Стихотворения толстого краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Тема произведения выражена его заглавием. Можно также определить дополнительные мотивы – порядок в стране, крещение Руси, разделение земель, война с поляками. Каждый из мотивов отображает определенную эпоху нашей истории. Идея стихотворения – показать, что государство не может быть сильным, пока в нем царит беспорядок. Для того же, чтобы установился порядок нужен мудрый правитель. Также автор показывает, насколько важно правителям осознавать свое значение в жизни народа.

Стихотворение состоит из 83 катренов с перекрестной рифмовкой. По смыслу она разделяется на короткие рассказы о князьях и царях. Выделяются с точки зрения содержания первая и последняя строфа. Особенность композиции – наличие эпиграфа, в качестве которого взяты слова Нестора. Мысль летописца поэт подтверждает на протяжении всего произведения.

Видно, что он расстроенный, Владимир не проявляет к нему должного уважения, не помнит былые заслуги, сейчас в почете молодые богатыри. Но Илья мудрый, он понимает, что если будет беда, то он обязательно придет на помощь и защитит свою родину, хотя конечно князь и неправ.

Главная мысль:

Не стоит забывать все хорошее, что тебе сделали люди, надо с должным уважением относится к былым заслугам, ведь в будущем эти люди могут тебе еще очень пригодится.

При всем том, что Илья Муромец был одним из лучших богатырей государя, между ним и князем возникали конфликты, об этом повествуется в былинах Древней Руси. Толстой также упоминает о том, что Владимир во время пира пронес мимо Ильи чару, таким образом, не выразив должного почтения.

Тем не менее, богатырь не очень переживает по этому случаю. Он не придворный и превыше всего почитает не роскошь княжеского двора, а самостоятельность и широту своей земли, ту, которую оберегает и охраняет от недругов.

Илья едет через бор. Его конь мнет папоротник. Он покинул Киев и сейчас недовольно ворчит о том, как будет князь Владимир без него жить. Богатырь не сожалеет о пиршествах, проходящих при дворе. Все-таки он обыкновенный русский мужик, способный обойтись и куском хлеба. Тем не менее, Владимир показал Муромцу свое непочтительное отношение, обнеся на пиру чарой в его очередь.

Чувствуя себя не комфортно в роскошных домах, он с иронией отмечает, что у простого выходца из крестьян, которому привычна обычная жизнь, а от царьградских курений болит голова. В городе ему нечем дышать, а широкие, просторные степи, которые напоминают ему свободу и независимость, родней. А Киев он уподобляет душной скрине (сундуку).

Думая о раздолье, богатырь оживился, стал весел. Среди темного леса, пахнущего смолой и ягодами, Илья ощущает себя в своей среде, в окружении безграничной свободы.

Вывод:

Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к выводу, что, потеряв службу, он обретает гораздо большее – свободу.

Илья Муромец — один из самых известных богатырей древнерусского эпоса. По преданию, его родителями были простые крестьяне из села Карачарова под городом Муромом. Поэтому и прозвали его Муромцем.

Тридцать лет сидел Илья в избе и не мог ходить, пока не вылечили его странники и не наделили небывалой силой. Вскоре Илья прибыл в Киев ко двору князя Владимира. Несмотря на то, что Муромец был лучшим среди богатырей князя, порой между богатырем и правителем происходили ссоры, о чем рассказывается в древнерусских былинах.

Илья не жалеет о пирах в княжеской столице. Ведь он простой мужик, которому вполне достаточно обычного хлеба. Но князь проявил к богатырю неуважение, обнеся его на пиру чаркой. Илья не намерен терпеть такое отношение к себе, поэтому он и ушел.

В Киеве, при дворе князя, Илье душно; государыней он называет пустыню. Простор степей, который в сознании богатыря ассоциируется с волей, ему милее роскошных княжеских покоев, которые он сравнивает со скриней — сундуком.

Заключение:

Как сердце человеческое не должно забывать добро, так и добрый молодец не должен всю жизнь сидеть на одном месте, ибо жизнь его – вечные искания в поисках добра и славы.

История создания

Несмотря на все преграды, пара обвенчалась. После этого супруги прожили вместе 20 лет.

Софья стала для поэта не только надежной спутницей, но и музой, вдохновением. Именно ей он потом посвящал стихи.

Краткое содержание

Встреча Толстого с Софьей Миллер

Лирический герой пришел на бал. Его мало интересовало мероприятие, и он больше был погружен в свои мысли, тревоги. Но неожиданно внимание героя привлекла незнакомка. Ее внешность остается тайной, лишь печальные глаза выделяются на лице. Голос незнакомки звенел как музыка, напоминая свирель или морские волны.

Незнакомка сразу покорила лирического героя. Ему понравился тонкий стан и задумчивый вид. Звонкий и грустный смех очаровывал. Все это резко контрастировало с грустными глазами. Герой понимал, что начал поддаваться чувствам, но он боится себе в них признаться. Ночами, во снах, ему является образ незнакомки, и он слышит ее голос и смех.

Все это заставляет засыпать героя с особой грустью. Он не понимает, любит ли он девушку или нет.

Для него это серьезное чувство, которое не достойно пренебрежения или легкомысленности. Поэтому он постоянно размышляет, взвешивает все за и против. В конце герой все же делает однозначный вывод: он любит незнакомку.

Анализ произведения

Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В нем лирический герой обращается к своей возлюбленной и откровенно рассказывает о своих чувствах. В тексте можно найти черты послания, так как автор, прежде всего, адресует строки своей избраннице.

Анализ стихотворения Толстого позволяет определить размер текста — трехстопный амфибрахий. Именно он создает особую мелодичность и возвышенность. В композиции работы можно выделить несколько частей:

  1. Прибытие героя на бал.
  2. Встреча с незнакомкой.
  3. Переживания героя.

Стих Толстого наполнен переживаниями. Мимолетная встреча стала роковой для поэта. Он сразу влюбился и покорился этому чувство.

При написании стихотворения Толстой использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает бал шумным, суету мирской, глаза печальными;
  • олицетворение — автор рассказывает о том, как тайна покрывала незнакомку;
  • сравнения — поэт сравнивает звучание голоса со свирелью и морскими волосами.

Тема стихотворения — чувства, которые могут возникнуть в любой момент. Стоит столкнуться с незнакомой женщиной, и все, появляется страсть и любовь. Но не красота впечатлила поэта. В тексте он намеренно не описывает внешность героини, только одну деталь автор выделяет: печальные глаза. Но даже они привлекли внимание автора только по причине резкого контраста со звонким голосом.

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого очень эмоциональное. Ему удалось талантливо передать чувства от встречи с незнакомкой и переживания после этого. Это уникальная работа для творчества Толстого. В ней скрывается важная мысль — любовь нужно беречь и ценить, она не прощает легкомысленности и небрежности. Поэту удалось показать еще кое-что. Порой любовь начинается не с красоты, а с малозаметных деталей.

А. К. Толстой был просто влюблен в историю домонгольской Руси, он писал в 1869 году:

И, как всегда в таких случаях, порой он слегка увлекается и оказывается пристрастным.

X–XI века действительно являются очень интересным периодом истории нашей страны. Молодое русское государство быстро набирало силы и увеличивалось в размерах. Разделение церквей на католическую и православную произошло только в 1054 году, и ещё долгие десятилетия после него люди на Востоке и Западе считали себя единоверцами. Знакомые нам имена встречаются в западноевропейских и византийских источниках того времени, а некоторые русские князья являются героями скандинавских саг. По мнению А. К. Толстого, этот период нашей истории резко контрастирует даже с началом царствования Романовых. Ко всему иноземному тогда относились подозрительно и русские цари мыли руки после общения с иностранными послами.



Н. Дмитриев-Оренбургский. Обряд омовения рук после приёма иноземных посольств Московскими царями

Итак, давайте подробнее поговорим о некоторых балладах Алексея Толстого.

В этой балладе говорится о пророческой песне татарского певца, которую тот спел на пиру у князя Владимира:

Интересно, что в данной балладе, как и в русских былинах, образ Владимира синтетический. В князе Владимире-Красно Солнышко, как известно, слились образы Владимира Святославича и его правнука Владимира Мономаха.

Вернёмся к балладе А. Толстого.

И в конце баллады А. Толстой устами своего героя произносит замечательную фразу, которую следовало бы печатать в качестве эпиграфа на каждом учебнике истории.

Отвечая на мрачное пророчество Тугарина, Владимир говорит:

В этой балладе А. К. Толстой показывает Ивана IV глазами киевского богатыря, проспавшего полтысячи лет:



Иван IV, миниатюра из Казанской летописи

В этой балладе А. Толстой ещё раз обращается к образу Ивана IV.

Курбского в его бегстве сопровождали 12 человек, в том числе и герой баллады:

И как же отблагодарил предатель человека, вероятно, спасшего ему жизнь?

Курбский посылает Шиванова к Ивану IV с оскорбительным письмом, прекрасно понимая, что отправляет его на смерть. Беспрекословная верность Шиванова удивляет даже царя:

В некоторых балладах А. Толстого рассказывает и об истории западных славян.

Речь идёт об одном из эпизодов так называемого Вендского крестового похода 1147 года (совершен в рамках Второго крестового похода). Папой римским Евгением III и Бернаром Клервосским война против славян была благословлена наравне с экспедицией в Палестину. На земли полабских славян – ободритов и лютичей, двинулись армии саксонских, датских и польских рыцарей. К ним примкнули отряды немецких епископов и моравских князей.

Одна из крестоносных армий действовала против лютичей и поморян. То обстоятельство, что князь лютичей Ратибор, его окружение и часть подданных уже успели принять христианство, никого не смущало. Лидерами этой части крестоносцев были маркграф Бранденбурга Альбрехт Медведь и магдебургский архиепископ Конрад I.

Другая армия должна была сокрушить силы племенного союза ободритов. Ее руководителями были герцог Саксонии Генрих Лев, герцог Конрад Бургундский и архиепископ Бременский Адальберт. На соединение с этой армией спешили датчане, которых вели Свен III, правитель Зеландии, и Кнут V, владевший Ютландией – троюродные братья и непримиримые соперники.

Пора вернуться к балладе А. Толстого:

Рёскильдского епископа на самом деле звали Аскер. А правителя Ютландии Кнута все же трудно назвать викингом.

Сопротивление крестоносцам возглавил ободритский князь Никлот, который нанес упреждающий удар по гавани Любека, уничтожив там много кораблей.



Князь Никлот, статуя в Шверинском замке

После этого Никлот отступил к крепости Добин, где его осадили крестоносцы. В это время подошли и датчане.

А. К. Толстой – о прибытии Свена, Кнута и Аскера:

(к осажденному крестоносцами городу Добин).

А на помощь к ободритам пришли воинственные славяне острова Руян (Рюген), которые в морском сражении разбили датский флот:

Командовавший эскадрой Свена рёскильдский епископ Аскер (А. Толстой упорно называет его Эриком) в самом начале сражения покинул свой военный корабль и укрылся на торговом судне. Саксон Грамматик утверждает, что епископ

Другая ошибка Толстого – участие в этой битве кораблей Кнута.

На самом деле с руянами сражались только зеландцы: Кнут не отправил свои суда на помощь брату-сопернику. Так или иначе, руяне тогда захватили множество кораблей. После этого датчане ушли от Добина.

Взять эту крепость крестоносцы так и не смогли. Они ушли от него, заручившись обещанием Никлота крестить свой народ. Неудачными были действия и другой армии, которой не удалось овладеть Деммином и Штеттином.

В финале баллады Толстого вождь руян Боривой (видимо, Борил-вой) обещает отомстить крестоносцам:

В 1152 году славянские дружины атаковали Данию и разорили её.

Хронист Гельмольд из Босау свидетельствует:


В следующих статьях мы проведём исторический анализ текста некоторых баллад А. К. Толстого, в которых рассказывается о реальных событиях, происходивших на территории русских княжеств.

Читайте также: