Среди важнейших его публикаций следует отметить утреннюю гимнастику в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Дударева Марина Константиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63" г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута,Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду
Раздел: дошкольное образование

Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её

выполняемых ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и

систем ребёнка (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует

привычку и потребность заниматься физкультурой каждый день.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно:

воспитанников на совместные формы деятельности.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи всестороннего

Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с

возникает ощущение свежести, лёгкости, радости.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно,

до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в

помещении (в зависимости от условий).

В дошкольных учреждениях могут быть использованы:

традиционные комплексы утренней гимнастики

утренняя гимнастика игрового характера

утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

Строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

В начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и

бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем и в этой группе утренняя гимнастика начинается с

построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты чаще используются в старших

Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном темпе.

В начале утренней гимнастики часто даётся ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием

колен), это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в

конце утренней гимнастики давать разные виды ходьбы для предупреждения плоскостопия (на

носках, на пятках, краях стоп), полезно менять скорость ходьбы (с ускорением и замедлением). Бег

на утренней гимнастике в младших группах проводится стайкой, врассыпную, а потом детей

приучают бегать в колонне

друг за другом, как на месте, так и с продвижением в разных

шаркали ногами, держали голову прямо, ритмично размахивали руками, чтобы дети бегали на

носках, поднимая выше колени, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями

предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая движения.

Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.

Детей младшего возраста строят врассыпную, в круг с использованием зрительных

ориентиров. Со средней группы обычно перестраивают в три, четыре звена за направляющим. При

таком перестроении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений всеми

детьми, обращать внимание на правильную осанку. Желательно, чтобы перестроения во всех

возрастных группах проводились по зрительным ориентирам.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Упражнения для шеи.

Упражнения для рук и плечевого пояса. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по

возможности надо фиксировать вдох и выдох.

Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из

исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.)

Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны)

Упражнения для ног

Прыжки в чередовании с ходьбой

Дыхательные упражнения по необходимости

Упражнения на координацию движений

последовательности: сначала даются упражнения для мышц плечевого пояса и рук, после этого

целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.*** В младших группах почти

все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В конце гимнастики, после

интенсивного бега или прыжков в сочетании с ходьбой, могут выполняться упражнения для

плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм (снимают нагрузки и регулируют

дыхание). Упражнения для крупных мышц сочетают с движениями для мышц шеи, кистей,

пальцев рук и стопы (особенно в старшем возрасте). Например, при поднимании рук вверх

рекомендуется одновременно сжимать и разжимать пальцы.

Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения

физического развития и физической подготовленности (см. Приложение 2).

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя,

лёжа, на коленях), с различными положениями рук. Исходные положения сидя, лёжа выгодны тем,

что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стоп, позволяют увеличить

стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений

В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми, постоянно привлекая

внимание детей к образцу, показывая и поясняя упражнение, правильные способы движения.

Одновременно он наблюдает за детьми,

делает необходимые указания по ходу движений за

качеством выполнения, соблюдением исходного положения осуществляя индивидуальную работу.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет или показывает его, а затем

подаёт команду для исходного положения и выполнения. Внимание детей фиксируется на наиболее

одновременно, в общем для всех темпе. Начиная со средней группы педагог приучает детей к

правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. В старшем возрасте дети

могут выполнять упражнения по названию. Объяснение должно быть чётким и кратким. К показу

педагогу возможность ходить между рядами воспитанников, оказывать индивидуальную помощь.

На протяжении всей гимнастики педагог привлекает внимание детей к их осанке, выправке,

напоминает о правильном дыхании.

При выполнении общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах используется

имитация. Для малышей комплексы могут быть построены в сюжетной форме и на одном образе.

Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе

имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшем возрасте –

для выполнения отдельных элементов упражнения.

Прыжки или интенсивный бег.

положительному тренировочному эффекту. В утреннюю гимнастику включаются самые разные

виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях;

перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него и т.д. Прыжки

могут чередоваться с полуприседаниями и ходьбой (см. Приложение 2). В младших группах при

месте или несложной эмоциональной подвижной игрой. Количество прыжков, их разнообразие и

2.1 Личность и идеи

В лице П. Ф. Лесгафта мы имеем не только выдающегося ученого-педагога; он является, вместе с тем, глубоко убежденным гуманистом, демократом, противником царского самодержавия и неутомимым борцом за женское образование в России.

Он был великим правдолюбцем в науке и в жизни, боролся против произвола и насилия над личностью человека, против невежества, предрассудков, мракобесия, расовых лжеучений и низкопоклонства. Ученый страстно хотел, чтобы общество, в котором он жил, состояло из свободных и равноправных, всесторонне развитых и нравственно чистых людей, - и за все это царские власти и сам царь боялись его не меньше, чем революционера. П. Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной из революционных партий того времени. Однако он глубоко сочувствовал революционному движению и всячески помогал революционерам.

Его лекции запрещались, его идеалы считались крамольными.

Его изгоняли из учебных заведений и лишали права преподавательской деятельности.

Созданные им школы неоднократно закрывались.

Его высылали за границу.

Ему не давали работать.

Почти всю свою жизнь он находился под негласным надзором царской жандармерии, и каждый его шаг был предметом пристального изучения и обсуждения охранки.

Под стать ему были и его многочисленные ученики и ученицы.

Их называли бомбистами. Среди них было много пламенных революционеров и настоящих марксистов-ленинцев.

Развитие личности П. Ф. Лесгафта, как ученого-новатора, педагога-общественника, посвятившего себя служению простому народу, его просвещению и оздоровлению, протекало под сильным влиянием общественно-педагогического движения в России 60-х годов XIX столетия.

Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями: свобода от крепостного рабства, ненависть к самодержавно-помещичьему произволу; независимость науки и научного творчества от реакционных сил; проведение в жизнь научных достижений в пользу народа; новая школа, дающая подрастающим поколениям научное и связанное с жизнью полноценное, общее образование; отрицательное отношение к ранней профессионализации; выдвижение на первый план воспитательных задач; активизация методов обучения; осмысленное обучение вместо механической зубрежки и слепого подражания; уважение к личности ребенка; охрана материнства и младенчества; равноправие женщин с мужчинами и равноценное мужскому женское образование; связь физического воспитания с умственным, нравственным эстетическим и трудовым воспитанием; вера в силу науки и просвещения -- вот главные идеи и проблемы, которым П. Ф. Лесгафт оставался верен всю свою жизнь и за реализацию которых он неотступно боролся в жестких условиях царского самодержавия и, полицейского произвола.

Таков в общих чертах незабвенный образ Петра Францевича Лесгафта.

2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта

Педагогическая система П. Ф. Лесгафта в связи с его естественноисторическими воззрениями зиждется:

а) на материалистически-монистическом решении психо-физической проблемы;

б) на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;

в) на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений;

г) на признании в качестве главнейшей цели воспитания подрастающего поколения всестороннего гармонического воспитания человека при ведущей роли нравственного воспитания.

Здоровый педагогический оптимизм и построение всей системы воспитания на анатомо-физиологических и психологических основах - отличительная черта педагогической системы П.Ф.Лесгафта.

Происхождение индивидуальных различий П. Ф. Лесгафт объяснял, прежде всего, условиями воспитания.

Остановимся кратко на главных вопросах педагогической системы П. Ф. Лесгафта, пользуясь при этом большей частью формулировками, взятыми из различных его трудов.

Вклад А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской, А.В. Кене-Ман, Д.В. Хухлаевой в разработку вопросов теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

Содержание
Работа содержит 5 файлов

По руководству зарядкой детей говорят и такие ученые, как Э.Вильчковский, В. Семинаева. Они отмечают, что воспитатель не всегда имеет возможность сам показать упражнение. Поэтому со среднего дошкольного возраста эпизодически следует привлекать к показу некоторых упражнений тех детей, которые могут выполнять их хорошо.

В связи с всевозрастающими требованиями к физическому воспитанию детей дошкольников. Т. Осокина и Е. Тимофеева пишут о том, что необходимы новые требования к физическому воспитанию и проведению утренней гимнастики. Они пишут, что нужно проводить на таком уровне, чтобы отпала необходимость в специальной корректирующей гимнастике. В связи с необходимостью усилить оздоровительно- профилактическое влияние утренней гимнастики, пересмотрено ее содержание, дозировка и длительность упражнений.

Если раньше бег и подскоки выполнялись только после общеразвивающих упражнений, то теперь и в начале утренней гимнастики, легкий бег следует сочетать с ходьбой, а после ОРУ должно иметь место обязательно различные виды подпрыгиваний. Прыжки на месте (или с продвижением вперед, с поворотами на двух ногах, на одной ноге) могут сочетаться с легким бегом.

Таким образом, занимаясь по методике Розы Деметр, ребенок не только хорошо развивается физически, но и осваивает основы пантомимы, организованно и естественно становится на грань игры и искусства. И, главное, ему уже никогда в жизни не покажется скучной обязанностью утренняя гимнастика.

В настоящее время в материалах реформы общеобразовательных и профессиональных школ говориться о необходимости воспитания здорового физически крепкого молодого человека, поколения и без утренней гимнастики здесь не обойтись.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни. На современном этапе развития одним из актуальных направлений является то, что за последние годы задачи и содержание физической нагрузки заметно изменились: считается, что функциональные возможности организма намного выше, чем представлялось раннее. Так считают Араклян О.Г., Корманова Л.В., Юрко Г.Н., Фролов В.Г.

1.3.Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста

Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста разработана и отражена в работах Барского К.М., Киреевой Т.Н., Музрукова Т.Н., Чернышова М.А.

Содержание и методика утренней гимнастики с текстом специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования гимнастики с текстом в качестве одного из средств физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Так Вавилова Е.Н. (5), Голубева Л.П. (8), Запорожец А.В. ( 9 ), Кенеман А.В. ( 12 ), Метлов Н.В. (19), Осокина Т.И. (21) рекомендуют применять в утренние часы гимнастику с текстом.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, перед завтраком, в течении 5-7 минут. В ненастные летние дни и в зимнее время утренняя гимнастика проводится в хорошо убранном помещении, при открытых форточках. В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, используя с этой целью ближайший сквер, полянку, спортивную площадку у дома. Не следует бояться небольшого дождя, ветра, особенно при занятиях с тем ребенком, который систематически выполняет упражнения и активно играет на воздухе в любую погоду. Эти небольшие сложности закаляют не только тело, но и волю ребенка, поучают его не боятся трудностей, воспитывают привычку приспосабливаться к неожиданно возникающим изменениям погоды. В холодное время года перед проведением утренней гимнастики надо создать необходимые гигиенические условия. В первую очередь следует проветривать помещение, где будет заниматься дошкольник. Это важно потому, что во время интенсивной двигательной деятельности углубляется и учащается дыхание, в легкие ребенка должен поступать свежий воздух. Температура в комнате должна быть не выше 16-17 °С. Хорошо, если малыш приучен выполнять гимнастику при открытой форточке или фрамуге. Однако при этом не следует допускать направление струи холодного воздуха (особенно с ветром) прямо на ребенка. С наступлением теплых дней постараться заниматься в помещении с открытым окном, на веранде, в лоджии. Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

По мнению Хухлаевой Д.В.(26), подбирая упражнения для утренней гимнастики, воспитатель должен обеспечить правильную физическую, психическую, эмоциональную нагрузку. Воспитателю важно знать особенности методики проведения всех упражнений, которые могут быть включены в утреннюю гимнастику.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. Для положительного влияния на развитие организма физическая нагрузка должна быть достаточной и постепенно увеличиваться. Максимальной величины физическая нагрузка достигает в процессе выполнения прыжков, бега и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка усиливается при увеличении дозировки каждого упражнения, при изменении темпа и уменьшении интервалов между упражнениями. Моторная (двигательная) плотность утренней гимнастики должна быть максимальной.

ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА. На утренней гимнастике используются знакомые детям физические упражнения, поэтому нагрузка на внимание, память умеренная.

Переход на другой способ движения обуславливается конкретным сигналом – словесным (пошли все на носочках), звуковым (удар в бубен). Это называется заданием в ходьбе.

Обучение ходьбе осуществляется в определенной последовательности. Это объясняется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткий шаг.

На первом этапе обучения нецелесообразна ходьба строем (в колонне). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.

Детей младшего возраста обучают ходьбе с высоким подниманием колен, так как у детей укрепляются амплитуда взмаха рук, которая оказывает благоприятное влияние на связки, суставы, усиливает работу сердечно-сосудистой системы.

Детей обучают ходьбе на носочках. При ходьбе на носочках уменьшается площадь опоры.

С младшего дошкольного возраста обучают различным видам бега (обычный, на носочках, с высоким подниманием колен).

Обычный бег выполняется перекатом с пятки на носок. При обучении обычному бегу применяется показ, словесные методы: объяснение, комментарий действий детей, поощрение.

При обучении детей бегу на носочках надо следить, чтобы дети бегали легко, слегка отрывая ноги от пола. При обучении используются не только показ и объяснение, но и имитация. Например, бегать как лошадки, высоко поднимая колени.

Средствами звукового сопровождения является пианино, бубен, барабан, погремушки, хлопки в ладоши. Чаще других используется бубен. Владение бубном - одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.

Важно знать и уметь выполнять несколько специфических правил пользования бубном, чтоб он на деле был дидактическим средством формирования чувства ритма.

По окончании первой части утренней гимнастики воспитатель останавливает детей и предлагает построить большой и красивый круг. Чтобы научить детей строиться в круг, необходимо использовать предметы (кубики) или шнур по кругу и в центр (середину) его также поставить предмет (кубик, стул, игрушка). Каждый ребенок встает около предмета или шнура, и все вместе образуют круг. В дальнейшем убирают предметы, шнур и дети встают вокруг предмета, поставленного в середину круга, на таком же расстоянии от него, на каком был разложен шнур, сначала держась за руки, а потом без помощи рук. Когда дети научатся это делать, можно убрать предмет из центра круга и дети смогут построиться, ориентируясь на ребенка, стоящего напротив. При этом сначала они держатся за руки, а в дальнейшем строятся без помощи рук.

Вначале дети строятся в круг кто за кем хочет, соблюдая расстоя ние друг от друга, а затем – по росту. Дети должны поддерживать определенную величину круга (не сужать и не расширять его), а также не разрывать его. С детьми младшей группы воспитатель находится в кругу и напоминает, чтобы они не сужали круг. Круг можно построить из шеренги. Для этого детям предлагается взять друг друга за руки первого и последнего ребенка в шеренге, подводит их друг к другу и замыкает круг. В дальнейшем роль направляющего выполняют дети по назначению воспитателя.

Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.

Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, в детском саду. Систематическое, ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Являясь постоянным компонентом ежедневного режима, утренняя гимнастика содействует сохранению здоровья в течение многих лет. Значение утренней гимнастики как физкультурно-оздоровительного процесса многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Таким образом, утренняя гимнастка является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, ежедневно повышающим и сохраняющим в течение дня жизненный тонус ребенка, систематически оздоровляющим его организм.

Цель: поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, вовлечение всего организма ребенка в деятельное состояние.

Задачи:

  • формировать умение сохранять правильную осанку;
  • развивать у детей координацию движений, подвижность суставов, силу, гибкость, внимание, ориентировку в пространстве;
  • воспитывать целеустремленность, выносливость;
  • улучшать общее состояние и функциональные возможности детского организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Методика проведения утренней гимнастики

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно в точно установленное по режиму времени.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу.

Традиционный комплекс утренней гимнастики.

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности.

Непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.

Непрерывный бег в умеренном темпе (1.5 – 3 мин.)

Упражнения общеразвивающего воздействия.

Прыжки на месте.

Ходьба с дыхательными упражнениями.

Начало года 30-40сек.

Конец года 50-60 сек.

Начало года 1 мин.

Конец года 1.5 мин.

Широко должны применяться общеразвивающие упражнения, как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений.

Комплекс утренней гимнастики следует проводить в течение одной-двух недель в зависимости от сложности его содержания. В младшем и среднем возрасте воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только вначале освоения комплекса. Дети к шести годам должны научиться выполнять упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя. При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания и характера. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики могут быть внедрены разные варианты, отличающиеся от традиционного по содержанию и методике проведения.

  • Утренняя гимнастика игрового характера.
  • Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.
  • Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек.
  • Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.
  • Утренняя гимнастика танцевального характера.

Но надо помнить, что цель и задачи утренней гимнастики остаются одинаковыми для всех ее вариантов.

Условия для проведения утренней гимнастики

Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами, в теплое время года гимнастика проводится на воздухе, по возможности вводится оздоровительный бег. Дети занимаются в облегченной одежде, такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры – воздушной ванны. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей.

Методика проведения и основы руководства по организации утренней гимнастики в ДОУ.

Наш детский сад работает с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Каждый день начинается с утренней гимнастики, проводится она во всех возрастных группах, начало гимнастики в 8.00 под руководством воспитателя. Продолжительность, дозировка, содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. У детей старших и подготовительных к школе групп утренняя гимнастика проводится в спортивном зале под руководством инструктора по физической культуре. В связи с этим, расписание утренней гимнастики выглядит так: старшие группы – 7.50, подготовительные группы – 8.05. В своей работе с детьми инструктор использует разные варианты проведения утренней гимнастики. Каждый день недели имеет свое название и свой вариант утренней гимнастики.

Понедельник - Утренняя гимнастика игрового характера

В этот вид гимнастики могут быть включены 2-4 подвижные игры разной степени интенсивности. Игры должны быть знакомы детям, и подбираться по принципу возрастания нагрузки (малой подвижности – средней подвижности – высокой подвижности - малой подвижности). Игры чередуются с ходьбой и бегом, включаются дыхательные упражнения или упражнения имитационного характера. Можно создать целый сюжет.

Например.

1.Ходьба друг за другом с хлопком на счет.

6.Ходьба (возвращаемся в детский сад)

И.П.: о.с. Руки в стороны, сделать несколько волнообразных руками, сгибая и разгибая локти, затем медленно опустить руки через стороны, кисти рук при этом слегка подняты. Поднять руки в стороны, наклонить голову вперед, назад, вправо, влево и сделать вновь 3-4 волнообразных движения руками в быстром темпе.

И.П.: о.с., руки на поясе. Поднять левую ногу, согнутую в колене (носок оттянуть вниз), и опустить ее. Затем поднять и опустить другую ногу. Затем сделать 3-4 волнообразных движения руками. Выполнять в медленном темпе.

5. Ходьба. Упражнение на дыхание.

Вторник – Гимнастика с использование карточек (коррекционная ходьба)

В этот вид гимнастики включается ходьба и бег по подражанию. Дети выполняют игровые, имитационные движения животных и их крики (звуки).

Для смены движений инструктор подает сигнал (свисток) и показывает карточку. Для детей подготовительных к школе групп можно использовать словестное указание (название животного). Продолжительность выполнения одного движения – 15-20 секунд. Карточки подбираются с учетом возраста детей и умения выполнять данное движение, а также учитывается принцип чередования ходьбы и бега и сложность движений. Набор карточек включает 3 комплекта: коррекционная ходьба; беговая серия; прыжковая серия.

Коррекционная ходьба

1. Жираф – ходьба на носках, руки вверх, спина прямая.

2. Бегемот – ходьба на пятках, руки за голову, локти в сторону, спина прямая.

4. Лошадь – ходьба, высоко поднимая колено перед собой, руки на поясе, спина прямая

5. Лиса – ходьба в полуприсяде, руки на поясе, спина прямая

6. Еж – ходьба семенящим шагом, руки на поясе, спина прямая

7. Змея – ходьба, заплетая ноги вперед, руки на поясе, спина прямая

8. Обезьяна – ходьба, носки вместе пятки врозь, туловище наклонено вперед (слегка), руки полусогнуты

9. Гусь – ходьба на внутренней стороне стопы, руки вдоль туловища, ладони разведены, пальцы вместе.

10. Пингвин – ходьба, пятки вместе носки врозь, грудь вперед, руки вдоль туловища, ладони разведены в стороны, пальцы вместе.

11. Страус – быстрый, широкий шаг с выпадом

12. Утка – ходьба в глубоком присяде, руки на коленях, спина прямая

14. Петух – ходьба, высоко поднимая прямую ногу вперед перед собой, одновременно с ногой прямые руки поднимаются в стороны

15. Улитка – ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе

16. Рак – ходьба спиной

17. Кошка – ползание на четвереньках

18. Собака – ползание на ладонях и ступнях

19. Черепаха – ползание на руках и ступнях, живот вверх

20. Крокодил – ползание на руках, тело удерживается на весу

Прыжковая серия

1. Заяц – прыжки на двух ногах, руки на поясе

2. Олень – подскоки

3. Цыпленок – прыжки в глубоком присяде, руки обнимают колени

4. Лягушка – выпрыгивание вверх из глубокого присяда.

Беговая серия

1.Самолет – бег врассыпную

Со звукопроизношением: р-р-р – заводится

2. Паровоз – бег друг за другом

3. Бабочки – медленный бег на носочках (с кружением), плавное движение рук вверх-вниз (летает)

5. Пчела – бег врассыпную

Со звукопроизношением: з-з-з-з

Среда – традиционный комплекс упражнений.

Традиционный комплекс упражнений выполняется в следующей последовательности:

  • Ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.
  • Непрерывный бег в умеренном темпе (1.5-3 мин.)
  • Общеразвивающие упражнения (6-7 упражнений)
  • Прыжки, подскоки на месте.
  • Ходьба с дыхательными упражнениями.

Широко должны применяться общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения выполняются из разных исходных положений.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной-двух недель. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. По необходимости объяснение может сопровождаться показом воспитателя. После 2-3 повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком комплекс. Важно продумать музыкальное сопровождение, оно создает положительный эмоциональный тон.

При составлении традиционного комплекса можно использовать следующую литературу:

Четверг – гимнастика с использованием полосы препятствий.

Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений, увеличивая (уменьшая) число повторений и темп движений, чередуя физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Используя знания и умения детей, можно предложить детям самостоятельно собрать полосу препятствий. Например, пройти по гимнастической скамейке, попрыгать через бруски и т. д.

Методические рекомендации по организации и проведению гимнастики с использованием полосы препятствий.

Для создания полосы препятствий можно использовать разный спортивный инвентарь, выставляя его по сложности упражнений, и учитывая технику безопасности. Поэтому комбинаций таких полос может быть огромное количество. При подборе упражнений и инвентаря надо помнить, что это утренняя гимнастика и строится она на знакомом для детей материале. Все упражнения должны быть хорошо знакомы, разнообразны, количество прохождения полосы препятствий 4-5 раз. Начинается такая гимнастика с ходьбы (несколько имитационных движений), затем бег и только потом дети приступают к выполнению упражнений на полосе препятствий. На таких предметах как гимнастическая скамейка, узкий бум, горка, куб, должна осуществляется страховка детей и в полосе препятствий они занимают первое место. Заканчивается гимнастика медленным бегом, ходьбой и дыхательной гимнастикой.

Пятница – танцевально-ритмическая гимнастика.

Танцевально-ритмическая гимнастика (аэробика) – это образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы различных упражнений, различные по темпу и интенсивности, идет работа всех мышц и суставов. Каждый комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Ритмическую гимнастику (аэробику) выполняют под музыку, сочетая с ней движения всех частей тела. Физические упражнения под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Примерный перспективно – календарный план утренней гимнастики на год

Читайте также: