Особенности переходного периода от школьного детства к отрочеству

Обновлено: 05.07.2024

В подростковом возрасте происходят глубокие изменения в духовной жизни человека. Подросток начинает обостренно воспринимать добро и зло. Годы отрочества отличаются от детства тем, что ребенок критично воспринимает окружающую реальность, замечает то, что не видит взрослый.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.).

Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, ценностные ориентиры. Происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Усиление динамизма социальных процессов требует организации на практике моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей, тесного взаимодействия поколений.

– личностно ориентированный подход (принятие во внимание природы ребенка, его половозрастных особенностей, умение видеть в каждом неповторимую индивидуальность, предоставление права на свободный выбор, проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства, безоговорочное принятие, устойчивое положительное отношение);

– ценностно ориентированный подход (обеспечение наилучшими психологическими условиями для жизни, формирование базовой культуры личности, духовного развития, учет культурных традиций региона, страны, народа, интерес к состоянию молодежной субкультуры, обычаев семьи, развивающих способности, осуществляющих социализацию ребенка, предоставляющих условия для позитивного нравственного самоутверждения, создающих пространство для самореализации в разнообразных видах деятельности).

Ключевая задача – помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор общественной концепции жизни. Задача социального становления личности всегда являлась первостепенной. Это особенно важно в современный период, сопровождающийся переориентацией ценностей, что существенно влияет на процесс формирования опыта существования в обществе у детей и подростков.

Основной доминантой воспитания является укоренение в сознании подрастающего поколения таких нравственных ценностей, как добро, честь, совесть, милосердие.

От того, какие ценности сформируются у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Современные социальные условия требуют изменений технологии воспитания. Востребованы интерактивные методы, которые ставят ребенка в позицию активного субъекта, участвующего в проектировании, организации воспитательной деятельности. Прежде всего речь идет о подготовке детей к выполнению роли граждан общества.

Цель данной программы: воспитание духовно богатой, социально активной личности, обладающей системным мировоззрением гражданина, проявляющего интерес к судьбе и истории своего Отечества.

Она помогает ребенку стать и оставаться самим собой, то есть личностью, обладающей такими свойствами характера, как:

– справедливое отношение к людям;

– соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с окружающими;

– уверенность в себе и своих позициях;

– владение многообразным ролевым репертуаром (гражданин, семьянин, патриот, творец прекрасного, ученик);

– способность участвовать в творческом преобразовании действительности.

Цель обеспечивается решением следующих задач:

формирование навыков общения, эффективного взаимодействия, сотрудничества;

воспитание позитивного отношения к активной общественной деятельности;

социальная адаптация, направленная на развитие умения выполнять требования общества и решать его разнообразные проблемы;

привитие навыков социального творчества, направленного на преобразование окружающей среды и самих себя;

гармонизация взаимоотношений ребенка с окружающим социумом;

воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;

привитие ценностей демократического общества;

воспитание нравственных приоритетов;

развитие самобытной индивидуальности;

создание мира культуры в самом себе;

формирование благоприятного психологического микроклимата;

организация условий для продуктивного партнерства.

Межвозрастное взаимодействие занимает важное место в структуре развития индивида, так как только в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, попадая в позиции то старшего, то младшего, ведущего, ведомого, консультанта, модератора, наставника, обретает различный жизненный опыт.

Важность таких отношений определяется тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи являются неполными, имеют лишь одного ребенка, сокращена сеть внешкольных учреждений, или доступ в них ограничен в силу увеличения платных услуг. При этом создается атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности.

Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими.

Межвозрастное взаимодействие может обогатить подростков опытом разноплановых занятий, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы социализации личности. Это процесс одновременного взаимного влияния субъектов деятельности и общения при положительном эмоциональном контакте, реализация субъективных потребностей детей разного возраста и объективных социальных потребностей.

При этом достигаются следующие положительные результаты:

обеспечивается преемственность традиций школьных поколений;

преодолевается замкнутость одновозрастного коллектива;

формируется единое воспитательное пространство, в котором реализуется забота каждого о каждом;

развиваются организаторские навыки, лидерские качества, стремление младших подражать старшим.

Реализация принципа возрастного подхода при этом означает не только учет особенностей детей разного возраста, но и предполагает перспективы развития ребенка, т.е. максимальную направленность на личность, выстраивание индивидуальной воспитательной траектории детского развития как целостного процесса.

Через механизмы межвозрастного взаимодействия происходит взаимовлияние и взаимообогащение, способствующиее более эффективному процессу социальной адаптации индивида.

3. Равноправие и сотрудничество.

способствовать самореализации личности;

развивать организаторские способности, качества лидера;

учиться проявлять инициативу и реализовывать ее;

стараться анализировать свою работу.

1. Классные часы, КТД.

2. Встречи, вечера, игры, поездки.

4. Трудовые десанты.

6. Заочные путешествия.

7. Реализация социально-значимых проектов (акций, операций).

8. Праздники-открытия новых традиций.

9. Заседания клуба интересных встреч.

Пояснительная записка

Классный руководитель выступает главным связующим звеном разновозрастных коллективов, помощником, консультантом, обладающим необходимым опытом и знаниями, творческим багажом, эмоциональной компетентностью, которых недостает учащимся. Он является непосредственным участником воспитательного процесса. В его работе должна преобладать не прямая, а скрытая позиция. Функции наставника нацелены на создание условий по формированию личности учащегося, его гражданских позиций: патриота, активного деятеля, творца и созидателя.

Существенную роль в организации процесса воспитания играют родители. Они самые главные помощники классного руководителя, союзники, вдохновители, строгие критики.

Работа с ними включает в себя:

– вовлечение в воспитательный процесс: использование инновационной технологии совместного планирования воспитательной работы в классе;

– исследование психологического климата семьи;

– поддержание регулярного общения (группового, индивидуального);

– выбор родительского комитета и определение его функций;

– проведение интерактивных собраний;

– превращение родителей в социальных партнеров;

– индивидуальная работа с родителями, находящимися в сложной социальной ситуации;

– работа с родителями-мигрантами;

– совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса;

– просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса;

– психолого-педагогическая помощь в коррекции стратегии семейного воспитания;

– профилактика кризиса в развитии личности ребенка.

Результатом реализации должен стать выпускник школы II ступени, социально значимая личность, обладающая следующими умениями:

формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к разным сферам деятельности;

самоопределяться в ситуации выбора на основе собственных позиций;

принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

осуществлять действия на основе выбранных целевых смысловых установок;

совершать осознанный выбор своей будущей профессии;

знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

приобщаться к ценностям культуры;

организовывать свою деятельность и планировать ее результаты.

С целью реализации программы нашей школой организовано сотрудничество с культурными центрами и другими социальными институтами окружающего социума.

Программа представляет собой систему основных направлений воспитания:

Ученик – лидер, организатор – успешная личность.

Гражданин – социально-активная личность.

Творец, ценитель прекрасного.

1. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

3. Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности.

1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Формирование активной жизненной позиции.

1. Формирование активной жизненной позиции подростков, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения.

2. Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности, настойчивости в выполнении любого дела.

1. Формирование у подростков знаний об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

2. Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и продуктам их труда.

1. Формирование экологической культуры.

2. Формирование широкого экологического мировоззрения школьников.

3. Привлечение внимания школьников к экологическим проблемам через участие в различных программах по сохранению природы

1. Формирование гражданского поведения.

2. Побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей.

3. Развитие у школьников понимания соотношения внутренней и внешней политики государства, умения разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

1. Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю и своей стране.

2. Воспитание уважения памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины.

3. Воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины; к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

6-й класс, родители

1. Развитие трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственности за свою деятельность.

2. Воспитание устойчивого интереса к труду.

3. Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и продуктам их труда.

1. Формирование системы ценностных семейных ориентаций.

2. Формирование разумных отношений в любви, дружбе, семейной жизни.

3. Воспитание в детях ответственного отношения к созданию в будущем семьи.

4. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

5. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.

Цель: воспитание духовно, психически, физически здоровой личности.

– проводить воспитательную деятельность по выполнению государственной Программы оздоровления населения России;

– пропагандировать здоровый образ жизни;

– формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

– снижение уровня заболеваемости детей;

– формирование здорового образа жизни (нравственного и физического).

Основные направления реализации подпрограммы:

– формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

– соблюдение санитарных норм и правил;

– разработка и проведение игр, творческих классных часов и внеклассных мероприятий, способствующих реализации целей данной программы;

– организация работы по формированию здорового образа жизни.

Цель: формирование ценностного отношения к дружбе, взаимопомощи, сотрудничеству; развитие навыков бесконфликтного общения в разновозрастном сообществе.

– мотивировать учащихся к рефлексии собственного поведения;

– способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, людям;

– формировать эффективное взаимодействие, сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

– сплочение разновозрастных коллективов на основе взаимовыручки, моральной и физической поддержки.

Тематика родительских собраний

Анализ воспитательной работы за учебный год

Приводим образец аналитической деятельности. Благодаря такой форме становится видно многое: насколько класс преуспел в различных областях; каков микроклимат в коллективе; на что стоит обратить внимание в будущем и т.д.

изучение личностных качеств учащихся, межличностных отношений в разновозрастных группах;

содействие формированию содружества старших и младших школьников, создание нравственно и эмоционально благоприятной среды;

проектирование образа жизнедеятельности коллектива;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формирование культуры общения и построение межличностных отношений;

развитие познавательной активности.

Все это в большей степени было решено.

В 7-м классе, где 7 мальчиков и 11 девочек, достаточно высокий уровень знаний. Неуспевающих нет. Из 19-ти человек – 3 отличника, 7 хорошистов. Есть дети, имеющие по одной тройке. 30 процентов учащихся интересуются точными науками, остальные – гуманитарными. Ребята участвовали в школьных предметных олимпиадах, занимали призовые места.

У детей широкий диапазон интересов. Они посещают ДШИ, художественную школу, спортивные секции, танцевальные студии. Ученики серьезно подходят к учебе, труду, уважительно относятся к окружающим людям, позитивно воспринимают действительность. Они инициативны, предприимчивы, неравнодушны ко всему происходящему в классе и школе.

План воспитательной работы на учебный год составлялся с учетом пожеланий детей и при непосредственном их участии. Ребята организовывали различные классные часы, КТД. Ими была проведена линейка для параллели, посвященная годовщине освобождения г. Курска.

В мае была проведена экскурсия в город-герой Тулу, приуроченная к празднованию Дня Победы, с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свой народ.

Меньше чем за полгода была проделана огромная работа, в которой самое активное участие приняли семиклассники. Они выступали наставниками, координаторами, примером для подражания.

Беседы о правилах поведения проводились ежедневно.

Семиклассники в течение всего времени помогали в учебе младшим, проводили с ними игры на переменах, готовили совместно классные часы, творческие дела.

Положительный результат дали мероприятия, проведенные вместе с семиклассниками. Это способствовало формированию чувства отзывчивости, ответственности, развитию дружеских отношений.

Активы двух классов разработали свод правил, которым они следовали и чем будут руководствоваться в дальнейшем:

На главную Подросток Психологические особенности возраста Психологическая характеристика предподросткового возраста

Психологическая характеристика предподросткового возраста
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Психологическая характеристика предподросткового возраста
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Развитие личности детей 9-12 лет
Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Все страницы

1.1. Предпубертатное детство и возрастные психологические особенности школьников 9-12 лет

1.2. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте

1.3. Развитие личности детей 9-12 лет

1.4. Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

детство отрочество юность

Детство

что такое отрочество

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

детство отрочество

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность - важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

отрочество возраст

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст — 7-10 лет; младший подростковый — 11–13 лет; старший подростковый — 14–15 лет; юношеский возраст — 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетеро-хронный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

Несформированность мыслительной сферы, неумение осуществить сравнение, установить причинно-следственные связи, сделать выводы затрудняют учение школьника, требуют огромного напряжения механической памяти, усидчивости, делают процесс учения неинтересным.

Интеллектуальное развитие человека определяется уровнем зрелости функций и умственной активностью, а также условиями и содержанием обучения. Условия школьного специализированного обучения накладывают существенное влияние на динамику интеллектуальных функций. Отрицательно влияет на развитие интеллектуального потенциала снижение требований к учащимся, облегчение программ обучения, обучение в условиях отсутствия формирования жизненных и профессиональных целей, так как это создает предпосылки для замедленного, дисгармоничного типа интеллектуального развития.

Если в младшем подростковом возрасте наиболее интенсивные изменения происходят в физическом развитии, то в старшем подростковом и юношеском возрастах наиболее высокими темпами развивается личность ребенка.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Если в младшем школьном возрасте СО неотделима от оценки окружающих, то в подростковом возрасте происходят значительные изменения: переориентация с внешних оценок на оценки самого себя. Усложняется содержание СО: в нее включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Обостряются восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. В юношеском возрасте развитие СО идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. С возрастом, познавая себя, человек, как в зеркало, всматривается в другого человека. Обращение к другим людям, сравнение себя с ними является необходимой общей предпосылкой познания самого себя. Таким образом, происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого, на самого себя.

Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства.

Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что от 12 к 17 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности.

Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное.

Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом этапе в возрасте 12–13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, являются преимущественно познавательными. На втором этапе в 14–15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе — этапе начальной профессионализации — происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии (Головей Л. А.).

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная.

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13–14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

Читайте также: