Справка по проверке читательской грамотности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Макет справки по итогам тематического контроля

В меру своих возрастных и психофизиологических особенностей обучающийся должен уметь находить необходимую информацию, размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Умение обучающихся работать с текстом является основой получения качественных достижений в метапредметных результатах освоения ООП в 5-9 классах.

Овладение обучающимися информационно-смысловым анализом текста – это целостная система работы учителей – предметников на параллели 8 классов. Тематический контроль дает возможность администрации школы подвести итоги деятельности учителей- предметникам в 8 классах за год до государственной итоговой аттестации, увидеть успехи и обнаружить пробелы в преподавании предметов (образовательные технологии) и недостатки при использовании приемов работы с текстом.

Этапы проведения тематического контроля

Внутришкольные руководство и контроль

Проведение тематического контроля в 8 классах в сроки, указанные в приказе.

Производственное совещание по итогам тематического контроля в 8 классах

Родительский лекторий. Ознакомление родителей обучающихся с итогами проверки. Рекомендации родителям.

Демонстрационная версия приказа о проведении тематического контроля

«О проведении тематического контроля

«Информационно-смысловой анализ текста

2. Утвердить форму ВШК-тематический контроль.

- посещение уроков по предметам: русский язык, литература, история, география, биология, обществознание;

- диагностика выборочных составляющих читательской грамотности обучающихся (литература, история);

- анализ творческих работ обучающихся 8 классов (сочинение, изложение);

- анализ документов (классный журнал, тетради для творческих работ);

4. Утвердить состав инспекторской группы: зам. директора по УВР (..) , руководитель ШМО учителей русского языка и литературы (…), педагог-психолог(. ).

5. Членам инспекторской группы предоставить итоговые материалы до 19 декабря 2013 года.

6. Зам. директора по УВР(…) согласно плану ВШК провести производственное совещание по итогам тематического контроля до 22 декабря 2013 года.

7. Зам. директора по воспитательной работе (…) включить вопрос об итогах тематического контроля в повестку родительского лектория (8 классы).

8. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены:

Демонстрационная версия приказа по итогам проведенного тематического контроля в 8 классах

«Об итогах тематического контроля

«Информационно-смысловой анализ текста

1.Овладели метапредметной компетентностной составляющей - читательской грамотностью:

- выявление избыточной информации;

- сравнивание процессов с помощью схемы.

Монологическая письменная речь (научное объяснение явлений)

2. Овладели частично метапредметной компетентностной составляющей- читательской грамотностью:

- выявление избыточной информации;

- сравнивание процессов с помощью схемы.

Монологическая письменная речь (научное объяснение явлений)

Исходя из результатов тематического контроля,

1.Руководителям ШМО (…) рассмотреть на заседаниях ШМО результаты диагностических исследований обучающихся, обсудив с учителями-предметниками современные приемы работы с текстовой информацией.

2. Учителям - предметникам (…) использовать на уроках различные виды текстов, типы информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую), методические приемы активного чтения (графическая систематизация материала, перепутанные логические приемы, установление причинно-следственных связей между блоками информации, рассказ-предложение по ключевым словам).

3.Учителям - предметникам 8 классов для решения учебных задач в системе формировать метапредметную составляющую – читательскую грамотность обучающихся .

4. Учителям русского языка (…..) организовать для обучающихся , не овладевших приемами работы с текстовой информацией индивидуальные консультации.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на зам. директора по УВР (…).

С приказом ознакомлены:

Факторы, влияющие на результат формирования читательской грамотности обучающихся

Качество организации работы с текстовой информацией зависит от факторов:

- системность работы с текстами разных типов и стилей;

- отбор содержания учебного материала (на примере 2 и более текстов тематического блока);

- современные приемы работы с текстовой информацией.

Цели тематического контроля

1. Контроль моделирования уроков (структура, цели, задачи, задания, дидактический материал для интерактивных упражнений, разных видов чтения, восприятия, интерпретации и осмыслении прочитанного) в соответствии с выполнением требований к метапредметным результатам освоения ООП в части читательской грамотности обучающихся 8 классов.

2. Контроль приемов работы с текстовой информацией, за счет реализации которых предполагается получить качественный результат в формировании читательской грамотности обучающихся.

3. Контроль фактического состояния читательской грамотности обучающихся 8 классов (диагностика, анализ изложений и сочинений);

4. Контроль за единством подходов к информационно-смысловому анализу текстов учителей –предметников.

Информационно-смысловой анализ текста (ИСАТ) реализует современную модель работы с текстовой информацией на уроках.

- на системное повторение приемов ИСАТ;

- на формирование читательской грамотности обучающихся;

- на развитие навыков использования ИСАТ при изучении разных учебных предметов, документов, монографий.

Администрация ОО, руководители ШМО должны владеть приемами работы с текстовой информацией . В их поле зрения должны попасть задания, используемые при работе с текстом. Предлагаемые задания помогут учителям развивать у детей интерес к чтению, к родному языку, сделать урок эффективным.

Примерные задания

Идея (основная мысль)

  1. Конструкторско-творческое задание. Расширить текст №1 за счет главной информации текстов №№ 2,3,4.
  2. Составление микротекста из отдельных предложений (с учетом законов построения текста: стилевая принадлежность, тип речи, логичность, приемлемость….).

Примерный перечень вопросов, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся

Разделение информации на составные части,

Раскрывает, перечисляет, анализирует,

разделяет на части,

структуру с т. з…

Выявите принципы, лежащие в основе…

Разделите на части, определите, различите, проверьте

Создание из различных идей нового

Предложите новый вариант,

предложите свою классификацию,

Оценивание значения материла или идей на основе определенных критериев

Обоснуйте, оцените значимость для,

выскажите суждение о, придите к выводу,

2. Цель контроля:____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основание тематического контроля ( приказ по ОО)___________________

4. Сроки контроля:_________________________________________________________

5. В ходе контроля проанализированы документы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Характеристика состояния дел по контролируемому вопросу:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Диагностика читательской грамотности обучающихся: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание и передача основной мысли

Выделение макро- и микротемы

Приемы компрессии текста:

- сочетание исключения и обобщения;

Видение авторской позиции по проблеме

11. Выводы по итогам тематического контроля:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Рекомендации по итогам тематического контроля:__________________________________________________________а) учителям-предметникам______________________________________________________б) логопеду __________________________________________________________________в) классному руководителю______________________________________________________г) зам. директора по УВР______________________________________________________________д) психологу____________________________

Информационно-коммуникативная деятельность обучающихся на уроках (наблюдения учителей-предметников)

Метапредметная составляющая-читательская грамотность обучающихся

3 – 4 мая была проведена проверка итоговых работ учащихся 4-х классов по оценке сформированности читательской грамотности и умений работать с информацией.

Примерно 30% проверенных работ выполнено на базовом уровне, 20% работ – на повышенном уровне и 50% - на пониженном и низком уровнях.

При разработке итоговых работ по оценке сформированности читательской грамотности необходимо обратить внимание на объем выполняемой работы. Текст должен соответствовать возрастным особенностям детей. Нужно сократить объем текста и количества заданий либо увеличить время на выполнение работы. Так же следует учесть индивидуальные особенности детей с ОВЗ и учащихся, для которых русский язык не является родным языком.

Эксперт по оценке читательской грамотности учитель начальных классов Ф.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой и ФГОС. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: пояснительная.


Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"


Рабочая программа по литературному чтению. 1 - 4 класс. "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по литературному чтению.


Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса начальная школа XXI века

В рабочей программе содержится:пояснительная записка, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты изучения, содержание предмета, КТП (с пунктом "хар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по итогам изучения читательской

грамотности учащихся III—IV классов

Уровень читательской грамотности (кол-во/%) учащихся

Задания для учащихся III класса:

1. Чем занимался доктор Айболит?

2. Как доктор вылечил козленка?

4. Объясните заголовок текста.

5. Разделить текст на части. Составить план рассказа.

Результаты выполнения работы представлены в таблице.

Выполнили без ошибок

Не справились с за- данием полностью

Вопрос на понимание прочитанного

Найти ответ на вопрос в тексте

Объяснить значение слова

Разделить текст на части. Составить план

Анализ выполнения работы в III классах показал, что 99% учащихся смогли правильно ответить на вопрос к тексту, что свидетельствует о сформированном навыке осознанного чтения.

Разделить текст на части и составить план рассказа смогли без ошибок лишь 54 % учащихся, что связано с недостаточной сформированностью умения определять тему (основную идею) текста; учащиеся не умеют выделять главное, отвлекаются на второстепенную информацию.

Таким образом, учителям III классов (Клименкова О.Л., Лукашевич Н.В., Яковлева Н.В.) следует больше внимания уделять работе по расширению словарного запаса учащихся, работе с текстом: деление текста на законченные смысловые части, выделение в них главной информации и составление плана.

Учащимся IV классов были предложены следующие задания:

1. Определить тип текста

2. Что нашли Лесорубы на белом снегу?

3. Охарактеризуйте Лесорубов.

4. Составить план произведения.

Результаты выполнения работы учащихся IV классов представлены в таблице.

Выполнили без ошибок (% уч-ся)

Допустили ошибки (% уч-ся)

Не справились с за- данием полностью (% уч-ся)

Определить тип текста

Найти ответ на вопрос в тексте

Определить функции героев в тек- сте

Составить план произведения

Назвать зарубежных писателей. Определить автора текста

Анализ выполнения работы в IV классах показал, что 90 % учащихся справились с работой на высоком и достаточном уровне.

С заданием, в котором требовалось найти информацию, заданную в явном виде (найти ответ в тексте), успешно справились 92 % учащихся, что связано с достаточным умением внимательно (вдумчиво) читать текст и постоянно обращаться к тексту в поисках ответа на заданный вопрос и пониманием самого вопроса.

Функции героев правильно определили 96 % учащихся. Такой результат свидетельствует о достаточном понимании прочитанного, умении устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте, делать умозаключения на основе текста, интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста.

Таким образом, учителям начальных классов (Авденнко О.Л., Киндалёва Р.А.) следует акцентировать внимание на авторах изучаемых произведений, работать над выделением характерных особенностей, стиля письма, формировать литературные знания, необходимые для полноценного восприятия литературы как искусства слова и понимания художественных произведений н научно-познавательных текстов.

Для успешного обучения на II н III ступенях общего среднего образования учащиеся к моменту окончания обучения на I ступени общего среднего образования должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что 90 % учащихся IV классов владеют чтением в такой степени, чтобы использовать его как средство успешного обучения.

Посещение учебных занятий по литературному чтению показало, что педагоги чаше всего используют следующие виды заданий: сделать обобщение или сформулировать выводы на основе прочитанного, выделить основные идеи в прочитанном тексте, объяснить или обосновать то, как учащиеся поняли текст. Реже педагоги используют такие задания, как сравнение прочитанного учащимися с тем, что они читали раньше и со своим жизненным опытом; прогнозирование событий, которые произойдут дальше в тексте; описание основных характеристик прочитанного текста (структуры текста, его стиля н др.). Поэтому учащиеся умеют высказывать свои оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения о прочитанном тексте, устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте, делать умозаключения на основе текста.

Таким образом, формированию читательских умений на учебных занятиях по литературному чтению педагоги уделяют достаточно внимания. При этом следует отметить низкую читательскую активность учащихся. Например, большинство учащихся к учебным занятиям внеклассного чтения готовят лишь один рассказ или главу повести, не читая произведение целиком.

С целью совершенствования читательских умений учащихся I ступени общего среднего образования учителям начальных классов на учебных занятиях по литературному чтению следует использовать следующие виды заданий:

- находить и извлекать информацию из текста, когда между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия (то есть ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса, необходимы синонимические замены, а для этого и вопрос, и ответ необходимо понимать);

- предлагать фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос, который необходимо вычленить из контекста, содержавшего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой.

- устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста;

- отличать главное от второстепенного;

- находить сходство в противоположных точках зрения, различать общепринятую и оригинальную, авторскую трактовку события.

- размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

- сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом;

- прогнозировать события, которые произойдут дальше в тексте;

- описывать основные характеристики прочитанного текста (структуру текста, его стиль н др.).

На учебных занятиях по внеклассному чтению необходимо работать над расширением читательского кругозора учащихся, формированием читательской самостоятельности, привитием потребности в чтении книг, журналов, газет, воспитанием активных читателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проверки: проверить наличие базовых знаний по чтению у учащихся 2-4 классов, уровень сформированности навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения.

Аналитическая справка

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ.

от 28. 12. 2018 г.

Цель проверки: проверить наличие базовых знаний по чтению у учащихся 2-4 классов, уровень сформированности навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения.

Метод: опрос обучающихся

В соответствии с требованиями системы контроля и оценивания учебных достижений, обучающихся начальной школы сформированность навыка чтения Темп чтения Русский язык для школ с русским языком обучения

Класс

(сентябрь)

I семестр

(декабрь)

II семестр

30 – 40 слов

30 – 40 слов

50 – 60 слов

70 – 80 слов

90 – 100 слов

Проверка сформированности навыка чтения проводится три раза в год: в начале учебного года (10-15 сентября); в конце I семестра (20-25 декабря); в конце учебного года (10-15 мая).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности:

- в 1-м классе чтение выступает объектом усвоения;

- во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением.

В связи с этим в 1-м классе основное учебное время занимает чтение вслух, во 2-4-х классах увеличивается доля чтения молча (от 10-15% в 1-м классе и до 80-85% в 4-м классе).

При оценке сформированности умения читать учитываются: понимание прочитанного, способ чтения (слогами, целыми словами; с соблюдением орфоэпических, фонологических и интонационных норм, логических пауз; с ориентацией на слушателей); правильность чтения; темп чтения.

Результаты проверки техники чтения учащихся 2 – 4 классов (вслух)

2 класс (классный руководитель Гуртовая А. В.)

3 класс (классный руководитель Савченко Т. В.)

4 класс (классный руководитель Макахова Т. Л.)

Проверкой было охвачено всего 52 обучающихся 2- 4 классов. В ходе проверки было выявлено, что у большинства обучающихся сформированы основные навыки чтения:

1) осмысленность чтения, понимание прочитанного текста;

2) способ чтения;

3) безошибочность чтения;

4) выразительность чтения;

Учителя (Дзюба А. Г., Гуртовая А. В., Савченко Т. В., Макахова Т. Л.) начальных классов проводят мониторинг проверки техники чтения младших школьников, следят за повышением или понижением качества нормы чтения учащихся класса, ведут необходимые записи данных.

Анализ результатов проверки техники чтения показал, что во 2 м классе у детей сформирован необходимый навык чтения, многие обучающиеся овладели процессом сознательного правильного, выразительного чтения целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Лучшие результаты показали ученики Коваленко Ольга, Милянич Кристина, Стафиняк Ника, Филоненко Владимир, качество знаний соответственно – 50%, 78%.

Анализ результатов проверки техники чтения в 3-м классе показал стабильные показатели, и позволяет сделать вывод, что у большинства детей сформирован навык чтения и потребность в чтении, обучающиеся выполняют требования по технике чтения, правильно интонируют прочитанное, умеют читать диалоги, правильно делают логические ударения в предложении, учителя: Гетьман Назар, Татарников Владимир, Крютченко Виктория, Розживина Валерия, соответственно качество знаний – 71,7%, 83%.

Анализ результатов проверки техники чтения в 4-м классе показал, что у 86% учащихся сформирован навык чтения вслух в соответствии с нормами, установленными программами. Ученики 4 классов выполняют требования по технике чтения, определяют главную мысль, читают диалоги, умеют пересказать прочитанный текст соответственно качество знаний – 88,2%, 83%.Ниже нормы читают обучающиеся Нощенко Ярослав, Петрова Валерия и при этом допускают следующие ошибки: искажение в словах и в окончаниях слов, неправильное ударение, повтор слов и предложений.

Вывод: результаты, полученные в ходе проверки навыков техники чтения говорят о том, что за курс обучения чтению в начальной школе все уч-ся (100%) овладели беглым, осознанным чтением, используя при этом средства выразительности (68%). Безошибочным чтением овладели 56 % уч-ся. Высокий темп чтения показали 47% уч-ся. Однако, имея высокий темп чтения, уч-ся 2-4 классов допускают большое количество ошибок при чтении (соответственно 61%, 32%. 49%).

В связи с выше изложенным рекомендуется:

1. Учителям начальных классов:

1.1. Дзюбе А. Г., Гуртовой А. В., Савченко Т. В., Макаховой Т. Л. проанализировать результаты проверки техники чтения, обратить внимание на качество чтения учеников, а также уделить особое внимание ученикам, которые показали низкие результаты.

1.2. Проводить групповые и индивидуальные занятия с учащимися, имеющими начальный и средний уровень навыков чтения.

1.3. Разработать серию заданий для учеников низкого уровня знаний.

1.4. Изучать и внедрять опыт работы педагогов – новаторов по преодолению ошибочного чтения;

1.5. Широко использовать информационные технологии в пропедевтической работе по литературе.

1.6. Проводить целенаправленную работу с родителями по формированию навыков активного читателя у обучающихся 2-4 классов; провести родительские собрания, на которых выдать рекомендации о руководстве домашним чтением в семье.

2. Руководителю ШМО учителей начальных классов и ГПД Савельевой И. Л. на заседании группы:

2.1. Обсудить итоги проверки техники чтения учащихся 2-4 классов.

2.2. Вместе с библиотекарем Кудреватых В. И. составить график библиотечных уроков.

Используйте задания, которые разработали специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой. Материалы помогут вам оценить сформированность читательской грамотности у обучающихся 4-х классов. Разработчики заданий ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Диагностика читательской грамотности проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Оценивайте уровень читательской грамотности по материалам таблицы.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Уровень:

Ученик умеет:

Ученику трудно:

· Находить в тексте конкретные сведения, которые представлены в явном и в неявном виде;

· понимать назначение графической информации (рисунка, схемы, карты) как структурной части текста, соотносить графическую информацию с фактами из текста;

· устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать сложные выводы и обосновывать их;

· самостоятельно объяснять приведенные в тексте факты;

· связывать полученную из текста информацию с личным опытом и использовать как в учебных целях, так и для решения реальных жизненных задач

· Извлекать из текста явную и неявную информацию, которую можно получить путем прямых умозаключений;

· понимать назначение рисунка как части текста, которая передает тот или иной смысл;

· делать несложные выводы, в том числе определять цель описанного в тексте эксперимента, если он соотносится с личным опытом, и прогнозировать его результаты

· Делать выбор между несколькими единицами похожей информации;

· прослеживать авторскую логику;

· вычитывать из текста информацию, которая расходится с его опытом, выстраивать логическую связь, которая предполагает взгляд на предмет с новой точки зрения;

· использовать информацию из текста для решения практических задач;

· добывать дополнительную информацию из иллюстрации, если она не дублируется текстом

· Находить и извлекать из текста информацию, которая сформулирована в тексте явно;

· делать несложные выводы

Помимо трудностей, которые характерны для учеников с базовым уровнем, для учеников этой группы трудно целостно воспринимать текст:

· они удерживают факты, которые вызывают наибольший интерес, удивление и остаются в памяти после первого прочтения;

· искать сходства, различия по какому-либо признаку;

· отвечать на вопрос по тексту;

· строить письменное высказывание

Недостаточный для обучения

· Вычитывать из текста некоторую информацию, которая сообщается в явном виде;

· соотносить явную информацию из текста с иллюстрацией

· Вычитывать основную часть информации, которая содержится в тексте;

· понимать вопрос к тексту;

· давать согласованный с вопросом ответ


В приложении задания, которые вызвали трудности у четвероклассников. К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Чему учить детей, чтобы повысить читательскую грамотность

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

· различать свой личный опыт и реальность текста;

· отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

· перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

· работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

· собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

· использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

· выражать свои мысли письменно.


Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

Читайте также: