Статья по изо в детском саду про ноябрь

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за лазурь настоящую!

Вот и наступила золотая осень. Осень — самая красивая и живописная пора года. С приходом осени все меняется, словно художник разукрашивает природу всей гаммой красок. Лето, конечно, замечательная пора, но с приходом осени весь мир словно меняется. Он становится более ярким и красочным! Цвета переплетаются между собой, создавая золотые краски осени. Деревья покорно преклоняются перед её могущественным величием и повсюду начинают стелить свою золотую листву.

Воспитать любовь и бережное отношение к природе, расширить познавательный интерес у детей, развивать творческие способности - стали целью данного мероприятия.

Дети старались, выбирали разные способы изображения осени и краски. Осенние рисунки разнообразны, так как детские идеи и фантазии не знают границ. Вот что у нас получилось!

Краткое описание документа:

Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за лазурь настоящую!

Вот и наступила золотая осень. Осень — самая красивая и живописная пора года. С приходом осени все меняется, словно художник разукрашивает природу всей гаммой красок. Лето, конечно, замечательная пора, но с приходом осени весь мир словно меняется. Он становится более ярким и красочным! Цвета переплетаются между собой, создавая золотые краски осени. Деревья покорно преклоняются перед её могущественным величием и повсюду начинают стелить свою золотую листву.

Воспитать любовь и бережное отношение к природе, расширить познавательный интерес у детей, развивать творческие способности - стали целью данного мероприятия.

Дети старались, выбирали разные способы изображения осени и краски. Осенние рисунки разнообразны, так как детские идеи и фантазии не знают границ. Вот что у нас получилось!

Месяц ноябрь уже на дворе! Погода меняется каждый день. То дождь за окном, то снег, то вдруг солнце покажется из-за туч. Природа шалит, даёт возможность людям почувствовать, кто-же всё-таки главный на земле!

Явления, которые происходят, конечно мы с ребятами замечаем, стараемся увиденное обсудить, запечатлеть. А как, это можно сделать? Ну конечно-же нарисовать!

Сегодня я хочу Вам показать и рассказать, как мы проказы природы перенесли на бумагу, получилось не плохо! Наше рисование было необычным, кисточки нам оказались не нужны! Пригодилась простая клякса!

Хотите мы Вас научим!

Просто приготовьте лист бумаги, ложку и коктейльную трубочку! Конечно гуашь и акварель должны быть рядом.

Перед началом работы, разведите гуашь водой, не пожалейте и полейте её побольше. Цвета гуаши мы взяли тёмных тонов. Ложечкой делаем на листе кляксу-шлёп и готово!

Фон создаём простым карандашом, штрихуя поверхность листа.

Капризы природы-снег, ветер, дождь добавляем ватными палочками, акварельными красками!

Наш шедевр готов! Ну, как? Правда здорово!

Вот так из кляксы получились замечательные деревья! Я надеюсь, что Вам мои друзья понравилось наше творчество-нетрадиционное рисование!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Серебряным звоном начинается зима. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,


Вопросы и задания

3. Расскажите о погоде ноября.

4. Нарисуйте капельку дождя и снежинку. Почему мы их нарисовали рядом?

Отгадайте загадки.

Хоть он и холодный.

Но деревьям греет корни. (Снег.)

Листья за руки взялись,

Пожелтел и лес и сад.

Вы узнали . (листопад).

Становится тихо и пустынно в лесу. Не слышно уже звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает. Всю долгую зиму косолапый будет сладко спать, посасывая мохнатую лапу. Лисица старается пробраться в курятник, чтобы полакомиться курятиной.

Птичница-лиса

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят.

— Подходите без опаски

Всех попотчую пшеном.

Позабавлю песней, сказкой,

Приголублю перед сном!

Но в сарае не на шутку

Закричали куры, утки,

Удирая со всех ног.

Пес залился громким лаем,

— Эту птичницу мы знаем,

Это хитрая лиса!

Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и шишки. Плохо сейчас косому: он уже поменял шубку на зимнюю, и его белый мех хорошо виден среди голых сучьев и на черной мокрой земле. Прячется зайчишка под кустами в самых глухих чащах и ждет не дождется, когда белым ковром снег укроет землю.

Ответьте на вопросы

2. Что делают в ноябре лесные обитатели: медведь, лиса, заяц, белка, барсук, полевая мышь?

Отгадайте загадки.

Есть у нас такой обычай,

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы — лисы или волки? (Волки.)

Я — лесной исполин,

Брожу меж сосен и осин.

Если голову закину,

То достану гроздь рябины. (Лось.)

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют — жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.

Отгадайте загадки.

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде. (Клёст.)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

А что делают в ноябре люди? Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. Собраны в закрома овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах. Собирались люди на посиделки — пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Долгими вечерами при свете лучины бабушки рассказывали внукам сказки.

Вопросы и задания

1. Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются?

3. Какие занятия бывают у людей в ноябре?

4. Нарисуйте и раскрасьте снегиря и синицу.

Отгадайте загадки.

Хвост льняной. (Иголка с ниткой.)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы.)

Домик круглый, костяной,

В нем мальчишка озорной. (Орех.)

Рябина

Росла в лесу стройная красавица рябина. Ствол у нее прямой и гладкий, листья кружевные. Весной на ее ветвях раскрывались пышные, желтовато-белые соцветия. Рои пчел весело гудели возле них, собирая сладкий нектар, который превращался в ароматный рябиновый мед.

А осенью, когда созревали гроздья алых ягод, рябинка созывала гостей на пиршество и потчевала их своими сочными и вкусными плодами.

Из дремучей лесной чащобы приходил к ней в гости лось-великан. Он поднимал большую горбоносую голову, увенчанную рогами, вытягивал шею и доставал ягоды с самой верхушки дерева. Прилетали к щедрой рябине дятлы, снегири и свиристели, прибегали лесные мыши, ежики и бурундуки. Они подбирали ягодки, упавшие на землю, и с аппетитом их поедали.

Однажды погожим осенним днем рябина, как обычно, пригласила на праздник зверей и птиц. Первым пожаловал к ней молодой медведь. Чтобы достать гроздь спелых ягод, он встал на задние лапы, а передними схватил ветку дерева и сильно потянул ее на себя. Рябина жалобно зашелестела ветвями, застонала, стала гнуться, и вдруг крупная ветвь дерева с треском сломалась. Медведь как ни в чем не бывало стал объедать сочные красные кисти, не обращая внимания на стоны деревца.

Услышали животные, что рябина плачет, и поспешили к ней на помощь. Прибежали к рябине белка, бурундук, ежик и мыши, прилетели птицы. А медведь на всякий случай спрятался за кустом орешника.

— Ах, бедная рябинка! Кто же сломал твою ветку? — спросили лесные обитатели у деревца. Но рябина не отвечала, только плакала горькими слезами.

— Не ты ли, Косолапый, сломал добрую рябинку? — спросили они медведя, когда тот вылез из-под орехового куста.

— Нет, не я! Это, наверно, лось сломал ее.

Но лось замотал головой:

— Нет, нет! Я не ломал! Зачем мне ветки ломать, я и так ягоды достану — у меня ноги длинные.

— Сейчас мы узнаем, кто рябиновую ветку сломал! —сказал пестрый дятел. Он подлетел к дереву, стал внимательно осматривать его ствол и ветки и заметил клок медвежьей шерсти.

— Ага! Вот твоя отметина, медведь! — крикнул он.

— Это не моя шерсть! — заревел медведь, а сам лапой прикрыл бок, откуда был вырван клочок шерсти.

— Твоя, твоя, Косолапый! — дружно закричали звери и птицы.

— Друзья, давайте лучше вместе подумаем, как помочь бедной рябинке! — предложил мудрый ежик. — Какие будут предложения?

Ребята, пока не ответили животные, подумайте, как можно помочь рябинке?

— Я знаю, что делать, — пропищала мышка. — Я видела, как лесник сначала аккуратно обрезал сломанную ветку дерева, а потом замазал рану глиной.

— Правильно! — поддержал мышку бурундук. —Я тоже видел.

Но кто сможет ровно отгрызть ветку? — спросила мышка.

— Ну, конечно, бобр. У него очень острые зубы, — ответил ежик.

— Что ж! Тогда мы полетим за бобром, — защебетали свиристели. — Мы знаем, где он живет!

— А ты, Косолапый, отправляйся в овраг за глиной! — приказал медведю умный дятел.

Мишке было очень стыдно, он и сам хотел помочь рябинке. Косолапый быстро побежал и принес глину

Скоро пришел бобр и острыми зубами перекусил сломанную ветку, а белочка, взобравшись на ствол, ловко замазала рану глиной.

— Ну вот и хорошо! — сказал лось. — Теперь наша рябинка не засохнет. Весной вокруг цветов по-прежнему будут собираться пчелы, возле нее расцветут медуницы и хохлатки, а осенью рябина вновь угостит нас своими ягодами.


Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать, что бы каждый хотел нарисовать. Сказать, что можно нарисовать деревья, кусты, скамеечки и лесенки на участке детского сада; игрушки, с которыми играют дети.

В ходе занятия поощрять интересный замысел, стимулировать дополнение рисунков подходящими по смыслу изображениями. Задавать вопросы, побуждающие расширять замысел.

При просмотре рисунков предложить ребятам выбрать наиболее интересные, а тех, кто их нарисовал, попросить рассказать о них. Похвалить ребят, задумавших и воплотивших наиболее интересные образы.

Материалы. Белая бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на участке детского сада. Игры в игровом уголке, чтение книг, рассматривание иллюстраций. Беседы о том, что интересного видели дети, что доступно для передачи в рисунке.

Занятие 23. Аппликация "Большой дом"

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Методика проведения занятия. Предложить детям вырезать и наклеить большой дом (2–3 этажа). Уточнить облик дома, его части: крыша, окна, двери, их расположение. Предложить подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объяснить.

По окончании работы изображения выставить на доску, полюбоваться, как много домов получилось – несколько улиц, целый город.

Материалы. Бумага размером 1/2 альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные) и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыш; ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях по селу (городу, поселку) за строительством домов. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 24. Лепка "Сливы и лимоны"

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми сливы и лимоны, дать возможность обвести их по контуру. Предложить ребятам назвать их форму и показать, как они будут лепить сливы и лимоны. В процессе занятия уделять внимание каждому ребенку, предлагать добиваться лучшей передачи формы.

В заключение рассмотреть с детьми готовые работы, похвалить их за старание.

Материалы. Иллюстрации, на которых изображены сливы и лимоны (или муляжи). Глина (пластилин), доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о фруктах, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Занятие 25. Декоративное рисование "Украшение свитера"

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Методика проведения занятия. Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что можно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить и показать у доски приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказывать помощь в подборе цвета.

В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.

Материалы. Вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Вариант. Рисование "Укрась юбку дымковской барышни"

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью). Воспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку. Упражнять в приемах росписи: полосы вертикальные и горизонтальные, клетка, кольца, точки, пятнышки (примакивание) и др. Закреплять умение рисовать красками гуашь, работать кистью. Развивать чувство цвета, чувство ритма.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковские игрушки: барышню, водоноску, няню, барыню; их нарядную одежду, красивые юбки. Предложить детям выделить элементы узора, цвет. Сказать, что они могут, используя разные украшения, расписать юбку дымковской барышни.

На столах у детей лежат вырезанные из бумаги силуэты дымковских барышень (блузка на них закрашена светлыми оттенками разных цветов (у каждой барышни свой цвет)). Предложить детям подумать, как они хотят расписать юбки, и приступить к рисованию. В процессе работы подходить к каждому ребенку, спрашивать, как он будет украшать юбку. Напомнить правила рисования кистью и красками. Все готовые работы разложить на столе, рассмотреть их с детьми, полюбоваться их яркой красотой. Отметить разнообразие цветов и использованных приемов.

Материалы. Силуэты дымковских барышень (высота до 20 см), вырезанные педагогом из бумаги; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, рассматривание росписи игрушек (обращая внимание детей на цвета, повтор элементов украшения; предлагая им показывать движениями рук форму элементов узора, их повторение и чередование).

Занятие 26. Аппликация "Корзина грибов" (Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Методика проведения занятия. Начать занятие с чтения потешки про грибы, с которой дети познакомились на занятии 13 "Грибы". Предложить детям вырезать и наклеить на "травку" несколько грибов. Показать прием срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали, получится шляпка гриба. Затем показать, как нужно вырезать ножку гриба. В процессе работы следить за правильным использованием ножниц и приемов вырезывания.

Готовые грибы вместе с детьми наклеивать в корзину. В конце занятия все грибы в корзине рассмотреть, отметить более выразительные.

Материалы. Корзина для грибов, нарисованная воспитателем и наклеенная на лист бумаги квадратной формы так, чтобы осталось место для наклеивания грибов; цветные бумажные прямоугольники для шляпок грибов; белые и светло-серые прямоугольники для ножек грибов, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры о лете. Рассматривание иллюстраций. Лепка грибов на занятиях. Дидактические игры.

Занятие 27. Лепка "Разные рыбки"

Программное содержание. Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми двух разных рыбок. Спросить, как они будут лепить рыбок, чтобы одна была почти круглая, а другая – длинная. Предложить показать соответствующие движения в воздухе руками.

Анализируя готовые работы, предложить найти длинных рыбок и поставить их рядом с рыбкой такой же формы, а затем найти более круглых рыбок.

Материалы. Игрушечные рыбки. Глина или пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за рыбками в аквариуме и уход за ними; рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение сказок.

Занятие 28. Рисование "Маленький гномик"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание. На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Методика проведения занятия. Рассказать детям о сказочных лесных человечках – гномах. Показать сделанную из бумаги игрушку, рассмотреть ее, обвести рукой контур фигуры. Вызвать одного ребенка к доске для показа и вместе с ним нарисовать гномика: голову рисует ребенок, а конусообразную шубку (рубашку) и колпачок – педагог и ребенок. Затем все дети рисуют гномов на своих листочках.

По окончании работы рассмотреть все рисунки, предложить детям выбрать наиболее красивых, нарядных гномиков или наиболее забавных, веселых, грустных (ворчуна, молчуна и др.). Работы вывесить в группе, чтобы дети могли их рассматривать, радоваться своим рисункам.

Материалы. Гномик (объемный), изготовленный из бумаги. Бумага размером 1/2 альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Занятие 29. Лепка "Уточка" (По дымковской игрушке)

Программное содержание. Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки).

Методика проведения занятия. Выставляя перед детьми дымковские изделия, отметить их необычность, красоту белой игрушки с ярким, нарядным узором. Спросить, из чего состоит узор. Предложить детям вылепить уточку. Рассмотреть игрушку, спросить, какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать наиболее выразительные.

Материалы. Дымковские игрушки. Глина, доска для лепки (на каждого ребенка).

Занятие 30. Рисование "Рыбки плавают в аквариуме"

Программное содержание. Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, как они наблюдали плавающих в аквариуме рыб. Предложить им нарисовать на доске рыбок в разном положении: едят (открывают рот и заглатывают корм), плавают, всплывают или догоняют друг друга, отдыхают в водорослях. Показать, как по-разному можно закрасить рыбку (в полоску, штрихами, точками и др.). В процессе рисования поощрять изображение плывущих в разных направлениях больших и маленьких рыбок, водорослей.

Сначала дети рисуют рыбок цветными восковыми мелками (жирной пастелью). Когда рыбки будут нарисованы, воспитатель ставит на столы баночки с акварельными красками, разведенными до светлого оттенка (голубая, светло-зеленая и др.) для рисования воды в аквариуме.

При рассматривании готовых изображений привлекать внимание детей к выразительности рисунков.

Материалы. Игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло-зеленая и др.); цветные восковые мелки, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Занятие 31. Лепка по замыслу "Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин"

Программное содержание. Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. Уточнить, какие овощи и фрукты дети знают. Предложить назвать их форму, а затем вылепить кто какие овощи и фрукты хочет (каждый ребенок должен вылепить несколько предметов).

Напомнить детям о том, что нужно разделить столбик глины (палочку пластилина) на 2–3 комочка. Следить, чтобы дети лепили не очень мелко, добивались более точной передачи формы.

Рассмотреть все вылепленные овощи и фрукты, отметить их разнообразие, подчеркнуть самостоятельность детей в выборе объектов для лепки.

Материалы. Глина (пластилин, пластическая масса), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Дидактические или настольно-печатные игры, в которых используются овощи и фрукты или их изображения.

Вариант. Лепка "Слепи что хочешь красивое"

Программное содержание. Продолжать развивать и обогащать представления детей о красоте. Формировать умение выбирать приемы лепки для создания скульптурного изображения. Вызывать положительную эмоциональную реакцию на предложение создать что-то красивое.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать и сказать, что они знают красивое. К названному ребятами добавить ряд простых (доступных им для изображения в лепке) предметов и объектов.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение книг, разучивание стихотворений. Дидактические и театрализованные игры, игры с игрушками, наблюдения на прогулке. Беседы, разговоры с детьми о красоте.

Читайте также: