Стенд защита прав и достоинства дошкольника в доу и в семье

Обновлено: 02.07.2024

Данный конспект семинара-практикума может быть полезен старшим воспитателям детских садов для организации семинара-практикума с педагогами по соблюдению прав ребёнка дошкольника.
Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.
Задачи:
- ознакомление педагогов с правами ребенка;
- предупреждение насилия над детьми;

Старший воспитатель: Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.







О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.



Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.
В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей…
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.






Вспомним правовые даты в календаре:
• 21 век - Век ребёнка
• 1 июня - Международный день защиты детей
• 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

• 4 ноября - День народного единства
• 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
• 10 декабря День прав человека
• 12 декабря – День Конституции РФ.



Старший воспитатель организует практическую работу педагогов по документам.
Из каких частей состоит Конвенция о правах ребенка? (из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей).
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право участвовать в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? (В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27)).
Какие требования определены к образовательному процессу? (В Конвенции о правах ребенка выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе).
И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).
Права ребенка можно объединить в следующие группы:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).




Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны для понимания основные права:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Поэтому вполне можно считать, что правовое воспитание в детском саду осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него.
Задачи нравственного воспитания:
- формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
- воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.
Основные направления нравственного и правового воспитания дошкольников.
1- Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
2- Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.
3- Воспитание коллективизма. Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.
4- Воспитание культуры поведения. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть–Лабинский район

«Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении

Из опыта работы воспитателя МБДОУ №24

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Среде рацией. Конвенции о правах, ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиями, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения .

В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребенка.

Задача педагогов — организовать работу в учреждении в соответствии с международными нормами права ребенка, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

В целях создания эффективной системы обеспечения защиты прав детей дошкольного возраста путем взаимодействия семьи и детского сада подготовлено пособие (авторы Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г.Голубева, О. Л- Князева, Е.В. Соловьева), знакомящее сотрудников ДОУ с основными документами по правам ребенка.

Кроме того, авторский коллектив уделяет особое внимание профилактической, диагностической и коррекционной работе с детьми и их родителями с использованием различных средств и возможностей, которые предоставляются системой дошкольного образования в различных социально-территориальных условиях Российской (федерации.

Соблюдение прав детей в дошкольных образовательных учреждениях

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

На страницах газет и журналов педагога, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития. Поэтому наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие над созданием социальных стандартов защиты прав детей. Так, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб, разработал Декларацию прав ребенка.

В 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В иттью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась гораздо позже — только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так был создан Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

• оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей; на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ — Конвенция о правах ребенка. Здесь впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право;

на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для

физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п. 1).Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.

Государства-участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1); ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут. унижающим его достоинство видам обращения или наказания.

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2).

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Очевидно, что контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма.

Нам представляется, что дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника, представленных в Конвенции:

право на охрану здоровья;

право на образование;

право на участие в играх;

право на сохранение своей индивидуальности;

право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорблениями злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального регионального уровней. Кроме того, выше-перечисленные права детей представлены в федеральных законодательных актах и конкретизированы в документах на уровне региона и каждого дошкольного образовательного учреждения.

Согласно Конституции Российской Федерации, материнство, детство и семья находятся по защитой государства.

Ст.56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или лицами, их заменяющими, и органами опеки и попечительства -прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным, до до стижения совершеннолетия имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в том числе право на защиту . В статье указано, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд.

Кроме того, должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В ст. 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей излагаются в ст. 64 и ст. 65.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. На основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатываются индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребенка.

С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие деятельность по защите прав детей, получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, , органов государственной власти и учреждений, граждан (в том числе родителей), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

Кроме того, государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья и развития детей:

В последнее десятилетие стала выстраиваться система совместной работы Минобразования России с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации по охране здоровья детей в образовательных учреждениях.

разработаны и внедряются в практику методические рекомендации по реализации медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и их оздоровлением в условиях ДОУ;

проводятся всероссийские совещания с руководителями территориальных органов управления образованием с привлечением работников Минздрава, МПС, Минатома, Минобороны России и др

Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием.

В 1995 году заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Кроме многочисленных постановлений глав администрацией краев и областей, правительств республик о мерах по выполнению законодательных актов Российской Федерации, на местах разрабатываются и принимаются (в пределах их компетенции) законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

В названных актах субъектов Российской Федерации, наряду с воспроизведением уже действующих федеральных правовых норм, сдержится и ряд положений, дополняющих и конкретизирующих эти нормы и предусматривающих дополнительные гарантии прав детей, а также оказание дополнительной социальной помощи наименее защищенным категориям детей и семей с детьми.

Рассмотрим нормативные документы, касающиеся непосредственно дошкольных образовательных учреждений .

основные положения конкретизируются, в свою очередь, в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Министерство образования в помощь детским садам разработало пакет образцов документов, в которых основным нормативным документом является Устав ДОУ.

В то же время имеется ряд положений в федеральных законах, которые отсутствуют в Уставе или при формулировке которых допускается разная степень конкретности и свободы изложения. Так, например, в Конвенции о правах ребенка указано, что каждый ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, а также за ним сохраняется право на проявление своей индивидуальности. В Уставе дошкольного образовательного учреждения эти права включены в состав права на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении и развитие творческих способностей и интересов.

Как известно, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Безусловно, ДОУ не может осуществлять свою деятельность в противоречии с этим требованием и в целом придерживается данного правила. Однако в Уставе эта сторона взаимоотношений с родителями не нашла отражения. Скорее всего родителям не известно это требование.

Кроме того, в Уставе не конкретизированы отдельные личные права детей, которые представлены в Конвенции о правах ребенка:

право на отдых и досуг, на участие в культурной и творческой жизни;

право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать информацию и идеи любого рода.

Следовательно, в Договоре должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения.

Очевидно, для определенной категории родителей такого рода информация может сыграть положительную роль. С одной стороны, поможет осознать незаконность своих действий по отношению к ребенку, а с другой — понять, что ребенок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение со стороны семьи контролируется педагогом.

Ни для кого не секрет, что современное общество характеризуется напряженностью и конфликтностью. Причин тому - множество. Это и социально-экономическая ситуация, и дефицит воспитанности, культуры, неустойчивости нравственных ценностей. А отражается негативность, прежде всего, на детях. Вот почему в последнее время очень актуальной стала проблема защиты прав детей.

В МДОУ №117 г. Ангарска для родителей работает стенд "Права ребенка". Ответственный педагог-психолог МДОУ.

Цель: защита прав детей через повышение правовой и педагогической культуры родителей.

    знакомить родителей со статьями Семейного кодекса Российской Федерации (Права и обязанности родителей и детей);
  • повысить ответственность родителей за право проживания ребенком полноценного детства;
  • предоставить родителям полезный практический материал по воспитанию детей;
  • формировать, развивать у родителей уважение к личности ребенка.

На стенде шесть ячеек для информации: 3 верхних - меньшего размера и 3 нижних - большего. В первой ячейке - краткое название Права, например, "Право на семью". Во второй - полное его название из Семейного кодекса, номер статьи и пояснения, например - Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на совместное с ним проживание (кроме случаев, противоречащих его интересам).

Это очень важная и злободневная информация, о которой многие взрослые не знают на уровне закона. Где-то слышал, кто-то сказал.: Однако, судя по запросам наших родителей, в случае разрыва отношений, развода и т.п., правовые знания становятся просто необходимыми. Возможно, что статьи Семейного кодекса на стенде " Права ребенка" имеют и профилактическое воздействие (охладят пыл одного из родителей, шантажирующего ребенком другого родителя) или весомой поддержкой незаконно ущемленному в правах родителю.

В другом выпуске, посвященному "Праву на семью", нашла отражение на стенде проблема "отцов и детей". Существовавшая всегда, в связи с упадком нравственности, утратой уважения к старшему поколению, сегодня проявляется в запрете на встречи детей с бабушками, дедушками, другими родственниками. На страницах стенда мы рассказали о последствиях таких действий, как с правовой, так и с нравственной позиции.

В планах на будущее - привлечение внимания к роли отца в семье, к ее усилению во благо ребенка.

Третья ячейка - календарь знаменательных дат. Это знакомство родителей с праздниками, по смыслу связанными с определенным правом, например, в праве на гражданство - 12 июня День Независимости России; в праве на семью - 15 мая Международный день Семьи, 8 Июля - Всероссийский день семьи, любви и верности; в праве на здоровье-10 октября Всемирный День психического здоровья и т. д.

  • "Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
  • Дети, враждебно воспитанные, знают, как нападать.
  • Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
  • Много и часто стыдимые - с виной своей неразлучны:"

На стенде " Игра - неотъемлемое право ребенка": "Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет". (Ф. Шиллер)

  • "Если Вы родители - ласкатели, уважители,
  • Если Вы родители - прощатели, любители.
  • Если - разрешители, купители, дарители,
  • Тогда Вы не родители, а просто восхитители!
  • Гулять не отпускатели, собакозапретители,
  • То - знаете, родители, Вы просто крокодители!"

Четвертая большая ячейка - имеет нравственную направленность, потому что это основа правового образования, правовой культуры.

Например, на стенде " Право на гражданство"- это "Воспитание гражданско-патриотической позиции у дошкольников", где доступным для родителя языком раскрывается термин "гражданско-патриотическая позиция" и способы ее воспитания, начиная с дошкольного возраста.

А в "Праве на жизнь" центральное место занимает статья - "Жизнь дана на добрые дела!".

Большой интерес у родителей вызывает практический материал(5 ячейка), который можно использовать в воспитании детей, причем важно, что он не оторван от жизни, учитывает интересы и запросы родителей ДОУ.

Например, на стенде "Игра - неотъемлемое право ребенка" дается информация - "Требования к игрушке для детей разного возраста".

На стенде "Право на жизнь"- памятка "Как предупредить несчастный случай"

В "Праве на индивидуальность" - родителям пояснили: "Почему дети такие разные?" через призму динамические особенностей поведения, или темперамент ребенка.

В "Праве на здоровье"- рассказали о признаках, указывающих на стрессовое состояние ребенка.

В "Праве на отдых" - интересный материал "У ребенка гости!", о том, как удовлетворить желание детей пообщаться с друзьями и при этом уберечь дом от разрушения.

Или в прошлогоднем выпуске на тему отдыха "Первый Новый год" - о елке, как уникальном пособии для развития речи ребенка, знакомства с окружающим миром.

Особенной является шестая страничка. Здесь слово предоставляется тем, ради кого задуман стенд - нашим детям. Наверно, высказывания детей - умные, обстоятельные, лучше всего убеждают родителей, в том, что ребенок - равноправный с нами человек. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.

В "Праве на семью" помещены ответы детей на вопросы, заданные на занятиях по "Правам ребенка" "Семья - это:" и "Зачем нужна семья?"

  • "За что ты любишь свой город?"
  • "Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнить желание только для всей страны или своего города, какое бы ты желание загадал?"
  • "Что можно сделать, чтобы город стал лучше?"

Один философ заметил, что дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зернами человечного. Тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая.

Несомненно, стенд " Права ребенка", знакомящий родителей с правами их детей, помогающий взрослым учиться любить, понимать, принимать и уважать ребенка, внесет заметный вклад в залог хорошего урожая - воспитание достойных граждан нашей страны.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Право ребенка на игру

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Читайте также: