Успешный ребенок в доу статья
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Лукоянова Наталья Геннадьевна
Населенный пункт: Свердловская область, с. Колчедан
Успешность, преуспевать… В современной жизни стало престижным быть успешным.
В настоящее время я работаю в подготовительной группе. Вполне естественно, что мне хочется видеть своих воспитанников успешными и в школе и в дальнейшей жизни. И, смею предположить, что мною сделано много для того, что бы они были успешными. Анализируя свою работу, я попробовала выделить слагаемые успешности моих воспитанников.
1 слагаемое успешности – работа по развитию творческой активности детей, которую веду в направлениях театрализованной деятельности, сопровождении талантливых и одаренных детей, проектной деятельности.
- со средней группы, основой совместной деятельности с детьми в театрализованной деятельности стала рабочая программа, в которой я отразила работу по развитию артикуляционного аппарата, физиологического и речевого дыхания, игры с пальчиками и массажными мячиками, работу над этюдами, сочинение и постановку сказок. Все плоды речевого творчества оформляем с детьми в книги.
Традиционными, начиная со средней группы, являются театрализованные выступления детей перед родителями и детьми других групп. Две сказки мы сняли на видео. Дети с интересом смотрят их в своем исполнении. Дополнительно у нас появилась возможность увидеть себя со стороны, обсудить ошибки и удачные моменты.
Благодаря возможностям мультимедиа, я нашла новое решение для разыгрывания сценок – общение ребенка-артиста с анимированными персонажами на экране.
Исходя из вышесказанного, могу сказать, что развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество.[1]
Мною были разработаны и проведены в группе несколько проектов. Остановлюсь на некоторых.
В ходе реализации проекта была проведена разнообразная работа с детьми и родителями.
Дополнительно данный проект перекликался с работой по театрализованной деятельности – сочинение экологических сказок и представление агитбригады.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, средством самовыражения и самореализации ребенка.[2]
Сопровождение талантливых и одаренных детей.
Одновременно с реализацией стандарта дошкольного образования выстраивается разветвлённая система поиска талантливых детей, поддержки и сохранения их интеллектуально-творческого потенциала, сопровождения в течение всего дошкольного периода.[5]
У некоторых моих воспитанников ярко проявляются способности в изобразительном, речевом, актерском творчестве.
Развитие творческих способностей детей в речевом и артистическом творчестве нашли свое отражение в рабочей программе по театрализованной деятельности.
Для отслеживания результатов своей деятельности и развития способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности, я использовала ранее разработанную пятиуровневую систему диагностики и диагностические карты.
Исходя из наблюдений и результатов диагностики, я смогла выявить яркие способности детей в следующих областях:
- в изобразительной деятельности – 7 детей;
- в речевом творчестве – 5 детей;
- в артистическом творчестве – 8 детей.
Интересно наблюдение, что творческие способности одновременно в трех областях проявляются у трех детей. Способности в речевом творчестве и артистизм – у двоих детей. Столько же детей проявляют творчество одновременно в изобразительной деятельности и артистизме.
Продукты детского творчества – литературное творчество и рисунки отправляю на конкурсы в сети Интернет:
3 слагаемое успешности воспитанника – это правильно построенная развивающая предметно-пространственная среда.
Компоненты развивающей среды в группе обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности по интересам.
Здесь есть как постоянное оформление, например оформление стен, размещение мебели, так и сменный материал, согласно возрастным особенностям, интересам детей.
Групповое помещение условно разделено на зону спокойных игр и зону двигательной активности. Дети имеют возможность заниматься и играть в разных центрах, отдыхать в уголке уединения.
Так же в группе имеются технические средства магнитофон, интерактивная доска, ноутбук воспитателя.
Думаю, что созданный мною интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. А компоненты развивающей среды в группе обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности детей по интересам.
4 слагаемое успешности – заинтересованность родителей воспитанников в успешности детей. Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство . [4]
Родители группы принимают активное участие в родительских собраниях: в процессе такого взаимодействия взрослые начинают лучше понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами группы. Надо сказать, что я добилась почти 100% посещаемости собраний. А для этого на каждом собрании старалась продемонстрировать родителям что-то новое. Например, на одном собрании им было предложено посмотреть видео о кинезиологических упражнениях с участием детей. На другое собрание мы испекли с детьми печение, и родители с удовольствием в теплой обстановке обсуждали проблемы воспитания детей и пили чай. Показ занятий с детьми, фотопрезентаций, мастер-классов – составляющие наших родительских собраний.
Родители являются активными участниками конкурсов, проводимых в группе, детском саде и районе.
Участие в конкурсах и проектах дает родителям возможность творческого общения с детьми, укрепляет детско-родительские отношения.
В группе есть традиция – вместе отмечать День матери. Силами детей мы устраиваем небольшой концерт или представление, включаем в сценарий разные конкурсы. И, конечно, не обходятся эти праздники без общего чаепития.
Наблюдения свидетельствуют, что совместные дела, общение на собраниях и праздниках сплотили коллектив родителей. У них есть желание сделать жизнь детей в группе интересной и разнообразной.
5 слагаемое успешности воспитанника – создание детских портфолио. Портфолио – копилка успехов ребенка. Начала оформлять портфолио детей в средней группе, когда дети и семьи начали активно принимать участие в различных конкурсах и жизни группы. Сюда помещаю полученные дипломы и сертификаты, благодарности и грамоты, детское речевое и изобразительное творчество. Периодически я предлагаю детям портфолио для рассматривания, что позволяет им самоутвердиться и вызывает желание к дальнейшему творчеству.
Стараюсь сделать детские портфолио красочными и яркими. Надеюсь, что мои усилия не лягут пылиться на полку, а будут предметом гордости и своеобразной визитной карточкой ребенка.
Вывод. Формула успешности моих воспитанников выглядит так:
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnyy_doshkolnik.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешный дошкольник-успешный ученик.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее. Часто успешные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.
Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком- либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей.
В дошкольном учреждении в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, имеющими трудности в развитии.
Чаще всего активных и успешных детей просто ставят в пример, не развивая их способности. И со временем они угасают.
Поэтому в нашем детском саду мы разработали систему поддержки успешных детей с различным проявлением способностей и индивидуально-ориентированные планы сопровождения для них.
Педагог-психолог, специалисты и воспитатели групп проводят диагностику, выявляя особенности развития познавательной, социально-эмоциональных сфер и творческих способностей детей. С целью выявления таких детей собран комплекс методик, дающих возможности исследовать данные воспитанников и проследить динамику их развития.
В основе планирования занятий — детское дело: мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем за месяц зрительно воспринимаемый результат – выставка, проект, игра (сюжетно-ролевая игра, режиссерская), спектакль, фотоальбом и т.д. Инициатива в выборе дел идет как от педагога-психолога, так и от детей.
Условия для создания ситуации успеха.
1. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения детей. Оно способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание ситуаций переживания успеха.
2. Условием создания ситуаций успеха является словесные поощрения,
подбадривающие ребенка, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога.
3. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-
психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды, в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в ДОУ, тем больше возможностей у ребѐнка развивать склонности и способности.
Работа с родителями
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей.
Изучаются запросы родителей через опросники, анкеты. Важно привлечение родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах.
Систематически демонстрируются результаты детской деятельности в Дни открытых дверей.
Алгоритм создания ситуации успеха:
1.Необходимо создать (пробудить) интерес к занятию или иному виду деятельности с помощью интересных методов и приемов.
2.Важно постоянно подбадривать ребенка, одобрять его действия, даже если он идет к цели не тем путем, который показан. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико- пластическими) средствами.
- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;
- создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки;
- доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность приносила
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами – неумеха, у тебя все равно ничего не получится. - понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству;
- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности .
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Успешный ребенок - какой он? Успешный от слова успех, который реализуется в достижениях чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в игре или учебе, в социуме.
Очень важно увидеть в каждом малыше творческий потенциал и постараться развить его. Ведь каждый ребенок это уникальная личность и задача нас – взрослых, создавать такие условия, чтобы эта личность развивалась гармонично, становилась самодостаточной по мере взросления.
Существует несколько качеств, которые непременно нужно развивать в любом ребенке еще с дошкольного возраста:
Адекватная самооценка – самооценка, соответствующая реальным результатам и фактам, ожидания референтной группы.
Уверенность в себе – свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
Умение ставить перед собой реальные и осуществимые задачи – дети не умеют ставить цели. Они этому учатся, как и всем другим социальным навыкам. Это обучение происходит двумя путями: малыши наблюдают и копируют поведение взрослых, родителей и сверстников, а также усваивают то, чему их учат. Важно ребенку чувствовать радость от достижения результата. Перейти от внешней мотивации к внутренней.
Творческое мышление. Мир быстро меняется, и вполне возможно, что наши дети будут выбирать профессии и выполнять работу, которой сейчас просто не существует. У лидера должно быть нестандартное мышление, ведь нередко ему приходится принимать срочные и абсолютно неожиданные решения.
Развитие навыков общения. Ребенку полезно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и находить с ними общий язык. В развитии данных навыков нам помогут детские тренинги общения.
Развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие).
Артистичность. Рассказывание вслух стихотворений, разыгрывание небольших театральных сценок и пантомим.
Развитие психических процессов и творческих способностей, а также обучение воспитанников приемам самоконтроля и саморегуляци, способам ставить перед собой реальные цели являются основой для формирования успешной личности.
Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р. Декарт, Г. Гегель, Л. Витгенштейн и др.). Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения. Именно таким образом, в широком смысле слова, рассмотрим успех в рамках данной статьи.
Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.
При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Для сравнения: Герострат 1 и подобные ему могут приобрести славу, но не успех. Никто и никогда не называл Герострата успешным человеком.
Применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.
Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
- признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
- признание личности ребенка в целом.
При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.
можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:
Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.
Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.
Читайте также: