Способы проверки орфограмм в корне слова 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока : Корень слова. Обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне.

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Цель: Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами их обобщение и систематизация самими учащимися.

1.Формировать умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать родственные слова, развивать орфографическую зоркость при правописании орфограмм корня.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3. Формировать универсальные учебные действия:

Сформировать умения находить орфограммы в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.

Личностные УУД: развивать познавательный интерес к наблюдениям за словом, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Регулятивные УУД : осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения.

Познавательные УУД: освоить навыки правописания корня на основе сопоставления трёх правил, формировать умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Коммуникативные УУД : участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Содержание этапа, используемый прием

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения

Учитель: Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

К о вёр, Р ома, тупи к , друз ь я, река, ва нн а .

(Буквы, обозначающие орфограммы, записываются учителем для образца: О, Р, К, Ь, Е, Н).

Учитель : Запишите буквы, расшифруйте слово и запишите его. Задумайтесь, почему я выбрала именно эти буквы.

Дети: Возможно, речь пойдёт о корне слова.

На доске записано предложение. В городке стоит грустная зима.

Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать о предложении? Какие задания можете предложить к этому предложению?

Дети: Разобрать по членам предложения. Определить части речи. Поставить в словах ударения. Разделить слова на слоги и т. д.

Учитель: Молодцы! Видите, сколько знаний вы уже имеете!

Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и выделите корень. (Ученик, который первым справился с работой в тетради, выходит к доске и выполняет данное задание). Класс оценивает работу с помощью сигнальных карточек.

Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать наводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?)

Вспомните, что такое корень? Попробуем изобразить схему на доске. Такая схема называется кластер.

Главная часть Передаёт основное Общая часть

слова значение слова однокоренных

Учитель: Какие орфографические правила мы должны знать, чтобы правильно писать корень слова?

Дети: Это правила о безударных гласных, о непроизносимых согласных, об однокоренных словах, о написании парных согласных

Учитель: Да, мы умеем уже проверять и безударные гласные, и сомнительные согласные. А что ещё осталось нам непонятным по этой теме? (При затруднении задать вопрос: Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь?) Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех случаев?

Дети: -Нельзя, потому что это разные правила.

-А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем вывести общее правило для слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения

Учитель: Назовите орфограммы, о которых мы говорили.

Безударные Непроизносимые Парные

гласные согласные согласные

Учитель: Пока карточки ничего не связывает. Выполните задание: Прочитайте слова. (На доске запись: Поздний, опоздать, поездка, солнце, зелёный, вылез , честный, бежать, пробежка). Подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам? Дети обсуждают различные варианты (Можно распределить слова по орфограммам или по частям речи). Приходят к выводу, что первый вариант более удачный на сегодняшнем уроке. У доски работают три ученика. ( Проверка с помощью сигнальных карточек )

Поздний опоздать поездка

Солнце зелёный вылез

Честный бежать пробежка

Учитель: Вернемся к словам каждого столбика. Что их объединяет? Устно проверим и подберем проверочные слова. Сравните три правила. Что интересное заметили?

Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.

- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.

- Чтобы проверить орфограммы, нужно подобрать однокоренные проверочные слова.

Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова. Теперь мы можем закончить кластер. Слово, которое объединяет все орфограммы – корень. Закончим формирование кластера.

Безударные Непроизносимые Парные

гласные согласные согласные

Однокоренные проверочные слова

Учитель: С помощью кластера сформулируйте правило проверки орфограмм в корне слова.

Учитель: Прочитайте задание учебника Упр.№179. Определите, какая группа слов относится к каждому правилу. Докажите. Выполните задание по рядам: каждый ряд свою группу слов.

Учитель: Дети, скажите, кому нужна зоркость? (Лётчику, моряку, ястребу).

Но оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью.

Задание 1( Работа в парах.)

Учитель раздаёт детям карточки, дети вставляют пропущенную орфограмму, устно подбирают однокоренное проверочное слово и записывают правильный вариант в тетрадь. 1 вариант записывают слова с безударными гласными, а 2 вариант с непроизносимыми и парными согласными. (В…сёлый, д…жди, ска…ка, ло…ка, мес…ный, капус…ный, поз…ний, д…лёкий). ) (Взаимопроверка в парах)

Задание 2 Работа по учебнику

Задание 3 ( Задание на экране)

Учитель показывает на экране предложения, нужно найти ошибки обсудить и правильно списать текст в тетрадь.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. (Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек)

Учитель: Выберите себе задание сами по степени трудности от 1 до 4. Готовое задание сдать на проверку.

1 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы.

Мышка, лиса, травка, солнце, нора, грустный, лапка, известный, зима.

2 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы, вставляя пропущенные буквы.

Мы__ка, л__са, тра__ка, со__нце, н__ра, грус__ный, ла(б/п)ка, извес__ный, з__ма.

3 группа. Запишите слова и словосочетания, исправляя допущенные в них ошибки.

Зимняя пара, халодное сонце, марозный день, сияет снек, на серце хорашо и радосно.

4 группа. Составьте текст из предложенных слов, исправляя допущенные в нём орфографические ошибки.

чудесная Наступила пара зимняя. светит Ярко сонце халодное. В день марозный снек сияет блёстками цветными. серце На хорашо и радосно.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Орфографическая разминкак…л…ндарь п…года адр…с ул…ца

Учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, гореть

Учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, гореть

Вставьте пропущенные буквы. Эх, кабы радуга в яс. ной лазур… Вдру.. ра…цв…л.

Вставьте пропущенные буквы.

Эх, кабы радуга в яс. ной лазур…
Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури!
Праз…ник бы был для каждой стр…ны –
Мир без в…йны, а не после в…йны!

Как определить склонение существительных?1. поставь имя существительное в И.

Как определить склонение существительных?
1. поставь имя существительное в И. п., в ед.ч.
2. определи род.
3. по таблице определи склонение.

4. определи окончание.

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям.

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям.

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям.

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям.

Поставьте слово в начальную форму, выделите суффикс.ра…цв…ла

Поставьте слово в начальную форму, выделите суффикс.
ра…цв…ла

Ворошили Вьюги Запорошили Замели Хорошо Спешили Спрятали Большие Тёплые Стога

чаща (в корне слова ),
- качался (на стыке корня и суффикса).

Теперь выпишите из текста три прилагательных, три существительных и три глаго.

найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень и подчеркните чер.

найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень и подчеркните чередование в корне

Глагол в рамке (дымился) запишите в н.ф. без частицы –ся-, образуйте от этого.

Глагол в рамке (дымился) запишите в н.ф. без частицы –ся-, образуйте от этого слова существительное и прилагательное.

Дымить
Дым/ + и + ть = дымить

от основы слова дым образуйте существительное и прилагательное дымок.

от основы слова дым образуйте существительное и прилагательное

Оцените свою работу на уроке по плану:Сегодня на уроке я научился … У меня хо.

Оцените свою работу на уроке по плану:
Сегодня на уроке я научился …
У меня хорошо получилось …
…. задание вызвало затруднение, потому что …
Мне нужно ещё …

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 007 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.01.2021 115
  • PPTX 456.1 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пудвиль Виктория Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

пл оща__ка, по ло__ка, цв__тёт, в_ _дичка, фла__ки , ко__ка .

2 . Вставь пр опущенн ые буквы, есл и надо. Док ажи, что это сделано правил ьно.

3. Спиши, вст авляя про пущенные буквы. В с кобках запиш и провер очные слова.

На ул..це ст..ит слабый мор о.. . Со.. нце посылает на землю яркие лучи. Под

н..гами хрустит сне.. . Небо над з ..млёй чистое и высокое. В л..сных руч.. я х

_________________ ______________________ _ ________ _________________

_________________ ______________________ __ ______ __________________

____________ _______________ ______________ ______ __________________

_________________ ______________________ __ ______ __________________

_________________ ______________________ __ ______ __________________

_________________ ______________________ __ ______ __________________

___ ________________________ ________________________ ______________

_________________ ______________________ ________________________ __

_________________ ______________________ ________________________ __

4 . Вставь пр опущенн ые буквы и п одчеркни слов а с удвоенными согласны ми:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умений проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

дидактические: формировать умение находить слова с безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слова двумя способами (с помощью изменения формы слова и подбора однокоренных слов).

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, внимания, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля.

воспитывающие: воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки; применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

Личностные: интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Читайте также: