Структура школьного совета старшеклассников

Обновлено: 06.07.2024

Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:

I. Блок целеполагания

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.

Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.

II. Позиционный блок

Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.

Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2


III. Организационный блок

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

Структура самоуправления в школе имеет три уровня:

Третий уровень Общешкольное самоуправление.
■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей.
Второй уровень Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*.
■ Ученическое собрание (конференция).
■ Совет старшеклассников (Республиканский совет).
■ Школьные ученические комитеты.
Первый уровень Ученическое самоуправление в классных коллективах.
■ Классное собрание.
■ Актив класса.

IV. Нормативно-правовой блок

Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.

V. Содержательный блок

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Школьные ученические комитеты:
Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.

Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.

Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;

Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;

Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.

Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.

Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.

Классное самоуправление (актив)
1. Староста
2. Член Совета старшеклассников
3. Оформитель
4. Ответственный за учебу
5. Ответственный за трудовые дела
6. Ответственный за досуг
7. Физорг
8. Краевед
9. Ответственный за дисциплину

Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.

VI. Технологический блок

• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

Ученическое самоуправление - составная часть управленческого процесса школы, предоставляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.

В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее самоуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

1. Целеполагание.

Цель – создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

Обеспечить обучающимся возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.

Формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим.

Создавать условия, способствующие защите прав учащихся, их социализации и адаптации в обществе;

Поддерживать самоуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов.

Принципы построения ученического самоуправления.

равноправия всех обучающихся

коллегиальности принятия решений

приоритетности прав, обязанностей и интересов учащихся

гуманности по отношению к каждой отдельной личности

Ожидаемые результаты:

Повышение гражданской позиции школьников;

Повышение заинтересованности в развитии школы;

Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

Увеличение занятости детей во внеурочное время;

Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся;

Активизация творческой деятельности обучающихся;

Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

2.Позиционный блок

Что такое самоуправление?

В данной модели самоуправление, основанное на точном исполнении требований законодательных и локальных актов, то есть, сделан акцент на использовании в основном административного ресурса. Общее собрание участников образовательного процесса, Совет школы, педагогический совет, общее собрание учащихся- конференция, собрание родителей школы – всё это собственно административные структуры, которые, разумеется, могут и выполнять определённые самоуправленческие функции.

С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

В нашей школе педагоги- кураторы стараются оказывать консультативное, тьюторское сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.

Модель ученического самоуправления опирается на:

Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся.

Финансовую обеспеченность школы.

Основные нормативные документы школы.

Сохранение и приумножение школьных традиций.

Отличительными признаки данной модели являются:

Простота внедрения проекта в жизнь.

Наличие учебно-воспитательных центров(УВЦ).

Вовлечение в процесс самоуправления детей разных возрастных групп

Преемственность между начальной и основной школой

Через систему самоуправления (соуправления) ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

3. Организационный блок.

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Школьное самоуправление имеет несколько уровней:

1 уровень – индивидуальный.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.

Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.

Воспитание ответственности за порученные дела.

Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного.

2 уровень – уровень первичного коллектива.

Педагогические задачи:

.Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

Воспитание ответственности за порученные дела.

Расширение форм досуга молодёжи.

Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников

Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Из представителей составляется Совет класса. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом.

3 уровень – уровень коллектива образовательного учреждения.

Педагогические задачи:

Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.

Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Помощь в организации шефской работы.

Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.

Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, представителями педагогического и родительского коллектива.

4 уровень Школьное самоуправление

Педагогические задачи:

Разработка предложений ученического, педагогического, родительского коллективов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Оценка результативности деятельности школы.

Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе гумманизации.

Высшим органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о Совете старшеклассников

1. Общие положения



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Цель и задачи Совета старшеклассников

2.1. Основной целью Совета старшеклассников является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации их творческого потенциала.
2.2.

  • реализация прав обучающихся на участие в управлении образовательной деятельностью, освоение навыков управленческой деятельности на уровне ученика, класса и школьного коллектива; привлечение обучающихся школы к сотворчеству и сотрудничеству с ученическим и педагогическим коллективами;
  • становление воспитательной системы через формирование единого сообщества общеобразовательной организации;
  • воспитание школьников в духе социальной и гражданской ответственности;
  • формирование активной жизненной позиции, культуры демократических отношений каждого старшеклассника;
  • создание условий для развития лидерских качеств старшеклассников, взаимоуважения детей и взрослых в соответствии с локальными актами школы;
  • приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни общеобразовательной организации;
  • представление интересов обучающихся школы в процессе управления общеобразовательной организацией;
  • поддержка и развитие инициатив обучающихся в школьной жизни;
  • осуществление связи между ученическим коллективом школы и администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • освещение событий школьной жизни;
  • активное участие в деятельности общеобразовательной организации;
  • организации внеклассной и внешкольной работы;
  • организация работы среди школьников по повышению ответственного отношения к учебе;
  • способствование выполнению всеми обучающимися общеобразовательной организации принятых Правил поведения обучающихся;
  • организация самообслуживание в школе (дежурство, генеральные уборки в кабинетах, благоустройство школьной территории), способствование сохранности оборудования учебных кабинетов;
  • организация школьного досуга обучающихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий), сохранение и продолжение школьных традиций.

3. Основные функции Совета старшеклассников

3.1. Выступление от имени обучающихся при решении вопросов жизни школы: изучение и формулировка мнения школьников по вопросам школьной жизни, представление позиции обучающихся в органах управления школой, разработка предложений по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.
3.2. Содействие реализации инициатив обучающихся во внеучебной деятельности: изучение интересов и потребностей школьников в сфере внеучебной деятельности, создание условий для их реализации.
3.3. Содействие реализации прав обучающихся в жизни школы.
3.4. Инициирование проведения общих акций в соответствии со статусом общеобразовательной организации (проведение предметных олимпиад, конкурсов художественной самодеятельности, "уроков здоровья", др.).
3.5. Организация контроля соблюдения правил поведения обучающимися при проведении внеклассных культурно-массовых мероприятий (проведение новогодних елок, дискотек, выпускных вечеров и т.п.).

4. Принципы ученического самоуправления

  • общечеловеческие принципы демократии и гуманности;
  • гласность и открытость, согласие и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
  • самостоятельность и свобода действий;
  • коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение;
  • тесная связь первичных коллективов и центральных органов самоуправления;
  • свобода критики, обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни;
  • приоритет интересов обучающихся школы, гуманность к каждому отдельному человеку;
  • выборность и подотчётность всех органов ученического самоуправления общеобразовательной организации;
  • сменяемость и обновляемость руководителей органов ученического самоуправления, преемственность в их работе.

5. Организация работы Совета старшеклассников

5.7. Членами Совета старшеклассников не могут быть обучающиеся, не соблюдающие Устав школы, не выполняющие утвержденных правил поведения обучающихся.
5.8. Члены Совета старшеклассников за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из Совета.
5.9. Из числа членов Совета избираются Председатель Совета и Секретарь Совета.
5.10. Председатель Совета старшеклассников планирует работу Совета и организует деятельность комиссий для реализации планов, координирует работу малых инициативных групп, ведет заседания Совета старшеклассников. Секретарь Совета старшеклассников отвечает за документацию Совета и ведет протокол каждого заседания Совета старшеклассников.
5.11. Совет старшеклассников выбирает основные направления своей работы, распределяет обязанности, организует работу школьного самоуправления.
5.12. Совет старшеклассников доводит решения заседаний до сведения администрации школы. Принятие решения оформляется протоколом и доводится до сведения Педагогического коллектива школы, коллектива обучающихся школы, родителей.
5.13. Совет старшеклассников собирается по инициативе председателя Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
5.14. Форма деятельности определяется Советом старшеклассников и фиксируется в примерном плане работы на год.
5.15. Работа Совета старшеклассников организуется на основе планирования и текущих дел.
5.16.

  • коллективные творческие дела (познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые мероприятия);
  • дискуссии;
  • конкурсы;
  • деловые игры и другие.

5.17. На заседаниях Совета старшеклассников анализируется каждое КТД, проведенное членами Совета старшеклассников в школе и вне образовательной организации.
5.18. Взаимодействует с администрацией общеобразовательного учреждения, педагогическими работниками и родителями (лицами их заменяющими).



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

6. Права Совета старшеклассников


6.1. Принимать активное участие в деятельности Совета.
6.2. Быть опорой администрации общеобразовательной организации, педагогов-организаторов, классных руководителей.
6.3. Участвовать в разработке плана воспитательной работы общеобразовательной организации.
6.4. Вносить предложения в план воспитательной работы школы.
6.5. Представлять инициативы обучающихся, одобренные на заседаниях Совета, в органах управления общеобразовательной организации.
6.6. Представлять интересы обучающихся в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни образовательной организации.
6.7. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать обучающихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях.
6.8. Иметь свой орган печати (школьную газету), свою эмблему и девиз.
6.9. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией.
6.10. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде Совета старшеклассников) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.
6.11. Проводить среди обучающихся опросы и референдумы.
6.12. Слушать отчеты о работе малых инициативных групп и принимать по ним необходимые решения.
6.13. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений.
6.14. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше.
6.15. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий Совета старшеклассников.
6.16. Получать информацию у администрации о принятых управленческих решениях по вопросам образования, по вопросам внесения изменений в принятые ранее планы, решения.

7. Обязанности Совета старшеклассников

7.1. Осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год.
7.2. Изучать и выражать мнения обучающихся образовательной организации по вопросам школьной жизни.
7.3. Размещать информацию о деятельности школьного самоуправления на стенде Совета старшеклассников и в школьных средствах информации (газета, школьный сайт).
7.4.

  • принимать активное участие в деятельности Совета старшеклассников, присутствовать на каждом заседании;
  • быть опорой администрации школы, классных руководителей во всех делах школы и класса;
  • оперативно доводить всю необходимую информацию и его решения до классов, классных руководителей, до каждого школьника;
  • принимать активное участие в планировании воспитательной работы образовательной организации;
  • на заседаниях Совета старшеклассников обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения мероприятий;
  • решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе, контролировать выполнение обучающимися основных обязанностей;
  • оказывать содействие и защиту прав и интересов обучающихся на всех уровнях управления общеобразовательной организацией.

7.5. Регулярно вести соответствующую документацию.

8. Ответственность Совета старшеклассников

  • за принятие некорректных решений на заседаниях в пределах установленной компетенции.
  • за установление взаимодействия и понимания между участниками образовательной деятельности.
  • активность и инициативность в работе Совета.
  • принимать активное участие в деятельности Совета.
  • выступать с предложениями по работе.
  • выполнять поручения Совета.
  • доводить до сведения учителей и обучающихся решения Совета старшеклассников.

8.3. Члены Совета старшеклассников несут ответственность за соблюдение данного Положения, регламентов заседаний и деятельность совета в общеобразовательной организации.

9. Документация Совета старшеклассников

9.1. Вся документация Совета хранится в установленном месте у педагога-организатора, курирующего работу Совета старшеклассников в образовательной организации.
9.2. Заседания Совета оформляются протоколом, принятые решения доводятся до сведения всех обучающихся (стенная печать, школьная газета, радио).
9.3. План работы на учебный год составляется, исходя из основных мероприятий, представленных в плане воспитательной работы общеобразовательной организации.
9.4. Анализ деятельности Совета старшеклассников представляется педагогом-организатором, курирующим работу Совета, на Педагогическом совете школы в конце учебного года и зачитывается на Школьной конференции.
9.5. Все решения совета старшеклассников оформляются протоколами и публикуются (в случае необходимости) в школьных средствах массовой информации.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение о совете старшеклассников является локальным нормативным актом школы, принимается на Совете старшеклассников и утверждается (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Принято на Совете старшеклассников

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!



скачать: Документация по Пожарной безопасности в Школе
43 документа с учетом законов на 8 сентября 2021 года!

Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:

I. Блок целеполагания

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.

Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.

II. Позиционный блок

Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.

Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2


III. Организационный блок

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

Структура самоуправления в школе имеет три уровня:

Третий уровень Общешкольное самоуправление.
■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей.
Второй уровень Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*.
■ Ученическое собрание (конференция).
■ Совет старшеклассников (Республиканский совет).
■ Школьные ученические комитеты.
Первый уровень Ученическое самоуправление в классных коллективах.
■ Классное собрание.
■ Актив класса.

IV. Нормативно-правовой блок

Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.

V. Содержательный блок

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Школьные ученические комитеты:
Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.

Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.

Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;

Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;

Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.

Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.

Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.

Классное самоуправление (актив)
1. Староста
2. Член Совета старшеклассников
3. Оформитель
4. Ответственный за учебу
5. Ответственный за трудовые дела
6. Ответственный за досуг
7. Физорг
8. Краевед
9. Ответственный за дисциплину

Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.

VI. Технологический блок

• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.

Читайте также: