Экология в школьной библиотеке

Обновлено: 08.07.2024

Множество проблем волнует сегодня человечество: грозит ли растущему населению Земли перенаселение, голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьем? Какова перспектива развития энергетики? Могут ли ресурсы Мирового океана помочь в осуществлении этих проблем? –

И все эти вопросы связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависят жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущих поколений.

Экологические проблемы не знают границ и природных рубежей – они глобальны. Пыль пустыни Сахары, например, с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля ощутили в некоторых странах Западной Европы. Как и где отзовётся сейчас землетрясение в Японии и взрыв на атомной станции в Фукусиме? Выживем ли мы на этот раз?

Об этом сейчас спорят в мире, об этом должны постоянно думать и мы, люди, участвующие в организации воспитания и обучения нового поколения людей. От нас, быть может, в большей степени, чем от людей других профессий, зависит, воспитаем ли мы человека, который будет топтать каблуками землю, высасывая из неё последние капли нефти для своего обогащения и при этом будет считать себя властелином природы, или, наконец, воспитаем Человека – сына Земли, союзника природы, восторгающегося её красотой и гармонией, её разнообразием и неисчерпаемостью тайн, человека думающего и ищущего пути спасения цивилизации.

Проблемы экологии становятся настолько серьезными, что экологическое воспитание в школе приобретает ведущую роль и основываться оно должно только на мировоззренческих представлениях о человеке как части природы, о единстве и ценности всего живого на Земле и невозможности выживания человечества без сохранения природы.

Наша школьная библиотека играет активную роль в воспитании экологической грамотности, она располагает большими возможностями для детей черпать экологические знания из книг, периодических изданий, нетрадиционных носителей информации.

Как информационный центр наша школьная библиотека:

– обеспечивает учителей, методическими, дидактическими и педагогическими материалами, а также готовыми методическими разработками на электронных и бумажных носителях. Чтобы способствовать более качественной подготовке к мероприятию и в целях экономии необходимого учителю времени я предлагаю свои методические разработки на различные темы, постоянно пополняю их материал, используя для этой работы каждую свободную минуту, чтобы подготовить новую интересную методическую разработку к предстоящему празднику или памятной дате и предложить её учителю или учащимся.

Положительной особенностью школьной библиотеки является максимальная приближенность её к учебному процессу, поэтому я поддерживаю постоянную связь с учителями-предметниками и классными руководителями, совместно мы проводим мероприятия: книжные выставки, беседы, обзоры, выразительные чтения, утренники, викторины, конкурсы, праздники, игры.

– "Здоровье человека в современной экологической обстановке";

– "Нетрадиционная энергетика: за и против";

Они учатся делать обзоры книг, проводят беседы с учащимися начальных классов. Очень полюбили дети персональные выставки, посвящённые творчеству певцов природы - Пришвина, Астафьева, Паустовского, Сладкова и других писателей и поэтов.

Большой поклон также писателям - природоведам: В. Бианки, Ю. Дмитриеву, М. Соколову-Микитову и многим другим, подарившим нам радость общения с природой. После встреч с ними читаемость возрастает, особенно востребованы бывают книги о животных, о природе.

Прав был Тютчев, который сказал:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

Таким образом, без активного использования фондов школьной библиотеки при подготовке к различным мероприятиям ни школьникам, ни учителям не обойтись. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет или ответ на интересующий вопрос, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования личности.

Для продвижения экологической информации используются и другие формы: буклеты, листовки, закладки, информационные стенды, плакаты. Однако самой эффективной формой продвижения информации я всё таки считаю выставки:…Часто использую выставку одной книги или одной статьи. Помещаю рядом с книгой или статьёй картинки, рисунки детей, высказывания.

А когда мы тратим на подписку по разнарядке так много средств, выписывая по 30 – 15 экземпляров ненужных газет, мне очень жаль, что мимо детей проходят такие прекрасные периодические издания, действительно способствующие воспитанию любознательности, интереса и любви к природе, как: "Свирель", "Юный натуралист", "В мире животных", "Филя", "Муравейник", "Юный путешественник", "Юный следопыт", "Юный краевед", "В мире растений", "В мире животных", "Экология и жизнь". Когда такие журналы попадают в нашу библиотеку - дети занимают за ними очередь.

"Стыдно жить на Земле и не замечать многообразия природы", – отмечал в свое время детский писатель - природовед Николай Сладков. Как научить современных детей любить природу, слышать и видеть красоту

окружающего мира, беречь и сохранять все живое на планете Земля? Эти вопросы волнуют особенно сегодня, когда перед нашим обществом остро стоят проблемы экологии. Большое это поле деятельности и для школьных библиотек, которые способствуют:

– более полному пониманию учащимися учебного материала по естественным наукам;

– осознанию того, что учебник – не единственная книга, по которой можно изучать природу и экологию;

– способствуют развитию навыков самостоятельного поиска экологических знаний;

– обретению опыта их использования в повседневной учебной и практической деятельности;

– приобретению навыков публичных выступлений и ораторского искусства, формированию и расширению словарного запаса в области экологии;

– формированию критического мышления в сфере природоохранной деятельности.

А в целом, все это способствует становлению нравственно-экологического сознания, основанного на неравнодушном отношении к состоянию окружающей среды, создает условия для построения шкалы нравственных ценностей, духовного становления личности школьников.

Итак, роль и значение школьной библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Школьная библиотека способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимое условие формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Конечно, это требует постоянного, серьёзного, повседневного, кропотливого труда, поэтому я желаю вам успеха и терпения в вашей творческой деятельности!

В работе описаны мероприятия, формы занятий по экологическому просвещению в МБОУ СОШ пгт Ерофей Павлович.

ВложениеРазмер
экологическое просвещение в работе школьной библиотеки 60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

рабочего поселка (поселка городского типа)

РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

МБОУ СОШ пгт. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

МБОУ СОШ пгт. Ерофей Павлович

Тимофеева Светлана Николаевна

пгт. Ерофей Павлович, 2017 г.

Экокультура формируется на основе более глубокого понимания природы человеком, призванным ее сохранять, защищать и приумножать. Равнодушие, отстраненность, безответственность – причина экологической опасности.

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одного из важнейших истоков современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе.

Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, прием с каждым десятилетием противоречие во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Задачи школьных библиотек, обслуживающих детей:

1. Формировать интерес к окружающему миру. Руководить их чтением.

2. Прививать любовь к книгам – стремление беречь природу.

3. Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и окружающими миром.

4. Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды.

5. Преодолевать потребительское отношение к природе. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации.

В нашей библиотеке составляется программа экологического воспитания школьников совместно с методическим объединением классных руководителей и учителей биологии, химии, географии.

  • Систематизировать знания учащихся во взаимосвязях в природе.
  • Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
  • Знакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой, развивать творчество, самостоятельность, учить их работать с книгами, добывать в них нужную информацию.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся

*Выпуск экологических листовок

*Обращение к учащимся своей школы через выпуск экологической газеты о недопустимости загрязнения водоемов, образования несанкционированных свалок в окрестностях поселка и т.д.

*Уроки экологии и биологии в 5-11 классах

*Выступление юных экологов перед учащимися

*Тематические экскурсии по окрестностям поселка

В течение года по необходимости

Апрель (День Земли), в течение года

*Разработка рефератов, докладов для участия в эколого-биологических конференциях

*Участие в областных и всероссийских конкурсах эколого-биологического направления

*Экологические экспедиции: благоустройство и уход за территорией парка

*Экологическая предметная неделя

*Конкурсы рисунков, кроссвордов, творческих работ по охране природы

*Дни защиты от экологической опасности (круглые столы, диспуты, экологические ринги)

Библиотека является информационным центром помощи охраны окружающей среды и формированию окружающей культуры.

Учителя состоят на индивидуальном информационном обслуживании.

Библиотекарь готовит материал на конкретные темы на определенные группы педагогов – биологов, химиков, а также учащихся.

Библиографическим обслуживанием в библиотеке по вопросам охраны окружающей среды являются библиографические консультации, библиографические справки. В библиотеке ведется тетрадь учета выписанных справок. Составляются малые библиографические пособия в форме птиц, зверей, растений, где отражается литература по экологическому направлению.

Каждый год пополняется библиотечный фонд справочно- энциклопедическими изданиями, учебниками научно-популярной периодической литературой.

Книги И.Акимушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, С. Михалкова, В. Солоухина отличают острую наблюдательность природных явлений, глубоко и чувственно проникновенно изложены и высоким личным патриотизмом они воспитывают любовью к природе, высоконравственные личностные качества, доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному и готовность действовать в защиту окружающей среды.

Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин.

Изучение читательского спроса осуществляется в основном в процессе работы с читателями при анализе библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров. Ведение дневника библиотеки позволяет выявить сведения о составе читателей, об объеме выданной литературы, в том числе на экологическую тему.

Библиотекарь, разумеется, не может решать ту или иную задачу, не связав свою деятельность с учителями химии, биологии, географии и другими педагогами.

В библиотеке используются инновационные формы индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению детей. Это использование видеоматериалов, лекций, деловой театр, активные семинары, выставка-путешествие, выставка-хобби.

Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Турганова Алена Петровна

Глава I . Экологическая проблема как одна из глобальных

Глава II .Сущность экологического воспитания

2.1.Основы формирования экологической культуры учащихся………………………………………………………………………….8

2.2. Программа экологического воспитания……………………………..11
2.3.Многообразие экологического воспитания ……..…………………..14
Глава III . Работа школьного библиотекаря по экологическому воспитанию школьников. ……………………………………………………15

Множество проблем волнует сегодня человечество: грозит ли растущему населению Земли перенаселение, голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьем? Какова перспектива развития энергетики? Могут ли ресурсы Мирового океана помочь в осуществлении этих проблем? –
И все эти вопросы связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависят жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущих поколений.

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Учить видеть и понимать красоту живой природы;

Учить основам экологических знаний;

Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;

Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.

Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

Методы экологического воспитания

Творческие домашние задания .

Формы экологического воспитания

Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.

С 2000 года в школьных программах элементы экологического

образования введены практически во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), экология- в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся. Так как я являюсь и еще учителем географии, биологии и экологии как библиотекарь тоже веду работу в области экологического просвещения школьников.

Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Глава II . Сущность экологического воспитания.

2.1. Основы формирования экологической культуры учащихся.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1. Принцип природ сообразности – изучение задатков, способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка.

2. Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.

- знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

Экологически культурная личность должна иметь знания по основным разделам экологии и краеведению:

правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные ресурсы и т.д.;

о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии таких как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др;

знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть оправданным и целесообразным, включать:

соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;

обобщение или избирательность;

сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

2.2. Программа экологического воспитания

«В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

2.3. Многообразие экологического воспитания

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

Немалую роль в этом играет этнопедагогика , т.е. народная педагогика, которая способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного подрастающему поколению.

Этнопедагогику можно в целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов– профессионалов.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих способностей.

Так, она оказывается:

- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

- объектом и предметом целенаправленного познания , когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

- реальным пространством, где протекает деятельность;

-окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;

- объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее в образе в самодеятельном искусстве.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.

Как можно показать красоту и величие того края, где мы живем, тех земель, которые обрабатываем, те места, которые любим. Конечно, на собственном примере и примере своих предков.

. « Россия не только государство…. Она сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия- это бесконечные снега, под которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин; снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.

Глава III . Работа школьного библиотекаря по экологическому воспитанию.

Наша школьная библиотека играет активную роль в воспитании экологической грамотности, она располагает большими возможностями для детей черпать экологические знания из книг, периодических изданий, нетрадиционных носителей информации.

Положительной особенностью школьной библиотеки является максимальная приближенность её к учебному процессу, поэтому я поддерживаю постоянную связь с учителями-предметниками и классными руководителями, совместно мы проводим мероприятия: книжные выставки, беседы, обзоры, выразительные чтения, утренники, викторины, конкурсы, праздники, игры.

В экологическом просвещении детей всё более популярна театрализация, которая порождает такие формы как мини-спектакли, агитбригады, инсценировки суда природы над человеком. Дети демонстрируют свои творческие способности и знания об окружающем мире. Мероприятия развивают у них интерес к окружающему, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.

"Стыдно жить на Земле и не замечать многообразия природы", – отмечал в свое время детский писатель - природовед Николай Сладков. Как научить современных детей любить природу, слышать и видеть красоту
окружающего мира, беречь и сохранять все живое на планете Земля? Эти вопросы волнуют особенно сегодня, когда перед нашим обществом остро стоят проблемы экологии. Большое это поле деятельности и для школьных библиотек, которые способствуют:
– более полному пониманию учащимися учебного материала по естественным наукам;
– осознанию того, что учебник – не единственная книга, по которой можно изучать природу и экологию;
– способствуют развитию навыков самостоятельного поиска экологических знаний;

– приобретению навыков публичных выступлений и ораторского искусства, формированию и расширению словарного запаса в области экологии;
– формированию критического мышления в сфере природоохранной деятельности.
А в целом, все это способствует становлению нравственно-экологического сознания, основанного на неравнодушном отношении к состоянию окружающей среды, создает условия для построения шкалы нравственных ценностей, духовного становления личности школьников.
Итак, роль и значение школьной библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Школьная библиотека способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимое условие формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Конечно, это требует постоянного, серьёзного, повседневного, кропотливого труда, поэтому я желаю вам всем успеха и терпения в нашей творческой деятельности!

Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась.

В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения.

Поэтому перед различными социальными и общественными учреждениями ставится задача активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение достопримечательностей нашей уникальной природы.

Экологическое просвещение читателей всегда является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией крупных акций и марафонов.

Под понятием экологическое просвещение понимается - распространение экологических знаний и образования. Через просвещение проходит практически все население от мала до велика. Именно это направление работы является приоритетным в деятельности таких учреждений, как библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, формирования у населения экологического сознания и воспитания экологической культуры как нового образа мышления, основанного на понимании социально-экономических и экологических процессов.

Цели и задачи экологического просвещения :

- привлечь внимание к экологическому просвещению;

- способствовать формированию экологической культуры;

- обмен опытом работы по экологическому воспитанию;

- накопление, систематизация, хранение и создание новых информационных ресурсов экологической направленности;

- обеспечение свободного доступа к экологической информации;

- Корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.

Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Сегодня библиотеки обладают такими ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Еще одно преимущество библиотеки – это ее квалифицированные образованные кадры. Это отряд работников культуры, на которых можно рассчитывать в таком трудном деле, как экологическое просвещение.

Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной. Она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятий;

2. Совершенствование информационной работы;

3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;

4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;

5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

6. Изготовление печатно-рекламной продукции;

7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;

8. Освещение работы в СМИ;

9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, для своих потенциальных пользователей;

фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организаций, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Можно выделить следующие важные факторы или методы работы положительно влияющие на работу библиотеки по экологическому просвещению :

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера;

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности (расскажите о своем опыте работы).

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Роль библиотеки в экологическом просвещении.

Большой вклад в экологическое просвещение детей и подростков вносят библиотеки, работающие с детьми. Одним из направлений в работе по экологическому воспитанию детей является создание библиографических указателей : пособий, рекомендательных списков литературы, собственной медиапродукции на СД-RОМ для разных возрастных групп читателей. В библиотеках работают клубы по интересам экологической направленности.

Для успешного экологического просвещения, основными направлениями работы библиотеки должны стать :

развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения;

работа по целевым проектам, комплексным программам;

непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.

Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо :

активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:

раскрыть интересней и ярче свои фонды;

постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;

обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;

изучать экологические проблемы своего района, города;

расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;

развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.

В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.

Сотрудники библиотек к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественнонаучные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. Гуманитарная часть экологического просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения, так как развивает у современных людей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому.

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных.

Фотоотчет Юбилей Корнея Чуковского — 135 лет, в библиотеке

Фотоотчет Юбилей Корнея Чуковского — 135 лет, в библиотеке Приобщаем родителей к совместной деятельности. Прививаем детям любовь к художественной литературе, умение через художественное слово различать.

Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Просвещение родителей Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению.

Валеологическое просвещение родителей Технологии валеологического просвещения родителей Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим.

Категория: Наши события Комментариев нет


Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.


Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно


Акция организуется в целях:

— продвижения книги и чтения;

— поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

— применения библиотеками инновационных форм работы;

Время проведения акции – с 15 мая по 31 июля.

Основная цель — привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.


В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми

Читайте также: