Классный час служба школьной медиации 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

​Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к Глазыриной Елене Александровне, куратору школьной Службы медиации.

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как?

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (Наличие другой стороны, точнее - медиатора).

Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

Ребята, в нашей школе есть медиаторы, которые всегда готовы вам помочь, и они работают в Школьной службе медиации.

Школьная служба медиации (ШСМ) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.

Медиатор помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

…если вас обижают в классе и вы не можете разрешить эту проблему самостоятельно, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

ВложениеРазмер
programma_shsm.docx 157.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска"

649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 79

Зам. директора по ВР Директор МБОУ «СОШ 13

для учащихся и педагогов школы

срок реализации 1 год

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13

Педагогический стаж: 2 года

г. Горно-Алтайск, 2017г.

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

3.1 Учебно-тематический план …………..………………………………………. 42

3.2 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 46

3.4 Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47

4. Форма представления результатов…………………………….…..…..…………47

1.1 Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников.

Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.

Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации.

Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Одной из новых методов работы в программе является использование медиатехнологий - психологической работы с видеоматериалами.

3. Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи :

  1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
  3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы;
  4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
  5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;
  6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
  7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;
  8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

4. Отличительные особенности программы

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания , формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа

Участниками программы являются учащиеся 7-11 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.

6. Сроки реализации программы

Первый этап - подготовительный:

- формирование списка школьных медиаторов;

- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями.

Второй этап – организационно-практический:

- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах.

Третий этап - аналитический:

- анализ и оценка реализации программы;

- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,

- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.

7. Форма и режим занятий

Занятия содержат интерактивные методы:

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

  • Уроки-лекции;
  • Уроки-беседы;
  • Дискуссии;
  • Семинары-практикумы;
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
  • Обучение через опыт и сотрудничество;
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
  • Анализ статей научно-популярной литературы;
  • Систематическое повторение ранее изученного материала;
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

Принципы проведения занятий:

Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов:

1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации;

2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме

3 этап - игры для сплочения коллектива.

Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

- ориентация в системе моральных норм ;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

- основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Обучающийся получит возможность для формирования :

- умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь:

- работать в группе, в коллективе.

- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

- анализировать конфликтные ситуации;

- устанавливать стили разрешения конфликтов;

- проводить программы примирения;

- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять:

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

9. Формы подведения итогов реализации программы

2. Содержательный раздел

Занятие 1. Вводное занятие. Наши занятия: что и как?

Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о целях данного занятия.

Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах, которые он располагает в центре круга:

  • Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты.
  • Хочу научиться лучше общаться со сверстниками.
  • Хочу хорошо и весело провести время.
  • Хочу узнать что-то новое о себе.
  • Я не жду ничего особенного.

Участники работают самостоятельно. Им предлагается написать пожелания самим себе и группе на весь период занятий и опустить их в бутылку. Бутылка закупоривается и убирается до последнего занятия.

Занятие 2. Круг ценностей

Цель: Формирование ценностной позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода.

• Знакомство и установление доверительной атмосферы

• Определение целей и задач совместной работы

• Формулирование и принятие ценностей группы

Занятие 3. Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается?

Цель занятия: расширение представлений обучающихся о содержании работы медиатора, формирование представлений о структуре медиации.

  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, о котором ты знал, но решил в него не вмешиваться
  2. Как ты о нем узнал и почему решил, что вмешиваться не стоит?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?

Делается вывод о том, что медиация - это непростой процесс, требующий подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и непростым.

Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие

Классный час

Ведущий 1: Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как?

- Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его.

- Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон.

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

-Слон похож на веер! - закричал первый мудрец.

Второй мудрец потрогал ноги слона.

-Он похож на дерево! - воскликнул он.

-Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку.

Этот человек нащупал слоновий хвост.

-Слон похож на копье,- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона.

- Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена! - он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дергал слоновий хобот.

- Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею.

- Нет на веревку!

- Вы ошибаетесь!

Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они так и не узнали, как выглядит слон.

_______________________________________

Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? (ответы детей)

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? (ответы детей)

- Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (ответы детей)

Ведущий 1: Мудрецам помогло бы наличие, так называемой третьей стороны, а именно, посредника, или точнее - медиатора.

Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны. Ребята, в нашей школе есть медиаторы, которые всегда готовы вам помочь, и они работают в Школьной службе примирения.

Школьная служба примирения (ШСП) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.

Ведущий 2: Что такое медиация?

Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Поэтому, если вы:

…поругались или подрались;

…у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика;

…если вас обижают в классе, и вы не можете разрешить эту проблему самостоятельно, то вы можете обратиться в службу школьной примирения.

Ведущий 1: Медиатор помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

2. Основная часть

Ведущий 2: Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов.

Ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, что такое конфликт? (ответы детей)

Ведущий 2: а теперь рассмотрим пример конфликта. Вот, конфликтная ситуация:

Ведущий 2: Ответьте на вопросы:

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

- Благодаря чему удалось избежать конфликта?

Ведущий 1: А теперь, предлагаем вам ответить на вопросы теста. (Раздают тесты).

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение.

Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1. Угрожаю или дерусь

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

8. Иду на компромисс.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Ведущий 1: А теперь, посчитайте количество баллов для каждой группы утверждений, они у вас указаны под тестом и запишите сумму баллов. А потом мы узнаем, какой тип разрешения конфликтов преобладает у каждого из вас.

(Дети подсчитают баллы)

Итак, определяем свой тип (больше всех баллов по буквам).

Ведущий 1: Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Ведущий 2: А теперь рассмотрим, как работает школьная служба примирения?

Проходят программы примирения только при добровольном участии всех сторон конфликта. Медиаторы, ведущие примирительную встречу, не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ

1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2) Сторонам больше от 10 лет и старше.

3) Желательно, чтобы информация о конфликте не разглашалась посторонним людям, и на время рассмотрения в службе примирения она не будет передана в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т. п.).

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к куратору школьной службы примирения, это кабинет 2-03. Также, возле кабинета 2-03 расположен стенд о нашей службе, на котором вы можете прочитать актуальную информацию.

Ведущий 1: Как происходит рассмотрение заявки на примирительную встречу? После поступления запроса в ШСП, куратор встречается с каждым из участников конфликта для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать в примирительной встрече.

В случае добровольного согласия сторон, куратор проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

· каковы последствия ситуации для обеих сторон;

· каким образом разрешить ситуацию;

· как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

НА ВСТРЕЧЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

1) Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

2) На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

3) Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

4) Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с куратором.

Ведущий 2: Вот и подошел к концу наш классный час. Но в конце, мы бы хотели поверить ваши знания об основных моментах организации работы ШСП:

1. Что такое медиация?

2. Что делает медиатор?

3. Для чего организуется примирительная встреча?

Ведущий 2: Спасибо вам за внимание, ребята. Мы надеемся, что вам пригодятся знания, полученные сегодня на классном часе, и, что вам никогда не придется обращаться в школьную службу примирения.

Читайте также: