Среда вне школы и семьи 5

Обновлено: 03.07.2024

Наиболее распространено семейное образование в Америке, там его получают миллионы детей. Впрочем, в некоторых штатах подобная форма образования не поддерживается законодательно. В Ирландии этот институт упрощен настолько, что для аттестации родители должны предъявлять своего ребенка в муниципальную школу раз в два года. Англичане при оформлении документа на семейное образование должны предоставить в школу ежедневное почасовое расписание и регулярно его обновлять. Если вдруг нагрянувший инспектор в нужный день и час не застанет ребенка за занятиями, у родителя могут возникнуть проблемы. В Германии семейное образование запрещено законодательно. Этот закон был принят в далеком 1938 году, его сторонники считают что он препятствует разделению общества на изолированные группы, а его самые отчаянные противники переезжают жить в США.

Почему родители делают этот выбор?

Катин старший сын Вася чудовищно учился в школе. Он пошел в первый класс, но понравилось ему только 1 сентября. А позже начались известные многим проблемы: то он не успевал понять учителя, то его одноклассники дразнили; над домашкой сидел вечерами, получал тычки от учителя, приходил домой недовольный, снова сидел вечерами, и так каждый день. Были и возвращения из школы в мокрых штанах, и сидения мамы на уроках, и перевод в другую школу. Перед вторым учебным днем в третьем классе, одеваясь утром в прихожей, Вася пошатнулся, побледнел-позеленел и сполз по стенке в полуобморочном состоянии. И в этот момент мама дозрела.

Сейчас все дети их семьи закреплены за детским центром, курирующим вопросы родителей и школы. Там же пишут контрольные, там же получают задания. Задача Кати — блюсти распорядок дня, отслеживать выполненные работы, походы по кружкам. На тот объем материала, что дети в школе изучают от четырех до шести уроков по сорок пять минут ежедневно, у Катиных подопечных уходит от полутора до двух с половиной часов. Дважды в неделю заниматься с детьми домой приходит тренер по физкультуре.

Техническая сторона дела

Перевестись на семейное обучение можно в любом школьном возрасте. Хотя практики и говорят: чем позднее, тем сложнее. Делать подобный выбор стоит только после тщательного изучения наработанного опыта, образовательного законодательства, анализа собственных возможностей и учета семейных обстоятельств, вплоть до ремонта или перенаселенности квартиры. Тут необходимо четко понимать, как будет распланирован учебный день, кто и в каких ситуациях поможет. Важно уметь разбираться в законах, их трактовках и применении, чтобы грамотно выстраивать свои отношения со школой.

Однако законной силы методические рекомендации не имеют, потому юридически грамотные родители не торопятся писать заявления о выводе своих детей из контингента ОУ (в некоторых случаях за права детей приходится сражаться в суде). Питерская школа № 277, например, предложила родителям детей, закрепленных за ней, перевести их на заочную форму с индивидуальным учебным планом, что, по утверждению Натальи Геды, не будет отличаться от обучения по форме экстерната. Судьба большинства детей, обучающихся в семье, во многом теперь зависит от доброй или злой воли администрации школы, которая отныне может сама выбирать форму аттестации и ее частоту.

Как вариант — в настоящее время родители могут закрепить своих детей для консультаций и аттестаций за специализированными детскими центрами или ассоциациями, как сделала Катя Тимофеева. В Москве и Питере такие есть. Они помогают детям готовиться к аттестациям, а родителям — четче и грамотней общаться со школой.

Социализация

Самый дискуссионный вопрос во всей истории. Итак, одичает ребенок, обучающийся в семье, а не в школе, есть ли у него, сидящего дома, возможность научиться общаться со сверстниками, взаимодействовать с окружающими его людьми вообще, встраиваться в сложную систему социальной коммуникации или он ее лишен?

Идеолог семейного образования Игорь Чапковский — сам отец четверых детей обучавшихся дома. Основываясь на двадцатилетней практике по разработке системы, на постоянном общении с родителями, выбравшими эту форму, он говорит, что успех предприятия в большей степени зависит от ответственности родителей, их умения систематизировать будни своих детей и грамотно спрашивать с них. То есть с себя в первую очередь.

Проект "Объясняшки" предложил вот такое визуальное и легко доступное для понимания изложение закона о семейной и домашней форме обучения:

Время, когда ребёнок пошёл в первый класс, многими родителями воспринимается как переломное. Нужно выбрать хорошую школу. А ещё спортивные секции и кружки. И начать занятия в музыкальной школе или школе рисования. Или обратить внимание на танцы… Хорошо, если ребёнок на что-то ходил и до школы, но часто все эти занятия обрушиваются на первоклассника целым скопом.

Как ему со всем успевать? Поможет только грамотно выстроенный график на каждый день. О совмещении учебы и внеклассных занятий и вообще о необходимости такого совмещения мы и поговорим.

Почему важно занимать ребёнка

Кроме того, когда день школьника чётко расписан по часам, ребёнок волей-неволей становится дисциплинированным и собранным. Уже нет времени покапризничать с домашним заданием, если на выполнение уроков отводится всего час-полтора. Тут приходится делать всё быстро, сосредоточенно и качественно.

Так что, как бы немилосердно это ни звучало, но чем меньше у детей свободного времени, когда они предоставлены самим себе, тем лучше.

Показатель класса

Насколько организован досуг школьника и какие у него оценки в школе зависит от того, к какому классу принадлежит его семья. У детей из семей среднего класса (это люди с высшим образованием, работающие в сфере интеллектуального труда ) средний уровень оценок на порядок выше, чем у детей из рабочего класса (сюда относятся люди без высшего образования, занятые физическим или сервисным трудом ). А причина в том, что их внешкольное время распланировано на занятия в кружках, секциях и студиях, тогда как ученики из рабочей среды чаще проводят свободные часы в прогулках на улице.

Есть исследования , подтверждающие зависимость школьной успеваемости детей от их внешкольного досуга. Так у тех учеников, которые посещают хотя бы один кружок, успеваемость выше, чем у их одноклассников, которые никуда кроме школы не ходят. Это связано с тем, что у детей, чей досуг занят развивающими занятиями, шире кругозор и богаче жизненный опыт. Они общаются с разными людьми и участвуют в большем количестве мероприятий.

Так происходит потому, что у образованных и обеспеченных семей есть возможность создать для своих детей благоприятные условия для развития и хорошего образования. Они готовы и школу выбрать получше, даже если до неё придётся специально ездить, и платить за внешкольные занятия. Малообеспеченные семьи склонны выбирать ближайшую школу и от дополнительных занятий отказываются, если они д о роги и находятся далеко от дома .

Падение роли школы

Роль современной школы сильно отличается от той, какую она когда-то играла в жизни детей. Раньше именно школа была основным источником знаний, и все ученики имели к ним равный доступ. Теперь же таких источников больше, школа отчуждается от ребёнка, а её вклад в общекультурное развитие и воспитание детей падает. Следовательно, повышается значение внеклассных занятий. Многие семьи это понимают и готовы тратить деньги и время, чтобы их дети занимались спортом, ходили на разные секции и в кружки.

Не переусердствуйте!

Конечно, загружать ребёнка дополнительными занятиями нужно, и кружки, секции и клубы – всё это хорошо… Но во всём важно соблюдать меру. Старайтесь не переусердствовать, особенно в первом классе.

С началом школы на детей и так обрушивается непривычная нагрузка. Большое количество внешкольной активности может сыграть в этом случае плохую роль: перегруженный ребёнок будет хронически уставать и потеряет интерес к учёбе, а следом и ко всем своим дополнительным занятиям.

Лучше, когда всё происходит постепенно. Для учеников первого класса дополнительные занятия не должны превышать один час в день , для детей постарше длительность можно увеличить. Если вы планируете отдавать ребёнка в спортивную секцию или на кружок, постарайтесь начать занятия или до школы или подождите, пока ребёнок не адаптируется сначала к школьной нагрузке.

Такие школы иногда называют подпольными. У них нет аккредитации и лицензии на основные образовательные услуги, поэтому зарегистрировать проект по закону непросто. Но многие родители предпочитают их государственным или даже создают сами. Рассказываем, как устроены неформальные школы, где нет директора, расписания и оценок, и кто в них учится.

Дети в неформальных школах учатся за свой счёт, в отличие от учеников школ государственных


Государство ежегодно выделяет деньги на обучение каждого ребёнка в стране. Их перечисляют тому, кто непосредственно организует для него образовательный процесс. В большинстве случаев это государственная школа. Но если ребёнок учится сам, а в контингент школы зачислен, только чтобы сдавать аттестацию, компенсация полагается родителям.

По крайней мере, так это работало до 2013 года, когда полномочия по выплате компенсации с федерального уровня передали на региональный. И в некоторых регионах родители перестали получать компенсации, например в Москве. То же самое происходит в других регионах: с 1 сентября 2019 года компенсации отменяют в Омске.

Семь лет назад Светлана Марзеева получала чуть больше семи тысяч рублей в месяц на обучение дочери, которая официально находилась на семейном образовании. Эту сумму она тратила на оплату занятий в семейной нешколе. Так сторонники семейного и альтернативного обучения называют неформальные образовательные проекты.

Отмена компенсаций побудила родителей, которые недовольны государственными школами, объединяться активнее, чтобы делить расходы на зарплату преподавателям и аренду помещения для занятий. По подсчётам Светланы, которая руководит общественной организацией, объединяющей руководителей семейных нешкол, сейчас в Москве более 80 таких проектов, в Подмосковье — более 50.

Они не имеют государственной лицензии и аккредитации. Дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, но работает всё так, как захотят родители или организаторы нешколы. К неформальным школам, кроме семейных, приписывают демократические, авторские или свободные — названий может быть множество, всё зависит от методики, по которой ведётся обучение.

Нешколы сами решают, по какой программе учиться


Тогда вместе с другими родителями она открыла два класса для второклассников и третьеклассников. Опиралась на опыт российских нешкол: родители зарегистрировали общественную организацию и платили членские взносы, которые шли на учебные и хозяйственные расходы и аренду помещения.


Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Другая удобная форма — семейные клубы. Обычно они ориентированы на углублённое изучение отдельной дисциплины — занятия по конкретным предметам несколько раз в неделю, а не планомерное изучение нескольких предметов, как в нешколе. Так что остальные обязательные предметы посетители семейных клубов осваивают сами, с репетиторами или с родителями.

Нешколы часто проверяет прокуратура


Часто семейные нешколы появляются, когда родители решают сами заняться обучением детей. Когда те вырастают, они распадаются за ненадобностью. Только некоторые решают превратить нешколу в бизнес и организовывать обучение для других детей.

Ещё одна причина, почему нешколы предпочитают оставаться в тени и не получать аккредитацию и лицензию, — возможность самим выбирать, как учить детей

Семейные нешколы не похожи друг на друга


Некоторые понимают семейное образование широко — как все образовательные мероприятия в жизни ребёнка, которые организует семья. Другие — более узко, только как занятия в нешколе, а обучение вне государственного учебного заведения называют альтернативным образованием.

С точки зрения закона семейное образование — одна из двух форм обучения вне образовательной организации

В таком случае ребёнок не должен регулярно посещать занятия в обычной школе — неважно, государственной или частной. Обычно он сдаёт промежуточные аттестации и приходит на ОГЭ или ЕГЭ.

Если же ребёнок учится в образовательной организации, то может выбрать одну из трёх форм — очную, очно-заочную и заочную. По очной форме как раз учатся большинство российских школьников.

Но те, кто выбрал заочную форму, тоже могут не посещать обычные занятия. Нередко такие дети учатся в семейных нешколах. Про них обычно говорят, что они получают семейное образование. Но это обобщение, потому что формально они числятся на заочном обучении в рамках образовательной организации.


Нельзя сказать, что у семейных нешкол есть какие-то универсальные черты вроде расписания или определённого количества учеников в классе, говорит Светлана Марзеева. Какой будет нешкола, определяет человек или люди, которые её создают. Но это не мешает им брать за основу модель успешных семейных нешкол, чтобы минимизировать риски.


Другая проблема — родители часто не рассчитывают силы. Они забирают детей из государственной школы, чтобы больше ими заниматься и больше влиять на учебный процесс — от выбора экскурсий до учебников. Но осознав, какая это нагрузка, предпочитают переложить обязанности на других.

Уроки три раза в неделю, астрономия — в обсерватории



Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)

В сентябре Надежда открывает нешколу, где будет уже три класса — для 4-, 5-, 6-классников. Официально она работает при детской студии, у которой есть ИП. Занятия по-прежнему будут проходить три раза в неделю. Предметы, которые изучает ребёнок, родители выбирают сами. Оценок ставить не будут, а дневники заведут только для того, чтобы вклеивать индивидуальные маршрутные листы с расписанием. Гаджеты использовать запрещено — и на уроках, и на переменах.


Дочь Светланы Марзеевой, наоборот, весь первый класс отучилась в государственном лицее. Семейных школ в Москве тогда ещё не существовало.

Ученики нешкол очень мотивированны: дети из группы, в которой учится дочь Светланы, прошли программу двух классов за один год. В конце восьмого класса они сдали ОГЭ, и в сентябре пойдут в десятый.

Нешколы устроены так, чтобы учитывать интересы всех детей


Здесь нет директора, завучей, общего бюджета. Хозяйственные расходы, аренда и затраты на конкретные курсы — единственное, на что скидываются родители

Каждую активность вне школы семьи организуют сами. Например, если одна семья едет на забег, то может пригласить других, записать их. Остаётся только скинуться на билет.



8 богатых (и очень богатых) людей, которые уверены, что высшее образование не нужно

Читайте также: