Экспонаты школьного музея на военную тематику

Обновлено: 05.07.2024

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Сроки проведения: 01.04.15. -15.05.15.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность: Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с ВОВ, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.

Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет ВОВ, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.

Одной из таких форм работы является организация в групповой комнате мини – музея.

Важная особенность организации мини – музея — возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках ДОУ, так и за его пределами.

Проектировочный компонент.

Цель создания:Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной Войны и способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.

1. Обобщать и расширять знания детей о событиях, героях войны и их подвигах.

2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой и разными родами войск, наградами.

3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

4. Познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем, посвящённым определённому историческому событию.

5. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.

6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

7. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

8. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.

9. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

- Подбор методической литературы по музейной педагогике.

- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

- Специально подобранная литература на тему ВОВ.

- Подбор иллюстраций, рисунков, плакатов, открыток, изображающих события во время ВОВ.

- Создание коллекции презентаций и видеороликов на тему событий, информации об участниках, памятных дат ВОВ.

- Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.

- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях ВОВ, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы.

- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).

- Развитие творческих способностей детей. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

- Развитие интереса у детей к художественной и.

- Развитие интереса к музеям.

- Умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам.

- Умение составлять свои рассказы, опираясь на личный опыт.

- Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Продукт проектной деятельности:

- Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.

- Обмен опытом с коллегами по созданию мини – музея в групповой комнате.

Организационный компонент. Реализация проекта.

Формирование целостной картины мира.


- Знакомство с разновидностями музеев, из значении, правилами поведения в них.

- Просмотр презентаций и видеороликов о событиях и участниках ВОВ, памятниках, памятных местах и датах.








Продуктивная (конструктивная) деятельность.




Социализация.






- Чтение правил поведения в музеи.

- Чтение книг о ВОВ из библиотеки мини – музея.


Коммуникация.


- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.











- Рассказы детей о членах своих семей, воевавших в ВОВ.





Художественное творчество.

















- Изготовление экспонатов в мини – музей.





- Дежурство в мини – музее.

- Организация выставок детских работ.



Безопасность.

- Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассматривание бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.

Совместная деятельность детей и родителей.

Экскурсия::в музей Военной техники











Рефлексивный компонент.

Реализация проекта прошла успешно. Поставленные цели и задачи были достигнуты и решены.

Экспонаты в мини - музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателя. В мини – музей принималось всё, что было связано с военной тематикой. Единственным условием к экспонатам было - их внешний эстетический вид и экологическая безопасность для здоровья детей.

Мини – музей после своего открытия являлся не только элементом дизайна и гордостью нашей групповой комнаты, в нём также систематически проводилась работа:

-Шло постоянное пополнение экспонатами, их размещение, рассматривание и изучение.

- Дети свободно использовали экспонаты в игровой и самостоятельной деятельности. - На базе данного мини – музея велась регулярная работа по образовательным областям: познание, коммуникация, художественное творчество, труд.

- Изготовление открыток для ветеранов ВОВ.




- Была организована экскурсия в музей Военной техники в нашем городке.

У детей появился интерес к музеям, желание дальше познавать историю своей страны, своего народа.



Мини-музей воинской славы

Мини-музей воинской славы Создание мини-музея в старшей группе. В нашем детском саду на одном из педсоветов было решено создать в каждой группе свой мини-музей. Темы.

Музей боевой славы!

Музей боевой славы! Материалы используются для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми; в работе по патриотическому воспитанию подрастающего.

Музей боевой славы к 70-летию Великой Победы

Музей боевой славы к 70-летию Великой Победы Этот год особенный в истории нашей страны. 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. К этому празднику мы начали готовиться.

Экскурсия в мини-музей воинской и боевой славы

Экскурсия в мини-музей воинской и боевой славы Экскурсия для детей ясельной группы. Цель: Формировать у детей первоначальных представление о музее, о воинской и боевой славе; развивать.

Экскурсия в музей боевой славы.

Экскурсия в музей боевой славы. Наша страна скоро будет отмечать 70 летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Наверное нет такой семьи в нашей стране, которую.

формирование гражданско-патриотических качеств в сознании детей и подростков.
Задачи:
1. образовательные: изучение военной истории своей страны, формирование достоверного представления у экскурсантов о сущности Второй Мировой и Великой Отечественной войны;
2. воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
3. развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками краеведческой и поисково-исследовательской работы.


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Мурманской области

Комитет по образованию администрации города Мурманска

ЦППРК

Сообщи, где торгуют смертью

Официальный сайт cредней общеобразовательной школы №1 города Мурманска

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Продолжительность экскурсии___25 минут_____________________

Составитель___Хабибулина Анастасия _Руководитель: педагог-организатор Валиева Зиля Шамшатовна_____________________________________

Подтемы, отдельные вопросы

Экспонаты

Содержание экскурсии

История создания музея.

Информационные материалы на стенде музея

Школьный краеведческий музей основан в 1998 году .Автор экскурсии о своей краеведческой работе.

Война оставила глубокий след в истории нашего государства. Она в который раз показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел народ дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма.

Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить и знать, какой ценой завоевано счастье. А ведь у каждого молодого бойца была своя мечта. Кто-то хотел получить образование и достойную работу. У одних счастье заключалось в благополучии и в благосостоянии семьи, у других в чем-то другом. Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свою жизнь во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца над головой, во имя будущих счастливых поколений. Сознание своего долга перед Родиной затушило и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаст свою жизнь. Наши воины знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Мы родились здесь и здесь же рождены наши родители, дедушки и бабушки, их предки.

Но что мы, молодое поколение васькинцев начала XXI века, знаем об участниках ВОВ? Материалов об участниках ВОВ, которые вернулись с поля боя достаточно. На протяжении многих лет, пока они были живы, собирали про них материалы. Они, как живые очевидцы военных событий, делились воспоминаниями, а краеведы нашей школы составляли альбомы, писали рефераты, выпускали стенгазеты. А сколько наших земляков осталось лежать на поле боя? Где они сражались? В каких битвах участвовали? Где похоронены? Об этом мы знаем мало. Поэтому важно всем живым установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Наши ветераны были участниками всех битв и сражений, многие дошли до Берлина и освобождали страны Западной Европы, им было, что рассказать. Пока они были живы.

Экспонаты рассказывают

Витрины 3-4, 7.

Личные предметы, документы, фотографии, медали бойцов

Подойдем к стеклянной витрине в центре комнаты. Обратите внимание на медальон от медали и удостоверение к ней. Это награда принадлежала Шагапову Хасану Шагаповичу, в деревне его уважали и знали все, кто жил и учился в нашей школе с 30 по 60 -е годы. Он п осле окончания Свердловского татаро-башкирского педагогического техникума в 1929 году вернулся работать в родную деревню. Педагогическую деятельность начинает в начальной школе. Через 2 года при его активном участии в деревне открывается семилетняя школа. Он вел занятия по предметам биология, география, химия. Под его руководством активно работают кружки по ботанике и химии.

С 1942 по 1943 годы героически защищал нашу страну от фашистских захватчиков. Вернулся и до конца своей жизни до 1963 года работал в нашей школе. Малика Муртазовна и Хасан Шагапович воспитали большую семью, династию педагогов. Его старший сын преподавал в одном из ВУЗов г. Новосибирска. Сын Рафаил Шагапович работал старшим преподавателем в УПИ, профессор. Младший сын Мэлс работал преподавателем-тренером в Спортивном техникуме в Свердловске. Две дочери Рево и Люция также работали в школе учителями.

Герой-орденоносец, Хисматуллин Харис

Документ-Благодарность

Хисматуллин Харис в сентябре 1942 года в составе 625 стрелкового полка был бой под Сталинградом. Сражения здесь были ожесточенными. Красноармеец Хисматуллин и его односельчане попали в минометную роту. Харис Хайдарович быстро освоил 82 мметровый миномет, который пришелся очень кстати для ведения навесного огня на улицах большого города. Четверо друзей погибли в боях, а сам он был ранен и отправлен в госпиталь. После лечения вернулся на фронт к этому времени Сталинград был освобожден и окружена армия Паульса. Он вспоминал, как вели пленного фельдмаршала. Он воевал на Курской дуге, освобождал Белоруссию, является свидетелем штурма Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды, получил более 10 благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

Рассматриваем боевые награды, пожелтевшие документы военного времени, а сердце стучит, будто это ты идешь по полям сражений, слышишь страшные стоны умирающих от ран людей.

О Саярове Тагире и его боевом пути

Экспонат: фронтовая ложка.

Ложку при жизни подарил Саяров Тагир , участник 2-х войн Финской и Великой Отечественной. Ложка была отлита в полевых условиях из осколка сбитого немецкого самолета. Тагир Саярович рассказывал, как в госпитале медсестра поведала ему, о том, что пуля случайно не задела сердце, так как была задержана этой ложкой в грудном кармашке. Сам он много раз был ранен и награжден Орденом Красной Звезды.

Они не вернулись из боя

Ахмадиев Фатхельислам

Почтовая открытка

Извещения-похоронки

Многие не вернулись из боя. Но их имена не забыты. Где только не лежат они.…От Москвы до Берлина, от Волги до Одера, от Балтийского побережья до Курильских островов.

За каждым воином, оставшимся лежать бездыханным на поле боя – будь он рядовой или генерал, - подвиг во имя Родины, поэтому каждый из павших – поистине герой. Неважно, сколько он сумел продержаться на передовой, может быть, только сутки или, как тогда говорили, прошел всю войну от звонка до звонка. Важно, что стоял под градом пуль, снарядов и бомб, защищая свою Родину, отдал за нее жизнь.

Они сложили головы свои за то, чтобы вечно жила Россия, за нашу счастливую жизнь. Многие наши земляки награждены Орденами славы, Красной Звезды и медалями.

В музей передали и хранятся Извещения -похоронки на Ахмадеева Хадыя, который погиб в бою проявив героизм и мужество 27 октября 1944 года. Похоронен с воинскими почестями в Латвийской ССР уездном г. Левляты.

Нашими краеведами была проделана большая работа по поиску материалов о бойцах не вернувшихся с войны. Поисковики ходили по домам, брали копии извещений, копии фотографий, беседовали с родственниками. Собрано было всего 23 фотографии, копии 8 извещений. Извещение на Ганеева Хадыя, который погиб в 16.11.1941 году, а похоронка пришла 05.01. 1942 году,

Нашли сведения про Ганиева Хадыя в книге Памяти. Он умер и захоронен в Восточной Пруссии. По другим данные - рядовой, 1917 г. рождения, призван Нижнесергинским РВК Свердловской области умер от ран 23 января 1945 г. Похоронен: п. Маломожайское, Неманский р-н. Есть нестыковка в написании фамилии и имени. Но таких моментов в то время было очень много.

Заключение

Уходят в прошлое суровые годы войны, но память человеческая вечна.

Мы никогда не забудем, чем оплачено мирное небо над нами. И мы бережно храним в школьных альбомах фотографии фронтовиков, павших на полях сражения, с интересом занимаемся поисковой работой, пополняем наш школьный музей новыми экспонатами. Военный подвиг народа навсегда останется великим.

Цель: Воспитание нравственности, патриотизма и эмпатии у обучающихся к тяжелой жизни в прошлом.

дать возможность аудитории обогатить и получить дополнительные знания;

выбрать способы оптимального донесения до общества (школьной аудитории) основных положений данного материала;

донести до слушателей факты и материалы о трагических страницах нашей истории, о прошлом края;

способствовать усвоению нравственных норм, уважительного отношения к традициям предыдущих поколений, толерантности к реликвиям, людям, экспонатам.

Школьный краеведческий музей основан в 1998 году. Первые экспонаты — это предметы, сохранившиеся в здании старой школы, предметы, которые приносят неравнодушные люди. Сегодня музей насчитывает более 200 экспонатов. Здесь проходят экскурсии, внеклассные занятия.

Актуальность выбора темы исследования состоит в том, что экспонаты уникальные, несут информацию ценную для нашего поколения.

Объектом исследовании являются исторические документы, личные предметы фронтовиков.

Известно, что сейчас жизнь в деревне перестраивается, старые дома разрушаются, строятся новые, а предметы старины, документы теряются или выбрасываются. Но благодаря нашему музею, мы эти материалы собираем, сохраняем, изучаем. Это реликвии тяжелых времен войны, репрессий дают возможность сочувствовать и понять, почему народ не сломился. Это пример для подражания выживаемости и железной стойкости.

Методы исследования: анализ литературы, документов и материалов музея, сравнение информации найденной из разных источников, опрос, беседа.

Тематика экскурсий в музее такова:
1.Орудия труда старины
2.Декоративно - прикладное искусство нашего народа.
3.Домашняя утварь (посуда)
4.Материальная культура татар, русских, марийцев и др.
5.Мастера по дереву, кузнецы, ткачи и другие ремесла.
6.Татарский национальный костюм. Убранства в доме. Что едали наши деды.
7.Знаменитые земляки деревни.

9. Трудовые достижения односельчан

10. История деревни.
11. История создания колхозов.

12. Участники Великой Отечественной войны.
13. Родословные .
14. Фольклор. Песни, игры, традиции нашего народа.

Война оставила глубокий след в истории нашего государства. Она в который раз показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел народ дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма.

Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить и знать, какой ценой завоевано счастье. А ведь у каждого молодого бойца была своя мечта. Кто-то хотел получить образование и достойную работу. У одних счастье заключалось в благополучии и в благосостоянии семьи, у других в чем-то другом. Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свою жизнь во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца над головой, во имя будущих счастливых поколений. Сознание своего долга перед Родиной затушило и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаст свою жизнь. Наши воины знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Мы родились здесь и здесь же рождены наши родители, дедушки и бабушки, их предки. Нам интересны люди, живущие рядом.

Но что мы, молодое поколение васькинцев начала XXI века, знаем об участниках ВОВ? Материалов об участниках ВОВ, которые вернулись с поля боя достаточно. На протяжении многих лет, пока они были живы, собирали про них материалы. Они, как живые очевидцы военных событий, делились воспоминаниями, а краеведы нашей школы составляли альбомы, писали рефераты, выпускали стенгазеты. А сколько наших земляков осталось лежать на поле боя? Где они сражались? В каких битвах участвовали? Где похоронены? Об этом мы знаем мало. Поэтому важно всем живым установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

В музее хранятся документы ветеранов Великой Отечественной войны – жителей нашего деревни, письма с фронта, фотографии военных лет, грамоты, похвальные листы, удостоверения о награждении, вырезки из газет послевоенных лет.

Наши ветераны были участниками всех битв и сражений, многие дошли до Берлина и освобождали страны Западной Европы, им было, что рассказать. Пока они были живы.

Шагапова Хасана Шагаповича в деревне уважали и знали все, которые жили и учились в школе с 30 по 60 -е годы.

После окончания Свердловского татаро-башкирского педагогического техникума в 1929 году вернулся работать в родную деревню. Педагогическую деятельность начинает в начальной школе. Через 2 года при его активном участии в деревне открывается семилетняя школа. Он ведет занятия по предметам биология, география, химия. Под его руководством активно работают кружки по ботанике и химии.

С 1942 по 1943 годы героически защищал нашу страну от фашистских захватчиков. В музее хранится медальон от медали и удостоверение к ней.

В 1950-56 годы его избирают депутатом сельского совета. Он с большим энтузиазмом берется за организацию работы с молодежью. Проводит беседы, читает лекции, доклады. Его ученики и жители деревни рассказывали о том, какие яркие образы и роли исполнял Хасан абый на сцене. Он не раз избирался председателем народного суда, был противником всяких нарушений законности. Всегда помогал людям найти выход из трудных ситуаций.

Малика Муртазовна и Хасан Шагапович воспитали большую семью, династию педагогов. Его старший сын преподавал в одном из ВУЗов г. Новосибирска. Сын Рафаил Шагапович работал старшим преподавателем в УПИ, профессор. Младший сын Мэлс работал преподавателем-тренером в Спортивном техникуме в Свердловске. Две дочери Рево и Люция также работали в школе учителями. Живут в городе Ташкент и Москве. Хасан Шагапович до конца своей жизни не прерывал педагогическую деятельность. Ушел из жизни в 1963 году.

Хисматуллин Харис в сентябре 1942 года в составе 625 стрелкового полка был бой под Сталинградом. Сражения здесь были ожесточенными. Красноармеец Хисматуллин и его односельчане попали в минометную роту. Хари с Хайдарович быстро освоил 82 мметровый миномет, который пришелся очень кстати для ведения навесного огня на улицах большого города. Четверо друзей погибли в боях, а сам он был ранен и отправлен в госпиталь. После лечения вернулся на фронт к этому времени Сталинград был освобожден и окружена армия Пауэльса. Он вспоминал как вели пленного фельдмаршала. Он воевал на Курской дуге, освобождал Белоруссию, является свидетелем штурма Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды, получил более 10 благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

Экспонат: фронтовая ложка и рассказ бойца о нем. Ложку при жизни подарил Саяров Тагир , участник 2-х войн Финской и Великой Отечественной.

Ложка была отлита в полевых условиях из осколка сбитого немецкого самолета. Тагир Саярович рассказывал, как в госпитале медсестра поведала ему, о том, что пуля случайно не задела сердце, так как была задержана этой ложкой в грудном кармашке. Сам он много раз был ранен и награжден Орденом Красной Звезды.

Война нанесла тяжёлые раны советским людям. Трудно найти дом, куда бы ни пришло горе, - кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.

Из нашей деревни на войну ушло 203 мужчин и одна девушка. Только 73 человека вернулись домой. Назовем имена участников первого этапа войны: Валиев Заки Кавыевич и Музафаров Харис Аюпович это участники обороны Москвы, Мухамадиев Шайхи Мухамадиевич, Музафаров Закарий, Расулов Салахи, Хафизов Тагир Вафыевич, Мирсаитов Назип участвовали в боях в Ленинградском направлении и в обороне блокадного Ленинграда.

Зиганшин Фархатша – участник Сталинградской битвы, Габдульханов Ахматгарай воевал на Курской дуге, Мирсаитов Ахматгата вернулся тяжелыми ранениями.

Хисматуллин Харис является свидетелем штурма Берлина.

Многие не вернулись из боя. Но их имена не забыты. Где только не лежат они.…От Москвы до Берлина, от Волги до Одера, от Балтийского побережья до Курильских островов.

За каждым воином, оставшимся лежать бездыханным на поле боя – будь он рядовой или генерал, - подвиг во имя Родины, поэтому каждый из павших – поистине герой. Неважно, сколько он сумел продержаться на передовой, может быть, только сутки или, как тогда говорили, прошел всю войну от звонка до звонка. Важно, что стоял под градом пуль, снарядов и бомб, защищая свою Родину, отдал за нее жизнь.

Они сложили головы свои за то, чтобы вечно жила Россия, за нашу счастливую жизнь. Многие наши земляки награждены Орденами славы, Красной Звезды и медалями.

В музей передали и хранятся Извещения -похоронки на Ахмадеева Хадыя, который погиб в бою проявив героизм и мужество 27 октября 1944 года. Похоронен с воинскими почестями в Латвийской ССР уездном г. Левляты.

Нашими краеведами была проделана большая работа по поиску материалово бойцах не вернувшихся с войны. Поисковики ходили по домам, брали копии извещений, копии фотографий , беседовали с родственниками. Собрано было всего 23 фотографии, копии 8 извещений. Ивещение на Ганеева Хадыя, который погиб в 16.11.1941 году, а похоронка пришла 05.01. 1942 году,

Нашли сведения про Ганиева Хадыя в книге Памяти. Он умер и захоронен в Восточной Пруссии. По другим данные - рядовой, 1917 г. рождения, призван Нижнесергинским РВК Свердловской области умер от ран 23 января 1945 г. Похоронен: п. Маломожайское, Неманский р-н. Есть нестыковка в написании фамилии и имени. Но таких моментов в то время было очень много.

Уходят в прошлое суровые годы войны, но память человеческая вечна.

Мы никогда не забудем, чем оплачено мирное небо над нами. И мы бережно храним в школьных альбомах фотографии фронтовиков, павших на полях сражения, с интересом занимаемся поисковой работой, пополняем наш школьный музей новыми экспонатами. Военный подвиг народа навсегда останется великим.

Наша поисковая работа продолжается.

Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция. У него свои многообразные функции, одной из которых является образовательно-воспитательная. Он не только способствует учебному процессу, но и сам решает порой более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.

Читайте также: