Структурная модель образовательной среды школы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Структурно- функциональная модель формирования и коррекции психологически безопасной образовательной среды.

Состояние качества преподавания, уровень требований, предъявляемых к учащимся в образовательном процессе

Принятый стандарт образования

Установившиеся нормы поведения, принятые в данной образовательной организации

Стиль педагогического общения

Регламентированные позитивные ценностные ориентации

Таким образом, модель образовательной среды , это система влияний и условий формирования личности, а также условия и возможности для ее развития, содержащиеся в пространственно- предметном и социальном окружении .

Модели образовательной среды.

Коммуникативно- ориентированная модель. Рубцов В.В. Форма сотрудничества. Структурные компоненты: внутренняя направленность школы; психологический климат; социально- психологическая структура коллектива; организация передачи знаний; психологический характеристики учащихся и т.д.

Эколого- личностная модель. Ясвин В.А. . Система условий и влияний формирования личности по заданному образцу. Структурные компоненты: пространственно- предметный; социальный; психодидактический.

Антрополого- психологическая модель. Слободчиков В.И.Совместная деятельность субъектов обучения . Структурные компоненты: насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ организации).

Психодидактическая модель. Лебедева В.П. Дифференциации и индивидуализация обучения. Структурные компоненты: познавательные интересы учащихся, учет возможностей педагогического коллектива, структура региональной образовательной системы, традиции и особенности социокультурной образовательной среды.

Экопсихологический подход. Панов В.И. Образовательная среда как условие и средство развития должна быть направлена на создание определенных условий развития обучающихся. Структурные компоненты: деятельностный (технологический);коммуникативный; пространственно-предметный.

Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Современные представления об эффективности образования связывают с оценкой не только показателей обученности, но и психического развития. В психологическом аспекте указанное изменение целей образования смещает акцент с развития предметно обусловленных познавательных способностей на создание в образовательной среде условий, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сфер школьников. С точки зрения психологической экспертизы, образовательную среду можно разделить на качество условий и качество результата. Качество условий состоит в способности учреждения создать образовательную среду (психологические характеристики условий), способствующую устойчивому психологическому развитию ее участников. Второе- в оценке соответствия результатов запросам современного общества. И.А.Баева дает определение , где ОС понимается как психолого-педагогическая реальность , содержащая специально организованные условия для формирования личности , а также возможности для развития , включенные в социальное и пространственно-предметное окружение : ее психологической сущностью является деятельностно- коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Определим различия между образовательным стандартами первого и второго поколения в контексте формирования ИОС:

Стандарты нового поколения

Планирование образовательного процесса

Не используется автоматизированная обработка содержания образования

Создание информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная обработка содержания образования

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы

Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов.

Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Использование офисных приложений для ведения мониторинга

Ведение электронных дневников,

внедрение автоматизированных информационных образовательных систем педагогического мониторинга

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, обмен информацией

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Электронный документооборот, обмен информацией

Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем

Основная идея разработки модели ИОС школы состоит в том, что формирование компетентностей учащихся осуществляется через деятельностное освоение учениками на каждом этапе обучения соответствующего объема знаний средствами коммуникационных технологий. Мера участия каждого учащегося в общей работе определит уровень его личных данных достижений, а состав и структура сформированного объема и качества знаний дадут возможность оценить уровень результатов обученности.

ИОС может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:

1) информационные ресурсы школы :

  • приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
  • создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований)
  1. базы данных ОУ , которые включают в себя:
  • базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
  • базы результатов деятельности школы;
  • базы помещений и технологического оборудования и т.д.
  1. система дистанционного обучения , которая призвана использовать все типы информационных ресурсов, передавать результаты обучения в систему автоматизированного контроля знаний и обеспечивать:
  • поддержку реализуемой образовательной программы;
  • обучение детей по различным причинам не посещающим школу;
  • индивидуальное обучение, в т.ч. одаренных детей;
  • обучение по программам профильного обучения.
  1. система автоматизированного контроля знаний обеспечивает организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т.ч. программы дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться ею. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио.
  2. система управления образовательным учреждением , которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:
  • планирования образовательного процесса;
  • планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
  • анализа результатов деятельности;
  • электронного документооборота.
  1. средства массовой информации : сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
  2. электронные услуги : предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.

4. Организационно-управленческое сопровождение образовательного процесса в информационно-образовательной среде

Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.

В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в МБОУ СОШ № 75 уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.

Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.

Для достижения требуемых педагогических результатов ФГОС второго поколения установлены принципиально новые требования к информационно-методическим условиям реализации образовательной деятельности школы:

  • информационное обеспечение субъектов образовательного процесса (создание системы широкого доступа учителя, учащихся и родителей к содержательной учебной информации, а так же к информации по организации образовательной деятельности и результатам образовательных достижений учащихся);
  • формирование информационно-образовательной среды, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда школы представляет собой системно-организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно-технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности школы. Все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием средств и методов информационных технологий.

Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы возникает необходимость разработки технологий управления ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды


Рис. 1.1. Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)
Данная структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно–воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное – с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является центральной задачей службы сопровождения.

1.1.4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы

В трудах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными.

• пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

• социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

• психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И.Слободчиковым. В качестве базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.

В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.

Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.

Образовательная среда
в общекультурном контексте

Для ответа на вопрос о том, какие тенденции преобладают в современном образовании, необходимо рассмотреть наиболее рельефно выраженные особенности развития современной культуры. В этой связи представляет интерес концепция культуры французского культуролога Абрахама Моля (Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973). Разработанная в 70-е годы ХХ века, она тем не менее отражает современное положение дел. Автор делит культуру на индивидуальную и социальную, традиционную и современную.

В противоположность этому современная культура мозаична. В созданной таким образом образовательной среде человек познает мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Он постигает требующиеся профессиональной деятельностью причинно-следственные связи в силу случайностей своей биографии. Совокупность его знаний — плод случайностей. Лишь накопив определенный объем информации, человек начинает обнаруживать скрытые в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным.

Эта особенность современной культуры очень важна для понимания современного состояния образовательной среды. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий.

Другие особенности современной образовательной среды, выведенные, на основе анализа особенностей современной культуры, мы обозначим конспективно. Их подробное описание имеет мало смысла, так как речь идет о высокодинамичных процессах. Наиболее полно эти особенности представлены следующими тенденциями:

Читайте также: