Статья лыжи в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты и в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. В России издавна стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги начинают все больше и больше уделять внимание лыжному спорту детей.

Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку. Создание таких условий очевидно преимущество системы самостоятельной спортивной деятельности.

Преимущество зимнего катания на лыжах.

Во-первых, обучение строится на основе спортивных занятий по самым разнообразным направлениям деятельности.

Во-вторых, занятия дошкольного образования обеспечивают: чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.

В-третьих, общение инструктора и детей в процессе совместной спортивной деятельности на занятиях и досуговых мероприятиях способствует развитию способностей – закрепляют двигательные навыки и умение ходьбы на лыжах, развивают познавательные способности детей, расширяется их кругозор, воспитываются положительные черты характера.

В-четвёртых, игры, праздники, катания на лыжах отдых всей семьей, позволяют педагогу органично создавать ситуацию успеха, а детям – переживать чувства эмоционального благополучия, поддерживая тем самым интерес к лыжному виду спорта и желание вновь достичь хороших результатов.

II. Основная часть

Изображение 198

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т.п.).

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах провела с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, т.е. те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводились упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь провела игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. На физкультурных занятиях особое внимание уделяю упражнениям, укрепляющим мышцы стоп.

Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием ног, упражнение со скакалкой и другие.

В этот же подготовительный период дети познакомились с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.

Работа продолжалась в группе, где мы беседовали, рассматривали картинки о зиме, зимних видах спорта, разбирали положение тела, рук и ног, при ходьбе на лыжах. Сами дети рассказывали, какие у них дома лыжи, где на них катались. Работу с родителями по вопросу одежды я начала заранее.

Пока снегу выпало еще мало, я учила детей надевать лыжи, застегивать ремни, чистить лыжи и ставить их на место.

Лучше всего занятия проходят при температуре воздуха -8 -12ºС, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30мин, в подготовительной – 30-35мин. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

DSC04810

DSC04427

Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.

Ребята усвоили и соблюдают правила ходьбы на лыжах: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому; скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет; если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

DSC04730

В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

Постепенно дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.

III. Заключение

Систематической работой с детьми можно добиться хороших результатов.

Подводя итоги проделанной мною работы, нужно отметить, что к концу первой зимы, катаясь на лыжах, дети еще не умели принимать правильное положение, недостаточно согнутая в колене нога не давала возможности сильно отталкиваться при скольжении. Навыки скольжения только начинали формироваться. Самые лучшие результаты были у тех детей (Чеботарева Андрея, Ходаковской Полины, Шаповалова Артема, Жадовец Ульяны), которые уже раньше дома катались на лыжах, и у тех, кто проявлял большой интерес к лыжам, и катались почти ежедневно.

Лыжные прогулки и занятия способствуют воспитанию у детей морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучают преодолевать трудности и препятствия, формируют выдержку, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Занятия лыжной подготовкой повысили активность детей, у них появилось желание кататься на лыжах в любую погоду.

В заключении хочу подчеркнуть, что лыжные прогулки в лес, способствуют воспитанию у детей любви к природе, пробуждают чувства прекрасного и желания узнать что-то новое, интересное о своем родном крае.

Инструктор по физическому воспитанию СПб ГБДОУ № 22 Крученок И.Ю.

Лыжи в детском саду.

Зимний спорт играл немалую роль в жизни многих замечательных людей, которые всячески стремились испытать оздоравливающее влияние морозного дня. Это Л.Н. Толстой, И.П. Павлов, К.Э. Циалковский.

В популяризацию лыжного спорта в нашей стране внесли свой вклад и выдающиеся спортсмены-олимпийцы Р. Сметанина, Г. Кулакова, Л. Мухачёв, Л. Егорова, Е. Вяльбе, Ю. Чепалова.

Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах. Ходьба на лыжах упражняет в балансировке тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

Лыжные занятия оказывают положительное влияние на формирование осанки ребенка, при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Ходьба на лыжах с учётом возрастных особенностей детей создаёт условия для организованного и правильного расхода физической энергии.

Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание). Следует отметить, что лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребёнка: развивают решительность, настойчивость, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи.

Нужно учитывать, что успех лыжных занятий во многом зависит от условий их проведения, которыми являются метеорологические условия, лыжное снаряжение, а также выбор места занятий. Продолжительность занятий зависит от свойств снега, от состояния лыжни.

Для хранения лыж хорошо использовать простые и удобные стойки в сухом прохладном месте. Для занятий ребёнку необходим лыжный костюм и шерстяная шапочка, одежда должна быть непромокаемая с манжетами на руках и ногах. Чтобы снег не попал в обувь, брюки лучше надеть навыпуск, на руки при катании необходимо одевать рукавички, т.к. руки при катании мёрзнут больше всего.

Для того чтобы ребёнок овладел ходьбой на лыжах необходимо его подготовить. На прогулках в осенний период с детьми одетыми в облегченную одежду проводиться упражнения, игры, направленные на общее физическое развитие и закаливание.

Обучению ходьбы на лыжах лучше начинать в средней группе. Дети учатся снимать и одевать лыжи, осваивают чувство отягощения ног лыжами, ходить спускающим и скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием, спускаются с пологих склонов в низкой стойке и подъему на склон лесенкой. Полученные навыки и умения хорошо закреплять в парке, сквере в конце сезона.

В этом возрасте дети сами могут ухаживать за лыжами, очищать от снега, смазывать мазью.

На занятиях используются игры и упражнения: след в след, кто самый быстрый, чем меньше тем лучше, рисование, рак, тройки, на одной лыже, пройди не задень, попади в цель, попади в окошко, а также игры с элементами соревнований. Это повышает эмоциональное состояние детей, стимулирует желание лучше выполнить задание.

У нас в детском саду недавно прошел ремонт, появилось место для хранения спортивного инвентаря и лыжного оборудования. На участке преобразовали спортивную площадку, где зимой была проложена лыжня 100 метров длиной.

Была проведена большая работа с родителями о пользе лыжных занятий с детьми. Большая часть родителей приобрели нужное оборудование, остальное приобрел на свои средства. Занятия начали проводить с детьми старшего возраста по желанию, но на последующих занятиях количество занимающих увеличивалось. В конце сезона все дети старшей и подготовительной группы занимались на лыжах. Со второй половины января к занятиям привлекались дети средней группы. Наблюдения за детьми показывают, что детям нравится заниматься лыжами. В конце сезона подготовительная группа выходила в парк на занятие.

Ходьба на лыжах – хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительное, ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно – сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания.

В нашем детском саду работа по обучению детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах ведется 4-й год. Для этой цели закуплены современные пластиковые детские лыжи. Как только образуется снежный покров, ребята вместе с педагогом выходят на лыжню.


Обучение ходьбе на лыжах эффективнее, если уже в осеннее время готовить ребят к этому движению. С целью улучшения координации движений дети упражняются в перешагивании, подлезании, беге по узкой дорожке. Тренируется вестибулярная устойчивость при помощи различных поворотов, наклонов туловища, прыжков с поворотом. Заранее укрепляются голеностопные суставы, мышцы стоп ходьбой с пятки на носок, с помощью бега на носках, с подскоками, сжимания и разжимания пальцев ног.


Детям не просто освоиться с непривычным для них ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые движения ребенка – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом.


Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.


Переходить от упражнений к передвижению нужно начинать с ходьбы по ровной лыжне ступающим шагом, выполнять поворот переступанием, затем постепенно осваивать скользящий шаг. Обучение такому шагу включает поочередное отталкивание то правой, то левой ногой, лыжа прижата к снегу, нога сгибается в колене, выносится вперед, на нее передается вес тела.

Существуют определенные правила ходьбы на лыжах, которые дети должны усвоить и соблюдать:

- идти, соблюдая интервал, не отставать;

- не наезжать на лыжи впереди идущего;

- не разговаривать на дистанции.

Таким образом, ходьба на лыжах:

– это интереснейшая и увлекательная форма движения, а движение – это жизненно необходимая потребность человека;

– это эффективнейшее лечебное средство;


– это важное средство воспитания.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ХОДЬБЫ НА ЛЫЖАХ

Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются:

- наглядные – показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь воспитателя и других;

- словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команды;

- практические – повторение движений, применение элементов соревнования и т. д.

Особое место в этой работе занимает сочетание показа и объяснения. Четкий, правильный и красивый показ способствует созданию правильных и точных представлений о движении, вызывает желание выполнить его. Показ движения следует проводить непосредственно перед его выполнением, так как ребенок не может на долго удержать в памяти систему движений. Концентрировать внимание детей необходимо на всем движении сразу, чтобы они получили ясное представление о характере движения.

Особое место в обучении детей занимают предметные (зрительные) ориентиры с целью регулирования движений в пространстве (перешагивание палок, лежащих на снегу).


Наконец наступило самое благодатное время для катания на лыжах!

Есть еще одна полезная зимняя забава для дошколят — катание на лыжах.

Научить детей ходить на лыжах, привить любовь к этому виду зимнего спорта, является большим вкладом в укрепление здоровья подрастающего поколения. В нашем дошкольном учреждении воспитанники с удовольствием катаются на лыжах, санках-ледянках.

Детям просто необходимы физические упражнения! Детский сад обеспечивает ребенку активный отдых.

Мы призываем родителей подключиться к освоению навыков катания на лыжах. Отдых всей семьей сблизит вас и вашего ребенка.




Лыжи – одно из самых доступных спортивных зимних увлечений. Ходьба на лыжах укрепляет физическое здоровье детей, является отличным закаливающим средством, способствует развитию быстроты, выносливости, координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия.




Свежий воздух, рядом друзья, веселый смех — что может быть лучше? А после прогулки красные щечки и отменный аппетит! Сон в такие дни гораздо крепче и спокойнее.

Читайте также: