Структура школьного учебника истории

Обновлено: 04.07.2024

Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:

учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Характеристика школьного учебника

К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:

• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

• отражение в нем ценностей современного российского общества;

• научность подходов к изложению фактов;

• представление исторических фактов с разных точек зрения;

• соответствие содержания книги программным требованиям;

• соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;

• качество источниковедческой базы учебного материала;

• методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;

Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников

Характерные черты “нового поколения” учебников истории :

Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”;

Замена понятийной системы учебника образной;

Информационная избыточность текста учебника ;

Многоуровневая система образов;

Новые выразительные способы изложения учебного текста;

Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;

Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации;

Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника;

Становление новой иллюстративной метасистемы;

Формирование новой системы вопросов и заданий;

Сложный состав аппарата ориентировки;

Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;

Особенности содержания учебников “нового поколения”

Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;

Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего

Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности;

Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации.

Особенности методического аппарата

Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию содержащейся в учебном издании информации;

Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.);

Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию;

Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни;

Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации;

Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний;

Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.

Существенные признаки вертикали школьных учебников

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

В издательстве “Просвещение”:

По всеобщей истории – под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. Чубарьяна

По истории России – специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова.

В основе этих комплектов лежат:

Последние научные достижения российских и зарубежных историков

На основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития стран

Историческое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процесс

Это позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК – программа и учебники – объединяет общая целевая установка.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп

В других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей

В-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы

В-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества

Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна:

На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода

Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел “Как работать с учебником”, в котором школьниками подробно рассказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантов “прояснения” структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального использования

А.О. Чубарьян – каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному выводу учебной темы.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющие “свиту” учебника, “наряжаются в одежду” от того же Кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.

Структура школьного учебника

Пояснения в скобках внутри основного текста

Подписи к иллюстрациям

Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Карты, картсхемы, планы

А) Вопросы и задания:

Б) Текстовые таблицы:

В) Опорные схемы

Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы

Д) Тесты самоконтроля

Б) Рубрикация и тематические символы

Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п.

Д) Словари и указатели:

Особенности нового учебника и методического пособия

Опираясь на достоверные факты, авторы стремились найти разумные компромиссы в трактовке противоречивых событий новейшей истории России, освещать даже самые драматические события в истории России с позиций гражданственности.

Естественно, что объем учебного материала превышает Обязательный минимум. Имена исторических деятелей и подробности некоторых событий, по замыслу авторов, не предназначены для непременного запоминания. Они создают добротный содержательный фон, на котором разворачиваются важные события отечественной истории и без которого их невозможно полностью оценить. Шрифтом авторский текст разделен на основной и дополнительный, предназначенный для самостоятельного чтения.

Составляя вопросы и задания к тексту параграфов, авторы также старались быть последовательными в формировании прочных картографических и хронологических знаний и умений девятиклассников. Поэтому в работе с учебником предусмотрено систематическое обращение к исторической карте, в том числе и к контурной, выделение опорных дат.

Авторы постоянно помнили, что читать их учебник будут подростки с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом — *.

Во второй части обобщающих заданий представлены фрагменты документов, рассыпанных по страницам учебника. Собранные вместе в своих самых ярких эпизодах, они создают удивительно живой и многоликий образ времени. И первые, и вторые задания могут служить материалами для самопроверки в домашних условиях и для проведения исторических викторин на обобщающих уроках.

Наконец, большое значение на обобщающих уроках мы придаем дискуссиям по актуальным проблемам отечественной истории XX в. Именно здесь, в рассуждениях об альтернативах исторического развития страны, о нравственных аспектах деятельности российских политиков, о личной сопричастности к прошлому и будущему России и т. п., можно судить о результативности обучения истории: об образованности, гражданственности, нравственности, достоинстве молодых россиян.

Поскольку многие аспекты школьного преподавания истории поднимаются впервые или освещаются под новым углом зрения, необходимо предварить их краткой характеристикой разделов данного методического пособия.

Примерное блочно-тематическое планирование курса отечественной истории XX в. разработано в четком соответствии с Временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (история) (Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7) и программой по отечественной истории для 9 класса (Программы общеобразовательных учреждений. История. — М.: Просвещение, 1997). Данный принцип отражен в трех первых графах планирования и наглядно показывает соотношение нормативных и авторских методических материалов курса, позволяя учителю выделять ядро исторических знаний и варьировать объем учебного материала в зависимости от конкретных обстоятельств.

В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, позволило:

● рационально использовать разные типы и виды уроков, а также иные формы учебных занятий по истории, добиваясь их оптимального взаимодействия и эффективности;

● планомерно усложнять виды учебной работы, обеспечивая развитие и совершенствование познавательных умений школьников;

● организовать текущий контроль качества обучения, используя разнообразные и адекватные учебным задачам формы и способы проверки знаний и умений школьников;

● заранее предвидеть опережающие задания и занятия, требующие долговременной и углубленной подготовки.

В этой связи наряду с традиционными графами предлагаемый вариант тематического планирования включает в себя сведения о формируемых познавательных умениях, а также о формах учебных занятий, текущего и итогового контроля.

Методические рекомендации даются только в отношении оригинальных форм учебных занятий по истории, к которым мы относим: школьные лекции, лабораторные занятия по учебнику и документам, семинары, практикумы, диспуты и игровые занятия. Как правило, они проводятся не чаще одного-трех раз в год, но требуют самой тщательной подготовки как учителя, так и учеников.

1. Критерии современного учебника истории:

2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки;

3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки;

4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, к определенной религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.;

5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия;

6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории.

Стрелова О.Ю. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен \\ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе. Курс лекций для дистанционного обучения. – История. – 2006. № 22.

1) отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

4) увеличение доли фактографического материала, которое создает информационную избыточность текста и из нормативного документа превращает учебник истории в книгу для чтения, книгу-справочник, книгу-хрестоматию;

5) многоуровневую систему образов, раскрывающую перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических фактов, а позднее - на уровне теоретических обобщений;

6) новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер;

7) яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов и подпунктов, с первых минут чтения втягивающие школьников в историческое расследование, научный спор, нравственную дискуссию;

8) превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов;

10) становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической ценности наглядного источника;

11) систему вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей - М., 1997; они же. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). - М., 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности структуры современных школьных учебников истории

- дополнительный текст: документы, научно-популярные тексты и художественные тексты

- пояснительный текст – постраничный словарь: пояснение в самом тексте, которое дано в скобках. Подписи к иллюстрациям – лаконичные и пространственные. Сведения об авторах и истории и создания документов

- изобразительная наглядность – образ чего-либо

- репродукция известных картин

- условно-географическая наглядность (карты, таблицы)

- схемы и чертежи

- методический аппарат – система вопросов и заданий, созданных автором учебника, таблицы сравнительные, текстовые

Вопросы и задания:

1. Уровень воспроизведения

2. Уровень преобразования (переформатирования) составить таблицу, схему, найти аргументы

4. Творческие задания: составление рассказа, хронологические таблицы, тексты, памятники, алгоритмы

- любые выделения в тексте – цветом, обрамлением, шрифтом

- глоссарий – краткий словарь

- список литературы, интернет ресурсов, пособий

1. Основная информация об учебнике

Название: история Древнего мира

Авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свиницкая

Предназначен для 5 класса

Хронологические рамки содержания: от первобытной эпохи до падения Римской империи (476 год)

Гриф: на обложке изображено на первой стороне: девушка с табличками для письма и стилем (роспись из Помпей) портик кариатид храма Эрехтейон в Афинах. На четвертой стороне развалины храма в Коринфе.

Рекомендовано министерством образования РФ.

2. Основной текст

Данный курс изучает историю от первобытной эпохи до падения Римской империи (476 год).

- умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных

- охота стала важнейшим занятием

- предки всех населяющих землю народов жили родовыми общинами

- земледелие возникло более десяти тысяч лет назад

- появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей

- несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя

- первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно было воздействовать молитвами, жертвами и другими обрядами называют религиозными

- одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил

- благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ

- не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям, он и вельмож считал своими слугами

- самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос

- жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов

- все должно подчиняться фараону, не только люди, но и сама природа

- многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди

- от финикийского и греческого алфавита произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука

- цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем

- действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни

- в VI веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Древней Греции

- где бы ни жили греки – в Афинах, Спарте или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам, самих себя греки называли Эллинами, а Грецию – Элладой

- гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать были гражданами

- Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли

- во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром

- в VI веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах

- в результате захватнических войн Рим установил свою власть во всем Средиземноморье

- в результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов

- Египет был превращен в Римскую провинцию

- начиная со времени Октавиана Августа Римское государство называют империей потому что им единолично правили сменявшие друг друга императоры

- в 395 году империя была разделено на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю

Авторы применяют средства положительной мотивации. В тексте учебника сочетаются описательный, повествовательный, объяснительный и проблемные виды текстов.

3. Какие компоненты включает дополнительный текст

4. Пояснительный текст

Присутствуют пояснения внутри основного текста, подписи под иллюстрациями, постраничный словарь и сведения о приведенных в учебнике документах и авторах.

5. Аппарат ориентировки

Оглавление расположено в начале книги. Содержание содержит 4 раздела, 15 глав, 60 параграфов.

Используется авторами учебника линейно-хронологический принцип изложения учебника.

Применяются необычные заголовки параграфов, присутствует указатель понятий.

6. Иллюстрированный материал

- изобразительные материалы (рисунки художников, репродукции произведений

7. Методический аппарат

Методический аппарат представлен в конце параграфов, к документам.

Вопросы и задания ориентируют на задание фактического и теоретического материала от первобытной эпохи до распада Римской империи. Ориентируют на ценностное отношение к фактам прошлого.

В конце параграфов даются вопросы и задания. В конце главы контрольные вопросы.

1 Сталин, Жданов, Киров. Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР; они же. Замечания по поводу конспекта учебника по новой истории. – М., 1937 г.

2 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. – 182 с.

3 Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. – М.: Гуманист. Изд. центр Владх, 2002. – ч1 – 304 с.

4 Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 251 с.

5 Изюмова С.А. Индивидуальная память и процесс обучения // Труды СГУ. Вып. 4. Серия "Психология и социология образования". М., 1997.с 97.

6 Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории – М.: ВЛАДОС, 2001,-223 с

7 Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания. - М.: 1984 г. - 397 с.

8 Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982 г.с27.

9 Карпенко М.П. Проблема измерения знаний и образовательные технологии // Журнал практического психолога. 1997. № 4.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник.

Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом уч-ся и уровнем их подготовки. Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Текст Дополнительный Основной Пояснительный

Документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки.

Повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный обучающий.

Определение терминов, Подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках.

1) информационная избыточность учебника;

2) нелинейный подход к работе с ним в курсах истории;

3) анализ и оценка исторических фактов с разных точек зрения.

Информационную избыточность учебника истории мы понимаем как открытое многоуровневое пространство разноплановых текстов, в качестве которых могут выступать все виды текстовых компонентов, а также иллюстративный материал.

Насыщенное информационное пространство образуется:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— за счет видового разнообразия структурных компонентов учебника. К примеру, основной текст может быть и описательным, и объяснительным, и проблемным. В иллюстративную систему учебной темы могут войти и фотографии, и учебные рисунки, и схемы, и репродукции художественных произведений и т. д. Каждый элемент учебной книги по истории представлен богатой палитрой стилей, жанров, художественных и педагогических направлений, историко-культурных традиций. В региональном учебном пособии этот ресурс увеличивается за счет сочетания источников локального и федерального характера.

Кроме того, информационное пространство учебника создается при равных долях участия в нем не только основных (текст и иллюстрации), но и вспомогательных компонентов учебной книги. Шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, постраничные сноски, пояснительные тексты способны нести собственную познавательную информацию.

Особенностью информационно избыточного учебника истории является свободный, но дидактически осмысленный порядок расположения структурных компонентов на страницах книги. Это значит, что в учебнике нет жестко выделенных мест для вопросов и заданий, для иллюстраций и дополнительных текстов. Полиграфические критерии являются вторичными в оформлении макета такой книги.

Еще одной особенностью информационно избыточной книги по истории являются прозрачные, условные границы между ее текстовыми и в нетекстовыми компонентами. Лишенные прямоугольных черных рамок изображения как бы встраиваются, вживляются в текст, и тогда один источник плавно перетекает в другой, и наоборот.

2. Нелинейный принцип работы с учебником истории, основанный на отношении к нему как информационно избыточному, заключается в следующем:

— за основу в моделировании учебного занятия могут быть взяты разные компоненты учебной книги: основной и дополнительный тексты, названия пунктов параграфа, иллюстрации, вопросы и задания, документы;

— логика и порядок использования материалов на занятии определяются не их расположением в учебнике, а ключевой идеей занятия, что позволяет сконцентрироваться на главном факте и раскрыть потенциал учебной темы.

3. Немаловажным фактором информационной избыточности учебника является многоперспективный подход к изучению истории, где многоперспективность — способ видения, изначальная установка на восприятие исторических событий, персоналий, процессов культуры и общества в различных перспективах 2. Однако способность рассматривать факты и их интерпретации с разных точек зрения не дается человеку с рождения, а формируется в целенаправленном процессе обучения и воспитания.

На конкретном примере покажем, как сочетание трех принципов ведет к разнообразию методических стратегий в работе с региональным учебником истории.

Читайте также: