Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Шуртупова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №60 комбинированного вида"
Населённый пункт: Ухта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сопереживания у дошкольников на материале художественных произведений"
Раздел: дошкольное образование

Тема «Развитие сопереживания у дошкольников

«Развитие сопереживания у дошкольников на

Подготовила

воспитатель

Наглядный метод
используется во время:
- чтения сказок, стихов, рассказов; - рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; - прогулок и наблюдений; - мультфильмов;
Словесный метод
представляется наиболее эффективным в процессе - чтения литературных произведений ; - бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы; - проведения разнообразных игр (психологические по становки, дидактические, игры-драматизации и др.) ; - рассказов детей;
Практический метод
используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; - рисунки, работы после чтения произведения (в качестве подарка, помощи герою) - провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) - участие в акции помощи. Таким образом, используя в свой педагогической деятельности разнообразные формы работы как с детьми , так и с родителями, создав при этом специальные условия, я получила позитивный результат. Дети стали более эмоциональными, отзывчивыми, внимательными к другим людям,
научились уважительно относиться как к людям, так и к животным, появилось чувство эмпатии и сопереживания. Цель моей работы достигнута.


В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы с художественной литературой, способствующих формированию нравственных представлений дошкольников.

В дошкольном образовании в соответствии с ФГОС дошкольного образования существенное внимание уделяется восприятию и осмыслению детьми музыкальных произведений, народного устного творчества, детской литературы, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; осуществлению самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Модель поведения, которая выстраивается в раннем возрасте, будет в предстоящем обуславливать не только успешное обучение и развитие личности, но и социальные отношения в мире. Дошкольный возраст является сенситивным для освоения нравственных общепризнанных норм и правил, закладывания основ высоконравственного действия. Конкретно, ввиду собственной высочайшей значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников постоянно находилась в центре внимания выдающихся преподавателей, из них В. Г. Нечаева, В. А. Сухомлинский, Н. С. Капринская А. М. Виноградова, В. И. Логинова, Б. Т. Лихачев и др. Они занимались поиском более действенных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном учреждении.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников с применением детской художественной литературы возможно при создании учителем обстоятельств и применении определенных конфигураций и результативных способов, сориентированных в развитие моральных взглядов, оценок, содействующих зарождению нравственных чувств. Выбор художественных произведений обязан повиноваться установленным условиям: содержание произведения должно быть общедоступно осмыслению ребенка, изложено лаконично и последовательно; разногласие между персонажами должен находиться в основе сюжета произведения; а решение его может быть предложено равно как с поддержкой преподавателя, вслед за тем и лично ребятами.

С целью стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений каждое занятие с детьми должно включать в себя различные формы деятельности, представляемые в установленной очередности:

1) создание мотивации ожидающей работы (предыстория) и ознакомление с произведением;

2) характеристика основных героев, выявление противоречий или конфликта;

3) отреагирование конфликтной ситуации, отбор линий ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов, выстраивания разговоров, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы шанс сформулировать собственное восприятие ситуации и позиции к ней опосредованно, при помощи утверждение значимости.

Чтение детям. Данный способ подразумевает прочтение художественных произведений по книге и наизусть. Задача взрослого прочитать произведение так, чтобы было доступно и главное содержание, и замысел и, вызвать эмоциональный отклик. При чтении в этом случае важен такой прием, как выразительность чтения, в котором заключена его эмоциональная насыщенность.

Прием повторности чтения всего текста либо наиболее значимых и ярких отрывков дает возможность повысить представление от прочитанного, вызвать новые эмоции и волнение, то, что важно в воспитательском взаимоотношении.

Метод — рассказывание педагога свободная передача текста, поэтому возможны перестановка слов, их замена, объяснение. Рассказывание дает большие возможности для привлечения детей и усвоения ими нравственных представлений.

Инсценирование — это одна из любимых форм деятельности дошкольников. Дает возможность повторно познакомить детей с художественным произведением и зафиксировать высоконравственные понятия.

Заучивание наизусть не столько способствует умственному, но также нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. К тому же, выразительное чтение — самостоятельная, сложная, художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка и его нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.

Беседа по произведению и детский пересказ. Эти приемы комплексные, которые включают в себя целый ряд различных вербальных и образных приемов. Беседа позволяет выявить, постигли ли дети главную проблему произведения. В ходе беседы дошкольники учатся строить логичный пересказ, передавать произведения близко к тексту.

Сказка может с помощью небольшого демонстрировать огромное, в карликовом, миниатюрном показать большое, глобальное, на основе поведения и характера одного персонажа — показать мощь злобы либо добродетельность и непрекращающуюся войну данных сторон. Данное весьма немаловажно на первоначальной стадии развития нервной системы детей.

Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, созданных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, открывает большие возможности перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста с целью развития моральных взглядов ребенка. Каждый метод являет собой способ достижения установленной цели на пути пошагового развития нравственных суждений, развития и поддержания моральных эмоций и линии поведения детей в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, детская художественная литература, произведение, дошкольное образование, нравственное воспитание дошкольников, ребенок, художественная литература, художественное произведение.

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с окружающим его миром.

Несмотря на изменения происходящие в системе дошкольного образования основной упор в образовательном процессе делается, все таки, на развитие познавательной сферы, забывая об эмоциональном развитии подрастающего поколения. А ведь именно эмоциональное развитие является одной из основ полноценной и гармоничной личности.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны:

2. Управлять своими эмоциями.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Белкина В. Н. выделяет основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольников :

- усложнение содержания эмоциональной сферы дошкольника;

- изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств.

Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.

Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей своё индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.

Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.

Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей : "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".

Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л. П. Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, лирическим и др.)

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются и в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, выразительном чтении стихов и других видах исполнительской деятельности. Сейчас нет недостатка произведений художественной литературы для детей. И с каждым годом количество их увеличивается. Но не во всех детских садах уделяется достаточно времени чтению книг, И тем более, не каждый воспитатель находит возможность целенаправленно развивать эмоциональную сферу дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободное время. Тем не менее необходимо совершенствовать эмоциональную культуру детей посредством разнообразия жанров художественной литературы.

Работа велась в нескольких направлениях.

Первое направление – формирование Эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы в совместной деятельности взрослого и детей.

Нами было разработано перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой.

В процессе организации непосредственно образовательной деятельности мы учитывали методику ознакомления детей с произведениями художественной литературы, и особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками.

При работе с литературными произведениями мы использовали различные методы и приемы работы.

Важное место мы отводили качеству подачи текста, выразительности чтения, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения. Например, перед чтением стихотворения мы продумывали вид его исполнения – декларативно-риторический, говорной или напевный.

Для эмоционального характера восприятия художественных произведений существует метод эмоционального – сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений.

Создание эмоционально – насыщенной атмосферы.

В ряде случаев данный метод мы применяли после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов поступков, оценки способов действий героев. Например, мы предлагали изобразить движениями способы передвижения сказочного героя; подобрать цвет одежды, отвечающий настроению персонажа; выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста и т. д.

Конечно беседа – это неотъемлемая часть работы над произведением. Но беседа тоже не должна быть формальной. В процессе их проведения применялись приёмы и педагогические средства, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей :

Создавались игровые ситуации, направленные на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей;

Создавались проблемные ситуации, побуждающие к называнию эмоциональных состояний героев;

Использовался наглядный материал (иллюстрации, серии картин и т. п.).

Часто герои рассказов, сказок переживают оттого, что причинили вред, и мучаются, пока не искупят свою вину.

- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей.

- Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям

- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.

- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.

- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры

- Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

- Юмористические книги с иллюстрациями (Н. Носов, С. Маршак, и др.)

- Книги, которые дети приносят из дома.

Появились книги, что бы привлечь внимание детей, они располагались в специальном ярком лоточке.

- Аудио и СД-диски для прослушивания.

Вся работа велась и в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.

В процессе непосредственно образовательной деятельности с руководителями по изобразительному искусству дети рисовали, изготавливали поделки из природного материала, лепили отражающие содержание изучаемых литературных произведений. С музыкальным руководителем дети сопоставляли литературные произведения и музыку и т. п.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эмоционального развития, язык усваивается в его эмотивной стороне. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.

Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи Современное общество уделяет большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В настоящее время существует большое количество.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Речевое развитие детей средствами художественной литературы и фольклора в соответствии с ФГОС дошкольного образования Одной из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание программы по стимулированию у детей сопереживания персонажам худож.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание программы по стимулированию у детей сопереживания персонажам худож.

Содержание программы по стимулированию у детей сопереживания персонажам художественных произведений Подготовила: Чернявская Анна, гр. ДН4

ФГОС ДО 2.6 «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо.

ПООП ДО «В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действитель.

Пятый год жизни. Средняя группа «Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Содержание программы по развитию воображения и творческой активности у детей

Содержание программы по развитию воображения и творческой активности у детей

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возрас.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образо.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС), целевыми ориентирами дошкольного образования применительно к исследуемой теме представляют собой следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность. Задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

ФГОС ДО Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любозн.

ФГОС ДО Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ПООП (результаты освоения): «К семи годам: – ребенок обладает воображением, к.

Задачи воспитателя в работе с детьми: поощрять и поддерживать творческие нах.

Задачи воспитателя в работе с детьми: поощрять и поддерживать творческие находки. способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства. развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Система работы по развитию воображения и творческой активности состоит из тре.

Система работы по развитию воображения и творческой активности состоит из трех направлений: Работа с детьми; Работа с родителями; Психолого - педагогическое сопровождение.

Читайте также: