Статья музыкального руководителя в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В этом разделе на МААМ мы постарались собрать воедино и систематизировать публикации, призванные обеспечить этот успех. Немало полезных материалов посвящены вопросам обустройства музыкальных уголков и центров в детских садах; изготовления самодельных музыкальных инструментов. Хорошим подспорьем в работе станут сценарии и конспекты музыкальных и хореографических занятий. Используйте описания и видеоролики постановок различных танцев, подготовленных специально для того или иного мероприятия. А ещё - тексты песенок-переделок (куда же без них!)

Приглашаем в полезный путеводитель по детской музыке и хореографии.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Кинезитерапия — положительный эффект использования двигательных ритмических упражнений Кинезитерапия Кинезитерапия. Положительный эффект использования двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М.Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. и др. В основе применения.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В связи с этим большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на.

Организация музыкально-ритмической деятельности детей 3–4 лет с использованием шумовых инструментов Цель: знакомство детей с простейшими шумовыми музыкальными инструментами. Форма работы с детьми: игры звуками, игры с инструментами, элементы театрализации и импровизации. Задачи: • развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации; • развивать чувство.

Роль музыкального руководителя в коммуникативных навыках и социализации ДОУ

Роль музыкального руководителя в коммуникативных навыках и социализации ДОУ Мы часто слышим, а порой сами становимся участниками подобных разговоров о том, что дети сейчас стали другими. Но мое мнение, и разумеется я в нем не одинока, что на самом деле дети не изменились, вот среда, в которой они живут, действительно стала иной. Мы все прекрасно.

Музыка сопровождает нас всю жизнь, заметно влияет на наше настроение и мироощущение.

Расскажите детям о музыке

Мелодии спокойные, размеренные действуют на людей успокаивающе, вызывают у них позитивные эмоции, помогают убрать усталость; музыка бодрая и ритмичная – повышает настроение и работоспособность. Любая музыка, которая человеку нравится, положительно влияет на здоровье.

В музыке сохраняются обычаи и традиции народов, и ими несложно поделиться: учить иностранный язык для этого не требуется, потому что язык мелодии, чаще всего, прост и понятен без перевода.

Музыка звучит повсюду, она в наших сердцах. Весь мир, в котором мы живём – музыкальный. В нём звучат песенки ветра, дождя, ручейка. Это музыка природы. А ещё мы слышим музыку по радио, телевидению, ходим на концерты. Это другая музыка, которую создал человек.

Пусть музыка занимает достойное место в вашей жизни. Слушайте, чувствуйте музыку, учитесь играть на музыкальных инструментах, пойте, танцуйте и радуйтесь жизни!



Наши музыкальные руководители:

Гусева Марина Александровна – высшая квалификационная категория, среднее специальное образование.

Герасимова Жанна Николаевна – высшая квалификационная категория, среднее специальное образование

Деришева Лариса Николаевна – первая квалификационная категория, среднее специальное образование

Царёва Наталья Павловна – первая квалификационная категория, среднее специальное образование


Автор: Чернега Алла Александровна, музыкальный руководитель


Автор: Гореленко Юлия Викторовна, музыкальный руководитель


Автор: Баткалиева Ильгиза Гарифовна, преподаватель

Учреждение: МБУ ДО ДШИ №5
Населенный пункт: г. Волгоград


Автор: Данилова Любовь Николаевна, музыкальный руководитель

Автор: Машина Екатерина Анатольевна, музыкальный руководитель


Автор: Саленкова Алла Николаевна, музыкальный руководитель

Автор: Сайбель Лариса Борисовна, музыкальный руководитель


Автор: Крупнова Анна Сергеевна, музыкальный руководитель


Автор: Моисеева Елена Васильевна, музыкальный руководитель


Автор: Петрова Марина Анатольевна, музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ №4
Населенный пункт: г. Великий Новгород

Модель современного музыкального руководитля в свете ФГОС ДО.

ВложениеРазмер
model_muz_ruk.v_svete_fgos.docx 28.23 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Районное методическое объединение музыкальных руководителей.

Подготовил: Руководитель РМО

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому в условиях реализации ФГОС перед музыкальным руководителем стоит сложная задача организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

Целью работы музыкального руководителя является: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС.

В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО?

Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и т.п.)

Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога.

В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать возможности коллектива.

Основные профессиональные компетенции музыкального руководителя ДОУ:

Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Исполнять музыкальные произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться аудиозаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание музыкального произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации музыкальной деятельности и помогать организовывать музыку в быту детского сада.

Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

Свободно владеть ИКТ и уметь применять их в педагогической практике.

Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз.руководителю необходимо обладать следующими качествами:

-активная жизненная позиция

-любовь к музыке

-способность к творчеству

Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Музыкальный руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный планв котором определены задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Музыкальный руководитель должен обладать следующими личностными качествами:

Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, педагогических чтениях, конференциях и т.д.

5) Уметь разрабатывать собственные программные, методические ,дидактические материалы и использовать из в своей деятельности.

6) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания и развития детей.

В нашем детском саду образовательную деятельность мы осуществляем на основе рабочей программы. Для решения задач музыкального развития используем модель образовательной деятельности, которая включает организованную образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляем в соответствии с Основной образовательной программой детского сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для осуществления музыкальной деятельности детей в каждой группе организован музыкальный уголок, в котором имеются разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов, советы и консультации воспитателю и т.д.

Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.

В образовательном процессе активно используем современные педагогические технологии:

здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);

информационно-коммуникационные технологии (видео презентации)

Вот на ИКТ-технологиях хотели бы немного остановиться.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе музыкального руководителя.

Сегодня мы живем в информационном обществе. И использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуально на данный момент.

Современные компьютерные технологии помогают музыкальному руководителю организовать процесс обучения так, чтобы дети активно и с интересом занимались на музыкальном занятии.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

- кроме того ИКТ делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические.

Использовать ИКТ можно во всех видах музыкальной деятельности .

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используются портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям и т.д.

Музыкально-ритмические движения и танцы : используя мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, разучивая элементы танцев.

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, песни, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Игра на ДМИ : с помощью видеороликов и презентаций можно знакомить детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением.

На развлечениях и праздниках также можно использовать слайд, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду игра является самым главным методом обучения.

Немало значимости имеет и технология компьютерного способа пересылки и обработки, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Модель педагогической деятельностипо развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включает и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.

Работа с семьей.

В настоящее время семейные отношения претерпевают серьезные трансформации. Родители все меньше времени уделяют детям из-за нехватки времени и занятости на работе. Для решения этой проблемы в нашем детском саду активно ведется работа с родителями.

В начале года мы выступаем на родительских собраниях, ведем анкетирование родителей, с целью понять примерную картину музыкального развития того или иного ребенка.

На своих персональных сайтах размещаем консультации и советы родителям.

Взаимодействие с педагогами .

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.

Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения.

Одной из таковых является системно - деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Системно - деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.

И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно - образовательному процессу не может быть реализовано каждым участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только в тесном взаимодействии педагогов, в данном случаи музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Развитие музыкальных способностей сотрудников ДОУ – залог успешного музыкального развития детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Поскольку на музыкальном занятии должно преобладать живое музыкальное исполнение, музыкальный руководитель вынужден чаще находиться за инструментом. В этом случае воспитатель должен не только следить за дисциплиной, но и выполнять вместе с детьми танцевальные движения, особенно в группах младшего возраста, петь и следить за четким произношением слов, за осанкой; контролировать своевременное и ритмичное исполнение в оркестре, исполнять роль дирижера и т.д.

Следовательно, наличие у воспитателя музыкальных способностей намного облегчает деятельность музыкального руководителя и улучшает результативность педагогического процесса. Музыкальная грамотность педагога, вкус, его представления о красоте на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, выступают ценностными ориентирами для личностного развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья для музыкальных руководителей "Через музыку к здоровью"

В условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из самых важных задач всех ДОУ. Поэтому современные здоровьесберегающие методы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. .


Статья для музыкальных руководителей "Секреты увлекательного занятия"

Итак, что сделать чтобы музыкальное занятие из унылого разучивания материала к предстоящим утренникам стало поистине увлекательным и интересным для дошкольников? Самое важное - мотивация! Далее - обсу.


Статья "Берегите музыкального руководителя"

Статья: "Берегите музыкального руководителя.".


В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности являетс.


Цели танцевальной терапии: развивать приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, умение выражать сильные эмоции, само расслабляться.


Статья "Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ.


Кто он, музыкальный руководитель XXI века?! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями должен обладать, какие знания иметь и какими способами их донести до ребенка, какую завесу тайного в музыке, искусстве приоткрыть?

Цель работы музыкального руководителя ДОО — воспитание духовно обогащенной, гармонично развитой личности. Проектировать будущее, закладывать будущее — педагогическая миссия, предназначение, и если хотите даже смысл существования педагога так такового.

Последние годы в гражданском обществе и педагогических кругах с пристрастием обсуждается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, воссоздания утерянных духовно-нравственных ценностей.

Кто или даже что сегодня воспитывает маленького человека? Откуда он черпает жизненные ценности?

Маленький Моцарт жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Окружающая среда — это мощный фактор развития и воспитания растущего человека. Таким образом, важным моментом является создание для ребенка уникальной образовательной среды и условий, методов и подходов. Образовательная среда сегодня является одним из ключевых факторов развития и образования ребенка и немаловажно, как она будет организована и оснащена.

Как же педагогу перекинуть этот мостик между эпохами? Между образцами классического искусства прошлых столетий и сегодняшним днем, с новыми, иногда даже на первый взгляд непонятными формами и видами современного искусства? Как заинтересовать ребенка, мотивировать, увлечь, обратить внимание, на те вещи, которые не окружают в повседневной жизни? Ответ очевиден — нужны новые формы в педагогике, которые соответствуют времени и продиктованы самим временем. Какие формы и методы выбрать педагогу? Сегодня идет поиск эффективных современных технологий, психолого-педагогических подходов в образовании.

Педагоги, равно как и родители, наделены миссией: подарить ребенку чудесный мир — природы, вещей, людей, приобщить к культурным и нравственным ценностям. Перед музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении стоит задача открыть мир прекрасного ребенку, этому хрупкому существу, который делает первые шаги в этом мире.

Особое место в системе работы музыкального руководителя занимают ТРИЗ- технологии в обучении дошкольников: игры, занятия и задания способные увеличить эффективность образовательной программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. ТРИЗ-технологии позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход естественным образом, что актуально в контексте ФГОС ДО.

Компьютерные технологии необычайно расширили возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, использует информационно-коммуникативные технологии, имеет дополнительную возможность передачи детям аудиовизуальной информации. Музыкальные занятия с применением компьютерных технологий усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению материала. На таких занятиях дети более активны, музыкальное занятие становится более содержательным, ярким, гармоничным и результативным. Важным аспектом в работе музыкального руководителя становится владение компьютерными программами для работы с аудио и видео редакторами для создания презентаций, фильмов.

Современныйдетский сад не может успешно развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с государственными структурами, органами опеки и попечительства, Советами ветеранов, общественными организациями, благотворительными фондами, взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры, общеобразовательными и музыкальными школами, детскими садами, театрами, библиотеками, городскими парками, выставочными центрами, физкультурно-оздоровительными комплексами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения способствует повышению качества образования в целом, формирует устойчивую систему ценностей ребенка, способствует успешной социализации личности дошкольника.

Благодаря такому сотрудничеству и сотворчеству, родители начинают по-другому понимать значение совместной работы семьи и детского сада. Некоторые родители, как и их дети, стали более эмоциональными, раскрепощенными, творческими. Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте — от рождения и до шести лет.

Итак, как же педагогу соответствовать времени? Как быть актуальным, модным, современным, интересным, динамично развивающимся педагогом, а значит и тем педагогом, который способен повести за собой ребенка, стать примером для подражания?

Педагог должен сам быть как объект исследования для ребенка — педагог — исполнитель на скрипке, флейте, педагог — актер в театральной пантомиме, костюмированном представлении. Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать инновационное образовательное пространство, способствовать поддержке детской инициативы.

Педагогический поиск — основное средством работы с детьми. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, найти необходимые знания, на вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, целесообразно наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать те или иные открытия. Организуя воспитательный процесс посредством включения дошкольников в разнообразные инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности дошкольника в воспитательном процессе. И тогда будут появляться новые современные гениальные личности — ученые, деятели искусства.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

  1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.

4. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, ребенок, педагог, воспитательный процесс, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, образовательный процесс, родитель.

Читайте также: