Средь шумного бала краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
История создания – Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

Средь шумного бала, случайно…

средь шумного бала случайно кончил, средь шумного бала случайное

Стихотворение легло в основу одного из самых известных русских романсов, созданного Чайковским в 1878 году.

  • 1 История создания
  • 2 Художественные особенности
  • 3 Музыкальные адаптации
  • 4 Примечания

История создания

По словам литературоведа Дмитрия Жукова, зимой 1850 года 33-летний Алексей Толстой пребывал в угнетённом состоянии: это было связано как с творческой неудовлетворённостью, так и с личными переживаниями. В конце декабря или в начале января он отправился на новогодний бал-маскарад, который устраивался в Большом театре. Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта.

На балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о чём, кроме грядущей встречи:

Алексей Константинович Толстой
русский
1851
1856
Текст произведения
в Викитеке
Может быть, той же ночью он нашёл для описания своего зарождающегося чувства слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.

Художественные особенности

Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты. Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Отрывок из стихотворения

Тайна, покрывающая черты незнакомки — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

Музыкальные адаптации

Выбрав в качестве музыкального жанра вальс, который в XIX веке был неотъемлемым элементом любого бала, Чайковский сместил акценты, перенеся смысловую нагрузку с суеты маскарада на внутренние переживания лирического героя:

Этот романс можно уподобить мягкой акварели в красивой рамке; функцию рамки в нем выполняет восьмитактовое вступление и точно такое же по музыке заключение — оно вводит в атмосферу и настроение романса. Спокойное грациозное кружение вальса передано невероятно простыми средствами.

Кроме Чайковского, попытки переложить стихотворение Толстого на музыку делали композиторы Борис Шереметев и Александр Шефер.

Примечания

средь шумного бала случайно кончил, средь шумного бала случайно попал, средь шумного бала случайное, средь шумного бала случайности

Средь шумного бала, случайно… Информацию О

Средь шумного бала, случайно…

Средь шумного бала, случайно… Средь шумного бала, случайно… Вы просматриваете субъект Средь шумного бала, случайно… что, Средь шумного бала, случайно… кто, Средь шумного бала, случайно… описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Тема стихотворения

Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Вывод

Лирическое стихотворение стало важным в судьбе самого графа Толстого. Несмотря на то, что вскоре он узнал историю соблазнения девушки известным ловеласом, и гибели ее брата после этого на дуэли с ее обидчиком, граф не отказался от своих признаний. Уже вскоре он имел возможность поговорить с Софьей, и узнал, что она пытается добиться развода от супруга. Этот факт дал ему надежду на счастье, и тогда же он поклялся ждать столько, сколько будет нужно, передав стихотворение с признанием возлюбленной.

Через 7 лет пара все же поженилась, и они счастливо прожили 20 лет. Софья продолжала оставаться его музой, вдохновляя поэта на новые произведения. Можно сказать, что стих судьбоносный, и имеет большое значение при изучении биографии графа Толстого!

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

Выразительные средства, используемые автором

Образность произведения

Он реален — без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной. На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.

Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной.

Поэт признатся, что усталый ночью, когда ложится отдыхать, слышит ее голос, видит ее образ. Наверняка, это придает ему сил и надежды. Но засыпает герой стихотворения грустно, вспоминая тот образ — обещание счастья.

Прчему не знает? Почему печалится? Стихотворение дает понять, что поэт отказал себе в этом минутном очаровании там на балу. Любовь не прожита, отношения не сложились. Была ли Она чьей-то женой. слишком богатой наследницей? Гордячкой?! Тайна не открыта для читателя.

Но важно, что в жизни все сложилось не так печально. Тайна, которая покрывала черты девушки, — маска на балу. Там Алексей Толстой и познакомился со своей супругой. Известно, что она очаровала его добротой и умом, но не внешней красотой. Судьба, счастливый случай, что в тот вечер она была в маске и сумела заинтересовать своего будущего супруга.


Незнакомка с первого взгляда пленяет сердце поэта. Он любуется её тонкой талией и задумчивым видом. Грустный и звонкий смех женщины очаровал лирического героя. Исходя из всего этого, он приходит к выводу о том, что невольно начал поддаваться внезапно нахлынувшим чувствам, но, вместе с тем, не осмеливается признаться в них самому себе. Отныне даже во сне лирическому герою является образ прекрасной незнакомки, слышатся её смех и обворожительный голос.

История создания

Алексей Толстой слыл однолюбом: впереди него никогда не бежала слава дамского угодника и повесы. Но так случилось, что в возрасте тридцати трёх лет, он, не желая того, оказался в самом эпицентре любовной истории, на протяжении долгого времени бывшей предметом жарких сплетен и пересудов высшего общества Петербурга. Произошло буквально следующее: на одном из шумных светских приёмов сердце Толстого пленила Софья Алексеевна Миллер. Следует заметить, что поэта привлекли в женщине не столько её внешние данные, сколько острый ум и энциклопедическая образованность. Софья могла говорить на четырнадцати иностранных языках, имела фундаментальные познания во многих областях науки, отлично разбиралась в гуманитарной сфере, в музыкальной и в сфере живописи.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре любовной лирики: в нём романтический герой обращается любимой женщине, овладевшей всеми его мыслями.

Поэтический размер – трёхстопный амфибрахий с перекрёстной рифмой. Благодаря подобному размеру и рифмовке, произведение приобрело особую степень возвышенности и музыкальности. Не случайно в 1878 г. данное стихотворение заинтересовало П.И. Чайковского, написавшего к нему замечательную музыку: в результате на свет появился известный всем романс.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение включает в себя две основных части:

  1. Первая часть – лирический герой описывает сильное впечатление, оказанное на него прекрасной незнакомкой, встреченной на балу. Мы узнаём о портрете женщины, особого внимания заслуживают печальные глаза незнакомки и её звонкий смех.
  2. Вторая часть – в ней описываются переживания лирического героя. Мы узнаём о внутренних размышлениях поэта после встречи с женщиной, о его готовности признаться ей в своих чувствах.

Образы и символы

В произведении, на суд читателей, Толстой представил два ярких смысловых образа:

Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор – эмоциональное впечатление, испытанное лирическим героем от встречи с замечательной девушкой, осторожное признание в любовном чувстве. Настроенческий пафос произведения пронизан эмоциями грустной нежности к объекту любви, надежды на скорую встречу и ожиданием взаимности.

Основная идея

Алексей Толстой стремится донести до читателей идею о том, что чувство искренней любви бесценно, поэтому к нему нельзя относиться с пренебрежением, легковесно и поверхностно. Иначе можно навсегда потерять свою любовь, не имея возможности обрести её вновь.

Средства выразительности

В данном стихотворении можно обнаружить не так много выразительных средств. Однако те тропы, что имеются, Толстой использует настолько виртуозно, что они в полной мере передают всю глубину эмоционального состояния лирического героя. В произведении представлены следующие средства художественной выразительности:

История создания

Несмотря на все преграды, пара обвенчалась. После этого супруги прожили вместе 20 лет.

Софья стала для поэта не только надежной спутницей, но и музой, вдохновением. Именно ей он потом посвящал стихи.

Краткое содержание

Встреча Толстого с Софьей Миллер

Лирический герой пришел на бал. Его мало интересовало мероприятие, и он больше был погружен в свои мысли, тревоги. Но неожиданно внимание героя привлекла незнакомка. Ее внешность остается тайной, лишь печальные глаза выделяются на лице. Голос незнакомки звенел как музыка, напоминая свирель или морские волны.

Незнакомка сразу покорила лирического героя. Ему понравился тонкий стан и задумчивый вид. Звонкий и грустный смех очаровывал. Все это резко контрастировало с грустными глазами. Герой понимал, что начал поддаваться чувствам, но он боится себе в них признаться. Ночами, во снах, ему является образ незнакомки, и он слышит ее голос и смех.

Все это заставляет засыпать героя с особой грустью. Он не понимает, любит ли он девушку или нет.

Для него это серьезное чувство, которое не достойно пренебрежения или легкомысленности. Поэтому он постоянно размышляет, взвешивает все за и против. В конце герой все же делает однозначный вывод: он любит незнакомку.

Анализ произведения

Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В нем лирический герой обращается к своей возлюбленной и откровенно рассказывает о своих чувствах. В тексте можно найти черты послания, так как автор, прежде всего, адресует строки своей избраннице.

Анализ стихотворения Толстого позволяет определить размер текста — трехстопный амфибрахий. Именно он создает особую мелодичность и возвышенность. В композиции работы можно выделить несколько частей:

  1. Прибытие героя на бал.
  2. Встреча с незнакомкой.
  3. Переживания героя.

Стих Толстого наполнен переживаниями. Мимолетная встреча стала роковой для поэта. Он сразу влюбился и покорился этому чувство.

При написании стихотворения Толстой использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает бал шумным, суету мирской, глаза печальными;
  • олицетворение — автор рассказывает о том, как тайна покрывала незнакомку;
  • сравнения — поэт сравнивает звучание голоса со свирелью и морскими волосами.

Тема стихотворения — чувства, которые могут возникнуть в любой момент. Стоит столкнуться с незнакомой женщиной, и все, появляется страсть и любовь. Но не красота впечатлила поэта. В тексте он намеренно не описывает внешность героини, только одну деталь автор выделяет: печальные глаза. Но даже они привлекли внимание автора только по причине резкого контраста со звонким голосом.

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого очень эмоциональное. Ему удалось талантливо передать чувства от встречи с незнакомкой и переживания после этого. Это уникальная работа для творчества Толстого. В ней скрывается важная мысль — любовь нужно беречь и ценить, она не прощает легкомысленности и небрежности. Поэту удалось показать еще кое-что. Порой любовь начинается не с красоты, а с малозаметных деталей.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

Звуко-ритмическое оформление

анализ стихотворения средь шумного бала случайно по плану

На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса — вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.

Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной — она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Знаменательная для поэта встреча

Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.

Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер. Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер. Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Краткое содержание


Лирический герой пришел на бал. Его мало интересовало мероприятие, и он больше был погружен в свои мысли, тревоги. Но неожиданно внимание героя привлекла незнакомка. Ее внешность остается тайной, лишь печальные глаза выделяются на лице. Голос незнакомки звенел как музыка, напоминая свирель или морские волны.

Незнакомка сразу покорила лирического героя. Ему понравился тонкий стан и задумчивый вид. Звонкий и грустный смех очаровывал. Все это резко контрастировало с грустными глазами. Герой понимал, что начал поддаваться чувствам, но он боится себе в них признаться. Ночами, во снах, ему является образ незнакомки, и он слышит ее голос и смех.

Все это заставляет засыпать героя с особой грустью. Он не понимает, любит ли он девушку или нет.

Для него это серьезное чувство, которое не достойно пренебрежения или легкомысленности. Поэтому он постоянно размышляет, взвешивает все за и против. В конце герой все же делает однозначный вывод: он любит незнакомку.

Композиция

Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Особенности композиции

Третья строфа — это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

средь шумного бала случайно анализ стихотворения кратко

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

Немного об авторе

Любовная лирика занимает заметное место в творческом наследии автора, но самым известным является анализируемое стихотворение, так как его строки послужили поэтической основой для романса П. И. Чайковского.

Писатель также занимался переводами книг немецких авторов на русский язык. В числе его работ были произведения Гёте, Гейне, Байрона и других знаменитых зарубежных литераторов.

В 1851 году состоялось знакомство Толстого с его супругой. Теперь он начал адресовать всю свою любовную лирику этой женщине.

Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Жанр стихотворения

Поэт хотел быть уверенным в силе своего чувства, понять, а не обычная ли это влюбленность? Стоит отметить, что Алексей Толстой принадлежит к романтикам старой школы, поэтому он не мог написать слишком открыто о своих чувствах, а тем более сказать о них в грубой форме.

Для него любовь была высшей духовной ценностью человека. И Алексей Константинович не ошибся в своем чувстве: несмотря на все пересуды и осуждение общественности Толстой и Миллер обвенчались. Это стихотворение стало символом любви поэта.

анализ стихотворения Толстого средь шумного бала случайно

Главная тема стихотворения

Стихотворение открывает перед читателем атмосферу шумного бала. Среди большой толпы автор рисует образ женщины, которая держится обособленно, и таит в себе какую-то загадку, которая заинтересовала лирического героя. Поэт был в восторге от красоты и задумчивого, романтичного вида новой знакомой, и именно об этом рассказывает он далее в строках стихотворения.

В произведении подчеркивается идеализированная возлюбленная, и поразительное сочетание грусти в глазах и веселого, радостного голоса. Автор еще не знал на тот момент, что женщина на самом деле скрывает некоторые свои постыдные поступки, которые имели место быть в прошлом, потому склонен рисовать романтичный и нежный, идеализированно чистый и светлый образ.

Более того — именно в этом стихотворении граф пишет свое первое признание в любви для Софьи, и признанием завершается произведение. На словах о любви к прекрасной новой знакомой автор ставит точку, отмечая, что эта встреча была поворотным моментом в его жизни.

При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать – это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет[9].

Идейное содержание

Алексей Толстой, по воспоминаниям современников, не был дамским угодником и ловеласом, однако об истории с Софией Миллер был наслышан весь литературный бомонд. Девушка не отличалась внешней красотой, но покоряла уровнем своей образованности, владела четырнадцатью языками, отлично разбиралась в нескольких сферах искусства и точных науках.

Поводом для пересудов послужил тот факт, что Миллер на момент встречи с Толстым была замужем. Сделав выбор в пользу писателя, она развелась со своим мужем.

Толика сомнения, привнесенная Толстым в финальное признание, отражает в себе то, насколько серьезно относится поэт к своему чувству. Приняв это взвешенное решение в строках своего автобиографичного опуса, поэт благородно ведет себя и в жизни — он не только женится на Софии Миллер, но и сохраняет с ней теплые отношения в браке на всю оставшуюся жизнь.

Структурный анализ стихотворения

Произведение представляет собой 5 четверостиший, в которых использована наиболее распространенная перекрестная форма рифмы. Для подчеркивания образа использовано множество противопоставлений, на контрасте которых автор демонстрирует, насколько сильные переживания вызвала у него данная встреча.

Нужно отметить, что на балу поэт видел Софью лишь в маске, именно потому большое внимание он в стихотворении уделяет выражению ее глаз и невероятному смеху и голосу. Этот факт наложил определенный отпечаток на произведение. Стихотворение относится к классической любовной лирике, и содержит, скорее, не фактические какие-то сведения о сюжете и героях, а глубокие душевные переживания непосредственно самого поэта!

Читайте также: