Станюкович елка краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Главные герои

  • Минька - любознательный, настойчивый, доверчивый и невоспитанный мальчик
  • Леля - ловкая, находчивая, дерзкая девочка, ей нравилось дразнить младшего брата
  • Мама - гостеприимная, добрая, справедливая. Несмотря на то, что дети ведут себя невоспитанно, заступается за них.
  • Отец - глава семейства

Сюжет произведения

Мальчик Минька и его старшая сестра Леля, пока их мама ушла на кухню, пробрались в комнату, где стояла елка, чтобы посмотреть на украшения, сладости и подарки. Леля решила съесть пастилку, висящую на ветке елки, и тем самым раззадорила брата, который откусил яблоко, что висело ниже. Затем сестра съела еще несколько пастилок, однако Минька смог дотянутся только до яблока. Он разозлился, хотел встать на стул, чтобы добраться до сладостей, однако сломал один из подарков – фарфоровую куклу.

Когда пришли гости, мама начала раздавать маленьким детям подарки и угощения, снимая их с елки. Вдруг она увидела надкушенное яблоко. Мама сразу поняла, кто это сделал, и решила проучить непослушных детей. Она отдала другому мальчику паровозик, который предназначался для Миньки. Минька расстроился, увидев это, и ударил мальчика по руке. После этого мама мальчика назвала Миньку разбойником и сказала, что больше никогда не придет к ним в гости. Мама другого ребенка возмутилась, что у фарфоровой куклы отбита ручка. Леля сказала, что она тоже больше может не приходить к ним в гости. Праздник был испорчен. Гости обиделись и ушли. Папа строго сказал, что теперь подарков не будет никому, потушил елку и велел детям идти спать.

План пересказа

  • 1 Автор рассказа вспоминает о новогодней елке, которая была у него в детстве.
  • 2 Минька и его старшая сестра пробираются в комнату, где стояла новогодняя елка, чтобы посмотреть подарки и попробовать угощения, которые висели на дереве.
  • 3 Дети спорят о том, кто какое лакомство может съесть.
  • 4 Приход гостей в дом.
  • 5 Маленькие ябеды.
  • 6 Паровозик, предназначенный Миньке, отдают другому мальчику.
  • 7 Испорченный праздник.
  • 8 Гости обижаются и уходят.
  • 9 Папа преподает детям урок, который автор рассказа запоминает на всю жизнь.

Главная мысль

Вывод

Рассказ учит уметь сдерживать свои прихоти и желания и не поддаваться губительному искушению, каким бы сильным оно не оказалось. Также важно уметь признавать собственные ошибки и делать выводы из неприятных ситуаций.

Станюкович Елка для взрослых

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Елка для взрослых".

Справка

Автор: Константин Михайлович Станюкович
Полное название: "Елка для взрослых"
Язык оригинала: русский
Жанр: рассказ
Год публикации: 1894
Количество страниц (А4): 8

Краткое содержание рассказа Константина Станюковича "Елка для взрослых"

Семейство Льва Сергеевича Озорнина готовится к Рождеству. Подарков ждет не только их сын, но и сами родители. Так, например, Лев Сергеевич уже получил хорошую премию, а его очень красивая супруга - подарки (якобы от матери). Оба однако понимают, что источник благ - любовник жены, который также является начальником Льва Сергеевича. Лев Сергеевич отлично это понимает, но желает использовать эту связь жены к своих целях, так, застав начальника целующим руки жены, Лев Сергеевич просит ее посодействовать его новому назначению, что та и делает.

Рассказ заканчивается объятиями любящих друг друга супругов, которые чувствуют себя бесконечно счастливыми.

Вывод


Константин Станюкович "В шторм"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "В шторм". СправкаАвтор: Константин Михайлович Станюкович Полное название:…


Константин Станюкович "Дуэль в океане"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Дуэль в океане". СправкаАвтор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Из воспоминаний сельского учителя"

Пост навеян прочтением очерка Константина Михайловича Станюковича "Из воспоминаний сельского учителя". Справка Автор: Константин…


Константин Станюкович "Маленькие моряки"

Пост навеян прочтением повести Константина Станюковича "Маленькие моряки". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Месть"

Пост навеян прочтением рассказа Кнстантина Михайловича Станюковича "Месть". Справка Автор: Станюкович Константин Михайлович Полное…


Константин Станюкович "Матросский линч"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Матросский линч". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Из-за пустяков"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Из-за пустяков". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Испорченный день"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Испорченный день". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Матроска"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Михайловича Станюковича "Матроска". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…

Елка, Константин Михайлович Станюкович - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Сказки, стихи, рассказы для детей, Художественная литература для детей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

Это рассказ о чуде и надежде, о том, что никогда нельзя унывать, несмотря на все трудные обстоятельства жизни: и еще о том, что в каждом человеческом сердце есть искорка, делающая его способным на добрые дела и поступки, на самоотверженность ради другого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1)образовательные:

продолжить знакомство с понятием рождественский рассказ,

отметить признаки (особенности) рождественского рассказа;

показать мастерство писателя в изображении главного героя, его чувств, переживаний (использование с этой целью средств художественной выразительности, стилистических фигур);

уметь выражать свое впечатление от прочитанного, кратко пересказывать фрагменты рассказа;

формировать навыки анализа художественного произведения;

уметь работать с терминами (тема, идея, композиция, сравнение, эпитет, метафора, антитеза);

развитие логического и аналитического типа мышления;

формировать навыки монологической речи;

уметь делать обобщающие выводы по сказанному;

3)воспитательные:

вызвать у детей чувство жалости и сострадания к маленькому герою, а также вселить надежду на лучшее: страдания когда-нибудь закончатся, в жизни обязательно наступит светлая полоса, нужно только верить в то, что заветные желания исполнятся.

Вступительное слово учителя.

Ребята, вспомните, с каким событием связано Рождество?

Рождение Христа-великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение души. В Вифлееме у Девы Марии и праведного Иосифа в пещере ночью родился Иисус, сын Божий. Она спеленала его и положила в ясли, где кормили скот. Пастухи ночью пасли стадо и увидели яркую звезду,а потом появился ангел. Пастухи испугались, а ангел сказал им:

-Не бойтесь, я сообщу великую радость: родился Спаситель, Христос.

И на небе явилось множество ангелов, прославляющих Бога. Перед Рождеством полагается строгий пост. День перед Рождеством называется Сочельником. Дома мы зажигаем елку, которую украшаем как можно красивее, радуемся ей, венчаем звездой, которая символизирует Вифлеемскую звезду.(У пещеры, в которой родился Иисус росло три дерева: маслина(оливки), пальма и ель. На ель посыпался с неба золотой дождь.)

А что вы ощущаете накануне праздника?

Уже нарядили свои ёлочки ?

2.Обратимся к тексту рассказа.

Дети заранее дома читают рассказ, выписывают встретившиеся устаревшие слова, объясняют их лексическое значение, указывают их синонимы в современном русском языке (если есть):

Когда происходит действие? ( Накануне Сочельника.)

Вспомните первый признак рождественского рассказа . (Действие происходит накануне Рождества).

Каково первое впечатление от прочитанного?

Можно сразу обратить внимание детей на авторское отношение к Феде, показав значение уменьшительно-ласкательных суффиксов(худенький, личико). Автор жалел мальчика.

Какая деталь их портрета особо подчеркивается автором? (Глаза).

Какое настроение у Феди накануне праздника? (Переполнен впечатлениями от увиденного. Его рассказ об увиденной елке оживленный, вос- торженный, веселый. Глаза его сверкали).

Что же омрачало предстоящий праздник? (Невозможность купить елку).

А как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Он противопоставляет их миру сытых, богатых, равнодушных. На фоне благополучия одних виднее бедность других).

Как называется стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, образов. (Антитеза)

Какие душевные качества майора здесь раскрываются? (Доброта, отцовская любовь и забота).

Почему Феде не спалось? (Очень хотелось елку).

Посмотрите на доску (рассматриваются рисунки детей на рождественскую и новогоднюю тему). Может быть, такой была елка в детстве у майора? А вот такими были поздравительные открытки 19 века. Традиция дарить праздничные открытки появилась еще в 18 веке, но широкое распространение получила в 19 веке. Большей частью они заказывались в печатных дворах Германии. Что на них изображалось? Детские восторженные лица, ангелы, елки, подарки. А здесь стенд с современными открытками. Сегодня на них чаще всего изображаются символы Рождества.

Почему майор решил добыть елку во что бы то ни стало?

Вспомним второй признак рождественского рассказа . Что для майора значимо в этой жизни? (Рождественский рассказ учит нас быть добрыми, жить не только ради своего удовольствия, но и ради близких тебе людей, ради тех, за кого мы в ответе; мы должны стремиться делать хорошее и приятное (чудесное) людям, которые нас окружают, которые нуждаются в нашей помощи.)

Как удалось майору добыть денег? Кратко перескажите. (Обманул кухарку и украл серебряные ложки, потом их продал. )

Оправдываем ли мы или осуждаем поступок майора?

Класс делится на 2 группы: на тех, кто осуждает, и на тех, кто переживает за майора и оправдывает его. Возникает спор, дети приводят примеры из жизни, тем самым связывают произведение с современностью.

Когда спор(дискуссия) закончится, напоминаем ребятам, что это рождественский рассказ, что третьим признаком его является как раз наше соучастие, сопереживание главным героям.

Далее можно напомнить (для кого-то это новая информация) о десяти заповедях Закона Божия. Восьмая заповедь гласит: не укради. Следовательно, против этой заповеди грешат: 1)воры, которые тайно берут чужое; 2)обманщики, которые берут чужое обманом, хитростью. Значит, наш майор согрешил, с точки зрения христианской морали.

Посмотрите еще раз на начало рассказа. Как оно перекликается с концом? (В начале и в конце рассказа описывается каморка).

Обратите внимание на композицию. Какая она? (Последовательная)Да, события следуют друг за другом, временные границы не нарушены.

Чем же отличается каморка начала рассказа от каморки конца? (Зачитываем первый и последний абзац рассказа).

Каков же финал рассказа? (Счастливый: желание Феди накануне Рождества исполнилось).

Счастливый финал-это еще один традиционный признак рождественскогорассказа.

3.Итоги урока. Рефлексия.

Что нового и интересного вы для себя узнали?

Какой рассказ называется рождественским? Назовите основные признаки.

Что хотел сказать нам автор своим рассказом(идея)?

Какие литературоведческие термины мы повторили в процессе анализа?

Возвращаемся к эпиграфу(зачитывается).

Какие мысли возникают после осмысления содержания?

Я думаю, что этот урок сделал нас чуточку добрее, милосерднее, внимательнее к своим близким, родным; чуточку жалостливее. Мира, веры, любви и доброты желаю вам в канун праздника.

Я тоже хочу вас приятно удивить, сделать вам рождественские подарки в виде праздничной выпечки, которая называется козули. У нас в классе стоит елочка, но она пока еще не украшена. Попрошу вас украсить ее цветными фонариками: если урок понравился-красными; не очень понравился-синими; совсем не понравился-зелеными.

Читайте также: