Знакомство детей с декоративно прикладным искусством в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.


И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.


При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети, и их родители, и педагоги.


Поэтому после экскурсий на выставку в моей изостудии открывается мастерская для детей и их родителей. Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.


Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование “Украшение пряника” и лепка “Архангельский пряник”. Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).


Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.


В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Я предлагаю, примерные конспекты занятий, проводимых в моей изостудии.

Занятие-развлечение. Украшение пряника


Материалы: силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, гуашь, кисть, тычок, вода, салфетка.

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Появляются Скоморохи:

Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури).

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат!”

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут. Подходим к “прилавку,” на котором стоят игрушки - свистульки

А про игрушки то мы позабыли.
Игрушка – игра. А делают ее настоящие мастера.
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится.
Дому украшение, ребятам утешение.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.

Здесь продают свистульки, попробуйте-ка (раздают детям свистульки), какие они звонкие (дети играют на свистульках).

Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.

Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).

Пряник, который мы с вами будем украшать – Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей) Напоминаю детям как можно получить розовый цвет. Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками, для этого используем тычок. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать красками аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (Дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь). Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим, какие пряники получились красочные, яркие и аппетитные.


Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай,
С пряниками сушками, пышными ватрушками.

Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!

Лепка. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пряник.

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.

  • соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, белого
  • цветов, шаблоны;
  • стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ребята, скажите, пожалуйста, какой недавно прошел праздник? Да, конечно же это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – “козулями”.

Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносят радость и поднимают настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см.) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.


Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это, вырубные, печатные? Печатный пряник делали с помощью доски, которая была украшена каким – либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматриваем иллюстрацию доски), и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей и птиц, рыб. После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.


  1. Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку,
  2. Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
  3. Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
  4. Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”. Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.

Рисование. Сказочный терем Снегурочки

(роспись сырной доски)

Материалы: кисти № 2, № 5; палитры; гуашь; заготовки посуды.

  • иллюстрации с изображениями сказочных дворцов;
  • таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

- Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас у себя в мастерской.

В России очень много самых разных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Давайте с вами поиграем в игру “Угадай-ка”: предлагаю детям выбрать из предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом, находящимся в изделии сувениром.


Молодцы, ребята, вы хорошо знаете особенности гжельского промысла.

Вы, конечно, знаете, что каждый мастер выполняет определенную работу:

- Как вы думаете, что делает лепщик посуды и игрушек? (лепит игрушки и посуду)

- А чем занимается грунтовщик?

- Мастер по краскам?

- Ребята, а кто же наносит рисунок на изделие? Да, это художник по росписи изделий.

Ребята, на выставке вы обратили внимание, какими узорами гжельские мастера любят украшать свои изделия. Узор обычно бывает растительным: веточки, листья, травинки, цветы, завитки, сеточки. Главный рисунок помещается в центре изделия, отдельные элементы украшают края. Но очень часто мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы. Посмотрите, мастера лепщики сделали для вас заготовки сырных досок, грунтовщики покрыли их специальным раствором – грунтом, чтобы краска хорошо ложилась на доску. А художник сделал эскиз росписи этой доски. Художник нарисовал сказочный терем, причем, обратите внимание, что его левая половина зеркально похожа на правую половину.

Русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: “Всему можно научиться – важно не лениться”.

Мы с вами тоже сегодня будем рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело! Давайте с вами представим, что вы гжельские художники по росписи изделий, и каждый из вас украсит свою сырную доску сказочным дворцом для Снегурочки.

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования напоминаю детям о правилах композиции, о переднем и дальнем планах.

В настоящее время в жизни происходят различные политические и социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на гаджеты, живое общение заменили телевизионные экраны, мир наводнила жестокость и грубость.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная на сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает

исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития

личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те

предметы народно-декоративного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства в нашем детском саду

Целью данной программы является: развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования:

- Развитие интереса к различным видам искусства, формирование первых представлений

об искусстве, способность воспринимать его;

- Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству, воспитание эстетического вкуса;

- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

-Развитие мелкой моторики рук детей;

- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

- Приобщение детей к лучшим образцам искусства.

Изучив задачи обучения детей с народным искусством, составили перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами в средней, старшей и подготовительной группах. В них указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

Данное планирование способствует взаимосвязи в образовательном процессе педагога по изодеятельности и воспитателей, помогает проводить последовательную и предварительную работу с детьми при ознакомлении с различными видами народного искусства с усложнениями в каждой возрастной группе.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке

Ритмичности движений при повторении однородных элементов узора. Прежде всего дети должны получить представление о том, как можно украсить вещь узором и для чего это нужно. Дети этой группы продолжают знакомство с дымковской игрушкой,

знакомятся с филимоновскими игрушками, загорской матрешкой, в конце года начинают

знакомство с городецкой росписью.

В старшей группе продолжается знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания городецких цветов. Расширяются представления детей о разнообразии русской матрешки - Полхов-Майданская матрешка. Происходит знакомство с новыми народными промыслами : Гжелью, Хохломой, с росписью Полхов-Майдана.

В подготовительной группе углубляются знания и умения в городецкой

В группах создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества, наличие его разных видов.

Краски, гуашь, карандаши цветные, восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,

штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополняются центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-

прикладного искусства.

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

1. этап – Подготовительный

- Познакомить детей с образцами народных промыслов;

-Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;

-Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно - выразительных

- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. этап – Практический

- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике

В разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе

Знаний о характерных особенностях росписей;

- Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический. Применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, рассматривания.

Для развития творческих способностей детей использую нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка.

Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов, учим видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь

Вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать,

Постепенно от более крупных основных элементов переходим к более мелким. В геометрическом орнаменте учим детей выделять знакомые элементы, их украшения, чередование, ритмичность. Показывая геометрические элементы

(круг, овал, треугольник, которые входят в изображение растительных элементов - ягод,цветов, листьев в городецкой, хохломской росписи. Стараюсь показать, что сложный узор состоит из простейших знакомых частей - точки, кружки, кольца, прямые и волнистые линии. Объясняем, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю его выполнить самому. Тем, у кого не получается, предлагаем рассмотреть таблицы с элементами и компановку их в узоре.

Этот прием рисования необходим в гжельской и городецкой росписи.

Подбираются для занятий по декоративному рисованию физминутки близкие по теме.

Хохлома и другие.

Формы проведения занятий выбираются разные: путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, превращение

. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие, красочные работы.

Хохломское блюдо, русские матрешки, дымковские барыни, городецкая доска, гжельский чайник.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей.

. На таких занятиях

Хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования. Вы видите проведение таких занятий:

Очень мало времени отводится по программе на занятия по декоративному рисованию.

Поэтому стараемся организовывать разностороннюю работу с детьми в свободной деятельности, в которой используем рассматривание иллюстраций народных промыслов, беседы, дидактические игры, народные игры, развлечения.

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию.

При диагностическом обследовании детей по декоративному искусству в средней группе учитываем задачи программы М. А. Васильевой. В старшей и подготовительной группах

- знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- знания о характерных особенностей народных промыслов;

- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

-умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей: они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах, из которых мастера создают произведения искусства, расширился словарный запас.

А самое главное, дети поняли: богатство самобытного искусства – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчествопредставляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнкуеё содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человекавсё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративноприкладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человекчасть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративноприкладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:
Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством являются следующие: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного дек – прикл. искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, Городецкой, жостовской). Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
4. Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.
Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.

Направление: Первоначально процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление. Восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства , которые необходимо вызвать у детей.

Начала свою работу с составления перспективного плана. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями.

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству ближайшего Подмосковья. Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы:
- организация выставок;
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет).

К концу обучения дети много знают о народно декоративно-прикладном творчестве:
- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;
- владеют навыками и умениями расписывания игрушки;
- у детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Читайте также: