Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения учащихся; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости.

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое жестокость? Формы проявления жестокости.

2. Особенности жестокого поведения учащихся.

3. Причины детской жестокости.

4. Профилактика детской жестокости.

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.

На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.

Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно провести анкетирование учащихся.

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ АНКЕТЫ ВЫЯСНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

-как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны родителей.

Сколько тебе лет?

1. Сколько человек в твоей семье?

2. Кто тебя воспитывает?

3. Как ты оцениваешь отношения в семье: (спокойные и дружные, иногда бывают ссоры, напряженные, постоянные конфликты, сандалы или даже драки).

4. Как часто тебя наказывают?

5. Если тебя наказывают, то как…

6. Как часто тебя поощряют?

7. Если тебя поощряют, то как…

8. Всегда ли тебя наказывают справедливо?

Проведя подобную анкету в своем 7-Б классе, анализ показал, что эмоциональное и психическое состояние учащихся благополучное. Низкий уровень агрессивности. На положительные результаты влияют:

- создание комфортной среды для школьников дома;

- уважительное отношение членов семьи друг к другу;

- умение родителей выслушать своего ребенка;

- проявляют терпение к детям;

Ежегодно составляется социальный паспорт класса, в котором отражается состояние семьи, социальное положение родителей, их образование.

В целом и по школе у нас достаточно неплохая картина, если посмотреть по данным справки.

Активно сотрудничаем с родительским комитетом. Проводим классные часы с приглашением родителей. Такие как:

Привлекаем родителей к организации экскурсий и их проведению.

Проводим дни открытых дверей.

Проводим индивидуальные консультации с родителями и детьми.

Классный руководитель должен:

- подчеркивать взрослость ребёнка, его ответственность за себя и за свои поступки;

- учить различать истинную и ложную красоту человека;

- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;

Влияние сверстников

Подростки получают сведения о жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников.

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

- получить самоудовлетворение от жестокого обращения.

Чтобы не провоцировать агрессию и жестокость среди детей они должны слышать что-то хорошее от своих одноклассников и чувствовать, что их ценят и уважают в коллективе. Сверстники должны уметь выслушать друг друга, заинтересовать в полезных делах, быть терпимее по отношению друг к другу.

- правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

- активно приобщать к труду для личных и общественных целей;

- формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывать адекватную самооценку.

- заинтересовывать ребят (учитывая их возможности) в классных и школьных мероприятиях.

В школе и классе проводится много мероприятий, где каждый ребенок может проявить себя. Это конкурсы, викторины, презентации, тематические праздники.

Влияние телевидения

В связи с предложением о том, что современное телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование студентами кафедры психологии МГУ с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.

Для выявления этой зависимости использовалась анкета, предназначенная для определения телевизионных предпочтений и диагностику жестокости. Испытуемыми в этом исследовании были учащиеся школ в возрасте от10 до 15 лет.

1.Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2.Что тебе в них нравится?

3.Советуют ли тебе родители в выборе телепередач?

4.Какие передачи смотрят твои родители?

5.Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

На основе полученных данных составили портрет телезрителя юношеского возраста. Он выглядит следующим образом. Такой телезритель в основном проводит время возле экрана телевизора от 2 до 4 часов в день, и в большинстве случаев для отдыха и развлечения. Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыке. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется триллеры, боевики и только потом комедии. Считают, что на них телевидение практически не влияет. Но даже у отдыхающего, перед экраном телевизора в течение 4-х часов, зрителя можно вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, но влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение.

Здесь полезны встречи с библиотекарями. Знакомство ребят с новинками литературы, которые поступают в библиотеку. Библиотечные уроки, которые проводят работники детской городской библиотеки.

Влияние Интернета

В последнее время не только американские педиатры, но и российские, выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков. Школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми в большей степени склонны к агрессии

Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей.

В этом направлении очень важно военно-патриотическое воспитание учащихся. В нашей школе оно является одним из приоритетных.

-творческий конкурс проектов-презентаций.

Традиционные встречи с ветеранами ВОВ на кануне 9 мая и ветеранами Балтийского флота.

Ежегодно вспоминаем 15 февраля – день вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана. Это день памяти. На здании школы установлена мемориальная доска Соловьёву Алексею Львовичу. Он выпускник нашей школы, погиб при исполнении интернационального долга. Проводим встречи с ветеранами локальных войск и конфликтов на базе школьного музея. К нам в гости приходит подполковник запаса Жилков Виктор Иванович.

В целях профилактики здорового образа жизни каждую четверть проводим уроки здоровья на темы:

Приглашаем наркологов, психологов.

Ежемесячно выступает с беседами медицинский психолог наркологического диспансера Жерагова Юлия Михайловна и Лосева Светлана Викторовна с темами:

-особенности формирования зависимостей;

Нарколог Ефремов Дмитрий Геннадьевич приходит не только на классные часы, но и на родительские собрания.

Часто приходит в школу инспектор ОДН капитан полиции Попова Людмила Викторовна с профилактическими беседами по предупреждению правонарушений школьниками.

В школе работает хор (в рамках работы музыкальной школы города организация дополнительного образования). Спортивные кружки.

Проблему повышения эффективности ранней профилактики в школе решаем по следующим основным направлениям:

  • выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств.

· Групповая и индивидуальная работа, как с подростками, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

· Соучастие и творческое представление в социальной жизни (праздники, отдых в загородных лагерях);

Школа осуществляют свою работу по следующим направлениям:

1. Социально-профилактическая работа по предупреждению правонарушений.

2. Военно-патриотическое воспитание.

3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время в условиях общеобразовательных учреждений.

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Список используемой литературы

1. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

3. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

фото delfi.lv

Родителей и учителей давно тревожит все возрастающая агрессивность детей, их отношение друг к другу. Недавно этой проблемой озаботилось и министерство образования и науки ЛР, разрешив директору школы переводить агрессивных детей на домашнее обучение. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Типы конфликтного взаимодействия:

·мальчик — мальчик;
·мальчик — девочка;
·девочка — девочка;
·ученик — группа.

Участников конфликта можно определить как "зачинщики" и "жертвы".

Зачинщики и жертвы

Типичный зачинщик — это, как правило, сильная, самоуверенная личность, агрессивная при разрешении конфликтов. Они вспыльчивы, неуравновешенны, резки, нетерпимы к недостаткам и мнениям других детей. На уроках часто отвлекаются, нарушают дисциплину, выкрикивают с места, в то же время активны и смелы. Реже зачинщик бывает замкнутым и раздражительным.

"Жертвы" же — сдержанные, уравновешенные, спокойные дети. Нередко они застенчивы с заниженной самооценкой, физически слабее сверстников.

Формы агрессии

Агрессия у детей бывает физической, вербальной и косвенной. Физическая преобладает в конфликтах мальчик — мальчик. Это драка — "ни с того ни с сего ударил кулаком, пнул ногой". Девочки физическую агрессию применяют намного реже, что соответствует женской природе. Особенно поражает жестокость физической агрессии в конфликтах мальчик — мальчик; мальчик — девочка. Если раньше еще существовали неписанные правила: "мальчик девочку не бьет", "семеро одного не бьют", а мальчишки если и дрались, то до первой крови, то сегодня таких правил просто не существует.

С возрастом, при конфликтах мальчик — мальчик физическая агрессия учащается, притом, что дерутся и зачинщики и жертвы. В конфликтах мальчик — девочка, где-то начиная с 7 класса, физическая агрессия проявляется реже. В конфликте ученик — группа, физическая агрессия не столь распространена, чаще к ней прибегает группа, а не индивидуум. Приблизительно в трети конфликтов, группа избивает одного. Единичны случаи, когда кто-то один хватает палку и нападает на группу.

В конфликтах девочка — девочка физическую агрессию нередко используют и "зачинщики" и "жертвы". В основном это происходит в младших классах, начиная с 6 — 7 класса такое происходит довольно редко. Зато вербальная агрессия преобладает в конфликтах девочка — девочка, и в конфликтах мальчик — девочка. Это выражается в угрозах, криках, ругани, обзываниях. С возрастом же у них вербальная агрессия снижается.

Косвенную агрессию используют в основном зачинщики в конфликтах девочка — девочка, но реже чем физическую и вербальную. Формы такой агрессии — порвать тетрадь или учебник, сделать нецензурную надпись в подъезде девочки, захлопнуть дверь перед ее носом и др.

Причины агрессии

Школа, ученики — зеркало общества. И преступность, и агрессивность, и свобода нравов значительно возросли в нашей стране за последние двадцать лет. Вряд ли возможны иные тенденции в наших школах.

К поведенческим причинам агрессии можно отнести:

·демонстрацию физического превосходства, стремление возвыситься за счет грубости, силы, унижения кого-то;
·сохранение личного достоинства и месть за унижение, оскорбление;
·борьбу ученика за высокий статус в классе и школе.

Плюс, еще и эмоциональная неустойчивость и низкий уровень самоконтроля.

Агрессивность ребенка нередко повышают сцены насилия и эротики телефильмов, общение и "плохой" компанией.

К социальным причинам агрессии можно отнести неблагополучную атмосферу в семье и неправильное воспитание: отец безработный, пьет, избивает маму и детей; мать ругает и бьет ребенка, внушая ему, что он испорченный и никчемный человек, а то и вовсе нелюдь.

Учитель может пресечь конфликт словом, замечанием, заставать извиниться "виновного" перед "обиженным" или классом. Но это мало помогает или помогает только на непродолжительное время.

Учитель, имеет также право пригласить на беседу родителей, но и это часто помогает как мертвому припарка. Последнее средство в этом случае — перевод агрессивных детей на домашнее обучение.

Реакция сверстников на конфликт

Реакция учащихся на конфликт многогранна: порицание, осуждение, поддержка и сочувствие. Класс чаще всего осуждает и порицает зачинщиков конфликта; сочувствует девочке, если ее обидел мальчик. Более равнодушны к конфликтам других старшеклассники.

Семьи зачинщиков конфликта

Семьи зачинщиков конфликта обычно неполные, неблагополучные, но нередки случаи, когда агрессивно ведут себя дети из полных, благополучных, обеспеченных семей. Родители полностью отдают себя работе, бизнесу, а внимание к детям компенсируют лишь материально, потакая их прихотям.
В результате у таких детей нарушаются ценностные и нравственные ориентиры. Например, девочки из бедных семей завидуют богатым из-за невозможности быть модными, а "богачи" уничижительно отзываются о "бедняках".

Реакция родителей

Они возмущаются, негодуют, почти всегда оправдывают своего ребенка, обвиняют во всем школу, учителей, одноклассников. Реже родители осуждают своих детей — зачинщиков и даже сурово наказывают. Иногда мамы, папы ведут с детьми разъяснительные беседы, сочувствуют "жертвам", извиняются друг перед другом.

Вообще-то возникает замкнутый круг: учителя предъявляют претензии родителям и их детям, родители — винят школу, иногда даже оскорбляют классного руководителя. Так и хочется сказать таким родителям: "Если вас не устраивает уровень воспитанности ваших детей, — посмотрите на себя в зеркало".

Учителя

Расстраиваются, возмущаются, негодуют, раздражаются особенно при конфликтах мальчик — девочка, девочка — девочка. Они слабо информированы о научных исследованиях по проблемам агрессии, возрастных психологических особенностях детей. И книг на эту тему издается очень мало, да и времени на их прочтение учителям не хватает.

Повышенное беспокойство, тревогу и даже страх вызывает у учителей конфликты между девочками и в конфликтной ситуации: мальчик — девочка. Ведь драки, сквернословие среди девочек не соответствуют общепринятой модели поведения, а конфликты между мальчиками и девочками не соответствуют традиционной полоролевой модели поведения.

Ужасно, что сильный пол поднимает руку на слабый, и не менее ужасно, что девочки порой не уступают мальчикам в агрессивности, грубости, жестокости, а порой и превосходят их в этом.

Учителя, конечно же, вмешиваются, стараются пресечь конфликты на корню, но всегда ли им это удается.

Способы улаживания конфликтов: обращение к администрации школы, беседы с родителями и учащимися, привлечение психолога и социального работника, если они имеются в школе не всегда помогают. Хотя в большей половине случаев, конфликты в школе разрешаются позитивно, но в отдельных случаях, — дело доходит даже до суда.

Я убежден что статья, к сожалению, актуальна и для родителей, и для учителей, и для директоров школ.

Мы все ответственны за настоящее и будущее наших детей.

Скажете, почему здесь нет готовых рецептов? Их и не может быть. В каждом отдельном случае и меры профилактики, и "лечения" различны.

Помните, — главная задача педагогики — вырастить детей здоровыми, умными, добрыми, работящими, уважающими себя и других, способными жить и развиваться в условиях рыночной экономики.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Проблема детской жестокости как социальное явление ​

детская жесткость

Сформируем негативное отношение к жестокости

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте ​

агрессия подростков

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
  • решение спорных вопросов конфликтным путем;
  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
  • использование истерики как последнего доказательства;
  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;
  • повышенная возбудимость и двигательная активность;
  • пассивное сопротивление, негативизм;
  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности ​

причины агрессивности подростков

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения при агрессии 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс 7Spsy избавит вашего подростка от агрессии и жестокости. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

Сформируем негативное отношение к жестокости

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

Подростковая жестокость - аномалия или норма?

Начался учебный год. И сегодня нам хочется поговорить об одной из проблем современного общества - о подростковой жестокости, которая порой приводит к страшным последствиям.

На что нужно обратить внимание родителям расскажет клинический психолог Психоневрологического диспансера при ГБУЗ МО "Солнечногорской ЦРБ" - Ю.В. Козубай.

Наш мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Попадая в жизненный водоворот проблем и перемен, мы все чаще замечаем, что люди, которые нас окружают, все больше раздражительны, тревожны и агрессивны.
Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах между группой и личностью.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это любая форма поведения или действие, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения. Агрессивное поведения (нарушения) устойчивый набор антисоциальных действий, отличающейся деструктивностью или вредностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределенной опасности.

Что же такое подростковая жестокость? Её формы, причины, последствия, ответственность. Почему жестокость становится нормой в наше время?

Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном. Во всем мире этот подростковый феномен приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства.

Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным. Жертвой станет тот, кто слабее.

Эмоциональные процессы у детей играют ведущую и доминирующую роль в общей структуре психической деятельности. Их необходимо рассматривать как развивающиеся, что связано, с одной стороны с качественными трансформациями личностных образований (развитием мотивационной, смысловой сферы) и, с другой стороны, с динамикой интеллектуальных функций, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональных переживаний.
• Семейные причины
Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.
• Личные причины
Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.
• Ситуативные причины
Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Одним из аспектов подростковой жестокости часто становится конфликт между подростком и группой, которые тоже имеют ряд противоречий. С одной стороны, подросток отстаивает свою точку зрения, укрепляет свою самооценку, с другой, от конфликтов страдает достоинство человека, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научить наших детей предотвращать такие конфликты, сформировать позицию достойного выхода из проблемной ситуации. Последствия конфликта всегда имеет ряд негативных факторов, такие как - унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, тревога, беспомощность, ответная агрессия, суициды и, к сожалению, даже уголовную ответственность.

Как преодолеть конфликты? Как не стать жертвой конфликта? Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
• Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
• Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки - неуправляемой агрессии не бывает.
• Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки - об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
• Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы - тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.
• Формировать позитивное мировоззрение.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

Подростки нуждаются в руководстве взрослого. Он должен обладать харизмой, авторитетом, внутренней силой, недаром в архаичных обществах на роль наставников всегда выдвигались самые интересные, яркие люди. К сожалению, сейчас педагогическая сфера не всегда справляется с этой задачей. К счастью, еще есть тренеры, руководители кружков, учителя, которые обладают качествами наставника, но их все меньше.

Агрессия – это не всегда плохо, она позволяет бороться за жизнь, защищать потомство, свою территорию, преодолевать трудности, добиваться цели. Когда агрессия нормально функционирует, она работает как вода, которая крутит колеса жизни. На ней основаны конкуренция, желание успеха. Нам кажется, что мы наблюдаем всплеск детской жестокости. На самом деле дети сейчас такие же, как и были. У них есть возрастная потребность в агрессии, и они ее реализуют. Нет взрослых лидеров, которые бы ее сдерживали.

Читайте также: