Сенека о благодеяниях краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 310 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:з арубежная образовательная литература, к ниги по философии
  • Теги:в еликие философы, д ревние философы, м оральРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

  • Возрастное ограничение: 16+
  • Дата выхода на ЛитРес: 13 января 2016
  • Объем: 310 стр. 1 иллюстрация
  • Переводчик: ,
  • Правообладатель: Мультимедийное издательство Стрельбицкого

Дней все­гда пока­жет­ся мало, если ста­нешь их счи­тать. Поду­май о том, что выс­шее бла­го заклю­ча­ет­ся не во вре­ме­ни: сколь­ко бы это­го послед­не­го ни было — будь дово­лен!

Дней все­гда пока­жет­ся мало, если ста­нешь их счи­тать. Поду­май о том, что выс­шее бла­го заклю­ча­ет­ся не во вре­ме­ни: сколь­ко бы это­го послед­не­го ни было — будь дово­лен!

Кто дела­ет бла­го­де­я­ния, тот под­ра­жа­ет богам, а кто тре­бу­ет их обрат­но, — ростов­щи­кам.

Кто дела­ет бла­го­де­я­ния, тот под­ра­жа­ет богам, а кто тре­бу­ет их обрат­но, — ростов­щи­кам.

. Луч­ше ведь помо­гать и злым ради доб­рых, чем лишать помо­щи доб­рых ради злых.

. Луч­ше ведь помо­гать и злым ради доб­рых, чем лишать помо­щи доб­рых ради злых.

[12] Возвышенной и доброй душе свойственно искать не плодов благодеяний, но самих благодеяний, и среди худых людей отыскивать хороших. Какое было бы величие в том, чтобы приносить пользу многим, если бы никто не обманывал? Добродетель в данном случае заключается в оказании благодеяний безо всякого расчета на их обратное возвращение. Плоды благодеяний пожинаются благородным человеком немедленно.

[12] Возвышенной и доброй душе свойственно искать не плодов благодеяний, но самих благодеяний, и среди худых людей отыскивать хороших. Какое было бы величие в том, чтобы приносить пользу многим, если бы никто не обманывал? Добродетель в данном случае заключается в оказании благодеяний безо всякого расчета на их обратное возвращение. Плоды благодеяний пожинаются благородным человеком немедленно.

. Кто не воз­вра­ща­ет бла­го­де­я­ния, тот погре­ша­ет более, кто не ока­зы­ва­ет, тот — ско­рее.

. Кто не воз­вра­ща­ет бла­го­де­я­ния, тот погре­ша­ет более, кто не ока­зы­ва­ет, тот — ско­рее.

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "О благодеяниях"

Описание и краткое содержание "О благодеяниях" читать бесплатно онлайн.

Луций Анней Сенека

В квадратных скобках проставлена нумерация параграфов по латинскому оригиналу.

Используется греческий шрифт.

[1] Среди многих и разнообразных заблуждений людей, живущих безрассудно и необдуманно, мне кажется, досточтимый Либералий, нет почти ничего более опасного, как то, что мы не умеем ни давать, ни принимать благодеяний. Благодеяния же, худо оказанные, обыкновенно худо и принимаются, и если нам их не возвращают, то поздно жаловаться: мы потеряли их в тот самый момент, когда давали. И неудивительно, если среди наиболее распространенных и наиболее тяжких пороков чаще всего встречается неблагодарность. [2] Это, очевидно, зависит от многих причин, и, во-первых, – от того, что мы не выбираем людей, которые были бы достойны благодеяния, но, имея в виду приобрести должников, тщательно собираем сведения относительно их родовых имений и движимого имущества. Мы не бросаем семян на истощенную и бесплодную почву, благодеяния же скорее безо всякого разбора разбрасываем, чем даем. [3] И нелегко сказать, что хуже: не сознавать благодеяния или требовать его обратно, ибо благодеяние есть долг такого рода, что из него следует возвращать только то, что охотно возвращается; тяготиться им весьма постыдно по той причине, что для оправдания доверия (в этом случае) нужны не материальные средства, а душа. Благодеяние возвращает тот, кто охотно сознает его. Но если и лежит вина на тех, кто даже в сознании не воздает благодарности, то не безвинны и мы. [4] Много мы встречаем неблагодарных, но еще более сами делаемся такими. В одном случае мы бываем сурово требовательны и притязательны, в другом – легкомысленны и очень скоро раскаиваемся в своем благодеянии, в третьем – бываем сварливы и жалуемся, когда упускают малейшую возможность нам уплатить. Таким образом мы отравляем всякую благодарность не только после того, как оказали благодеяние, но и в тот самый момент, когда оказываем. [5] В самом деле, кто из нас бывал доволен, когда его просили недостаточно усердно или только однажды? Кто, замечая, что к нему хотят обратиться с просьбой, не нахмуривал бровей, не отвращал лица, не притворялся занятым и длинными речами, намеренно бесконечными, не отклонял удобного для просьбы случая, не избегал, при помощи разнообразных хитростей, людей, прибегавших к нему со своими нуждами? [6] Будучи же застигнут в безвыходном положении, кто не старался оттянуть времени, давая этим осторожный отказ, или хотя и обещал, но через силу, нахмурив брови, сердито и едва выговаривая слова? [7] Но ведь никто охотно не признает себя должником в том случае, когда он не получил, а вынудил. Может ли кто быть благодарен тому человеку, который гордо бросил благодеяние, с гневом выкинул его или оказал его уже после того, как утомился, с тем только, чтобы избежать докуки? Ошибается, кто питает надежду на благодарность со стороны того, кого он изнурил проволочками, измучил ожиданием… [8] Благодеяние принимается с таким же чувством, с каким оказывается; посему не следует оказывать его с пренебрежением. Ведь каждый бывает обязан только самому себе тем, что он получил от другого (как бы) без его ведома. [9] Не следует быть и медленным, ибо кто медленно делал, тот, очевидно, долго не имел охоты делать, а во всяком деле дорого ценится охота. В особенности же благодеяние не должно быть оскорбительным. В самом деле, если природа устроила так, что обиды оставляют более глубокий след, чем благодеяния, и последние скоро исчезают из памяти, тогда как первые надолго в ней остаются, то чего ждать тому, кто, оказывая благодеяние, причиняет обиду? Подобному человеку достойную благодарность воздает тот, кто забывает его благодеяние. Не должна охлаждать в нас усердия к благотворительности и масса людей неблагодарных. Ибо, во-первых, мы сами, как я сказал, увеличиваем ее. Во-вторых, сами бессмертные боги не получают отвращения к своей щедрой благотворительности, несмотря на существование святотатцев и людей, с пренебрежением к ним относящихся. Они продолжают поступать сообразно своей природе и оказывают свою помощь всему, между прочим, и тем самым людям, которые плохо понимают их благодеяния. Последуем их примеру, насколько это позволит человеческая немощь; станем дарить благодеяния, а не отдавать в рост. Вполне достоин быть обманутым тот, кто, давая, помышляет об уплате.

Ни одно (благодеяние) не пропадает, так как, кто теряет его, тот, очевидно, рассчитывал заранее (на прибыль). [3] Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается – нет убытка. Благодеяние оказано для благодеяния. Никто не записывает благодеяний в долговую книгу[3] и не напоминает о них каждый день и час подобно жадному заимодавцу. Добрый человек никогда и не думает о них, если не напомнит лицо, возвращающее (долг). В противном случае благодеяние принимает вид ссуды. Записывать благодеяния в расход – постыдное ростовщичество. [4] Что бы ни случилось с первыми твоими дарами – продолжай раздавать их; лучше, если они будут находиться у людей неблагодарных, которых со временем стыд, или какая-нибудь случайность, или подражание могут сделать благодарными. Не отступай: продолжай свое дело и стремись к жребию мужа добродетельного. Подавай помощь: кому средствами, кому кредитом, кому расположением, кому советом, кому полезными наставлениями. [5] Звери и те сознают за собою обязанности. Нет ни одного дикого животного, которого бы нельзя было приручить и привязать к себе посредством заботливого ухода. Так укротители безнаказанно касаются пасти львов; диких слонов, при помощи корма, приручают до такой степени, что они послушно отправляют работы[4]. Таким образом, постоянные благодеяния покоряют даже существ, лишенных разума и способности оценить их. С неблагодарностью отнеслись к твоему первому благодеянию? Ко второму уже так не отнесутся. Забыли о том и о другом? Третье приведет на память и забытые!

[1] Благодеяния теряет тот, кто скоро приходит к убеждению, что их потерял[5]. Но кто сохраняет постоянство и прежние благодеяния умножает новыми, тот исторгает благодарность даже из жесткого и неблагодарного сердца. Неблагодарный на многое не посмеет поднять очей. Куда бы он ни обратился, убегая от своей совести, пусть всюду видит тебя. Свяжи его узами своих благодеяний!

Нет ничего худшего, чем худо оказанные благодеяния (здесь и далее понимается благое дело, услуга или помощь). Такие благодеяния принимаются дурно, и если на них не отвечают взаимностью, то удивляться абсолютно нечему, потому что благодетельность мы потеряли ровно в тот момент, когда совершали действие. Более того, если ранее отношения не выстроены, то дурной тон или небрежность создаст плохое впечатление.

Обратная сторона дурных благодеяний - неблагодарность. Возвращает тот, кто сознает. Встречаются неблагодарные люди, но и мы постепенно делаемся такими. То мы сурово требовательны, то легкомысленны, а иной раз сварливы и жалуемся, почему нам не помогают в ответ.

С другой стороны, разве не досадуем мы, если нас просят недостаточно усердно или только однажды? Как часто мы делаем все, чтобы увильнуть от выполнения просьбы отговариваясь тирадой слов или занятостью, суровостью или отсрочкой ответа?

Ни один человек не признает себя должным, если благодеяние он вынудил. Также никто не будет благодарен персоне, которая помогла только лишь для того, чтобы отстали; и ошибаются те, кто "набивает цену" проволочками и долгим временем выполнения.

Конечно, приходится "сеять" благодеяния, понимая, что ответ может быть любым, но те редкие люди, что сознают ценность поступка, могут ответить с самой замечательной стороны в неожиданный момент, и этим создается ощущение благотворности поступка.

Отзывы

Популярные книги

Текст

Текст

Страж. Тетралогия

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь

Когда на смену любви и близости приходят неудовлетворенность, ссоры и охлаждение, страдают оба па.

Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь

Господство клана Неспящих - 7

Мягкий порыв ветра принес с собой запах морской соли и йода… уже пора в путь! Но сколько еще осталос.

Господство клана Неспящих - 7

Зулейха открывает глаза

Гузель Яхина Зулейха открывает глаза Книга публикуется по соглашению с литературным агентством .

Зулейха открывает глаза

Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг

Эта книга посвящена хорошему программированию. Она полна реальных примеров кода. Мы будем рассмат.

Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг

Дорогой читатель. Книгу "О благодеяниях" Сенека Луций Анней вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него - победа над собой. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. "О благодеяниях" Сенека Луций Анней читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Читать О благодеяниях

  • Размещено 18.04.2016
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Хорошее дело, браком не назовут…

Никогда не думала, что обычная поездка за город на шашлыки к друзьям парня, могут обернуться таким.

Читайте также: