Структура занятия по хореографии в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Цель первого этапа обучения – создать условия для формирования устойчивого интереса детей к занятиям хореографией, ввести ребёнка в мир музыкально-танцевального действия, развить воображение и творческое начало средствами ритмики и танца.

Задачи первого этапа обучения.

1. Формировать у детей представление о правильной осанке.

3. Приобщать детей к академическим основам народно-сценической хореографии с элементами образной свободной пластики.

4. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение и характер, развивать эмоциональную отзывчивость (воспитание эмпатии).

5. Развивать наблюдательность, внимание, любознательность,

знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей

действительности; учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать

их по общим признакам.

6. Учить адекватно оценивать свои поступки, осознанно относиться к собственному творчеству и творчеству сверстников (воспитание рефлексии).

7. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Вводная часть. (2 минуты).

Линейное или круговое построение, поклон-приветствие.

II. Основная часть. (25 минут).

1. Ритмическая азбука.

2. Партерная гимнастика в образах.

3. Учебный экзерсис в игровых задачах-упражнениях.

4. Танцевальные движения-этюды на русском материале.

5. Танцевальные игры.

7. Ориентация в пространстве.

III. Заключение. (2 минуты).

Краткий анализ, поклон-прощание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

п/п Наименование разделов, тем Основные задачи Методические приёмы

I Вводное занятие

1. Техника безопасности в занимательной форме.

музыки и танца с радостью и улыбкой.

3. Знакомство с музыкальными

(шумовыми) инструментами.

4. Линейное и круговое по

образный показ педагога

II Знакомство с азбукой ритмики

1. От простого хлопка - к притопу.

2. Простейшие виды хлопков - притопов в различных метро-ритмических сочетаниях.

комментарии педагога по ходу выполнения упражнений-движений

III Основы образно-игровой партерной гимнастики

1. Элементарные формы растяжек, наклонов и слитных движений на середине зала Выработка шага, гибкости, эластичности мышц и свя-зок.

Профилактика остеохондроза образно-словесная подача движений

IV Учебный блок

1. Элементарные основы народной хореографии.

2. Базовые элементы русского народного танца : ходы, бег,

гармошка, притопы, переступания, ковырялочка, поочередные выносы ног на носок, на каблук, на воздух Изучение позиций ног в народном танце.

V Танцующая Россия

1. Основные позиции и положения рук в русском танце.

2. Художественно-поэтическое богатство фольклорных

пластики рук в сочетании со свободной

образный показ педагога

VI Музыкально-танцевальные игры

Отражение в пластике образов животного мира.

Освоение актерской игры, мимики, творческий поиск образа.

контраст и чередование

VII Освоение танцев-образов

Освоение сценического пространства.

Освоение парного и ансамблевого исполнительства

образное освоение танца;

образный комментарий педагога по ходу танца;

озвучивание движений (стригет)

VIII Эмоции в танце

1. «Танцующие человечки-

IX Пространство и мы

змейка, ручеек, ключ и другие

прямые и диагональные точки зала;

X Музыка и танец

1. Основы музыкально-ритмического движения.

2. Музыка – первооснова в художественно-творческом развитии ребёнка.

3. Музыкальные инструменты.

4. Музыка и танец Приобщение к миру музыки (музыкальное настроение, характер, жанровые черты).

Обучение основным элементам музыкального языка и музыкальной речи (мелодия, сопровождение, музыкальная форма)

музыкальное сопровождение танца как мето-дический приём

XI Закрепление пройденного материала

(по всем основным темам)

1. Итоговые показы (открытые

уроки, танцевальные представления, концерты).

2. Оценка по динамической

шкале «начальный этап – промежуточный – окончательный

Доведение танцевального материала до итогового показа.

Формирование волевых качеств личности.

Оценка результатов творческой деятельности

психоло-гический настрой на публичный показ;

2.5 Содержание программы

второй год обучения

Цель второго этапа обучения – закрепить интерес детей к занятиям ритмикой и хореографией, развивать художественно-творческую активность средствами ритмики и танца.

Задачи второго этапа обучения.

1. Формировать навыки исполнения народно-сценического танца с образно-тематическими элементами пластики с помощью игровых и образно-тематических приемов.

2. Развивать умение слушать и слышать музыку, передавать её содержание и характер хореографическими выразительными средствами, в том числе, с элементами импровизации.

3. Развивать исполнительскую культуру детей с учетом возрастных психофизических и индивидуальных особенностей.

4. Воспитывать у детей интерес к различным национальным хо-реографическим культурам.

5. Расширять кругозор детей, их представления о предметах и явле-ниях окружающей действительности, растительном и животном мире.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

7. Развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Вводная часть. (2 минуты).

II. Основная часть. (25 минут).

1. Ритмическая мозаика в игровой форме.

2. Усложненная партерная гимнастика.

3. Академические основы народной хореографии.

4. Освоение танцевального репертуара.

5. Самостоятельное сочинение танцевальных игр.

6. Ориентация в пространстве.

7. Танцевальная импровизация.

III. Заключение. (2 минуты).

Краткий анализ, поклон-прощание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

п/п Наименование разделов, тем Основные задачи Методические приёмы

I Вводное занятие

2. Вариации национальных поклонов.

3. Поклоны партнеру, педагогу.

Ввести в мир танцевальной образности, игры, радости и улыбки игровой;

II Ритмическая мозаика известных образцов на-родной музыки

1. Многообразие метро-ритма музыкального этноса.

2. Игра, образ, предлагаемые

обстоятельства – ключ к пластическому решению задач.

3. Ритмоформула музыки в

образно-танцевальных движениях Правильно понять, расшифровать метроритмический рисунок

музыки и выразить его в танце образный показ педагога;

образный комментарий педагога по ходу танца;

использование национального колорита

III Партерная гимнастика с усложненными формами координации движений

1. Растяжки, наклоны и другие слитные гимнастические

2. Образные названия – эмоциональное исполнение.

Профилактика кифоза, сколиоза (остеохондроза).

IV Основы освоения национальной хореографии

- выработка характерологических национальных интонаций движения

V Образная пластика рук

2. «Руки-эмоции: радостные,

VI Музыкально-танцевальные дидактические игры

1. Самостоятельное сочинение сюжета.

самостоятельное сочинительство и танцевание;

пластическая типизация образа

образный комментарий по ходу танца, озвучивание движения голосом педагога

VIII Освоение сценического пространства

1. Пространство репетиционного зала и сценической площадки.

2. Освоение простых хореографических рисунков-фигур.

образное решение танцевальных рисунков-фигур;

сохранение интервала в танце

IX Слушаем и фантазируем

1. Элементарные формы хоеографичекой импровизации.

2. Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую педагогом музыку Освоение основ пластической импровизации.

использование предлагаемых обстоятельств

X Эмоции в танце

1. Этюд на заданное эмоциональное состояние.

2. Утренний туалет актёра.

3. Предлагаемые обстоятельства-эмоции.

контрастные эмоциональные состояния

XI Музыка и танец

1. Музыкальная викторина.

3. Музыкальная нюансировка хореографического движения.

4. Музыка-помощница в

рассказ о музыкальном образе

(по всем основным темам)

1. Итоговые показы (открытые

уроки, танцевальные представления, концерты).

2. Проведение итогов по подгруппам.

3. Оценка результатов Обучение репетиционной работе.

Доведение танцевального материала до итогового показа.

Формирование волевых качеств личности.

Адекватное оценивание результатов своей творческой деятельности и творческой деятельности партнеров

психологический настрой на выступление;

адекватная оценка-самоанализ своей деятельности

2.6 Содержание программы

третий год обучения

Цель третьего этапа обучения – закрепить интерес детей к занятиям ритмикой и хореографией, развивать художественно-творческую активность средствами ритмики и танца.

Задачи третьего этапа обучения.

1. Обогащать представления детей о многообразии возможностей хореографического искусства, поддерживать стойкий интерес к занятиям ритмикой и танцем.

2. Развивать познавательные интересы детей посредством обучения основам народно-сценического танца с образно-тематическими элементами свободной пластики, пантомимы, гротеска.

3. Поэтапно, дозировано и системно вводить в учебно-вос-питательный процесс элементы классического танца на середине зала; совершенствовать начальные технические умения и навыки испол-нительского хореографического искусства.

4. Развивать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства.

5. Развивать умение ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены и в основных орнаментальных танцевальных рисунках-фигурах.

6. Развивать умение пластическими средствами выражать различные образы под специально подобранную музыку, используя постепенно накапливаемые знания об окружающей действительности.

7. Развивать умение слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом хореографические па; усваивать и хорошо запоминать их; уметь самостоятельно выстраивать отдельные танцевальные комбинации и этюды.

8. Формировать творческие умения и навыки музыкально-хореогра-фической импровизации.

9. Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности.

10. Формировать аналитические умения путем сравнения различных танцев, нахождения в них сходства и различия.

Воспитание уважительного отношения к учебному, репетиционному и исполнительскому (концертному) процессам, формирование волевых качеств в преодолении трудностей (многократная повторность при освоении хореографических па как необходимое и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений) являются необходимыми компонентами подготовки детей к поступлению в школу.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Вводная часть. (2 минуты).

II. Основная часть. (25 минут).

1. Усложненная ритмика в танцевальных фрагментах.

2. Партерная гимнастика.

3. Академические основы народной хореографии.

4. Танцевальный репертуар.

5. Музыкально-танцевальные дидактические игры.

6. Ориентация в пространстве.

7. Самостоятельное создание танцевальных этюдов, хореографическая импровизация.

III. Заключение. (2 минуты).

Краткий анализ, поклон-прощание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

п/п Наименование разделов, тем Основные задачи Методические приёмы

I Вводное занятие

2. Мужские и женские

3. Многовариантность поклонов.

4. Самостоятельное выстраивание поклонов – показ Формировать устойчивый интерес к занятиям.

Познакомить с многообразным образно-художественным миром поклонов (бытовой, сценический, фольклорный)

образного показа педагога;

1. Национальное разнообразие и многовариантность народной музыки.

2. Основной метроритмический рисунок музыки – ключ к пластическому решению Развитие навыка адекватного воспроизведения метроритмического рисунка музыки средствами танца адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках,

в танцевальном движении;

III Блок партерной гимнастики

Профилактика остеохондроза образное движение;

образный показ педагога

IV Основы обучения классическому и народному танцу (достижение академической формы народного танца)

1. Постановка корпуса.

2. Элементы экзерсиса классического танца на середине зала :

Demi-plie по noз. Battements tendus в сторону и вперед по I поз.,

Battements tendus jetes, rond de jambes par terre (demi rond en dehors en dedans, port de bras, saut пo I, II поз.) Усложнение движений по мере полного усвоения материала.

Соблюдение грамотности и чистоты исполнения движе-ний словесное объяснение;

образный показ педагога;

1. Мужское исполнительство

2. Женская исполнительская

этап) Формирование соревновательных качеств.

Формирование устойчивого интереса к учебным занятиям.

Формирование мотивации к совершенствованию исполнительских навыков

образная подача трюка;

соревновательность и переплясность;

VI Освоение танцевального репертуара

(игра-этюд-танец)

Освоение разнообразных видов свободной пластики, гротеска, мимики и жестов.

Освоение элементов парного исполнительства в народных танцах игровой;

образная подача движения;

повтор лексических блоков

VII Музыкально-танце-вальные дидактические иг-ры

Решение хореографического образа игровой;

образное решение танца;

соревно-вательность и переплясность;

свободная пластическая импровизация

VIII Освоение сценического пространства

1. Первые, вторые и третьи

линии репетиционного зала.

2. Шахматный порядок построения. Развитие навыка ориентации в сценическом и репетиционном пространстве водящий хоровод;

IX Слушаем и слышим музыку

1. Жанры музыкальных

произведений - марш, танец,

2. Простые музыкальные

3. Воспитание музыкального мышления, воображения и вкуса Развитие навыка эмоционального восприятия музыкальной драматургии.

Накопление знаний о музыкальной драматургии.

Соотнесение движения в танце с музыкальным синтаксисом (простые музыкальные формы) музыкальное сопровождение танца как мето-дический приём;

эмоциональная отзывчивость на музыку;

восприятие музыкальных нюансов

X Самостоятельное сочинение танцевальных фрагментов и этюдов.

Хореографическая импровизация

1. Образные вариации

2. Танцевальные блоки - основа импровизации.

3. Творческое восприятие

музыкального материала Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов.

Творческое осмысление музыки в хореографических образах хореографическая импровизация;

XI Эмоциональная сфера танца

1. Утренний туалет актёра.

2. Новые эмоции - зеркальные пиктограммы.

3. «Комната смеха - комната

Накопление средств актёрской выразительности образный показ мимики и жеста;

XII История возникновения и развития хореографического искусства

1. Что такое танец?

2. «Хорео и Графия - два ве-

1. Наглядно-образное и действенно-образное мышление в танце (хореографический тест) Заключительное диагностическое исследование результатов

вербальные и невербальные тесты;

методические приёмы проф. Комаровой Т. С.

XIV Закрепление пройденного материала

(по всем основным темам)

1. Итоговый показ.

2. Оценка результатов (по группам) Подведение итогов трехлетнего учебного цикла

анализ диагностических данных;

анализ динамики учебного процесса

Условия реализации программы включают наличие репетиционного зала, оборудованного станками и зеркалами; музыкальных инструментов (фортепьяно или баян); видео- и аудиоаппаратуры; небольшой комнаты для хранения сценических костюмов и аксессуаров.

2.7 Методика выявления результатов

В первые дни занятий учебной деятельностью выявляется степень заинтересованности и уровень подготовленности детей к занятиям ритмикой и танцем, природные физические данные каждого ребенка. Эти данные становятся основой начального диагностического исследования.

В дальнейшем в конце каждой четверти педагог проводит промежуточные диагностические исследования, а в конце мая – заключительное диагностическое исследование по усвоению программы учебного года, определенного этапа обучения.

По окончании трехгодичного курса обучения педагог проводит итоговое диагностическое исследование по усвоению программы всех трех этапов обучения.

2.8 Формы и методы проверки результатов

1. Творческие постановочные работы (участие обучаемых детей в районных и окружных фестивалях-конкурсах детского дошкольного творчества).

2. Постановка музыкально-танцевальных представлений, хореогра-фических спектаклей и концертных программ для праздников.

3. Зачётные занятия (экзамены, открытые показы, контрольные уро-ки, классные концерты, мастер-классы.

4. Тестирование (вербальные и невербальные тесты).

5. Проверочные задания (на втором и третьем этапах обучения).

6. Индивидуальная контрольная сдача учебного материала педагогу,

7. Метод педагогических наблюдений (в течение всех лет обучения).

2.9 Взаимодействие с родителями

- дни открытых дверей

- индивидуальные и групповые консультирования

- оформление информационных стендов

- написание статей на сайте ДОУ

- приглашение родителей на праздники

- привлечение родителей к участию в танцевальных постановках с детьми

Текст к новогоднему танцу с султанчиками для малышей Добрый вечер всем, кто забежал ко мне на страничку. Предлагаю Вашему вниманию текст собственного сочинения для Новогодней пляски с султанчиками.

Рабочая программа платной дополнительной образовательной услуги по хореографии Мой лично разработанный план работы по хореографии (платные услуги для детей) на основе нашей программы дошкольного образования. Как такового.

Программа по хореографии от ритмики к танцу 1 Целевой раздел 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из потребностей развития художественного образования детей на современном этапе является.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Структура построения занятия ритмики и танца

Учебный материал программы ритмика и танцы с детьми дошкольного возраста включает следующие разделы:

Основы классического танца

Элементы народного танца

Элементы бального танца

Включать все разделы в одно занятие нецелесообразно из-за ограниченности во времени. Вести работу лучше циклами, когда в течение 4-6 занятий разучивается материал одного из разделов.

Занятие по ритмике и танцу состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят:

Приветствие - поклон под музыку (девочки - реверанс).

Проверка присутствующих, внешний вид, беседа о технике безопасности и поведении).

Гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения, различные виды бега, ходьбы и прыжков, дыхательные упражнения).

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.

Экзерсис - это комплекс тренировочных упражнений, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений , а так же выработки выворотности и устойчивости.

( видео-показ игры)

Танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы, танцевальные элементы.

Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят:

Разучивание элементов движений танцев, композиций.

Танцы - ипровизации (свободный танец).

Музыкально-подвижные игры (на ориентировку в пространстве и др.), коммуникативные, танцы - игры.

В основе лежит растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Партерная гимнастика оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия.

Упражнения для стоп, колен, корпуса делаются, сидя на полу; для рук, ног, корпуса - лежа на полу.

Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются:

Релаксация (упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки).

Итог, оценка деятельности и самооценка детей.

П оклон, пожелания педагога, прощание.

Показ фрагмента видео - занятия в средней группе.

Краткое описание документа:

Занятия по хореографии для дошкольников имеют большое значение.В процессе работы над занятием по хореографии у детей развились творческие способности;художественный вкус;музыкальный слух ;чувство ритма;воображение;фантазия.

В занятие по хореографии были включены такие разделы,как:приветствие;классический экзерсис;разминка по кругу;упражнения на середине танцевального зала;свободный танец;фигурные перестроения;танец-игра танцевальные этюды;релаксация и поклон.

Занятие помогло детям снять психологические и мышечные зажимы,выработать уверенность в себе,развить выразительность,эмоциональность,самостоятельность,активность и синхронность в исполнении танцевальных движений.Также скорректировать правильную осанку,координацию движений,постановку корпуса.

Таким образом занятие по хореографии оказало разностороннее влияние на детей .Вызвало эмоциональные импульсы,разнообразные двигательные реакции,усилило радость и удовольствие от танцевальных движений.

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!

Хореография

Воспитатели часто недооценивают роль хореографии в развитии детей, лишая их ярких впечатлений от танцевальных занятий. Независимо от возраста дети любят двигаться под музыку и разучивать новые движения. Чтобы эти занятия приносили пользу, воспитатель должен знать, зачем нужна хореография и как правильно проводить эти занятия.

Что такое хореография и как она влияет на развитие дошкольников

Хореография в дословном переводе означает “запись танца”. Это понятие появилось, когда люди стали заниматься стенографированием танцев - быстро записывать движения условными знаками. Позже смысл термина изменился и хореография стала означать “искусство танцев”. Теперь к хореографии относят все, что имеет отношение к танцу - например, такие разновидности как бальные, современные и народные танцы.

В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к музыке и танцам, поэтому важно уделить внимание хореографическим занятиям в ДОО. Они развивают ребенка с разных сторон:

Физическая подготовка
Хореография - отличная альтернатива спорту. Танцы укрепляют мышцы ребенка, развивают гибкость и формируют правильную осанку.

Легкость
Ребенок раскрепощается в танце, двигается более свободно и учится выражать свои эмоции через тело - в движениях и мимике. Раскрепощенное свободное состояние, которое ребенок учится испытывать в танце, переносится и в жизнь. Ребенок становится более уверенным в себе и свободней общается со сверстниками.

Развитие творческих способностей
Каждый танцор - творец. Он импровизирует, в моменте придумывая новые движения, и воплощает их в танце. Аналогично и в жизни ребенок становится способными придумывать новые идеи и нестандартные подходы.

Музыкальные способности
Ребенок учится двигаться в такт, у него развивается чувство ритма и музыкальный слух.

Развитие мозга
Исследования Н.А.Бернштейна и В.М.Бехтерева доказывают, что движения детей под музыку влияют на подвижность нервных процессов, а значит способствуют развитию мозга ребенка.

Чтобы хореография приносила описанную пользу для детей, нужно установить четкие цели для занятий.

Цели и задачи танцевальных занятий по ФГОС для разных групп в ДОО

Согласно ФГОС танцевальные занятия в ДОО проводятся с четкой целью - сохранить и укрепить здоровье детей, научить их слышать музыку, выявить музыкальные и творческие способности, привить любовь к здоровому образу жизни и полезным привычкам.

Цель хореографических занятий едина для всех детей в ДОО, но для разных возрастных групп отличаются их задачи.

Младшая группа

У детей 3-4 лет еще слабо развита координация движений. Они ходят, переваливаясь с одной ноги на другую, много бегают и неуклюже прыгают. Главная задача танцевальных занятий для младшей группы - научить малышей слышать, когда мелодия начинается и когда заканчивается, и совмещать с ней танцевальные движения. Они учатся ходить ритмично, топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с предметами в руках (лентами или мячиками), кружиться в парах.

Средняя группа

У детей 4-5 лет уже сформирована осанка, они умеют спокойно и ритмично ходить, знают некоторые танцевальные движения в паре и с предметами в руках. Теперь им нужно научиться изменять движения в такт музыки, запоминать ритм мелодий. Дети тренируются выполнять элементы народных танцев, например, переход с пятки на носок или приседания. Также в этом возрасте следует поощрять импровизации ребенка под музыку.

Старшая группа

Дети 5-6 лет любят самостоятельно импровизировать. Они придумывают собственные танцевальные движения, проявляют интерес к исполнительству. В этом возрасте занятия направлены на отработку отдельных движений и их последовательное исполнение. Дети учатся менять скорость и характер движений, прислушиваясь к ритму музыки и взаимодействовать с остальными танцорами. Их движения становятся более пластичными и выразительными.

Подготовительная группа

В возрасте 6-7 лет дети хорошо управляют своим телом и могут непринужденно двигаться под любую музыку. На занятиях они учатся показывать тонкости движений. Например, переходить с обычного шага на торжественный марш и обратно. Они осваивают более сложные переходы и наборы движений, подъемы ног, полуприседания с выставлением ноги под пятку.

Виды и приемы танцевальных занятий в детском саду

Танцевальные занятия должны включать разные виды упражнений, чтобы дети развивались гармонично. Планируя план занятий, включайте:

- Пантомимические упражнения
Это упражнения для развития мимики и жестикуляции, которые помогают сделать танец более выразительным. Например, когда в песне звучит строчка “тучка на небе” - дети хмурятся, а когда “солнышко” - улыбаются.

- Танцевальные упражнения
Это простые элементы народных или современных танцев. Например, воспитатель водит с детьми хоровод или дети учат переходы с носочков на пятки.

- Коллективно-порядковые упражнения
Учат детей показывать общие фигуры и перестраиваться, взаимодействуя с другими танцорами. Например, сначала дети двигаются паровозиком, а потом перестраиваются в круг или в шахматный порядок.

- Музыкально-ритмические упражнения
Учат детей чувствовать ритм, воспринимать музыку на слух, выполнять движения в такт музыки. Например, сначала под музыку двигаются только руки, затем только ноги, а потом все вместе.

Любое танцевальное упражнение можно преподнести разными способами. Это сделает занятия более интересными и разнообразными, и поможет малышам быстрее запомнить движения и соединить их в танец. Выделяют три основных приема:

Воспитатель показывает движения, а дети повторяют за ним. Важно показывать движения не только в момент изучения нового танца, но и при повторении старых. Позиции и движения может показывать не только воспитатель, но и ребенок. Также можно использовать картинки или видео.

Речь становится связующим звеном между движениями и музыкой. Воспитатель короткими фразами обозначает, какое движение должны выполнить дети. Например, в определенный момент песни дети должны перестроиться из круга в шеренгу. Воспитатель сначала объясняет детям, что означает круг и шеренга. А во время танца в нужный момент говорит “Круг” или “Шеренга”, чтобы дети перестроились.

Дети сильнее вовлекаются в занятие, если они не только молча двигаются, но и поют песни или разыгрывают сценку. Можно подобрать песенку, слова которой легко показать движениями. Дети поют песню и одновременно двигаются. Например, на строчке “Пойдем копать картошку”, дети начинают шагать в ритм музыки, а потом имитировать движение лопатой.

Эти методы дополняют друг и друга и помогают полностью погрузить ребенка в атмосферу занятия. В зависимости от возраста воспитанников они будут трансформироваться и подстраиваться под определенные задачи каждой группы ДОО.

Принципы и правила подготовки хореографических занятий в ДОО

Готовясь к танцевальным урокам, воспитателю следует придерживаться некоторых принципов:

1. Систематичность
Занятия хореографией должны быть регулярными. Важно постепенно повышать сложность и продолжительность танцевальных движений. Например, ребенок сразу не запомнит весь танец. Разучите отдельные движения и постепенно соединяйте их в общую композицию.

2. Последовательность
Каждый хореографический урок должен иметь определенную структуру. Сначала проводится разминка и разогреваются мышцы. Затем вы повторяете выученные движения, и только после этого показываете детям новые танцы.

3. Доступность
Оценивайте уровень подготовки детей и учитывайте задачи возрастных групп. Проводите обучение в игровой форме. Например, дети не просто прыгают, а прыгают как зайчики.

4. Разнообразие
Все движения должны быть интересными и отличаться друг от друга. Начинайте обучение хореографии с упражнений, которые имитируют движения животных или используются в детских играх. Они развивают образное мышление, фантазию, учат координировать свои действия, развивают ловкость и пластичность.

На танцевальных занятиях дети учатся не просто слышать музыку, ритмично двигаться и выполнять определенные движения. Но и укрепляют мышцы, учатся творчески мыслить, анализировать свои действия, запоминать последовательность движений, фантазировать и выражать свои эмоции через танец. Задача воспитателей - правильно организовать танцевальные занятия и вовлекать детей разнообразными методами.

Читайте также: