Методическая разработка времена года в доу

Обновлено: 02.07.2024

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:формирование установки положительного отношения к природе.

Закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

Формировать любовь и доброжелательное отношение к природе.

Предварительная работа: не требуется.

Оборудование:Перфокарта, листы для перфокарты, картинки с изображением времени года, карандаши, фломастеры.

Обратная связь на высказывание детей

- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть.

-Ребята мы с педагогами с другой группы придумали и разработали для вот такие карточки- игры, называются они перфокарты. Как вы думаете, для чего они нам нужны?

-Замечательно. А еще для чего?

-Превосходно. Давайте тогда мы с вами попробуем составить рассказ о времени года. Кто угадает загадку, тот и составит нам по перфокарте рассказ.

-Я думаю по это перфокарте можно рассказать о времени года, там много всяких картинок.

- По этим картинкам можно нарисовать рисунок, или сделать аппликацию

Наши окна — как картинки.

На стекле букеты роз

Нам нарисовал. (мороз)

- Великолепно. Подходи сюда, бери перфокарту и расскажи о времени года, которое сейчас у нас.

- Отлично. Ты так много нам рассказал о зиме. Подскажи, тебе трудно было составить рассказ о зиме с помощью перфокарты?

- Ребята, а что вы еще можете рассказать нам о зиме интересного?

-Великолепно. Кто еще может добавить?

-Здорово! Вы столько всего знаете о зиме, столько мне рассказали. Какие вы дружные и внимательные!

Вы умеете поддерживать друг друга!

- Ребята, а вы знаете, как можно поиграть с перфокартой?

- Конечно, я вас научу, как ей пользоваться. Теперь вам необходимо приготовить свое рабочее место. Возьмите, пожалуйста, черный фломастер, цветные карандаши, планшет для перфокарты и выберите картинку.

-Превосходно. Я вам покажу, как она устроена. Посмотрите, под каждым рядом картинок внизу располагается небольшая прорезь, отверстие, при ответе на вопрос под картинкой соответствующей ответу нужно ставить жирную точку, выбери все подходящие ответы в каждом ряду. После того, как ответите на все вопросы, достаем лист бумаги из-под перфокарты и смотрим ответ, оцениваем результат. Вы готовы?

-Вставьте специальные листы в планшет под перфокарту, выбирайте картинку. Ставьте точку под картинкой, которая соответствует данному времени года. И можете приступать к работе. Будьте внимательны в своих ответах. Их может быть и один, и два, и три. Как все сделаете, я скажу, что дальше.

- Теперь убирай перфокарту и на листе бумаги соедините все свои точки последовательно. Вам необходимо поймать все снежинки

-Молодец. Я в тебе и не сомневалась.

- Теперь раскрась все снежинки.

- Определи место для своей работы в группе

- Превосходно, я думаю, она отлично смотрится

-Ребята что вам понравилось? Что было интересно?

-Спасибо за ваши ответы. Нам очень приятно, что вам понравилась наша работа. Значить мы трудились не зря. Мы с вами обязательно еще поиграем с перфокартами.

- Сейчас у нас зима. С приходом зимы на улице становится холодно, идет снег. Наступает Новый год, мы отмечаем этот праздник. Люди одевают самую теплую одежду, теплые шапки, шубы или куртки зимние, варежки, шарфы. Зимой можно кататься на лыжах, санках, на снежных горках. Мы очень любим лепить снеговика, только мы ездим далеко к бабушке в гости, у них там есть много снега. Также зимой впадает в спячку барсук, медведь.

- Нет не трудно, там много разных картинок, с их помощью я и рассказал

-Я могу рассказать. Зимой на реке замерзает вода. И можно кататься на коньках, играть в хоккей, и даже покататься на лыжах.

- Зимой можно поехать в горы и покататься на горных лыжах. Мой папа ходит на зимнюю рыбалку, и ловит в проруби рыбу, она очень вкусная!

Содержание методической разработки предназначено для работы в группе компенсирующей направленности с детьми нарушениями речи подготовительного к школе возраста.

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о временах года.

1. Задачи на развитие познавательных способностей :

а) упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям;

б) учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей;

в) учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2. Задачи на развитие речи:

а) развивать логическое мышление детей: учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение;

б) активизировать в речи слова, связанные природными явлениями.

3. Воспитательные задачи:

а) формировать доброе отношение друг к другу;

б) развивать умение слушать и слышать вопрос.

Материал. Блоки Дьенеша, карточки знаково-символическими обозначениями к блокам, карточки-свойства к временам года, план-карта для путешествия.

Ход игры

Дети заняты своими делами, вдруг раздается голос Незнайки (аудиозапись). Плачет.

Воспитатель. Ребята, чей это голос?

Дети. Это Незнайка.

Воспитатель. Правильно, это голос Незнайки.

Он говорит, что сразу побывал в гостях у всех времен года.

Ребята, сколько у нас времен года? Перечислите их.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Как вы думаете, Незнайка правду говорит. Может такое быть? Чтобы за один час или день попасть в гости к четырем временам года?

Дети. Ответы детей. В жизни нет, а в сказке можно.

Дети. Ответы детей.

(обсуждение возможностей попасть в сказочную страну)

Воспитатель. Ребята, нас доставит в сказочную страну волшебный поезд.

На стульчиках разложены карточки с зашифрованными обозначениями свойств геометрических фигур.

Воспитатель. Вот мы прибыли в сказочную страну. Хорошо бы попить. Да вот беда, есть сок, есть стакан, а нас много. Из одного стакана нельзя пить, не гигиенично. Как же нам быть, как выйти из положения?

(Предложения детей. Дети приходят к мнению, что можно сделать стаканчики из бумаги. Дети делают стаканчики в виде оригами и пьют сок)

Воспитатель. Дальше нам найти дорогу поможет карта.

Рассматривание карты и обсуждение направления пути.

Воспитатель. Вот мы пришли.

Отгадав загадку, узнаете, у какого времени года мы очутились в гостях.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети. Отгадывают загадку. Это весна.

Воспитатель. Правильно, мы в гостях у весны.

Воспитатель. Но мне кажется, Незнайка что-то перепутал. Вам так не кажется? Зимой, что происходит?

Дети. Перечисляют приметы зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, какое время года получилось у Незнайки?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Докажите, что это весна. Вам помогут в этом карточки – схемы. (Детям предлагаются схематически нарисованные карточки с признаками времен года.)

(Дети выбирают картинки – схемы, относящееся к весне, называют и размещают их рядом с большой картиной, где нарисована весна)

Воспитатель. А теперь мы пойдем в гости к другому времени года. А найти туда дорогу нам поможет карта. (Детям предлагается карта. По карте определяют дорогу.)

Отгадайте загадку, и вы узнаете у какого времени года мы в гостях.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Воспитатель. Вы знаете, однажды Незнайка хотел стать поэтом. Когда гостил у Зимы, он написал рассказ о зимнем лесе. Послушайте: «Однажды, в прекрасный зимний день, решил прогуляться. Пошел в лес. Зимний лес казался волшебным, заколдованным. Деревья стояли в белых платьях. На ветках и сучьях лежал белый пушистый снег. Это был иней.

Я стоял и любовался. Вижу, из-за елок вылезла большая медведица с маленьким медвежонком и направились к лесной поляне. Мне стало интересно, что же дальше будет? Дальше на поляне появились ежиха с ежатами, а за ними прискакали серые зайчата. Всем зверятам было весело. Они резвились, кувыркались в пушистом снегу. А на сосновой веточке сидели ярко оранжевые белки и любовались игрой зверят.

Воспитатель. Ребята, как всегда Незнайка все перепутал. Что не так в этом рассказе? Дети. Зимой медведи, ежи спят; белки и лиса не ярко-оранжевые, зайцы белые; грачи и жаворонки перелетные птицы, их зимой не увидишь, так как они осенью улетели в теплые края.

Воспитатель. Продолжаем путь по карте.

Отгадав загадку, вы узнаете, у какого времени года мы в гостях.

Когда это бывает?

Лежит конверт. В конверте от Незнайки письмо с предложением играть.

- Летом люди купаются, потому что…

- Летом жарко, потому что…

- На небе появилась радуга, потому что…

- Люди одеваются легко, потому что…

- Сверкнула молния, потому что.

- Растения нужно поливать очень часто, потому что.

- Погода ясная, потому что…

- Воздух влажный чистый, потому что.

- На листочках капельки воды, потому что.

Воспитатель. Вот мы побывали в гостях и у лета, а теперь дальше продолжим путь.

- Определите по карте, куда нам идти.

Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете у какого времени года мы в гостях?

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

Воспитатель. Ребята, что происходит осенью?

Дети. Перечисляют приметы осени.

Воспитатель. Незнайка предлагает нам сочинять загадки? Осенью созрели овощи и фрукты. Давайте попробуем, сочиним загадку о моркови.

Какая? Что такое же?

Длинная как сосулька,

Оранжевая, как апельсин,

Хрустящая, как сухарь.

Воспитатель. Вот ребята, путешествие наше подошло к концу.

Вам понравилось в гостях у времен года?

Что именно понравилось?

Пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Приехали, спасибо за внимание.

2. Носова Е. А., Немомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников, Санкт- Петербург, 2006

Игра по РЭМП с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Превращаемся в художников "картина рыбак" рисование блоками Дьенеша. на картинку выкладываються блоки согласно описанию (лодка большой.

Игры с логическими блоками Дьенеша

Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста Логические блоки Дьенеша представляют собой 48 объемных геометрических фигур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание: данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста, интересна будет воспитателям, для родителей и творческих людей.
Назначение: может использоваться в качестве дидактической игры и для обследования дошкольника.
Цели:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формирование представлений о временах года, происходящими в природе в разное время года.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи: - расширять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе;

- учить узнавать и называть по страницам книги времена года и их последовательность;
- развивать математические представления: количество и счет, называние и соотношение цветов, ориентировка в пространстве, различение величины;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, интерес к занятиям.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения.
Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности.
Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления.
Наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

Весна. Растет зеленая трава, которую прикрепляем на липучке. Распускаются цветы на деревьях, их пристегиваем на пуговицы. Можно посчитать количество цветов.

Летом солнце светит ярко, пристегиваем его на пуговицу. Летом много цветов. Прикрепляем их с помощью липучек, зажимов, на пуговицы. Можно назвать цвета, сравнить цветы по размеру, посчитать.

Созрели ягоды. Привязываем их на кустики. Можно соотнести по цвету, помещая одинаковые на один кустик. Считаем их. Собираем ягоды в корзину на липучки. Украшаем корзину шнуровкой.

Осень. Трава и листья желтеют. Листья падают. Много фруктов на деревьях. Прикр епляем листья и яблоки с помощью крючков.

Зима .Украшаем елку. Ребенок может проявить свое творчество. Шары и бусы вешаем с помощью петель на пуговицы, шар со звездой на липучке. Ребенку можно предложить назвать цвета, сравнить длину бус, посчитать количество шаров на елке, отметить пространственное расположение игрушек.


Цель методического пособия: Формирование представлений о временах года у дошкольников, умение различать признаки времен года;

- закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года;

- развивать у детей умения выделять характерные признаки времён года;

- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, учить наблюдать и анализировать явления природы;

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Практическая значимость:

 ​ появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;

 ​ дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;

 ​ повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала;

Ожидаемый результат:

Оптимизация процесса усвоения детьми среднего дошкольного возраста представлений о временах года.

Пособие сделано своими руками из различных видов материалов:

Пособие сделано своими руками из различных видов материалов:

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОСОБИЯ

5. Познавательно-исследовательская деятельность

«В ледяной карете мчится зимушка-зима

«Травка зеленеет, солнышко блестит!

«Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света!

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ : 1.​ Недостаток финансовых средств для реализации всех идей и задач; 2.​ Недостаточный уровень экологического воспитания родителей, отсутствие совместной работы при формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста; 3.​ Обеспечение эффективности качества относительно материально-технического обеспечения ДОУ и оснащенности образовательного процесса; 4.​ Умение совместить и реализовать огромное количество идей в одном методическом пособии; 5.​ Реализация задачи многофункциональности и мобильности данного пособия при использовании его в учебно-воспитательном процессе;

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ :

1.​ Недостаток финансовых средств для реализации всех идей и задач;

2.​ Недостаточный уровень экологического воспитания родителей, отсутствие совместной работы при формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста;

3.​ Обеспечение эффективности качества относительно материально-технического обеспечения ДОУ и оснащенности образовательного процесса;

4.​ Умение совместить и реализовать огромное количество идей в одном методическом пособии;

5.​ Реализация задачи многофункциональности и мобильности данного пособия при использовании его в учебно-воспитательном процессе;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Аллаярова Р.Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г. Новый Уренгой] Р.Ф. Аллаярова, О.А.Василихина//Дошкольная педагогика.– 2006.–№ 6.–С.23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".

2. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: [д/с № 29 сРусско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. Просвещение, 1995.

4. Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015 – 2017 гг. (приказом МОН ДНР № 326 от 17.07.2015 года).

5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. М. Мозаика-Синтез, 2006.

6. Новикова И. М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6 – 7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. М. ГНОМ и Д, 2005.

Читайте также: