Стена искандера краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Но в поэтическом и мифологическом ключе,стена Искандера стало одной из основ поэмы Навои. Здесь упоминаются и яджуджи, и муравьи,как в мифах о Ахиллесе и Велесе, и великаны.

Главным героем поэмы является Искандар, и почти весь сюжет произведения связан с его личностью, с его деятельностью и мировоззрением. В лице великого полководца древности Навои создает образ идеального правителя и противопоставляет его государственным деятелям своей эпохи. Искандар не ограничивается заботой о процветании своей страны, его занимают судьбы народов мира, которые разорены и изнывают под гнетом своих поработителей.

Тот, кто былое кистью оживил,
Завесу над картиной приоткрыл:
Четыре царских рода власть несли
В пределах обитаемой земли.
А длилось время их, как помнит свет,
Четыре тысячи и триста лет;

Имеются в виду четыре иранские династии: легендарная династия первоцарей Пишдадидов, легендарная династия Кейанидов и исторические династии Аршакидов и Сасанидов .

О кравчий, грудь слезами ороси,
Прощальную мне чашу поднеси.
Чтобы печаль вином я с сердца смыл,
Чтоб слезы по отце моем не лил.

Как видно,вино не было чужда поэтам Средней Азии 15в .

Посол смиренно сел у царских ног
И от смущенья говорить не мог.
Фарр Искандара ослепил его
И языка и чувств лишил его.

Фарр-древней Персии главными обладателями фарра этого сияющего нимба: божественной благодати, несомненно, были иранские шахиншахи. У Плутарха упоминается, что Александра иногда окружало сияние.

И, с франкским миром заключив союз,
Он покорил далекий Андалуз.
Идя обратно, Миср он захватил,
И небосвод — царя благословил.
Он там, с войсками ставши на привал,
Искандарию-город основал.

И знамением счастья озарен,
В поход на Север устремился он.
И цепи гор пустынных увидал…
Вернулся и Хорезм завоевал,
Даря, как солнце, милостью своей
Простор кипчакских пастбищ и степей.
И он в трудах походных не ослаб,
Прошел через Саксин, через Саклаб.
Прошел он стороною Ос и Рус
И с ними дружбы заключил союз

( здесь поэт также упоминайет Ос-Исуйцев-усуней, упоминаемых и Гянджев и)

А русов он на левое крыло
Поставил, сотня тысяч их число —
Суровых, ярых, как небесный конь,
В бою неукротимых, как огонь.

И вновь походом обошел весь мир,
Повсюду утвердив добро и мир.
Защитой от яджуджей им стена
Была железная возведена.

Премудрый Искандар назначил их
Послами быть во всех краях земных.
К саклабам шел один, другой — в Саксин.
Тот — в царство Индии, а третий — в Чин.

Здесь упоминаются чудовищные муравьи. Как известно, предводителем мирмидонцев-муравьев был Ахиллес, и Волх-Велес,обращавший своих воинов в муравьев . Упоминаются и великаны,о которых писал и Низами, которые спят по нескольку дней подряд и нуждаются в защите.

Переправившись в северную страну Фаранг он слышит о бесчисленном демоническом народе яджуджей. Это горы Каф. Каф (перс. قاف‌کوه, qaafkuh или کوه قاف, kuh-e qaaf; араб. جبل قاف‎, jabal qaf) — легендарные горы в персидской мифологии и средневековой исламской космологии. В персидской традиции, Саошьянт , зороастрийский мессия будет сражаться в горах Каф. Также в горах Каф обитают джинны и расположено гнездо птицы Симург.

Как дивов тьма, бесчисленны они,
Как бездны тьма, немыслимы они.
На их макушках волосы — копной,
Торчат их космы — в семь пядей длиной,

прически Яджуджей соответствует прическам саков, вайшнавов и казаков- копна волос на макушке.

Опору всей твердыни основав,
Не гипс — семи металлов лили сплав.
На сплав горячий клали глыбы плит,
Сперва их обтесав, как надлежит.
Во всей работе слушались они
Великого строителя Бани.
Так плотно клали каменный оплот,
Что между плит и волос не пройдет.
Пятьсот локтей, вот ширина стены,
И тысяч за десять длина стены

Итак, стена в горах Каф, которую многие отождествляют с Кавказом, построена. Кроме того, Горгонская стена построена именно рядом с Кавказом. Стена в горах Каф стала основой мифов и сюжетной канвой для многих книг и фильмов, как например всеми любимый сериал "Игра Престолов", где показана Ледяная Стена до моря, отделяющая мир людей от мира холода и Смерти.

Здесь Навои говорит о Уллисе-Одиссее. В конце концов, Искандер, не найдя источник вечной жизни, умирает.

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Читайте также: