Структура содержания школьного курса экологии

Обновлено: 05.07.2024

Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТНОГО И АСПЕКТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ[1]

Е.Н. Дзятковская док. биолог. наук, профессор

Определены особенности понимания экологизации содержания учебных предметов при переходе экологического образования на концептуальный этап развития. Предложена единица структуры аспектного содержания экологического образования и механизм ее встраивания в предметное содержание.

Ключевые слова : экологизация образования, аспектное содержание, структурная единица экологизации содержания учебных предметов.

The features of understanding of "greening school subjects" at the conceptual stage of the ecological education development were determined. There is proposed the unit of content of ecological education and the mechanism of its incorporation into subject content.

Keywords: greening education, aspect content, the structural unit of the content of "greening school subjects".

Очевидно, экологизация учебных предметов должна:

- исходить из интересов учебного предмета, опираться на специфику структуры содержания естественнонаучных, гуманитарных и технических предметов, но не разрушать ее; сохранять системность предметного содержания, и в то же время – системно решать ключевые задачи экологического образования;

- осуществляться не через механическое добавление к предметному содержанию дополнительного, экологического, содержания, а создавать новую систему, обладающую эмерджентными свойствами, которые находятся в поле интересов как экологического, так и предметного образования; такая система должна быть самоорганизуемой, жизнеспособной, надежно функционирующей и не распадаться на части при отсутствии методического надзора [8];

- соответствовать дидактической системе критериев отбора содержания – отображать современную картину мира; включать методологическое знание в части процесса и истории познания, движения идей; обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения; реализовывать оптимально доступную и экономную логику развертывания основных знаний; раскрывать основные области практического приложения теоретического знания; содержать нерешенные проблемы и др. [13].

Такая характеристика экологического образования соответствует описанию третьего этапа его развития, данному Н.Н. Моисеевым (первый этап – природоохранный, второй – научный, третий – концептуальный). На этом этапе экологическое образование окончательно приобретает мировоззренческий, аксиологический и методологический характер. Его уже нельзя свести ни к общественному, ни к естественному, ни к техническому, оно имеет прямое отношение и к тому, и к другому, и к третьему, опирается на частные науки (фундаментальные и прикладные), но выходит в область философских вопросов онтологии, гносеологии и аксиологии и приобретает аспектный характер [19].

В целом, аспектный характер экологического образования обусловлен его ценностной и мировоззренческий направленностью; методологическим статусом его гносеологического инструментария (экосистемное моделирование); характером предмета изучения (объективные и субъективные отношения в экосистемах), а также спецификой его понятийного аппарата.

Для принципиального решения проблемы встраивания экологического образования в структуру предметного содержания, как представляется, необходимо выделить минимальную информационную единицу аспектного содержания, которая способна придать предметному материалу новое значение. Какой она должна быть?

В дидактике известны единицы предметного содержания – понятия, образы, операции и действия, ценности, теории, факты и другие [7]. Единицы компетентностного содержания – универсальные учебные действия, систематики знаний, аналоговые законы, и т.д.. Вопрос же о единицах аспектного экологического содержания в дидактическом плане новый.

обеспечивать целостность структуры аспектного и структур предметного и метапредметного содержания, то есть, не быть инородным включением в предметную конструкцию (не идти с ним через запятую); а формировать с предметным содержанием новое качество, в котором учебный предмет будет заинтересован;

содержать встроенное внутрь противоречие, отражающее ключевое противоречие экологического сознания (отождествление – обособление) в разных его разновидностях;

иметь свернутую иерархическую структуру, достаточную степень интегрированности, которая способствуют сокращению объема и количества таких содержательных единиц, устранять второстепенный материал, избегать излишнюю детализацию и конкретизацию;

формулироваться на языке, понятном для всех учебных предметов; содержать в себе ключ для распредмечивания – опредмечивания, раскодирования, развертывания и конкретизации на языке предметного материала;

соединять познание, переживание и практику; объединять деятельностный, информационный и ценностный компоненты; развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую, практическую сферы личности;

быть не только информационной, но и методической; задавать способы действия с информацией; иметь открытый характер – предоставлять возможности учителю и ученику самостоятельной творческой работы с ней; предусматривать диалог, полилог, полипозиционирование.

Почему? (значение научных данных разных учебных предметов для понимания разных сторон, проявлений того или иного экологического императива).

Зачем ? (значение практической информации разных учебных предметов с точки зрения реализации того или иного экологического и нравственного императива).

Кроме того, метафора является эффективным средством большой убедительной силы, она позволяет мгновенно схватывать суть явления или идеи. Метафоры – когнитивный механизм постижения смыслов и значений знания, их интеграции во внутренний мир обучаемых, сопряжения с их системой ценностей и повседневной практикой. Способность же к метафоризации – признак овладения личностью сущностью предмета, присвоения знаний для себя.

Для экологизации также важно, что представления об отношениях человека – общества – природы, воплощенные в метафорах, нередко более точны, чем терминологическая однозначность слов-понятий. Метафоры осмысливаются на фоне широкого контекста, зашифрованной культурной символики, а потому семиотически богаче, информативнее в смысловом отношении [9, с. 45].

Для выполнения этих заданий необходимы разнообразные универсальные учебные умения, но прежде всего, моделирования (начальная школа – описательная модель, основная – объяснительная модель, старшая – управляющая модель) и системного мышления.

С другой стороны, речь идет об ин­трап­си­хо­ло­ги­че­ском уров­не ана­ли­за, о вы­яв­ле­нии глу­бо­ких ин­ди­ви­ду­аль­ных лич­но­ст­ных ха­рак­те­ри­сти­ках. Это – неперсонифицированное отслеживание личностных результатов – смысловых отношений, установок, мотивации деятельности. В этих целях целесообразно использовать проективные методы исследования. Вербализация же смысла, использование методик, рас­счи­тан­ных на пря­мой от­вет ис­пы­туе­мо­го, не дает истинного знания о смысловой структуре личности.

На учебных предметах раскрываются разные стороны этой зеленой аксиомы: адаптивный характер культуры; проблемы сохранения разнообразия в культуре и в природе в условиях глобализации; опасности сокращения природного многообразия (загрязнение среды, истощительное природопользование) для традиционных укладов малых народов и сохранения их культурного наследия; опасности сокращения культурного многообразия (фашизм, геноцид, войны, космополитизм) для биосферы; связь богатства духовной жизни и ресурсов здоровья человека, общества, природы и т.д.

В старшей школе – проектирование окружающей среды и образа жизни для поддержания биологического и культурного многообразия.

Представляется, что дальнейшие исследования структуры аспектного экологического содержания и моделирование его взаимодействия с предметным могут заинтересовать специалистов не только в области экологического образования, но и других областей, например, математики и информатики, а также специалистов в сфере воспитания.

1. Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Дисс. . докт. психол. наук. – Ростов н/Д, 2003. – 32 c.

2. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. – М.: Речь, 2003. – 296 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

4. Ван Дейк Т. Язык, познание, коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 310 с.

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

8. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 164 с.

9. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. 2006. № 5. – С. 100–113.

10. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Экологическое образование: от изучения
экологии к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО, 2005. – 160 с.

12. Колычев П. М. Релятивная онтология. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 227 с.

13. Краевский В.В. Содержание образования — вперед к прошлому. М.: Пед. общество России, 2000. – 36 с.

14. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: в 2-х ч.—Барнаул: Изд-во Алтайского унта, 2002. – 156 с.

15. Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура. – М.: ИФРАН, 2011. – 315 с.

16. Мак Кормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. М., 1990. – 428 с.

17. Мамедов Н.М. Контекст экологического образования // Непрерывное образование. – 2012, №2. – С.13-19.

18. Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. – М.: Тайдекс Ко, 2003. – 312 с.

19. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.– М.: Изд-во МНЭПУ, 1988. – 288 с.

20. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: Устойчивый мир, 2001. — 198 с.

21. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 494 с.

22. Рудакова И.А. Современные дидактические методы: смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. – 32 с

23. Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: дисс. . д-ра пед. наук. – М., 1999. – 371 с.

24. Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). – СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-
та, 2006. – 280 с.

25. Социально-экологический словарь / Отв.редактор И.Н. Ремизов. – М.: Былина, 2002. – 224 с. – С. 185.

26. Ягодин Г. А. Проблемы экологического образования / Г. А. Ягодин, Л. Т. Третьякова // Образование в области окружающей среды : сб. докл. III Всесоюз. конф. – Казань, 1990. – Т. 1. – С. 3-14.

Стандарт экологического образования содержит – описание содержания экологического образования; - требования к подготовке учащихся по экологии.

Говоря о структуре курса, мы имеем в виду 2 стороны: преемственность всех звеньев от начала и до конца изучения предмета в школе и последовательность расположения учебного материала между классами. Кроме того, программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Программы по экологии бывают: - основная; - для углубленного изучения; - профильная.

1. Пояснительная записка содержит цели, задачи обучения экологии в конкретном курсе;

2. Содержание курса включает разделы, темы, практические работы;

3. Планируемые результаты обучения: учитель должен называть и определять (измерять), описывать (охарактеризовывать), объяснять, оценивать и прогнозировать их.

В процессе обучения экологии в школе закладываются основы пространственного мышления, развивается личностная установка каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формируется социальная позиция, развивается комплексный стиль мышления.

Содержание школьного курса экологии, его компоненты. Альтернативные программы

На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию содержания образования, в том числе и содержания курса экологии.

Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, элементы познавательного, трудового, социального и творческого опыта.

Основы формирования целей экологического образования. Цели образования вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций и социального заказа общества системе образования в конкретных условиях. Цели позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата — формирования экологической культуры.

Наряду с содержанием, процессом, результатами обучения и воспитания цели являются важным системообразующим фактором любой педагогической системы и могут быть рассмотрены как совокупность социальных целей, развивающихся под влиянием политических, социальных и научно-педагогических факторов.

Экологическое образование учитывает как социальные цели, так и цели развития личности. Социальные цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению своего развития, личностные же цели учитывают индивидуальные способности, потребности в образовании, самообразовании и профессиональном труде.

В основе формирования целей экологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения экологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной интеграции естественно-научного и гуманитарного знания.

Цели школьного экологического образования. Традиционно эти цели подразделяются на обучающие, воспитательные и развивающие.

Обучающие цели экологического образования заключаются в том, чтобы привести школьников к овладению системой экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся:

• формирование у учащихся системы экологических знаний о закономерностях функционирования живых систем в связи с условиями окружающей среды, о развитии природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах современного экологического кризиса;

• содействие пониманию экологических аспектов естественнонаучных знаний, пониманию целостной научной картины мира на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний;

• развитие практических умений и навыков по изучению экологических систем, по охране природы и оптимизации окружающей среды.

Экологическое образование содействует обогащению личностных качеств ученика благодаря высокой значимости экологических знаний, позволяющих понять ценности природы в их неповторимости и многообразии.

Воспитательные цели экологического образования включают:

• формирование ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, ценность человека, его жизни и здоровья;

• содействие развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

• развитие у учащихся чувства ответственности за сохранение природы;

• формирование на основе интеграции знаний о природе и обществе научного глобально ориентированного мировоззрения.

Развивающие цели экологического образования содействуют интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них экологического стиля мышления, развитию способностей и потребностей в экологическом образовании и общении с природой, интереса к учебной и исследовательской деятельности.

Экологическое образование закрепляет и обогащает личностно и общественно значимые качества учащегося за счет усвоения экологических норм, правил, позволяющих понять многообразие и ценности природы и выбрать способ своего участия в ее сохранении.

Знания, усвоенные человеком, автоматически не переходят в его убеждения, поступки и поведение в природе. Поэтому экологическому воспитанию следует уделять самое серьезное внимание.


Во многих школах России в настоящее время преподается курс экологии. Экология при этом понимается, прежде всего, в прикладном, природоохранном аспекте. Представления об основах прикладной экологии, несомненно, важно сформировать у каждого ученика. Но экология как фундаментальная биологическая дисциплина отражена в таких курсах лишь поверхностно. Ученики старших классов средней школы должны получить представление о фундаментальных основах экологии — научной дисциплины, теми или иными аспектами которой они, если станут биологами, с большой вероятностью будут заниматься профессионально.

Формирование у будущих биологов представлений об основных достижениях, теориях и методах современной фундаментальной экологии составляет задачу настоящей программы. Программа включает в углубленном виде всё, что должны усвоить из экологии ученики общеобразовательных школ в ходе курса общей биологии, а также ряд дополнительных составляющих, посвященных не вошедшим в базовый школьный курс экологическим теориям и гипотезам и методам экологических исследований.

Такое понимание экологии делает ее очень широкой наукой. Традиционно под организмами мы понимаем многоклеточные существа или же простейшие одноклеточные, тогда в роли надорганизменных систем выступают экосистемы. Однако само многоклеточное существо является в некотором смысле четко организованной колонией одноклеточных существ. Поэтому все процессы внутри многоклеточного организма также, в принципе, охватываются данным определением экологии (онкоэкология). Более того, сама клетка может рассматриваться как некая четко упорядоченная система сложномолекулярных соединений (молекулярная экология).

С другой стороны, экология имеет также тенденцию к расширению своего предмета в сторону изучения систем более высоких иерархических уровней. Так, например, биосфера рассматривается как система, объединяющая в себе все локальные экосистемы Земли. Некоторые специалисты всерьез заявляют, что не только верхняя оболочка планеты пронизана жизнью, но вся планета, возможно, является грандиозным живым существом. Если это так, то мы должны в корне изменить не только свое отношение к планете, которая нас породила, но и все свое мировоззрение. В этом состоит главная задача данного курса.

Любая наука становится точной, когда удается сформулировать необходимый минимум аксиом, законов, на которые она опирается.

Данный курс опирается на аксиому : Земля есть живое существо космических масштабов. Это скорее даже не аксиома, а следствие более глубоких законов и принципов построения Вселенной. Это необходимо, потому что только такой подход к вопросам экологии позволяет понять место и роль человека на планете, а также суть проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже тысячелетий.

Данная программа создана как авторская.

Экология - одна из популярных наук в настоящее время. Но как ни странно, широкая популярность предмета, науки не привела к распространению понимания ее научных основ в обществе, т.е. к углублению экологического образования. Широкая пропаганда экологического просвещения оказывается слабо эффективной в отношении как состояния окружающей среды, так и степени подготовленности населения.

Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение писать, читать, считать.

Экология – фундаментальная научная дисциплина, имеющая важное значение. Знание основ экологии позволит людям правильно оценить свое место в природе и научиться рационально использовать природные ресурсы,

решить важные проблемы во взаимоотношении человека с окружающей средой, проблемы сохранения здоровья, качества жизни и качества окружающей среды.

Данный курс поможет почувствовать уязвимость природы и человека в ней и найти ответ, как сделать в своей практической жизни все возможное для того, чтобы шире распространялось бережное отношение к природе и человек жил в гармонии с окружающим миром.

Для того чтобы понять место человека в природе, познать принципы взаимодействия человека и окружающей среды, необходимы знания о природе Земли, её прошлом, настоящем, прогнозируемом будущем, об основных закономерностях природных процессов, об истории взаимодействия человека с природой.

Последние десятилетия решением ЮНЕСКО объявлены годами экологического образования, которое сегодня рассматривается как одно из средств преодоления экологического кризиса.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта очень важна. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

Экологическое образование является неоходимым для формирования адекватного отношения к окружающему миру. Условия нашей жизни все больше больше зависят от того, как человек влияет на природу. Об этом говорят все средства массовой информации. Сейчас дети должны знать как вести себя, какие продукты использовать в пищу, чтобы сохранить здоровье.

Экология – предмет, который на мой взгляд очень благодатная область для развития творческой личности, развитию креативных способностей.

Задачи данного курса – формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку, экологического мышления, выработка навыков экологически оправданного поведения.

Кроме этого необходимо продолжить развитие картографических умений, навыков ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умение обрабатывать и анализировать результаты наблюдения, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания.

Кроме того следует отметить, что по стандарту образования, большой круг вопросов в курсе биологии в школе отведен вопросам экологии, а время, отведенное на уроках не позволяет достаточно подробно эти вопросы осветить.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Формирует системный подход к познанию живых организмов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ состоит в выработке мотивации:

- к дальнейшему углублению знаний ;

- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, креативность;

- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

1. Способствовать формированию системных представлений о закономерностях функционирования природных экосистем, о взаимосвязи живых организмов и окружающей среды, равновесии в природных сообществах.

2. Способствовать формированию понимания роли и места человека в природе, значения нарушения природного равновесия вследствие непродуманных действий.

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции.

- расширить знания об организации живых систем на разных уровнях организации живой материи;

- способствовать формированию знаний о взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой;

- познакомить с основными закономерностями функционирования природных систем;

- способствовать формированию объективных знаний о месте и роли человека в природе;

- продолжить развитие познавательного отношения к природе;

- способствовать развитию умений проводить наблюдения за экосистемами и организмами, анализировать, обобщать и делать выводы;

- способствовать формированию культуры исследовательской деятельности;

- способствовать формированию активной жизненной позиции;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, собственному здоровью, ценности жизни;

- способствовать формированию экологического имперетива в сознании.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ, которые использовались при разработке

1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

2.Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

3.Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

4.Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

5.Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

6.Принцип ориентации на успех.

8.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений).

9.Принцип связи обучения с жизнью.

10.Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

11.Принцип креативности (творчества).

12.Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

13.Принцип опоры на интерес.

В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы вводить необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с технологической цивилизацией.

При изучении всех рассматриваемых вопросов необходимо помнить, что экология – это наука, изучающая взаимодействие живых систем с окружающей средой и любая экологическая проблема может быть решена, когда для ее решения используется биоцентрический (полицентрический) подход, в центре которого находится сам феномен жизни.

Без знаний основных закономерностей экологии учащиеся не получат адекватную картину Дома — планеты Земля, который снабжает человека кислородом, водой, энергоресурсами — всеми благами цивилизации.
Никакого социального прогресса и развития общества ХХI века быть не может без экологического образования, которое призвано воспитывать социальную культуру природопользования и духовность нации — основу экологической безопасности и устойчивого развития. Система экологического образования должна быть стержнем всей образовательной системы России и средством нравственного воспитания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Предварительной подготовки не требуется – принимаются все желающие.

Состав группы постоянный.

Возраст детей, участвующий в реализации программы: 1 год обучения – 14-15 лет;

2 год обучения – 15-16 лет.

Наполняемость учебной группы : 1 год обучения 12 человек; 2 год обучения -10 человек.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Основной учебно-тематический план 1 года обучения -144 академических часа в год,

2 год обучения – 216 академических часов.

Занятия по данной программе проводятся групповые, состав групп одновозрастный.

Количество занятий в неделю: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут в соответствии с СанПиН 2.4.4.1251-03).

Предполагается использование следующих видов занятий:

Лекция с элементами беседы – освоение и первичное закрепление теоретического материала.

Практическая работа, задания, упражнения – освоение практических умений.

Лабораторная работа – использование элементов исследовательской деятельности

Викторина, конкурс, тестовые задания – контроль и оценка полученных знаний

Читайте также: