Структура электронного журнала школы

Обновлено: 08.07.2024

С внедрением в школы электронного журнала жизнь педагогов вроде бы должна стать проще. Его невозможно внезапно потерять или где-то забыть. Журнал всегда открыт для просмотра родителей и закрыт от внесения изменений шаловливыми ручонками школьников. Но.

Оказалось, многие школы сталкиваются с проблемами: как правильно вести журнал? кто должен следить за своевременным внесением данных? что делать, если родители настаивают на том, чтобы перейти на другую платформу?

Можно ли сменить платформу для ведения электронного журнала?

В Москве и Московской области, а также в Республике Татарстан и в ряде других регионов страны электронные журналы и дневники входят в системы ЕСИА. Перейти на другую платформу априори невозможно.

А вот если в регионе нет четких предписаний по поводу использования платформы, то принимать решение о переходе вправе только администрация школы. Об этом говорится в Статье 28 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г.:

  • осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учеников;
  • выставление оценок;
  • ведение календарно-тематического планирования;
  • запись домашних заданий, формирование расписания уроков и т.п.

Как регламентировать правила работы с электронным журналом?

Администрация школы вправе принять отдельный локальный акт или внести изменения и дополнения в текущий. Эксперты рекомендуют установить регламент пользования журналом в отдельном документе — положении. Именно там должны быть прописаны правила работы с электронным журналом: кто ответственен за ведение, нужно ли распечатывать его содержимое, как и в какие сроки уведомлять всех участников образовательного процесса об отметках и домашнем задании. Помните о том, что эти данные должны быть доступны родителям и ученикам.

Кто ответственен за ведение журнала?

Важно прописать в положении имена и полномочия тех, кто должен отвечать за электронный журнал. В конце концов, это официальный документ школы, на который можно ссылаться в случае, если что-то идет не по правилам.

Администратор — нужный человек, который знает о тонкостях работы с электронным журналом и умеет обращаться с информационными системами. Назначая работника на эту должность, важно отразить его функции и обязанности в школьном нормативном документе.

Администратор обычно выдает доступ пользователям, делает резервное копирование информации, создает отчеты, связывается с техподдержкой, когда это необходимо.

У кого еще должен быть доступ в электронный журнал?

  • У классного руководителя. Ему открыты все страницы класса.
  • У учителя-предметника. В его распоряжении — предметные страницы классов.
  • У завуча. Он может просматривать все страницы и осуществлять контроль: вовремя ли был заполнен журнал?

Чтобы быть в курсе, ознакомьтесь с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде:

Не смотря на повсеместное внедрение электронного образования, обычный бумажный школьный журнал учителя для оценок продолжает оставаться важным нормативным документом, без которого невозможно функционирование современной школы. Поэтому неудивительно, что заполнение его регулируется специальным положением, обязывающим регулярно заниматься ведением журнала. Нарушение одного из пунктов документа учителем может лишить его премии.

Классный журнал для школы действительно является необходимостью по ряду причин, обеспечивающих положительную динамику образовательного процесса.

Школьный журнал для оценок

Вот эти причины:

  • удобство для самих учителей, ведь журнал собирает в себе все отметки, выставленные ученикам по классам, позволяя увидеть общую картину успеваемости каждого. К сожалению, объем памяти человека не может вмещать в себя все количество отметок, проставленное каждому ученику.
  • удобство для родителей, поскольку позволяет следить за успехами своего сына или дочери, вовремя реагируя на неудовлетворительные отметки.

Классный журнал для школы не теряет актуальности с течением времени, являясь источником важной информации для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей.

Можно классный журнал для оценок распечатать и посмотреть, как выглядит этот документ в действительности.

школьный журнал, журнал учителя

Структура школьного журнала

Книга обладает определенной структурой. На первой странице традиционно находится содержание, где можно найти перечень предметов, по которым проводят занятия в определенном классе в текущем учебном году. Следом для каждого отдельного предмета выделен свой разворот, на левой странице которого в алфавитном порядке записываются фамилии и имена учеников класса, проставляются их отметки в специально предназначенных для этого клетках, следующих сразу за фамилиями.

Правая страница служит для фиксации даты проведения урока, его темы и домашнего задания к следующему дню. Задание на дом прописывается подробно, с указанием страницы упражнения, его номера, параграфа, а в случае, если задание не из учебника, его содержание указывается полностью.

Журнал успеваемости для каждого класса заводится свой, что весьма удобно.

Важно иметь в виду, что каждый отдельно взятый журнал для школы может отличаться один от другого наличием предметов, указанных в них. Так, например, факультативные курсы у учеников одной параллели могут быть разные, а старшеклассники изучают большее количество предметов, чем первоклашки.

Также не стоит забывать, о том, что в названиях самих предметов с переходом на новую ступень могут произойти изменения: вместо литературного чтения появляется литература, на смену природоведению приходит биология, окружающий мир способен разделяться на географию, историю и биологию.

классный журнал для школы

Ведение школьного журнала

Школьный журнал – вещь настолько важная, что учитель несет ответственность за сохранность этого документа, сравнимую с ответственностью за вверенных ему учеников. Он не должен пропасть или быть испорчен школьным хулиганом. Даже при эвакуации, учебной или нет, педагог обязан проследить за тем, чтобы и ученики, и классный журнал были спасены.

Очевидно, что школьный журнал успеваемости не может находиться в свободном доступе. Во внеурочное время он обязан находиться в учительской. Заполняется он только рукой преподавателя. В редких случаях возможно давать старосте класса проставить пропуски, но ребенок в таком случае должен быть по-настоящему ответственным, и педагог обязательно должен контролировать данный процесс.

Ведение документа нормировано положением по его заполнению.

Вот некоторые пункты для учителя, обязательные для исполнения:

  • Учитель-предметник не имеет права вносить изменения в список учащихся класса, ответственен за это лишь классный руководитель;
  • учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан отмечать количество уроков, пропущенных учащимися в предыдущем учебном году;
  • учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, обязан приклеить на последнюю страницу журнала конверт, куда помещаются медицинские справки, предоставляемые родителями в качестве доказательства отсутствия ребенка в школе по причине болезни;
  • учитель, исполняющий обязанности классного руководителя, должен заполнить листок здоровья, находящийся в конце журнала, по каждому ученику. Также необходимо заверить подписями всех учителей-предметников на этой странице то, что они знают о состоянии здоровья учеников;
  • учитель, заменяющий основного преподавателя, обязан заносить все проведенные им замены уроков.

Правил, которые следует соблюдать при ведении классного журнала, пугающе много, и все они требуют внимания. Осложняется задача еще и тем, что система оценивания в начальной, средней школе и в старших классах различна, ведь чем взрослее ребенок, тем больше требований к нему предъявляется. Поскольку один преподаватель может вести уроки в разновозрастных классах, важно не запутаться при переводе уровня знаний ребенка определенного возраста в отметку.

электронный школьный журнал

Контроль

Классный руководитель, помимо заполнения журналов в качестве учителя-предметника, обязан следить за заполнением документа своего класса, чтобы отметки даже по, казалось бы, не слишком важным предметам развивающего цикла, вроде ИЗО, физической культуры, ритмики или технологии были проставлены вовремя, а тематическое планирование заполнено.

Каждый классный журнал для школы содержит страницу с итоговым контролем, куда заносятся отметки учеников за особо значимые работы: диктанты, изложения, лабораторные, контрольные и т.п., в зависимости от предмета. От того, насколько успешно выполнялись эти задания, зависит четвертная и годовая отметка, выставляющаяся и в журнал учителя, и в дневник школьника.

Определенную сложность составляет соотнесение проставленных отметок в дневнике ребенка и тех, которые выставлены в журнал. Нужно следить за правильностью их выставления по датам, чтобы в дальнейшем не возникло недопонимания со стороны ребенка и его родителей. По той же причине не стоит проставлять отметку в журнале в свободные клетки за другие даты, так легко самому запутаться и забыть, за что учащийся был оценен.

Уровень профессионализма учителя определяется как способностью грамотно поставить урок, так и умением вести документацию, которая в какой-то мере является доказательством его успехов на поприще прививания детям любви к знаниям. И тщательность заполнения журнала успеваемости в этом плане является доказательством.

В конечном итоге ведение классного журнала призвано с одной стороны контролировать успеваемость учеников, а с другой – корректность выполнения учебных планов. Не случайно заработная плата учителя зависит от проведенных за месяц уроков, количество которых отражено в классных журналах и легко контролируется, а родители, приходя на родительские собрания, конечно же, просят показать им журнал успеваемости, чтобы быть в курсе текущего положения дел их ребенка относительно учебы.

Школьный журнал для оценок – средство контроля эффективности учебного процесса со стороны всех его участников: учеников, учителей, родителей.

электронный журнал в школе

Электронный журнал в школе

Электронный школьный журнал – это новая система учета успеваемости обучающихся, которую широко используют в школах и многих других учебных заведениях.

Такой классный журнал избавляет современных учителей от лишней бумажной волокиты, а подобного плана школьный дневник – лучший друг и помощник родителей, ученику спрятать теперь замечания и плохие оценки не получится, родители всегда имеют к нему доступ. Даже можно сказать, что он создан специально для родителей, а не школьников, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения.

По внешнему виду, электронный ничем не отличается от стандартного школьного журнала, а в основе лежит один и тот же принцип. Просто теперь, освоив пару новых знаний системы онлайн контроля знаний, педагог с легкостью может формировать ежедневные записи, квартальные и годовые отчетности, экономить при этом свои силы и время.

На сегодняшний день существует в сети большое множество программ, работающих как классный журнал, и большинство из них соответствуют правилам и требованиям современной школы.

Плюсы использования электронного классного журнала

  1. Он доступен к использованию в любое время и в любом месте, где есть сеть интернет, его не нужно искать у других учителей, в тот момент, когда он вам необходим и всегда под рукой у преподавателя. Он никуда не исчезнет в момент выставления контрольных оценок по итогам учебной четверти или года. Представители администрации также могут проконтролировать волнующие их вопросы успеваемости и ведения журнала в любой момент и им не надо долго ждать его заполнения всеми учителями.
  2. Ограниченный доступ к ресурсам журнала. Находящаяся в нем информация предоставлена для администрации, педагогов, учащихся и их родителей в разном объеме, согласно имеющимся у них правам.
  3. Любые изменения и дополнения сразу же становятся видимыми для всех пользователей журнала. Для администрации легче контролировать индивидуальный план работы учителя любого класса и вносить требуемые поправки в связи с теми или иными происходящими событиями.
  4. Система такого журнала полностью автоматизирована, она отображает всю статистику и необходимые расчеты в полном объеме без необходимости ручного заполнения. Всю необходимую информацию можно получить за считанные секунды, выставив правильно критерии отбора (фильтр).
  5. Непрерывное обновление данных об успеваемости и предоставление данной информации в графической форме.
  6. Возможность копирования необходимой информации из журнала на сторонний ресурс. Это избавит от лишних проблем в случае порчи или утери бумажной документации.
  7. Возможность для руководящих структур иметь полноценное представление об общей успеваемости класса, отдельному предмету либо по учителю, видя информацию о любой проведенной контрольной работе.
  8. Родители учеников находятся в курсе полученных оценок ребенка за день, домашнего задания и тем уроков необходимых для повтора либо самостоятельного изучения.
  9. Многие школьные электронные журналы имеет свою систему оповещения пользователей о важных событиях или других необходимых моментах.
  10. Электронный школьный журнал становится одним из важных средств развития современных технологий в образовательном учреждении.

У каждого электронного журнала учета успеваемости есть свои недостатки, среди которых можно выделить те общие отрицательные моменты, которые относятся к каждому из них.

Минусы использования электронного классного журнала

  1. Зависимость от провайдера сети интернет. Возможно появление проблем из-за перебоев со связью.
  2. Некоторые школы практикуют разделение на подгруппы внутри одного класса, и один и тот же ученик может входить в разные группы по разным предметам. Программа электронного журнала не продумана с точки зрения такого разделения, что усложняет школьный процесс обучения.
  3. Необходимость платить за компоненты, которые являются необходимыми составляющими для корректной работы онлайн системы контроля успеваемости.
  4. Для начала пользования электронным классным журналом, необходимо ввести большое количество информации, которая несет в себе практически всю документацию образовательного учреждения.
  5. Невозможность одновременного изменения одних и тех же данных разными учителями.

Вскоре планируется создание также общего информационного пространства, которое объединит образовательные учреждения и органы управления, а также научные и методические центры. Уполномоченные разных структур и уровней будут иметь доступ к отчетной информации, изучать статистику, контролировать и улучшать качество образования.

В ближайшем будущем электронный журнал позволит выйти на новый уровень электронного образования, соответствовать всем требованиям учебного заведения и иметь бесплатный доступ, что будет новым этапом в модернизации российского образования.

Очевидно, что инновационные технологии в образовании не стоят на месте, а находятся в постоянном развитии, а потому, как знать, что ждет нас в ближайшем будущем.

Онлайн калькуляторы

Актуальность курсовой работы. Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость использования современных технологий, методов и форм работы, адекватных целям и задачам начального образования, в том числе перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.

Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

Одно из важных направлений в сфере образования на текущий момент – переход общеобразовательных организаций на безбумажную форму учёта успеваемости и посещаемости.

Согласно перечню поручений В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года 50% школ к 1 сентября 2016 года должны перейти на безбумажный вариант ведения журнала успеваемости [10, с.16].

Таким образом, проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников является актуальной. В то же время переход на новые формы контроля и учета результатов обучения вызывает множество проблем, о чем свидетельствуют материалы педагогического Интернет-сообщества. Среди них проблемы с оборудованием (низкая скорость Интернет), отсутствие у учителей прочных навыков работы с компьютером и др.

Наблюдается противоречие между современными требованиями к информатизации образовательной среды и сложностями в овладении навыками работы с электронным журналом и дневником.

Возникает проблема, состоящая в необходимости выявления трудностей, связанных с введением электронных журналов и дневников и их преодолением.

Исходя из этого, цель исследования – выявить педагогические условия эффективного использования электронных журналов и дневников, как современных форм контроля учебных достижений младших школьников.

Объект исследования – электронный журнал и дневник как элементы информационной среды современной начальной школы.

Предмет исследования – педагогические условия эффективного использования электронных журналов и дневников, как современных форм контроля учебных достижений младших школьников.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Методологическую основу исследования составляют: системный подход (И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, М.И. Рожков); теории информационного общества и информатизации его структур (И.Масуда, А.И.Ракитов, К.К.Колин и др.); теория педагогической деятельности и управления ею (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.И.Данильчук, Н.В.Кузьмина,C.И.Архан-гельский, В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов, М.М.Поташник, А.Н.Вырщиков и др.).

Структура курсовой работы отражает логику исследования и включает в себя 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованных источников и 5 приложений.

Во второй главе описана технология работы учителя начальных классов с электронным журналом и электронным дневником. Рассмотрены обязанности педагога по ведению журнала успеваемости обучающихся в электронной форме. Кроме того, здесь представлена диагностика эффективности применения электронного журнала и дневника.

1. Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды современной начальной школы

1.1. Понятие информационной среды современной начальной школы, роль и место электронного журнала и дневника в ней

Сегодня образовательную среду можно представить как совокупность факторов, компонентов и параметров функционирования действующих в обществе институтов образования (Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова и др.). Наиболее общий подход к образовательной среде трактует ее как объект деятельности, связанный с целеполаганием образования и содержания педагогического процесса в контексте его социально ценной культурной направленности (С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков, З.И. Исламова, А.А. Шогенов и др.) [12].

С учетом современных требований одним из компонентов образовательной среды школы должна быть единая информационная среда.

Перед ней стоят следующие задачи.

Образовательные задачи:

  • использование единой базы медиа – ресурсов;
  • обеспечение доступа к сетевым дополнительным устройствам;
  • организация работы всех участников учебно – воспитательного процесса посредством школьного сайта и электронного журнала;
  • внедрение новейших информационных технологий;
  • повышение уровня информационной грамотности всех участников образовательного процесса;
  • реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе единого образовательного пространства школы.

Управленческие задачи:

  • повышение оперативности и качества принятия управленческих решений;
  • обеспечение постоянного мониторинга качества образования на всех уровнях;
  • автоматизация процесса сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации;
  • организация прямого взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • повышение эффективности управления образовательным процессом в целом.

С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мульти-медиа, интернет и т.п.).

В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.

Организация работы в единой информационной образовательной среде позволяет педагогам:

  • быть открытыми для всех участников образовательного процесса;
  • обдуманно использовать ресурсы (информационные и технические);
  • повысить эффективность обучения (компетентностный и системно - деятельностный подход);
  • автоматизировать управленческие и педагогические процессы;
  • обеспечить возможность дистанционного обучения;
  • реализовывать сетевые образовательные проекты;
  • активизировать информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • реализовать возможность участия педагогов в работе сетевых сообществ [12].

В России виртуальные школы начинают формироваться после 2000 года.

Данный проект социальный, значит, бесплатный. Подключение и работа в школьной сети не оплачивается ни школой, ни родителями. Нужен только компьютер с выходом в интернет и человек, который станет администратором "Дневника.ру" в школе. Доступ в систему осуществляется только по специальному коду, полученному в образовательном учреждении.

В " Дневник.ру" информация под защитой! Единая образовательная сеть "Дневник.ру" прошла процедуру сертификации средств защиты информации и получила Сертификат соответствия!

Какова роль этой информационной системы в общей информационной среде школы? За какой информацией обращается каждый из ее пользователей в школе, что ему приходится делать, чтобы получить необходимую информацию, сколько времени приходится затратить на это?

Анализ практики показывает, что ученика интересует информация о расписании уроков, о своих успехах, о домашнем задании. Многим школьникам хотелось бы получить сведения, на основе которых он может соотнести свои успехи с успехами других учащихся класса или школы, понять, надо ли ему что-то менять в своей учебной деятельности.

Ученики часто заглядывают в бумажный журнал, чтобы посмотреть, как учатся другие. К сожалению, иногда случается так, что по каким-то причинам не все отметки выставлены в дневник. Часто на переменах вместо того, чтобы отдохнуть, школьники толпятся у учительского стола с журналами и дневниками или торопятся списать домашнее задание. Случается и так, что ученики не записали домашнее задание, и учителю приходится целый вечер диктовать его по телефону.

Учителя хотели бы получать информацию о своей нагрузке или об изменениях в расписании, тратить меньше времени на выполнение арифметических или алгебраических операций для выведения итоговых отметок ученикам, планировать свою недельную нагрузку, делиться опытом с коллегами.

Администрацию образовательного учреждения интересуют вопросы, связанные с реализацией государственного образовательного стандарта. В то же время директор и заместитель директора школы хотели бы иметь возможность получать в любое время другую более детальную информацию об участниках образовательного процесса, о его ходе для того, чтобы вовремя скорректировать работу школы, предупредить или преодолеть какие-то кризисные ситуации.

Родителям хочется получать понятную информацию о том, что его ребенок вовремя посещает уроки и усваивает изучаемый материал. Родителям хочется также узнать об успешности учения своего ребенка в общем уровне класса.

Многим родителям хочется помочь ребенку освоить тот или иной материал, и они интересуются содержанием образования. Отдельная категория родителей, особенно в начальной школе, крайне неравнодушна ко всему, что происходит в школе. Эти родители готовы сами включаться в какие-то мероприятия и влиять на жизнь школы, и они требуют предоставления очень детальной информации.

Таким образом, информация, востребованная различными участниками образовательного процесса, разнообразна и в то же время имеет общие черты. Для решения поставленных вопросов и организуется работа с электронным журналом и электронным дневником.

Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N А4-18040, раздел II, Минобрнауки России (далее - Министерство) разработаны методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Указанные методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений (далее - ОУ) в части:

фиксации хода образовательного процесса;

отражения результатов освоения основной образовательной программы;

возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Методические рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОУ и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р и от 7 сентября 2010 г. N 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года.

Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;

сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;

сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;

сведения о посещаемости уроков (занятий);

сведения о расписании уроков (занятий);

сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Условия оказания государственной услуги согласуются со статьей 15 Закона "Об образовании", в которой ОУ предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (пункт 8) и обеспечить родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (пункт 7). При этом ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3).

Также, согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции ОУ относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.

Администрация ОУ вправе самостоятельно организовать учет учебной деятельности, руководствуясь действующим законодательством. При этом руководитель ОУ несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определена должностная обязанность учителя осуществлять "контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".

В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового Кодекса Российской Федерации "Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда" о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.

Действующая в настоящее время "Инструкция о ведении школьной документации", утвержденная Приказом Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. N 167, достоверно отражает логику и состав учета. Выбор формы ведения учета в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отнесен к компетенции ОУ. Для реализации своей компетенции ОУ должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.

В то же время нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим, в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.

Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.

ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ

ВИДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИФР "ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ"

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий документ содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Выбор информационной системы ведения в электронном виде журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации должен осуществляться образовательным учреждением на основании "Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Часть 2 "Единые требования".

Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, Тверская, 11.

Основания для разработки

Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.

Читайте также: