свободное падение

Уильям Голдинг - Свободное падение краткое содержание

Свободное падение - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Но все же надежда есть. Что-то можно сообщить – частично. А это, конечно же, лучше, чем ничего, чем полная слепота и немота, так что мне, пожалуй, удастся найти шляпу, которую я смогу носить на свой манер. На исчерпывающее понимание я и не рассчитываю. Наша вечная ошибка в том, что мы путаем собственные ограниченные пределы с границами действительно возможного и пытаемся втиснуть Вселенную в рационалистическую или какую-то иную шляпу. Но, возможно, я сумею найти то, что нужно: модель, которая в целом вместит меня – пусть даже какие-то края, повиснув, уйдут в неизвестное. Что же до общения между нами, то, как говорится, все понять – значит все простить. Но кто как не обиженный может простить обиду? И как быть, если дошедшие до нас строки нам ничего не говорят?

И еще одно. Я не несу ответственности за все изображенные здесь картины. Я помню себя таким, каким был ребенком. Но даже соверши я тогда убийство, я не чувствовал бы себя ответственным теперь. Существует некий порог, за которым все совершенное нами в прошлом совершено не нами. Да, я там был. И чтобы понять, надо, пожалуй, включить в мой рассказ картины из тех, прошлых дней. Может, перечитав свою историю от начала до конца, я найду связь между мальчонкой, ясным, как ключевые воды, и человеком, смердящим, как застойная лужа. Так или иначе, но тот первый стал этим другим.

Я никогда не знал своего отца, и, по-моему, мать тоже его никогда не знала. Не могу, конечно, быть уверен, но склонен думать, она никогда его не знала, – во всяком случае, что он такое, если брать это выражение в его социальном значении. Половина моих непосредственных предков пребывает во тьме неизвестности, и меня редко тянет ломать себе голову на их счет. Но я существую. Эти пожелтевшие от табака пальцы, бегающие по клавишам машинки, эта тяжесть, придавившая стул, убеждают меня: сошлись двое, и один из них – моя мать. Интересно, как определили бы меня другие? И какие важные даты я отмечаю? Помню, в 1917-м были победы и поражения, и еще революция. Ввиду таких событий одним ублюдком больше, одним меньше… Кто он был, тот второй? Солдат, которого потом разорвало на куски? Или он жив-здоров, топчет землю, коптит небо, все позабыв? Может, даже гордился бы мною и моими успехами, если знал бы. Может, мы даже и встречались лицом к лицу – чужим лицом к чужому лицу. Да и где нам было опознать друг друга? Я имел о нем столько же понятия, сколько ветер, шелестящий страницами книги, о ее содержании – беспутный ветер, которому так же не прочесть ряды черных загогулин, как двум незнакомцам то, что написано на лицах друг друга.

Но так или иначе, меня завели. Я тикаю. Я существую. И на целых восемнадцать дюймов возвышаюсь над черными загогулями, которые вы разбираете. И влезаю в вас из своей черепной коробки, стараясь закрепиться на белом листе. Загогули нас соединяют, но, сколько бы чувств мы ни разделяли, не приносят ничего, кроме сознания чужеродности. Так зачем мне думать о моем отце? Не все ли равно, кто он такой?

Вот маманя – это другое дело. У нее была своя тайна, в которую, может, были посвящены коровы или кот на коврике, своя особенность, делавшая ее независимой от того, так или не так ее понимали. Ей хватало моего присутствия. Оно входило частью в ее жизнь. А на мои успехи ей было плевать. Подумаешь! В моем альбоме ее портрет дан в полную величину; он окончателен, как точка в конце фразы.

– Кто был мой папка, мам?

Вот это была новость! Меня так огорошило – хотя я конечно же не поверил! – что багровое сияние за каминной решеткой запечатлелось остаточным изображением у меня на сетчатке. Мы оба не верили, но миф уже мерцал посреди грязного пола, и я с благодарностью принял его – я с моими скромными возможностями такого изобрести не мог! Правда, и она, еще прежде чем сообщить мне эту версию, приготовилась взять ее назад. Она явно хватила через край или занеслась слишком высоко. Я видел, как в багровых отсветах у нее забегали глаза, а на пергаментном лице вспыхнул румянец и тут же с него сбежал. Она чихнула, поскребла ногтем нос, смахнула набежавшую пьяную слезинку и заговорила, повернувшись к каминной решетке – туда, где могло бы быть и побольше огня:

– Ты же знаешь, я запойная вруша!

Да, я знал, никогда ее не уличая. И все равно почувствовал разочарование. Рождества сразу как не бывало, и фанфар тоже. Я понял: придется возвращаться к ее постоянной легенде. Принц Уэльский, боевой офицер, летчик – а вот шлюхи любят сказываться дочерьми отцов духовных, и при всем блеске придворной жизни победила церковь.

Перечитала книгу два раза за один присест. Один раз прочла и не все осознала, не прониклась глубиной этого произведения. Сразу же прочла второй раз и произведение заиграло новыми красками. Уверена, что прочти я ее третий раз, мне откроется нечто новое. Это ли не показатель глубины романа. Начинается все с того, что известный художник, достигший успеха и зрелости, пытается ответить самому себе на вопрос: "Какое событие лишило его свободы воли? Когда он стал тем, кем он является сейчас?" И начинается его мысленное путешествие по своему прошлому, по вехам прожитой жизни. Вот он маленький мальчик, воспитываемый матерью-одиночкой. Воспоминания о маме, о друзьях детства, о переживаниях того времени, в результате приводят его к пониманию, что не здесь произошла потеря свободы. Школа, учеба, партийная жизнь, первая влюбленность, болезнь, опека священника, шалости и хулиганства, предательства, становление Сэма, как художника, плен гестапо и т.д. Все это вспоминается вспышками, непоследовательно, постепенно составляя сложный пазл прошедшего. Немного с того периода, немного с другого и вот, герой уже тот, кем предстал перед нами в самом начале книги. Событие или события, приведшие к свободному падению души или падению свободы, он находит, и выводы для себя делает, и страхи свои побеждает. Написано сочно, ярко, слова будто ложкой кушаешь при прочтении, настолько объемные образы получились у Голдинга. Книга "Свободное падение" понравилась мне намного больше, чем "Повелитель мух" (хотя может и его стоило перечитать). Я под большим впечатлением от прочитанного, это особый вид удовольствия. Некоторые фразы проникали до глубины души, разворачиваясь передо мной многогранностью заложенного в них смысла, и нет резона вытягивать их из общего текста, потому как они тесно переплетены с тем, что было написано раньше, составляя плотную ткань повествования. Слова автора будто наполнены некоей силой, встряхивающей разум читателя, способной влиять на жизнь, наполняющей и оживляющей. Очень красиво, проникновенно, профессионально.

Он в муках прозревал истину.

Это вдвойне трудно. Муки, застигнутого врасплох человека, пытающегося найти или выйти в своих жизненных блужданиях на тропу истины, крайне трудны, даже можно сказать, мучительны и смертельно опасны. И что такое истина? У каждого она своя. И у каждого свои темные уголки души. У одних, правда, это небольшие уголки, у других вся душа – сплошной темный вонючий чулан.

Время не выстроишь в ряд, как штабель кирпичей. Прямая, проведенная от первого крика до последнего вздоха – мертвая абстракция.

Он не знал отца. И мать тоже, кажется, его не знала. В ее путаных рассказах он был разным – офицером и даже Принцем Уэльским. Священником и так далее. И жили они в Поганом проулке. В мире трущоб. С их правилами, порядками и вонючими сортирами.

Я ищу тот момент, с которого началась ответственность, началась тьма, начался я.

Он был из тех людей, который бросается от ненависти к благодарности. Все что он делал пил, принимал наркотики, курил - все делал для того, чтобы гнать реальность подальше в угол, а потом, чтобы бежать из мира абсурда в мир апокалипсиса…
А та любовь, что свалилась не него… Разве о такой любви он мечтал? Все с самого начала пошло не так, как он желал и представлял. Заманить свою Беатрис к себе в дом …. Оказалось труднейшей задачей. Ее нравственность не знала границ, и ее правила повеления шли вразрез с правилами поведения нашего главного героя.

Читайте также: