Джо боулер безграничный разум краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Родителям школьников читать обязательно!
И родителям дошкольников, а также студентов. И для себя, конечно.

Второй важный момент: ошибки и трудности – это хорошо и полезно. Не надо бояться неудач.
Третье – установки в нашей голове влияют и на тело, и на мозг.

Четвертое – к любым новым идеям должен быть многоплановый подход. Поясню. При изучении чего-то нового надо задействовать разные способы: символы, цифры, слова, визуальные примеры, модели, графики, таблицы, а еще – движения, касания и другие формы. Процесс обучения будет намного эффективнее, так как стимулируются и взаимодействуют разные участки мозга.

Особое внимание на пятый пункт – скорость не главное! Важнее гибкость и творчество. И тут очень важный момент относительно ограниченного времени при контрольных работах и всевозможных тестированиях: в состоянии стресса блокируется кратковременная память. И бывает сложно, а иногда, невозможно, выполнить даже самое простое задание. И уровень знаний уже не играет роль. В долгосрочной перспективе наилучшие результаты будут при более медленном усвоении информации.

И последний важный момент: очень полезно работать в группе, командой и делиться своими знаниями и идеями. Конечно, важна атмосфера и сотрудничество. Но в целом, анализируя чужие идеи, мы развиваем свой мозг, углубляем понимание вопроса и усиливаем возможности по поиску решения.

Я искренне рекомендую вам прочитать эту книгу! Она поможет вам совершенно по-другому взглянуть на процесс обучения как ваших детей, так и вас самим. Потому что мы учимся всю жизнь!

"Безграничный разум" или "Учитесь,учить и жить без ограничений"- потрясающая книга во всём понимании. Главной целью автора,написавшего эту книги(а автором является Джо Боулер-професор Стенфордского университета ) является переосмысление подхода к педагогике и возможности нашего "безграничного разума"
Автор повествует нам о том,как раскрывается потенциал учеников,как правильно реагировать на ошибки и как максимально задействовать свой мозг для достижения своих целей.

Всем советую приобрести книгу! Она очень полезна как для детей,так и для педагогов!

Качество печати как всегда на высоте!

1) Наш мозг способен меняться, развиваться и осваивать много новой информации в любом возрасте.
2) На усвоение информации влияют наши установки и установки, которые навязывает нам общество.
3) Информация лучше усваивается при многоплановом подходе, а не просто при заучивании.
В книге много примеров, когда учителя и ученики переходили на другой способ обучения. Так же есть примеры самих способов обучения.
Не скажу, что в восторге от этой книги, но по ходу ее чтения я нашла для себя несколько методов, которые точно буду использовать в жизни.

Читать обязательно! И очень хочется,.чтобы эта книга попала на стол к нашему министру просвещения. Стереотип -"ты к этому не способен( -на)" живет и в наших школах и в американских. И автор успешно его разрушает)). Язык простой, много повторений одной мысли, но это не раздражает, т.к. эти идеи и мысли бесценны! О нейропластичности мозга говорят давно, но тут немного другой подход. Книга хоть и выглядит внушительно, читается очень быстро - хороший шрифт, плотные листы, можно смело делать заметки.
Дочитала и со спокойной совестью купила учебник геометрии-в школе ее обожала, но мне все говорили, что к математике я абсолютно не способна)))

Рекомендую книгу учителям! Что можно и нельзя говорить детям, как правильно учить и учиться. Почерпнула много нового.

Книга обязательна к прочтению всем учителям, вообще, в целом. Если вы - преподаватель любого предмета, эта книга вам нужна. Ее можно ещё использовать для выбора учителя для ребёнка (и себя) - если педагог читал эту книгу, вы уже почти наверняка можете ему довериться, особенно если она пришлась ему по душе. Как же хочется чтобы описанные в книге взгляды и методики нашли отражение в реальных российских школах и вузах. Не знаю, доживу ли, но книгу всем советую!

Доступный текст, интересное содержание, легко читать. много интересных моментов, есть иллюстрации схемы, затягивает, одним словом. По изготовлению-никаких претензий, как всегда у Мифа, Твердый переплет, стандартный формат. есть ляссе, все, чтобы ничего не отвлекало от погружения в процесс прочтения.

О книге
Джо Боулер, профессор Стэнфордского университета, педагог и преподавательница математики, раскрывает шесть ключевых навыков, необходимых для постоянного развития.
Джо Боулер несколько десятилетий изучала, как стереотипы и предвзятость влияют на успехи школьников и студентов. Выводы, к которым она пришла, ошеломительны.
Забудьте всё, что вы слышали об обучении и о том, как мозг обрабатывает новую информацию. Врожденной склонности к тому или иному предмету не существует. Это иллюзия. Ни гены, ни раса, ни пол не являются залогом ваших выдающихся успехов и не определяют ваши посредственные результаты.
Наш мозг развивается на протяжении всей нашей жизни, его возможности не являются раз и навсегда заданной константой. И как ни парадоксально, мозгу помогают расти и развиваться ошибки, которые мы совершаем: он учится на них, благодаря им он усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся.
Ошибки - это благо. Не стоит уклоняться от них или избегать их, ведь только преодолевая трудности, наш мозг растет. Он активен и усердно перебирает альтернативы в поисках подходящего варианта. Если вы все делаете правильно, ваш мозг не развивается.
Наши достижения зависят не столько от врожденных способностей, сколько от особого характера подготовки, который стимулирует выработку миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна. Именно благодаря ей увеличивается скорость и точность прохождения нервных импульсов. Чем сложнее задача, чем больше она требует напряжения, тем прочнее будет миелиновая оболочка и тем более впечатляющими будут результаты.
Действовать эффективно для мозга - значит испытывать себя на грани возможностей, совершать ошибки, исправлять их и двигаться дальше.

Для кого книга
Для всех, кто хочет развиваться независимо от возраста, а также для родителей, учителей, педагогов, старшеклассников, студентов
Для всех, кто хочет развить свои умственные способности и узнавать все больше и больше.

От автора
А что, если мы можем научиться буквально всему? Что, если способность к приобретению новых навыков, развитию в разных направлениях, формированию новой идентичности бесконечна и сохраняется на протяжении всей жизни? Что если каждый день мы просыпаемся с обновленным мозгом? В этой книге я поделюсь доказательствами того, что наш мозг - и вся наша жизнь - предельно адаптивны, и что если люди верят в этот тезис и меняют свой подход к жизни и обучению, то достигают невероятных результатов.
Почти каждый день я встречаюсь с людьми, разделяющими пагубные идеи о себе и своих способностях к обучению. Это их убеждение не зависит от возраста, пола, места работы и образа жизни. Чаще всего люди говорят мне, что раньше любили математику, искусство, английский или любой другой школьный предмет, но столкнувшись с трудностями, решили, что их мозг не годится для решения подобных задач и сдались.
Однако, отказавшись от изучения математики, человек одновременно отказывается от освоения всех связанных с ней областей знаний - естественных и технических наук, медицины. Схожим образом, когда человек решает, что не может быть писателем, он отсекает для себя все гуманитарные предметы, а когда решает, что у него нет способности к творчеству, то забывает разом про рисование, скульптуру и другие виды искусства.
Каждый год миллионы детей приходят в школу, с нетерпением ожидая новых знаний, но быстро разочаровываются, проникаясь идеей, что не настолько "умны", как другие. Взрослые принимают решение не следовать по пути, на котором они рассчитывали добиться успеха, потому что уверились, будто бы недостаточно хороши для этого, или не настолько одарены, как другие.
Тысячи сотрудников приходят на совещания в страхе, что их раскроют и признают "недостаточно компетентными". Эти ограничивающие вредоносные представления рождаются внутри нас, но для их активации требуется сигнал, посылаемый другим человеком или образовательным учреждением. Я познакомилась с таким количеством детей и взрослых, чьи возможности ограничивались ошибочными идеями, что решила написать книгу, опровергающую пагубные мифы, сдерживающие людей в их ежедневной деятельности - настало время предложить иной подход к жизни и обучению.

Об авторе
Джо Боулер - профессор Стэнфорда, преподавала математику в лондонских школах, занималась исследованиями в King's College. Автор восьми книг и лауреат профессиональных наград.

Джо Боулер — профессор Стэнфорда, преподавала математику в лондонских школах, занималась исследованиями в King's College. Автор восьми книг и лауреат профессиональных наград.

В своей работе "Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений." Джо Боулер доказывает, что каждый из нас может перестроить своё мышление, а именно:

По мнению автора, данный процесс лучше всего начинать ещё с детских лет. Главными помощниками в этом деле станут педагоги и родители.

О ЧЕМ КНИГА?

В книге автор знакомит нас с двумя понятиями: фиксированное и гибкое мышление (автор также называется его "мышлением роста")

Люди с фиксированным мышлением привыкли считать что они преуспели в какой-то конкретной области и познать другие им "просто не дано". Такие люди не предпринимают никаких действий для того чтобы познать другие стези жизни.

С другой стороны, люди с гибким мышлением понимают что они слабы в какой-либо области жизни. При этом они предпринимают попытки и бросают все силы на то чтобы разобраться в них и приобрести новые навыки и умения.

Автор утверждает что человеческий мозг крайне адаптивен и каждый из нас способен обучиться чему угодно. В своей книге Боулер обозначает шесть навыков, которые помогают человеку перестроить своё мышление, что в итоге приведёт к приобретению новых навыков.

НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ

Автор настаивает на том что родители зарождают в своих детях основы фиксированного мышления. Делают они это тогда, когда хвалят своих детей не за то что они делают, а хвалят свойства личности своего ребёнка.

Современная образовательная система наполнена постулатами "одному что-то дано, значит другому не дано". То есть если если у ученика что-то не выходит - это не из-за недочётов методик обучения, а из-за умственных особенностей ученика.
Автор уверена что это миф, с которым человечеству надо расстаться.

О чем книга

В книге автор говорит о двух типах мышления, которые формируются в процессе освоения новых знаний: фиксированное и гибкое мышление (или мышление роста).

В противовес, мышление роста – это когда мы признаем, что не знаем какую-то область, но убеждены, что совершенно точно нам под силу понять и разобраться. Приложив усилия, можно выучить все, что захочется. Кстати, мышление роста распространяется не только на обучение, но и на жизнь в целом.

Нейропластичность

Эксперимент с лондонскими кебменами показал, что гиппокамп водителей – участок мозга, ответственный за хранение и обработку пространственной информации – после обучения значительно увеличился. Учиться кебменам приходится не менее 4 лет: именно это количество времени необходимо, чтобы запомнить сложные расположения улиц, ближайших объектов, дорожных знаков и научиться составлять в уме наиболее оптимальные маршруты. Также ученые обнаружили, что после увольнения количество серого вещества у водителей уменьшается, когда нейронные связи, образованные за время обучения, становятся не нужны [Maguire, Woollett, Spiers, 2006].

Кстати, Джо Боулер говорит и о детях, которых считают талантливыми от рождения. Она не отрицает идею таланта и врожденной предрасположенности к освоению определенных навыков. Скорее, она говорит о негативном влиянии отношения к таким детям, в особенности, со стороны родителей и образовательной системы.

Сравните, как звучит каждое:

Похвала фиксированного мышления Похвала мышления роста
Умеешь вычислять дроби? Вау, какой умный! Умеешь вычислять дроби? Очень хорошо, что ты научился это делать.
Ты решила эту задачу таким хитрым способом? Это очень умно! Мне понравилось твое решение задачи, оно весьма креативно.
У тебя научная степень? Да ты гений! У тебя научная степень? Наверное, тебе пришлось много трудиться.

Трудности

В результате исследования [Moser, Schroder, Heeter, Moran, Lee, 2011] ученые обнаружили, что мозг наиболее активен в те моменты, когда человек совершает ошибку. Именно ошибки и трудности заставляют искать ответы и новые способы решения задачи. Это и необходимо ученикам для развития мышления и укрепления нейронных сетей. Однако в большинстве образовательных учреждений учитель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы в классе было как можно больше отличников. Проблема в том, что правильные ответы не стимулируют рост мозга и не вызывают интереса пробовать новые способы и подходы для решения задачи.

Миелин – вещество, которое помогает процессу обучения, усиливая сигналы между новыми нейронными связями и укрепляя новые нейронные пути. За счет этих внутренних процессов человек может достигать успеха. Происходит это именно в моменты трудностей, когда он действует на грани своих возможностей, совершает ошибки, находит решение и снова движется вперед.

Проблемы и трудности, которые запускают наши мыслительные (а часто и креативные, изобретательские) процессы – это лучшие условия для обучаемости, и, соответственно, для роста мозга. Да, мы рождаемся разными, но абсолютно у каждого человека есть потенциал к обучению и достижению максимальных высот.

К сожалению, в нас со школы сидит стремление работать на получение верного ответа, а не желание разобраться в самом процессе решения. Да и многие дети (что уж и говорить, и большинство взрослых, воспитанных по такому же принципу) не привыкли к трудностям и воспринимают трудности как признак того, что у них ничего не получается. А между тем, это показатель фиксированного мышления.

Разительно от европейских и российских школ (нынешнего времени) отличаются образовательные процессы Китая и Японии. На уроках учителя могут намеренно давать неверные ответы или задавать провокационные вопросы, чтобы стимулировать дискуссию, возражения и желание учеников разобраться.

Однако здесь важно и отношение учителя. У многих учеников есть страх отвечать на уроках и дать неверный ответ. Так они будут, по их мнению, глупыми в глазах одноклассников и получат порицание со стороны учителя.

Чтобы ошибки действовали на благо, в первую очередь учитель должен поощрять ошибки как тот самый путь для лучшего освоения знаний и качественного развития мозга. Ученикам такое отношение учителя дает невероятное чувство облегчения и раскрепощения.

Установки

У людей с негативным типом мышления риск смерти выше на 71% по сравнению с обладателями позитивного мышления [Zahrt, Crum, 2017].

Другое исследование показало: когда мы мысленно фокусируемся на задаче, например, на игре на гитаре, у нас активизируются те же мышцы, которые мы используем, выполняя эти действия в действительности. В результате этого эксперимента испытуемые, которые занимались только ментальной тренировкой, увеличили мышечную силу на 35%, а участники, которые играли на реальном инструменте – на 53% [Davidson-Kelly, 2014].

Это же справедливо и для спортсменов-любителей, которые считают, что становятся здоровее от физических нагрузок; и для обучающихся, которые усваивали больше, веря в свое продуктивное обучение.

Наш мозг имеет полную власть над нашим телом – к такому заключению пришли ученые в результате исследований.

Фиксированное мышление и мышление роста – тоже своего рода установки, которые можно и нужно менять. Психолог Дэвид Игер провел исследование связи типов сознания и конфликтности. Выяснилось, что люди с фиксированным мышлением (считают, что их способности и достоинства статичны и не меняются) больше подвержены агрессивности, чем люди с мышлением роста. Это объясняется тем, что в картине мира обладателей мышления роста другие способны меняться; они чаще прощают и оказывают помощь [Yeager, Trzesniewski, Dweck, 2013].

Коннективность мозга

Чтобы развить мышление роста, важно использовать комплексный, системный подход. Несправедливо требовать от студентов упорного труда как залога успеха и не давать им инструментов для более эффективной учебы.

Джо Боулер предлагает при решении арифметических примеров использовать следующие вопросы, чтобы задействовать разные участки мозга:

1 Можете ли вы решить этот пример с помощью чисел?
2 Можете ли вы решить этот пример визуально, закодировав каждое число своим цветом?
3 Можете ли вы написать рассказ с этой задачей?
4 Можете ли вы отобразить идею по-другому – через набросок, физический объект, форму или движение?

Кажется, такой подход намного интереснее для усвоения материала, чем решение нескольких десятков однотипных задач.

Гибкость

Задания и тесты с ограничением по времени могут вызывать стресс и страх не успеть. Это блокирует кратковременную память и может помешать решить все задачи, сделать это качественно [Beilock, 2010]. Если ребенок, решая задачу, понимает, что не справляется, состояние тревоги только усиливается.

Мы привыкли считать, что математика представляет собой свод жестких правил и последовательностей, однако, оказывается, что к освоению этой дисциплины можно подходить творчески и гибко. Взять хотя бы 4 вопроса при решении арифметического примера, о которых мы говорили в предыдущем пункте.

Сотрудничество

В школе, по большей части, учат придерживаться правил и действовать в рамках заданного, но мы уже обсуждали выше, что такое поведение – показатель фиксированного мышления. Куда полезнее и быстрее было бы воспитывать в учениках мышление роста, но подобные вопросы более глобальны, поэтому оставим эту тему.

Сотрудничество и работа в команде играют очень важную роль не только в жизни человека, но и в обучении. Нейробиологам уже давно известно благоприятное влияние на мозг и жизнь восприятие чужих идей. Это требует от человека более высокого уровня понимания.

Проведенное исследование математика из Техасского университета Ури Трейсмана позволило сделать вывод о росте успеваемости студентов после смены подхода обучения от индивидуального к эмоционально поддерживающему [Treisman, 1992].

Анализ чужих идей очень полезен для развития мозга и мышления. При совместной работе активизируются орбитофронтальная кора и нейронная сеть лобно-теменных участков. Нейробиологи дали название этим участкам – социальный мозг.

Сотрудничество и кооперация – это одна из разновидностей многопланового подхода к обучению. В течение трех лет Джо Боулер проводила исследования в учебном классе нескольких школ: она наблюдала, как ученики занимаются на уроках математики, и брала интервью у них и учителей. Результаты исследования оказались весьма любопытными.

В школе с альтернативной методикой обучения (с использованием нестандартных прикладных задач, где дети не знали способ решения и открыто обсуждали варианты) на изучение предмета тратили меньшее количество часов, ученики преимущественно любили предмет и на государственном экзамене показывали высокие результаты [Boaler, 2002].

Заключение

Итак, мы рассмотрели 6 ключевых навыков, которые помогут высвободить безграничные возможности для обучения:

  • пластичность и рост мозга;
  • положительное воздействие на мозг вызовов и ошибок;
  • установки и типы мышления;
  • многоплановый подход к материалу, повышающий коннективность мозга;
  • гибкое сознание;
  • сила сотрудничества.

Это выбор каждого: плыть по течению устоявшихся образовательных процессов и осознавать, что прикладываешь руку к воспитанию неуверенности юных людей, которые боятся совершить ошибку, сделать шаг, который может изменить их жизнь, или постараться воспитать в учениках мышление роста, научить их учиться, вызвать интерес к предмету, задавать вопросы, рассуждать, обсуждать и сотрудничать, и тем самым приоткрыть дверь к безграничным возможностям этого удивительного мира, где каждому под силу задуманное.



Са­мая вы­год­ная стра­те­гия — про­бо­вать раз­ные спо­со­бы ре­ше­ния и по­сто­ян­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с ин­стру­мен­та­ми. Мно­го­чис­лен­ные ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что этот путь поз­во­ля­ет не толь­ко бо­лее эф­фек­тив­но справ­лять­ся с труд­но­стя­ми, но и по­вы­ша­ет сте­пень ва­шей удо­вле­тво­рен­но­сти от жиз­ни.

Если вы ре­ши­те про­чи­тать кни­гу са­мо­сто­я­тель­но, будь­те го­то­вы, что боль­ше по­ло­ви­ны тек­ста по­свя­ще­но по­дроб­но­му про­то­ко­ли­ро­ва­нию всех про­фес­си­о­наль­ных кон­флик­тов ав­то­ра с на­уч­ны­ми оп­по­нен­та­ми. Ино­гда чи­тать это от­кро­вен­но тя­же­ло.


За­будь­те всё, что вы слы­ша­ли об обу­че­нии и о том, как мозг об­ра­ба­ты­ва­ет но­вую ин­фор­ма­цию. Врож­ден­ной склон­но­сти к тому или ино­му пред­ме­ту не су­ще­ству­ет. Это ил­лю­зия. Ни гены, ни раса, ни пол не яв­ля­ют­ся за­ло­гом ва­ших вы­да­ю­щих­ся успе­хов и не опре­де­ля­ют ваши по­сред­ствен­ные ре­зуль­та­ты

  • Если вы име­е­те от­но­ше­ние к об­ра­зо­ва­нию и в ва­ших си­лах не со­зда­вать та­кие груп­пы — не со­зда­вай­те их.
  • По­доб­ная прак­ти­ка была бы оправ­да­на, если бы она обес­пе­чи­ва­ла уче­ни­кам всех групп боль­ший про­гресс, од­на­ко это­го не про­ис­хо­дит. В рам­ках та­ко­го под­хо­да у уче­ни­ков вы­яв­ля­ют сла­бые сто­ро­ны, что­бы, по сути, про­игно­ри­ро­вать их и со­сре­до­то­чить­ся на раз­ви­тии толь­ко силь­ных сто­рон.
  • Важ­но до­не­сти до всех школь­ни­ков и сту­ден­тов, что они на­хо­дят­ся на пути ро­ста и нет ни­че­го неиз­мен­но­го, будь то ода­рен­ность или на­ру­ше­ния ра­бо­ты моз­га.

О ме­ня­ю­щем­ся моз­ге

О глав­ном сек­ре­те ази­ат­ско­го об­ра­зо­ва­тель­но­го успе­ха

Си­сте­ма школь­но­го об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­ке и мно­гих дру­гих стра­нах по­стро­е­на на сле­ду­ю­щей идее — учи­тель дает де­тям точ­ное опре­де­ле­ние ис­сле­ду­е­мо­го яв­ле­ния, раз­би­ва­ет боль­шую за­да­чу на несколь­ко за­да­ний по­про­ще и та­ким об­ра­зом де­ла­ет про­цесс обу­че­ния мак­си­маль­но ком­форт­ным. Школь­ный же учи­тель в Ки­тае, к при­ме­ру, по­ощ­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ную ин­тел­лек­ту­аль­ную ра­бо­ту — на­ме­рен­но под­тал­ки­ва­ет их к невер­ным вы­во­дам, что­бы сти­му­ли­ро­вать ра­бо­ту моз­га. Ско­рее все­го, ме­ста на пер­вых строч­ках рей­тин­гов, свя­зан­ных со школь­ным обу­че­ни­ем, как-то с этим свя­за­ны.

Еще

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений. Джо Боулер.

Профессор Стэнфорда Джо Боулер опровергает расхожие мифы о врожденных способностях, предопределяющих наш жизненный путь, и раскрывает шесть ключей безграничного потенциала, благодаря которым наш мозг будет развиваться и обновляться каждый день.

Нейрофизиологи подтверждают: врожденный талант — всего лишь миф, а уровень способностей не зависит от возраста, пола или расы. Наш мозг бесконечно пластичен, а способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Чтобы достигнуть невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

Эту книгу стоит прочесть абсолютно всем, кто готов развиваться.

Три причины прочесть книгу:

  • Сделать свое мышление более гибким и научиться продуктивно использовать ошибки.
  • Развить умственные способности независимо от возраста и овладеть ключами для ежедневной тренировки мозга.
  • Пересмотреть взгляды на современные стандарты образования и помочь себе и детям полюбить математику.

10 лучших мыслей

1. Каждый из нас может научиться практически чему угодно. Каждое утро мы просыпаемся с обновленным мозгом, способным адаптироваться к любым сложным и новым задачам. Но для того, чтобы достичь невероятных результатов, нам придется поверить в безграничные возможности своего мозга.

2. Наши способности не даются нам при рождении. Талант или одаренность не являются генетически предопределенным фактором. Это результат долгой и упорной работы над собой.

3. Для развития нашему мозгу нужны сложные задачи. Мы должны каждый день бросать себе вызов и работать на пределе наших интеллектуальных возможностей.

4. Одна из самых частых причин нашей неуверенности в себе — заложенная в детстве мысль о том, что наш мозг не предназначен для того или иного рода деятельности.

6. Скорость мышления не является мерилом таланта. Залог формирования устойчивых нейронных связей — в глубине изучения проблемы и гибкости в решении задач.

7. Не бойтесь и не стесняйтесь своих ошибок! Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга: он учится на них, усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

8. Глубина важнее скорости обработки информации. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно забывается, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. Нерушимые нейронные связи формируются только при медленном и длительном погружении в проблему.

9. Решайте сложные задачи совместно с другими. Работа в группе позволяет обмениваться идеями, углублять и детализировать понимание проблемы и черпать вдохновение и силы для преодоления трудностей.

10. Учитесь в благоприятной образовательной среде, снисходительной к ошибкам, поощряющей нестандартный подход к решениям, вдохновляющей на борьбу с трудностями — и вы непременно добьетесь успеха.

Гением может стать каждый.

Можно ли научиться всему на свете?

Не только можно, но и очень полезно!

Нейрофизиологи подтверждают: врожденные способности — всего лишь миф.

Музыка, английский, физика, программирование — часто, столкнувшись с первыми серьезными трудностями при изучении любой сложной дисциплины, многие из нас решают, что недостаточно умны или одарены от природы и бросают то, чем хотелось бы заниматься.

Но, наш мозг бесконечно пластичен, а способность к приобретению новых навыков дана каждому из нас и сохраняется на протяжении всей жизни.

Чтобы достичь невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

Джо Боулер признана одним из самых креативных педагогов-новаторов в современном мире. Она не просто рассказывает о школьных методиках преподавания математики в контексте последних достижений нейробиологии — шаг за шагом она убедительно доказывает, что каждый из нас владеет безграничным потенциалом для развития и в буквальном смысле способен овладеть практически любым навыком — достаточно разблокировать свое мышление.

Пора забыть про школу.

Наиболее частая причина неуверенности в своих способностях — школьный курс математики и ощущение головокружительного позора, когда стоишь у доски и не можешь решить самую обычную задачу.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.


Это ошибочный и вредный миф: на самом деле неспособных к математике или любым другим наукам людей практически не бывает. Тем не менее, начиная с этого момента, любые трудности становятся для нас болезненным напоминанием о якобы существующих недостатках.

Исследования, показали: 48% учеников испытывают тревогу по поводу своих успехов в изучении курса математики.

Более 50% студентов, изучающих вводный курс математики в колледже, серьезно беспокоятся о предстоящих экзаменах.

Сложно подсчитать точное число взрослых людей, поставивших крест на своих взаимоотношениях с математикой, но можно предположить, что отношения с этим предметом не сложились практически у каждого второго.


В Великобритании 88% учеников, помещенных в возрасте четырех лет в классы с программой пониженной сложности, не смогли выбраться из нее до конца школьного обучения.

Исследователи установили: при необходимости работать с цифрами у людей, испытывающих тревогу в отношении своих математических способностей, включается в мозгу тот же центр страха, который становится активным при столкновениях с пауками или змеями. Одновременно происходит уменьшение активности в мозговом центре, ответственном за решение проблем.

Механизм потери веры в себя прост: столкнувшись с цифрами, мы испытываем страх. Страх блокирует мозговую активность. Мы не можем решить задачу и в очередной раз убеждаемся в собственной никчемности.

На самом деле люди никогда не достигают естественных пределов собственного развития — они просто сдаются раньше времени, столкнувшись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями.

Причина нашей неуверенности в себе — ограниченное, фиксированное, запертое в клетку собственных страхов мышление.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.


(рис 8. Зависимость успеваемости от типа мышления)

Независимо от нашей расовой или гендерной принадлежности существуют люди всего с двумя типами мышления:

• Менталитет непрерывно растущего мозга. Его носители верят, что на протяжении всей жизни могут узнавать что-то новое и совершенствоваться в разных областях познания.


• Менталитет ограниченного мозга. Его носители верят в существование природной одаренности и невозможности в корне изменить генетически заложенную предрасположенность к определенным видам науки.

Считая себя одаренным, ученик или студент боится потерять этот статус и оказывается еще меньше готов к борьбе с трудностями при решении сложных задач. Неудачи могут выбить почву из-под ног у общепризнанного гения так же легко и непринужденно, как у того, кто плетется в хвосте.

Поэтому хвалите своих детей и учеников, но оценивайте не их умственные способности, а настойчивость, проявленную при решении проблемы или оригинальность подхода.

Шесть ключей к безграничному мышлению.


Ключ к безграничному мышлению № 1.
Помните о нейропластичности.

Каждый раз, когда мы учимся чему-то новому, наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде разрозненные участки нейронов.

(рис 2. Вот так мозг постепенно растет и развивается (схема)

Для достижения результата мы должны признать, что наш мозг находится в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи генетической предрасположенности.

Нейропластичность — это способность мозга в любой период жизни формировать и укреплять новые нейронные связи.

Открытие вызвало сокрушительную критику со стороны тех, кто считал, что мозг взрослого человека — вполне сформировавшаяся и не подлежащая изменениям конструкция.

Но нейронауке удалось убедительно развенчать разрушительный миф об отсутствии потенциала к обучению у разных групп людей.

Каждый раз, когда мы учимся, наш мозг растет одним из трех способов:


• укрепление и развитие уже существующих путей;


• соединение двух прежде разрозненных нейронных путей с помощью формирования нового участка между ними.

Наиболее ценные качества нашего мозга — адаптивность и потенциал для развития. Педагоги и родители не имеют права маркировать детей и возлагать на них низкие надежды.

Ключ к безграничному мышлению № 2.
Любите свои ошибки, они помогают вам развиваться.

Время, когда мы вынуждены прикладывать усилия для решения сложных задач и совершать ошибки, является самым продуктивным для роста и развития нашего мозга.

Когда мы сталкиваемся с препятствием, прикладываем усилия и (неизбежно!) совершаем ошибки, мы укрепляем нейронные связи, ускоряя и улучшая опыт обучения в целом.

Ошибки — это часть повседневной жизни. Но, мы выросли с мыслью, что ошибки — это плохо. К счастью, это совершенно не так.

Нейрофизиологи обнаружили, что когда мы совершаем ошибку, наш мозг активизируется, создавая новые нейронные связи и укрепляя уже существующие в большей степени, чем когда мы уверенно даем правильный ответ.

Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

Чтобы дать нашему мозгу возможность расти и развиваться, мы должны бросить ему вызов и работать над вопросами, которые находятся на грани нашего понимания.

Испытывайте себя на грани возможностей, совершайте ошибки, исправляйте их и двигайтесь дальше — это поможет мозгу эффективно расти.


Ключ к безграничному мышлению № 3.
Измените сознание — и реальность изменится вслед за ним

Когда мы по-разному думаем о себе, наше тело и наш мозг функционируют по-разному. Стоит нам изменить восприятие себя — и перемены не заставят долго ждать: изменятся наш мозг, наше тело и следом за ними наша реальность.

Наши убеждения влияют даже на продолжительность нашей жизни.

Исследователи на протяжении 21 года собирали данные о 61 тысяче человек. Исследователи обнаружили, что те люди, которые были убеждены, что они поддерживают необходимый уровень физической активности, на 71% реже умирали в период, последовавший за проведением опроса. При этом уровень физической активности у всех респондентов был совершенно одинаков. Разница — в убеждениях.

Тип нашего мышления способен повлиять на методы решения конфликтов.

Люди с ограниченным мышлением (то есть те, кто считает, что их мозг статичен и генетически предопределен) более склонны к агрессивному поведению во время конфликтов.

Люди с безграничным мышлением более терпимы и признают за собой и за другими право на ошибку.

Это позволяет им выходить из конфликтных ситуаций с меньшим уровнем агрессии.

Развивая безграничное мышление, можно снизить уровень агрессии и избавиться от гендерных и прочих стереотипов.

Изменяя отношение к себе, мы изменяем отношение к другим.

Изменение наших убеждений улучшает наше здоровье и поведение в обществе. Неудивительно, что как только мы меняем убеждения о нашем собственном потенциале и талантах, уровень наших достижений тоже начинает расти.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

(рис 26. Три уровня убеждения)

На протяжении многих лет люди были уверены, что наши эмоции отделены от процессов познания. На самом деле они переплетены: например, при совершении ошибок у тех, кто верил в себя и свой потенциал, была отмечена более полезная активность мозга, чем у тех, кто поставил крест на своем развитии.

Столкнувшись со сложной ситуацией, верьте в свои силы — и ваш мозг сможет активно формировать новые нейронные связи и укреплять уже существующие.

Изменение представлений о себе изменяет физические структуры мозга и создает возможности для более высокого уровня мышления.

Подобно тем людям, которые считали, что их физическая активность позволит им прожить дольше, мы программируем наш мозг: те, кто убежден, что учится более продуктивно, действительно достигают лучших показателей.


Ключ к безграничному мышлению № 4.
Используйте многомерный подход.

Синергия развития нейронных связей и обучения становится возможна при использовании идей с многомерным подходом.

Когда дело доходит до практической стороны образования, веры в себя и в возможность изменить мышление становится недостаточно.

Несправедливо заставлять студентов раз за разом решать сложные задачи на грани возможностей, используя сегодняшнюю систему образования и оценки знаний.

Решение — многомерный подход к обучению и преподаванию.

Связь между различными областями мозга повышает производительность. Например, обучение математике можно оптимизировать, одновременно задействовав различные зоны мозга.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

(рис 10 Нейронная сеть для освоения ментальной математики)

Математические задачи можно решать не только с использованием цифр, но и при помощи слов, визуальных эффектов, графических схем, алгоритмов, таблиц или графиков.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.


(рис. 19 Математические методы и концепции)

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

В момент использования двух или более методов решения одной и той же задачи, активизируются различные зоны мозга, ответственные за обработку разных типов информации. При этом они сообщаются между собой, выстраивая новые нейронные связи и аккумулируя полученный опыт.
(рис. 20 Шесть визуальных решений задачи на умножение)

Изучая мозг новаторов в различных областях знания, ученые отметили одну общую особенность: все они имеют необычайно активные связи между различными областями мозга и нестандартно большое количество связей между полушариями. Это придает их мышлению особенную гибкость. Такое необычайное строение мозга — не генетический подарок новаторам, доставшийся им при рождении, а результат длительного обучения.


Ключ к безграничному мышлению № 5.
Будьте гибкими, а не быстрыми.

Скорость мышления не является мерилом способностей. Обучение оптимизируется, когда мы решаем сложные задачи, используя гибкий творческий подход и глубину рассмотрения проблемы.

Ты должен соображать быстро. Это один из самых вредных мифов, который наносит непоправимый ущерб глубине и гибкости мышления.

Математика более чем другие предметы подвержена порочной идее, что для достижения успеха нужно соображать быстро.

При математических расчетах мозг задействует определенную область — рабочую память, или поисковую систему ума.

Когда мы вынуждены работать в состоянии стресса, тревоги и беспокойства, наша рабочая память не может функционировать в полную силу и мозг зависает.

Чувство стресса — плохой помощник для развития мозга и способствует
формированию ограниченного мышления.

Более важный критерий обработки информации — глубина. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно покидает его, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются.

Более прочные нейронные связи формируются при медленном, но глубоком погружении в проблему.

Ошибочно полагать, что медленно думающие люди обладают низким потенциалом. Они просто используют другой, более продуктивный тип усвоения информации.

Люди, которые медленно, упорно и настойчиво работают над сложными проблемами, в долгосрочной перспективе окажутся более успешными в овладении предметом, чем их шустро соображающие коллеги.

Ключ к безграничному мышлению № 6. Сотрудничайте.

Общение с другими людьми и обмен идеями укрепляет нейронные пути и повышает качество обучения.

Изучив методы работы студентов над решением задач, профессор обратил внимание на одно существенное различие: афроамериканские студенты работали над решением математических задач в одиночку, в то время как китайцы делали это вместе.


Преимущества совместной работы.

• Сталкиваясь с трудностями, мы полагаем, что одиноки в своей борьбе. Начав работать вместе, мы обнаруживаем, что каждый из нас борется со сложностями. Это укрепляет нашу веру в себя и способствует формированию безграничного мышления.

• Совместная работа способствует обмену идеями, их объединению и углублению.

Приложение. Полезные ресурсы

Помогут вам изменить мышление и освоить новые подходы

Четыре послания всем, кто учится

Бесплатный онлайн-курс на английском и испанском языках для развития мышления роста и использования нового подхода при изучении математики

Читайте также: