Сухомлинский письма к сыну краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С точки зрения природы формируемой личности В.А. Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, генетически заложенных природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.


Оглавление

Учитель обаяния

Филип Дормер Стенхоп Честерфилд родился в Лондоне 22 сентября 1694 году в очень влиятельной аристократической семье. Он был воспитан гувернером-французом, преподобным Жуно. В 1712 году, в возрасте 18 лет, он определился в Тринити-колледж Кембриджского университета и в 1714 году совершил обязательное для богатого джентльмена тех лет путешествие (grand tour) по континенту. Оно было прервано смертью королевы Анны. Джеймс Стенхоп, влиятельный родственник Филипа по линии отца, вызвал юношу на родину и устроил его на место лорда опочивальни принца Уэльского. Так начался карьерный взлет будущего лорда Честерфилда.

В 1715 году Филип вошел в состав палаты общин от корнуолльской деревни Сент-Жермен. Первое же выступление в парламенте обернулось для него штрафом в 500 фунтов, так как Филипу недоставало шести недель до совершеннолетия.

В 1716 году, во время конфликта между королем Георгом I и его сыном, будущим Георгом II, Стенхоп примкнул к лагерю принца Уэльского и его любовницы Генриетты Говард, что принесло ему политические выгоды при восшествии Георга II на престол и ненависть принцессы Уэльской. Со смертью отца в 1726 году Филип принял титул графа Честерфилда и пересел из палаты общин в палату лордов. Здесь его ораторское мастерство, ненужное в нижней палате, наконец-то оценили.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Смотрите также










Василий Пригодич, 2009


О людях и книгах

Борис Дубин, 2018



99 коротких рецензий на книги о пиаре

Роман Масленников, 2016





Нажмите, чтобы узнать подробности

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели ее в сарай". Переселил сын мать в сарай.Только по ночам выходила мать из темного сарая.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу:" Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне".

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери:"Пойдемте, мама, покупаемся в реке." Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын:"Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке."

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало:"Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место."

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.

Изложение основного материала. Во все времена переписки была бесценным источником, ведь она позволяло раскрыть истинную сущность человека, выявить ее предпочтения и мысли не скрывая оттенков, внутреннего мира. Письмо - это диалог словно сам с собой и одновременно с адресантом. Именно это и позволяет вырваться из мыслей и сердца, тем вещам, о которых иногда сложно сказать в глаза.

Файлы: 1 файл

анализ.doc

Изложение основного материала. Во все времена переписки была бесценным источником, ведь она позволяло раскрыть истинную сущность человека, выявить ее предпочтения и мысли не скрывая оттенков, внутреннего мира. Письмо - это диалог словно сам с собой и одновременно с адресантом. Именно это и позволяет вырваться из мыслей и сердца, тем вещам, о которых иногда сложно сказать в глаза.

Уникальность переписки заключается не только в информированности о жизни определенной человеком, но и в том, что именно с помощью этой формы общения нам легче советоваться и давать советы, рассуждать, как бы вдвоем принимать определенные решения, корректировать поведение адресанта, НЕ нав ' связывая при этом собственные предпочтения.

Письма известных деятелей образования, науки, культуры - бесценное сокровище, поскольку отражают отдельные фрагменты нашей истории. В них можно найти то, что не было высказано, не могло быть иначе зафиксировано, как в письме. Сохранились эпистолярные сборки выдающихся украинского Гоголя, М. Драгоманова, М. Костомарова, П. Кулиша, Т. Шевченко и других.

Воспитательные советы родителей и другие, содержащиеся в письмах, является одним из древних литературно - педагогических жанров, который имел широкое распространение у разных народов мира.

Эпистолярное наследие В.А. Сухомлинского помогает не только родителям лучше познавать мир детской души, но и учителям, и становится для них одним из инструментов влияния на своих воспитанников. Письма Василия Александровича неисчерпаемый источник мудрых советов, которые помогают воспитателям делать настоящие чудеса в учебно-воспитательном процессе.

Василий Александрович, как и любой родитель обеспокоен судьбой сына, который покинул родной дом и стал на путь самостоятельной жизни, пытается помочь сыну формировать моральные взгляды по переписке.

С первого письма автор будто начинает рассказ, вводит читателя в свой диалог с сыном, который будет и дальше развиваться в следующих письмах. Он очень хотел, чтобы содержание его первого письма, сын пронес через всю жизнь, и со временем он, перечитывая его, задумывался над ним точно так же, как и Василий Александрович, помнил и берег письмо от своего отца.

В своих письмах к сыну педагог размышляет над сложными вопросами, которые волнуют не только его сына, но и все общество, проблемой безответственности. Автор рассказывает о Талейрана, надциничного политика, учил молодежь "Бойтися первого душевного порыва, потому что оно конечно благородное [2, 588]". Эта позиция политика нашла свое отражение в В.А. Сухомлинского, в следующих словах педагога: "Человек без убеждений - кисть, ничтожество [2, 589]". Своеобразие моральной ответственности заключается в том, что критерием внешнего контроля является общественное мнение, а внутреннего - совесть.

Общество, возлагая на человека моральную ответственность, рассчитывает воспитать ее в нужном направлении. Василий Александрович в письмах утверждал, что осознание собственной ответственности формирует поведение человека, приводит в соответствие личностные и социальные потребности, если между ними возникают противоречия.

В общении с сыном педагог раскрывает суть важных для юноши вопросам выбора жизненных ценностей: честь, долг, достоинство, совесть и т.д.. ?? Аме в этом возрасте молодежь сознательно выбирает свое место среди категории добра и зла. Василий Александрович отмечал, что выбор, который осуществит молодой человек зависит не только от его воспитателей: родителей, учителей, окружения, но и от самого ребенка, поскольку 12 лет человек должен начинать заниматься самовоспитанием, а уже с 16 лет, самовоспитания становится главной задачей каждого человека [2, 612]. В письме к сыну он писал: "Ты - творец собственной духовной красоты. От тебя зависит красота людей, которые находятся рядом с тобой [2, 596] ".

Даже на расстоянии педагог помогает юноше раскрыть значение "настоящей красоты человека". Василий Александрович подчеркивает, что она проявляется только тогда, когда человек занимается любимым делом, и именно при этом условии раскрывается все хорошее, что есть в душе.

В.А. Сухомлинский приводит пример о древнегреческого скульптора, создавшего статуи атлетов. Педагог не случайно рассказал об этом историческом факте, ведь скульптор передал красоту дискобола в тот момент, "когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании - апофеоз красоты [2, 635]". Отец доказывает сыну, что именно любимое дело, что вдохновляет человека на настоящие чудеса, и делает ее красивой. Василий Александрович, приводит эпизод из новеллы В.А. Гончара "Подсолнухи", о скульпторе, которому поручили увековечить образ девушки - мастера высоких урожаев подсолнечника. Когда он впервые увидел ее, девушка показалась ему некрасивой, человек отказался от работы. Возвращаясь на станцию ​​вдоль подсолнечного поля, художник увидел свою героиню за работой. Его поразила красота лица, - что было озарено ощущением красоты труда [2, 636]. Вдохновенный труд в пользу общества делает личность благороднее, помогает познать истинную красоту человеческой души.

Испытаниям на зрелость и достоинство выступает по мнению В.А. Сухомлинского, любовь, которая является высшим проявлением человеческой сущности. Молодой человек должен строить свои взаимоотношения с окружающим миром на основе принципов добра и красоты, веры, надежды и любви. Ощущение сердцем близкого человека, - важная потребность каждого человека. И именно в юношеском возрасте она актуальна. Благодаря переписке, отец постоянно был личностные беседы с сыном о настоящей любви, половые отношения, моральный долг человека и тому подобное. "Любовь - это самый строгий экзамен человечности", отмечал педагог, и каждый человек должен нести ответственность за свои действия, ибо брак это не только юридические, материальные, но и духовные обязанности [2, 625].

Воспитательные советы Василия Александровича в письмах, помогали сыну не чувствовать стыда перед вопросами, которые смущали его душу, они позволяли рассказать о своих личностных волнения и получать из уст опытного человека больше полезной информации. Отец учит подростка анализировать собственные действия, постоянно работать над становлением своего характера, заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием, свободно преодолевать жизненные невзгоды.

Заключение. "Письма к сыну" В.А. Сухомлинского включают в себя большой воспитательный потенциал для влияния на формирование нравственной личности подростка. Все письма пронизаны гуманистическими взглядами педагога, в доступной форме раскрывает актуальные проблемы - моральные ценности молодого поколения. Творческое переосмысление и последующее внедрение педагогического опыта Василия Александровича способствовать решению современных проблем воспитания подростков.

Читайте также: