Статья про дружбу в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Данный материал поможет воспитателю детского сада в создании в создании благоприятного микроклимата в группе для развития у детей навыков общения.

Содержимое публикации

Фарносова Лариса Владимировна

Учимся дружить

Дети 4-5 лет начинают активно общаться со сверстниками во время игр, совместной и самостоятельной деятельности. Иногда между ними возникают конфликты, ссоры. Есть дети, которые из-за особенностей своего характера, поведения не могут найти себе друзей в группе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым делам; учить сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу – все это необходимо начинать в детском саду и дома. Зерно добра и дружбы, заложенное в ребенка в детстве, даст замечательные всходы в будущем!

Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.

Антуан де Сент-Экзюпери

Какими бы идеальными родителями мы не были, нашему ребенку всё равно необходимо общение со сверстниками. Более того, ему нужно обзавестись друзьями, научиться дружить. А это далеко не просто.

О детской дружбе и ее необходимости.

Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.

Сколько будет друзей у ребенка – зависит от его личности. Общителен он или более стеснителен в общении. Если это экстраверт, то для него большая компания – это не только не сложно, но скорее даже необходимо. А вот более закрытому интроверту достаточно будет двои-троих друзей, с которыми он будет получать навыки социализации.

Беседа о дружбе в старшей группе Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, формировать положительные дружеские взаимоотношения.

Беседа с младшими дошкольниками о дружбе дравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй крепенький дубок! Мы живем в родном краю,.


Какими бы идеальными родителями мы не были, нашему ребенку всё равно необходимо общение со сверстниками. Более того, ему нужно обзавестись друзьями, научиться дружить. А это далеко не просто.

О детской дружбе и ее необходимости.

Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.

Сколько будет друзей у ребенка – зависит от его личности. Общителен он или более стеснителен в общении. Если это экстраверт, то для него большая компания – это не только не сложно, но скорее даже необходимо. А вот более закрытому интроверту достаточно будет двои-троих друзей, с которыми он будет получать навыки социализации.

Сложности дружбы и родительское поведение.

Наибольшей родительской поддержки в дружбе ребенок будет требовать, примерно, от пяти до пятнадцати лет. Сначала ему будет мешать отсутствие дружеских навыков. Потом ему будет сложно переживать дружеские разочарования, обиды и потери. Взрослый объективный взгляд здесь станет настоящей необходимостью. Ну, а началом любых дружеских отношений будет умение ребенка познакомиться, пообщаться. Хорошо, если с самого раннего возраста родители помогут ребенку научиться правильно знакомиться. Психологи советуют сначала посоветовать ребенку подойти к наиболее общительному малышу на площадке или в детском саду. Поздороваться с ним, представиться и предложить вместе поиграть. Конечно, нужные фразы сначала может подсказать мама. Хорошо, если мама и сама будет показывать умение общаться, например, на прогулке с другими мамами. Но не следует заставлять ребенка играть с каким-то ребенком, если есть дружеские отношения именно с его мамой. Возможно, малыш этой мамы совсем не будет близок вашему ребенку. Изначально уважайте дружеские предпочтения вашего ребенка. Дети в раннем возрасте могут принять навязанную дружбу, но позитивных эмоций и пользы для личностного развития такая дружба не принесет.

После десяти лет ребенок начнет постепенно отделяться от родителей, искать свой круг общения. Но друзья в это время могут меняться, хотя бы по причине отсутствия хороших навыков социализации, буйства гормонов, неустойчивой нервной системой, а для некоторых и желания лидерства.

Вполне обоснованные сложности с дружеским общением могут появляться у ребенка при переезде на новое место, смене детского сада, школы, класса. Другие стрессовые ситуации также могут повлиять на дружбу малыша. Среди них развод родителей или потеря одного из родителей. При любых изменениях родителям следует говорить с ребенком. Если перемены предсказуемы, не помешает готовить к ним ребенка заранее, обсуждать возможные изменения или их отсутствие при сложившихся обстоятельствах.

Ребенка может бросить друг. Тогда вам нужно обязательно поговорить, стать его поддержкой, дать понять, что в любое время вы сможете ему помочь. Хорошо постараться разговорить ребенка. Спросить, как он думает, почему прервалась дружба. Но критику и советы стоит отбросить. Лучше помогите разобраться, каким должен быть настоящий друг, как эти отношения соответствовали дружеским. Не следует самому ругать бывшего друга, возможно, они скоро помирятся. Не нужно выяснять отношения с родителями другого ребенка – позвольте ребенку самому разобраться. Хорошо, если родители помогут расширить круг общения ребенка (увлечь дополнительными занятиями).

Часто дети заводят отношения с более веселыми детьми, с теми, кто дает им повод чувствовать радость. Но следует научить понимать ребенка, что это не может являться единственным компонентом дружеских отношений.

Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Главное, не потеряйте контакт с ребенком. Наоборот, приглашайте их к себе домой, наблюдайте их общение и разговоров. Хорошо помочь ребенку найти более оптимальный круг общения. Например, предложив записаться на какой-то кружок или в секцию. Возможно, это сформирует новый круг друзей и отдалит от нежеланного вами друга. Но если, дружба ребенка становится для него угрозой, то вмешательство должно быть неотложным. Хотя оно не должно быть и грубым. Объясните, что вы беспокоитесь о ребенке. Не обвиняйте его друга, а раскройте смысл его поведения. Сравните жизнь и ощущения ребенка до этой дружбы и во время неё. Если данная дружба критично опасна для ребенка, скажите, что вам важнее безопасность ребенка, чем его обида на ваш запрет общаться с другом. Возможно, для ребенка это не столько дружба, сколько настоящая зависимость, и он реально нуждается в вашей помощи. Сигналами к беспокойству могут стать: нарушение аппетита, сна, отказ идти в школу (в секцию), суицидальные попытки. Если понадобится, обратитесь за помощью к психологу. Вмешательство профессионала понадобится и в случае неразрешенного конфликта в течение 3-х месяцев.

Будут случаться у ребенка и временные дружеские отношения (в детском лагере, на отдыхе). Хорошо, если вы поможете ребенку смягчить расставание с другом, научите его поддерживать отношения на расстояние, а главное, ценить те, моменты, которые они провели вместе. Постепенное иссякание этих отношений, как правило, закономерно, но менее травматично, чем резкий разрыв.

Помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример человечности и верности!

Настоящая верная дружба – это огромный мир, полный загадок и тайн, радостей и тревог, триумфов и разочарований. И задача взрослых – помочь детям окунуться в этот захватывающий мир с его волнующим бескорыстием и неповторимым разнообразием.

Детский садик – это самая благоприятная среда, в которой развивается детская дружба. Здесь дети учатся общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми старшего и младшего возрастов. Дети становятся более внимательными и чуткими к потребностям других. Старшие учатся сопереживать младшим, поддерживать их во всем, помогать. Младшие примеряют на себя роли старших, что дает им возможность лучше понять и свои, и чужие потребности. В такой атмосфере усиливается дух коллективизма, а значит появляется определённая ответственность.

Я хочу поделится своим опытом работы, связанной с обучением детей дружить. Рассказать, что делает коллектив детского сада “AlwaysYou” в этом направлении. Думаю, это будет интересно как родителям, так и другим воспитателям.

Начиная с 3-летнего возраста, в малышах начинает “просыпаться” их маленькое “я”. Одновременно с этим они еще начинают замечать и обращать внимание на других детей. При этом, дружить с ними они учатся исключительно в игре. Поэтому задача номер один для нашего коллектива – научить ребёнка играть. Мы уделяем этому много внимания для того, чтобы ребёнок был принят своими сверстниками в игру и был для них интересен, не забывая, при этом, делать основной упор на его обучении. В нашем детском садике мы проводим много времени с детьми, играя в ролевые и подвижные игры. Создаём как можно больше ситуаций, в которых дети играют с другими детками. Помогаем им придумывать интересные ходы в игре.

Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь детям познакомиться с другими детьми, мы рассказываем, как можно обращаться к мальчику или девочке, как организовать совместную игру, и играть самостоятельно. Обучаем детей навыкам презентаций. Для этого, например, придумываем вместе с ними сказку о дружбе. Дети, делая это, придумывают различные ситуации, в которых можно найти друзей, проявить себя с лучшей стороны, что говорить при встрече и т.д. В этом возрасте мы начинаем учить детей разбираться в чувствах других, осмысливать свои чувства и выражать их, чтобы дети умели находить подход к другим детям. Для этого играем с ними в игры, где нужно изобразить и описать, что чувствует человек, который съел лимон, показать грустного или веселого человека. Проводим простые беседы о дружбе, поём вместе песни об этом, просматриваем мультики, читаем и обсуждаем книги на данную тему. Эта работа помогает учить детей правильно общаться и играть вместе с другими детьми. Во время любых игр мы обязательно хвалим детей за их старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, независимо от результата.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой, возникают конфликты. В таких случаях, мы тоже объясняем детям, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что дети просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры, чаще всего, заканчиваются слезами и дракой, то такие отношения стараемся не поощрять. Дети еще маленькие и не могут выстраивать полноценные фразы, поэтому мы всегда рядом и оказываем нужную защиту и помощь. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить её обратно, поменявшись на другую. Толкнули, ударили – утешаем, отводим подальше от драчуна. А когда дети уже более самостоятельные и могут постоять за себя, предоставляем возможность самим разобраться в конфликтах. При этом, учим детей уверенно высказывать своё мнение, говорить: “мне не нравится,” “ я не хочу делать этого,” или просто “нет”, если детей уговаривают совершить что – то, что ему не нравится или запрещено. В нашем садике мы стараемся всегда поддерживать оптимистический настрой, который всегда поможет детям быстрее завести друзей. Наш коллектив убежден в том, что детей с детства необходимо учить мыслить позитивно и видеть положительные стороны в любой ситуации. Мы обязаны научить наших детей дружить и быть самыми хорошими друзьями. Поэтому, обратите внимание на важность дружбы в жизни детей и всегда будьте рядом с ними и в трудные минуты, и в минуты радости!

Желающие узнать дополнительную информацию о логопедическом детском садике “Always You”, могут позвонить по телефону (916) 412­9998.

Читайте также: