Способы медиации в школьном конфликте

Обновлено: 05.07.2024

Магомадова Иман Мусабиевна – преподаватель кафедры Правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета.

Аннотация: Актуальность темы обусловлена необходимостью создания и введения примирительных служб в школах и разъяснения сути школьной медиации. В данной статье рассматриваются основные аспекты медиации, ее преимущества и медиация в целом как положительный феномен в образовательной сфере.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, и инновационным методом разрешения школьных конфликтов стала медиация [1].

Школа как основное поле для созревания нашего будущего поколения должна в полной мере подготовить школьников для перехода во взрослую жизнь. На ней также лежит обязанность подготовить и научить положительному поведению школьников в будущем. Введение в школах России медиации как основного способа разрешения конфликта стала новеллой в образовательной сфере.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира, в том числе и в России [1].

Для участия в медиации привлекаются не только педагоги, но и учащиеся школ и во многих случаях они являются сверстниками, это способствует пониманию друг друга и возможности конструктивного диалога. При этом у школьников возникает опыт конструктивного решения конфликта, навыки диалогового сотрудничества, что формирует правовое сознание и правовую культуру учащихся.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсуса между сторонами. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным [1].

В отличие от всех иных способов разрешения спора, для медиации характерен восстановительный подход к разрешению конфликта. Например, если спор разрешается в судебном порядке, то одна сторона всегда имеет убытки, а другая остается в выигрыше. А медиация восстанавливает положение сторон, существовавшее до конфликта в равной мере.

Причинами конфликтов, которые возникают в школе являются, во многих случаях, изменения в подростковой психологии и переходный возраст. Применение медиации, а не иных способов разрешения конфликта, делает разрешение конфликта конструктивным и результативным, если сравнить с судебным разбирательством, где очень в редких ситуациях можно придти к консенсусу.

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами [1].

Как и любые методы разрешения спора и конфликтов, так и медиация имеет свои принципы:

Участники вступают в процедуру медиации добровольно. Ни одна из сторон не может быть принуждена к участию в медиации. И на любом этапе процедуры каждая из сторон может выйти и процесса и прибегнуть к иным способам разрешения спора.

Принцип равноправия сторон означает, что обе стороны в процессе имеют одинаковые возможности, одинаково имеют право задавать вопросы, отвечать на вопросы, на заключение мирного соглашения. Таким образом, для медиации характерно полное равноправие и ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

На медиатора возлагается обязанность предоставить полную информацию о характере медиации, о ее процессе и последствиях. За исключением, той информации, которая составляет врачебную, адвокатскую тайну или тайну персональных данных и т.д.

Медиатор в процессе медиации не занимает позицию ни одной из сторон, не имеет материальной зависимости от сторон, не связан симпатиями и пристрастиями и не действует в интересах ни одной из сторон. Профессиональный медиатор всегда занимает нейтральное положение.

Медиация носит конфиденциальный характер. Суть этого принципа состоит в том, что участники процесса не имеют разглашать информацию, которая стала им известна при поведении медиации. Сохранение конфиденциальности профессиональная обязанность медиатора. В случае разглашения информации участники могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

Для медиации характерна конструктивность, а для достижения этой цели, заглаживание вреда, нанесенного потерпевшему, всегда возлагается на обидчика.

Служба медиации самостоятельна и не зависима от любых воздействий, при проведении медиации. Она сама выбирает форму проведения медиации и форму организации этой процедуры. И никто не может оказывать влияние на организацию процесса медиации.

Лицо, которое выполняет функции посредника при разрешении конфликта в школе именуется медиатором. Медиаторы – это заранее подготовленные лица по программе восстановительной медиации. В школах функции медиаторов могут выполнять: учащиеся, учителя, педагоги-психологи, родители, представители администрации школы, общественных организаций, органов местного самоуправления. Самая важна особенность медиации в школе то, что возможно одновременное участие взрослых и школьников в процессе разрешения конфликта.

Распространение медиации в образовательных учреждениях имеет очень важное значение, так как медиация является способом конструктивного диалога и достижения оптимального результата и единственным альтернативным способом разрешения споров. За образовательными учреждениями остаются вопросы подготовки педагогов, учителей и школьников, так как острая проблема в медиации связана с нехваткой и подготовкой высококвалифицированных кадров.

Медиация, как способ управления конфликтами в школьной среде.

В младшем школьном возрасте интерес к сверстникам становится очень высоким, в этот период происходит интенсивное становление дружеских контактов. Поэтому одна из важных задач развития школьника на данном этапе - это приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.

Благополучие личностного развития обучающегося во многом зависит от приобретенных навыков конструктивного общения в младшем школьном возрасте.

В процессе обучения у младших школьников должны быть сформированы коммуникативные умения.

Коммуникативные умения - это умения грамотно и доходчиво донести свою мысль, идею до собеседника и адекватно воспринять информацию, полученную от партнеров по общению.

Коммуникативные умения помогают развивать коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Младшие школьники должны владеть следующими коммуникативными умениями.

  • Риторическими умениями;
  • Умениями вести диалог;
  • Умениями слышать и слушать собеседника и вести спор;
  • Умениями воспринимать точку зрения другого;
  • Умениями работать совместно для достижения общей цели.

По данным исследователей (А.Ф. Ануфриев, О.А. Яшнова) от 15% до 60% обучающихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности коммуникативного характера.

Рядом авторов (Т.Н. Горбунова, И.А. Гришанова, Л.В. Епишина) выделяются следующие группы младших школьников с коммуникативными трудностями:

  1. Обучающиеся с эмоционально-личностными нарушениями: они менее ориентированы в коллективе, более замкнуты, у них отмечается повышенная тревожность.
  2. Обучающиеся с вербализмом - школьники с резким преобладанием вербальной сферы над другими сторонами психического развития (т.е. хорошо развита устная речь, словесная память). Окружающие часто называют таких школьников "вундеркиндами". Однако в процессе обучения у них происходит выявление недостаточности развития произвольности, мышления и познавательных мотивов. В итоге это может привести к неуспеваемости обучающегося и его конфликтам с социальным окружением.
  3. Обучающиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации.Их вербальные подструктуры маскируются разговорчивостью, но не развиты.
  4. Младшие школьники с застенчивостью, низкой общительностью.

Таким образом, из-за наличия групп обучающихся с разной степенью развития коммуникативных универсальных учебных действий (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) степень развития коммуникативной компетентности сильно варьируется. В связи с этим в детских коллективах нередко встречаются конфликты.

Проблемы конфликтов в младшем школьном возрасте

Конфликты в младшей школе отличаются от конфликтов средней школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

  • Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • Различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • Взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
  • Плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать, чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе.

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

  • Возрастные особенности младшего школьника;
  • Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
  • Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве готовности к школе ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее), а также из-за разных социальных статусов семей (у меня ручка из Парижа, а у тебя за 20 рублей)

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный уровень коммуникативной компетенции детей.

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные.

К эндогенным относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям.

К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что конфликты, причиной которых является разный уровень развития коммуникативной компетенции школьников, встречаются довольно часто. Это связано с тем, что некоторые дети не могут и не умеют грамотно выражать свои мысли, вести беседу с оппонентом, подтверждать существование иных мнений по обсуждаемому вопросу.

Искоренить конфликты в детской среде – утопия, которую, вероятно, невозможно осуществить. Я предполагаю, что необходимо научить детей действовать в конфликтной ситуации, управлять конфликтами т.к. это поспособствует повышению их коммуникативной компетенции.

Существует множество различных технологий управления конфликтной ситуацией, но я бы хотела более подробно остановиться на медиации.

Понятие "медиация" происходит от лат. "mediare", что означает "посредничать". Медиация - это участие в конфликте незаинтересованной стороны. Сторона эта - медиатор (специалист по проведению медиации) - должна быть выбрана обоими конфликтующими субъектами. Несмотря на профессиональный вклад в дело урегулирования конфликта, решение проблемы принимают сами конфликтующие стороны.

Для большинства людей в конфликтных ситуациях необходима поддержка в лице посредника. Медиация должна обеспечить конструктивный диалог сторон, в котором не должно быть проигравших.

Медиация основывается на следующих принципах и действует в рамках следующих правил:

  • Осуществляется на добровольной основе;
  • Стороны должны чувствовать собственную ответственность за результат;
  • Стороны должны иметь заинтересованность и желание решить проблему, иметь возможность высказаться и не препятствовать высказываниям другой стороны;
  • Медиатор не должен брать на себя ответственность за решение конфликта, а также выражать собственное мнение, предлагать решения;
  • Медиатор имеет право встречаться с каждой из сторон конфликта отдельно в целях установления метода посредничества, а также ознакомления их с правилами медиации;
  • Медиатор должен быть беспристрастным, объективным.
  • Конфликт разрешается путем мирных соглашений между самими участниками;
  • Система медиации должна быть гибкой, динамичной, позволяющей вовремя корректировать алгоритм действий - технологию, методику и условия посредничества;

В настоящее время метод медиации широко применяется в решении конфликтов среди школьников. С 2001 г. в нашей стране начинает свое движение так называемая школьная медиация, которая, например, в скандинавских странах является неизменной составляющей техники разрешения конфликтов в школе.

Школьная медиация - механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи. Также внедрение школьной медиации способствует общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель - начинает чувствовать себя более защищено.

Школьная медиация - это собирательный термин для использования медиации в воспитательно-образовательной деятельности (начиная с семьи и дошкольных учреждений и заканчивая вузами). Медиация, благотворно влияет на становление личности учащегося, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и менее подверженных агрессивным формам поведения.

Школьная медиация - это еще один шаг к развитию гражданского общества и вовлечению в этот процесс молодого поколения. Методы школьной медиации позволяют использовать их и при разрешении конфликтов не только в образовательном пространстве, но и в работе по профилактике агрессивности и насилия в обществе.

Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.

Становится актуальной потребность в профессионалах-медиаторах в сфере образования, способных содействовать формированию таких гражданско-личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение к закону, коммуникативность, преданность идеалам правового государства. Таким образом, школьный медиатор будет способствовать восполнению пробела, создаваемого отсутствием необходимого объема правовых знаний у учащихся.

Проведённые исследования позволяют сделать следующий вывод: школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций и повышению коммуникативной компетенции на всех уровнях системы российского образования

Приёмы обучения медиаторству в младшем школьном возрасте

Подготовка школьных медиаторов из числа учащихся является одной из приоритетных задач развития службы медиации образовательного учреждения.

Медиация конфликтов между учащимися, осуществляемая взрослыми (педагогами, психологами), зачастую усложнена разницей в жизненном опыте и статусах конфликтующих сторон и медиатора, закрепленной в традиционной системе отношений между участниками образовательного процесса и затрудняющей полноценную реализацию основных принципов медиации.

Медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность, а также осознавать силу своего влияния на окружающий мир. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, состраданию Это наивысшие ценности общества.

На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает общепризнанными, имеющими широкую апробацию и доказавшими свою несомненную эффективность технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся.

  • Элементарные знания из области психологии общения, возрастной психологии, психологии конфликта;
  • Освоение технологии осуществления процесса медиации в конфликте;
  • Самопрезентации;
  • Активному слушанию;
  • Анализу и прогнозу развития коммуникативной ситуации;
  • Форсированности конструктивной мотивации медиаторской деятельности;
  • Готовности к реализации на практике ее основных принципов: беспристрастности, конфиденциальности, добровольности и др.

При подготовке медиаторов следует опираться на методы активного обучения в рамках тренингового формата организации обучающей деятельности:

  • Дидактические игры;
  • Ролевое разыгрывание;
  • Дискуссии;
  • Проблемные лекции;

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций и повышению коммуникативной компетенции на всех уровнях системы российского образования

  • Андреев В.И. Конфликтология / Андреев. В. И. – М.: Москва, 2007. -32-36 с.
  • Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - Москва: Ось-89, 1997. -43с
  • Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. 2012. № - 2. - 74-78 с
  • Мухина B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Глава 7. Младший школьный возраст. /В.С.Мухина-Академия,2011. -372с.
  • 13. Ковач. Медиация: краткий курс. /К. Ковач-Инотропен, 2013. -6-12с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конфликты в школьной среде. Общая характеристика.

Конфликты — это неотъемлемая часть нашего повседневного времяпрепровождения, которая сопровождает нас как в рабочее(учебное), так и в свободное время. В данной статье приведена основная классифи.

Медиация как средство разрешения конфликтов младших школьников

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов, с участием посредника.


Медиация -как средство разрешения конфликтов младшими школьниками

Очень часто воспитатели и педагоги сталкиваются с проблемой конфликтов среди младших школьников.Данная статья поможет педагогам и воспитателям в работе.


Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде

Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр.


В докладе рассматривается вопрос о привыкании аутичного ребенка к меняющимся условиям жизни (обстановка, окружение). Вас познакомят с формами и методами работы с детьми с РАС.


Презентация поможет лучше понять мысль автора.


Час общения "Профилактика конфликтов в школьной среде."

Занятие позволяет научить детей правильно реагировать на возникающие противоречия, определять причину их возникновения, находить пути примирения.

В школе каждый педагог или классный руководитель часто имеет дело с конфликтами (с назревающими или со свершившимся фактом). Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде.

История возникновения медиации

Прообразом будущей медиации стало третейское разбирательство, которое осуществлялось посредством привлечения к разрешению споров нейтральной третьей стороны – арбитра. Считается, что центрами возникновения третейского разбирательства были государства Европы – Англия и Франция XVII–XVIII вв. Именно в это время сложилась ситуация, когда устаревшее право не соответствовало общественным реалиям, не отвечало духу капиталистических отношений, и стороны охотнее обращались к третейскому разбирательству как более скорому, дешевому и компетентному.

Медиация в современном ее понимании возникла только во второй половине XX в. Сначала она обосновалась в США, а чуть позже стала появляться в странах Европы – Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

В России посредничество как способ урегулирования споров также известен издавна. К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в высшем обществе, например, для разрешения княжеских ссор и междоусобиц.

Медиация как прогрессивное направление мирных стратегий разрешения конфликта стала зарождаться в современной России только после распада Советского Союза, с середины 90-х гг., когда зарубежные медиаторы стали делиться своими наработками, опытом нескольких десятилетий применения медиации в США и Европе, проводить обучение специалистов.

3.Виды медиации

1. Семейно - ориентированная , медиация . Данная техника медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

3 . Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

4. Медиация как технология урегулирования школьных конфликтов.

В работе педагога или классного руководителя можно урегулировать конфликт не только с помощью проведения медиации как таковой (на профессиональной основе), но и разрешать конфликты и споры с помощью средств медиации, бесед, имеющих целью восстановление нарушенных взаимоотношений.

Конфли́кт ( лат. conflictus — столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях , взглядах , возникающих в процессе социального взаимодействия , заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями , выходящий за рамки правил и норм .

Причины и типы школьных конфликтов.

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

5.Преимущества медиативных технологий.

Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ.Медиация гарантирует отсутствие публичности, снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, а также способствует вынесению справедливого решения основанного на интересах сторон.

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

6.Участники процедуры медиации.

Участниками процедуры медиации являются стороны и медиатор.

Стороны. В роли сторон в процедуре медиации выступают лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации. Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения.

7. Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник

Этапы (фазы) урегулирования конфликта:

Фаза 2. Совместная беседа со сторонами конфликта.

Порядок и особенности проведении индивидуальных встреч. Фаза 1.

Фаза №1 (индивидуальная встреча с каждой стороной)

Дать сторонам возможность сформулировать претензии друг к другу, понять и осмыслить истинную причину конфликта

Мотивировать на совместную встречу

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Представиться (ВЫ не только учитель, но и человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

Цели, порядок действий

Цель – показать, что Вы не только учитель в привычной для учеников роли, но и человек, обладающий особыми умениями. Тот, кто может помочь быстро, без огласки решить проблему здесь и сейчас. Расположить к себе.

Примерные варианты фраз:

Я помогу вам договориться, как разрешить спор (неприятную ситуацию) в интересах каждого из вас. Я не буду и не вправе осуждать вас,выяснять, кто первый начать, выносить решения, наказывать вас. Моя цель – помочь вам договориться,…. Все, что мы друг другу скажем останется конфиденциальной информацией.

Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем. Наш разговор позволит решить проблему быстро, без огласки и решение устроит вас обоих.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Сказать вступительное слово (причину встречи, цель встречи)

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Мы встретились, потому что между тобой и Сашей вчера произошла драка (конфликт, ссора). Моя цель – помочь вам договориться, как быть в будущем, чтобы подобное не повторилось и вы смогли бы дальше общаться без обид и претензий. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше, и если есть взаимные претензии, то как их разрешить без огласки, быстро.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Дать выговориться и прояснить позицию

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Что случилось? (и активное слушание в процессе рассказа – А дальше? А потом? Как ты к этому отнесся? Что тебя особенно разозлило, обидело, возмутило? Как думаешь, он (она тоже) обижен(а)? Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация скорее разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?)

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Задать дополнительные вопросы (если человек не прав, дать понять это, задав вопросы)

Цели, порядок действий

Цель – дать сторонам понять истинную причину конфликта:

- без присутствия второй стороны показать, что человек не прав и в этом причина конфликта (иногда стороны только в разговоре с медиатором понимают это)

- помочь сторонам увидеть перспективы решения проблемы

- медиатору понять истинное положение дел (если информации было не достаточно), это позволит медиатору направлять разговор в русло решения проблемы.

Примерные варианты фраз:

Как думаешь, это законно? Ты сказал, что сделал запись тайно, а мы вправе это делать?Предположим…, а это не спровоцирует новый конфликт? А Вам, умному человеку, это человеку, это зачем?А имеет смысл договориться и не придавать огласке неприятные подробности?

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Мотивировать на встречу со второй стороной (показать преимущества разрешения спора договорившись)

Цели, порядок действий

Алгоритм эффективного убеждения

Предложить встретиться со второй стороной. Показать преимущества предлагаемого Вами пути перед другими способами решения

Спросить, чем выгодно оставить ситуацию как есть, не решенной.

Примерные варианты фраз:

1. Я предлагаю Вам встретиться с…. и мы вместе решить , как быть дальше, чтоб спор не повторился в будущем и решение устроило вас обоих

2. А чем лично Вам выгодно оставить проблему как есть, не решенной

3. Вы хотите, чтобы конфликт разрешился быстро и без огласки? Вы хотите, чтобы …., Вы хотите, чтобы….

1. Первая фаза разговора – встреча сторон наедине с Вами. Вам важно помнить о целях встречи. Как только цели достигнуты, можно завершать встречу. Если хоть одна цель не достигнута – встречу необходимо либо продолжать, либо переносить на другое время, либо назначить дополнительную индивидуальную встречу. Не достигнув цели в 1й фазе, начинать 2ю опасно (например, если эмоции не выговорены, возможен новый конфликт) или бессмысленно, (например, если у сторон нет понимания об истинных причинах спора, найти решение не удастся).

2. Дополнительные вопросы – факультативны. Если причина проблемы понятна и Вам и спорщику, если претензии сторон оправданы, дополнительные вопросы не нужны.

3. Мотивирование на встречу – обязательно. Сторона может общаться с Вами и быть категорически против совместной встречи со второй стороной.

4. При мотивировании на встречу соблюдать правило 3х ДА и 3х НЕТ. Это значит. Задавать вопросы таким образом, чтобы человек ответил ДА 3 раза подряд, ответил НЕТ тоже 3 раза подряд. Это важно. Это влияет на результат.

Порядок и особенности проведения совместной встречи. Фаза 2.

Фаза №2 (открытый диалог обеих сторон при Вашем участии)

1. Представиться (ВЫ не только учитель, но и, человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

2. Сказать вступительное слово (цель встречи, ход встречи, правила поведения на встрече)

3. Помочь проговорить претензии сторон друг к другу (дать возможность сторонам по очереди сказать друг другу, что их обижает, раздражает, вызывает недовольство) Из-за чего ты обижен на ….? Что Вас рассердило?

5. Помочь сторонам сформировать договоренность (проговорить с каждой стороной сомнения, договориться, как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон) Итак, вы пришли к соглашению о том, что ….. (проговорить все, о чем стороны договорились)

Заключение соглашения. Фаза 3.

Фаза №3 (определение и утверждение договоренностей)

1. Записать или устно обозначить договоренности (если стороны считают необходимым письменное, однако, устного также достаточно) Ваши договоренности можно оформить письменно

2. Устно прояснить вопросы (эти шаги нужно предпринять вне зависимости от того, нуждаются спорщики в письменном оформлении договоренностей или нет)

Обязательно задайте сторонам вопросы: действительно ли будут решены все проблемы, если стороны выполнять свои обещания? насколько выполнимы пункты соглашения в реальности? как именно поступит каждая из сторон в случае нарушения другой стороной своих обязательств по соглашению

3. Четко определить сроки выполнения. Мы договорились, что Данил (делает то-то к … числу), а Саша ….. к такому-то числу

4. Сформулировать конкретно, что, когда делает каждая сторона. Вы решили, что Данил…. Саша ….

5. Определить срок контрольной встречи. (Возможно, некоторые пункты нужно скорректировать или узнать, что контрольные встречи больше не нужны). Когда мы сможем встретиться еще раз, чтобы убедиться, что проблемы уже нет?

8.Рекомендации педагогам, разрешающих конфликт с помощью медиативных техник.

Чтобы беседа прошла эффективно и не было угрозы нового конфликта в процессе договоренностей, важно в процессе беседы быть максимально непредвзятым и беспристрастным (не выражать своих чувств и эмоций, не высказывать своих соображений по поводу произошедшего), а также:

Не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон участников конфликта, сохраняйте беспристрастность и независимость

Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта

Разъясните сторонам, что уже после разговора проблема разрешится, Вы поможете договориться. Покажите преимущества разрешения проблемы в процессе простого разговора с Вашим участием, перед разбирательствами у директора, в суде, в департаменте и т.д.

Помните, что использование медиативных технологий поможет при урегулировании конфликта между детьми, возможно между ребенком и родителем (конфликта, не осложненного участием множества сторон, наличием множества проблем и претензий). В противном случае, правильнее обратиться за помощью к медиатору, который изучал технологию медиации и владеет навыками поведения в сложных ситуациях, большим арсеналом приемов, несет ответственность.

9.Ситуция. Работа с аудиторией.

Суть конфликта:

 Родители (группа детей из класса постоянно обижают ребёнка, прячут портфель, не выпускают из школы, обзываются, из этого у него двойки и т.д.)

(15 мин. на организационные вопросы и обратная связь, 10 м. на медиацию)

Группа делится на три подгруппы: родители (1); родители (2) и медиатор с помощниками. Рассаживаются конфликтующие стороны напротив друг друга, между ними медиатор.

Медиатор имеет право консультироваться с помощниками, в любой момент, когда имеет затруднение. Перед медиатором лежит лист с Этапами медиации.

Начинается медиация – игра

Подведение итогов (Обратная связь) Работа медиатора (классного руководителя, куратора-медиатора)

Вам понравилось участвовать в игре? Что вы чувствуете в данный момент?

1. Что было самым сложным для вас?

2. Что свидетельствовало, по-вашему, что медиация сможет разрешить данный спор?

1. Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации. Москва. Пресс, 2012 г.

2. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Москва, 2011г.

3. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Методическое пособие./ Под ред.Тихомировой В.А– М., 2007. – 131 с.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)


Обзор документа

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)

1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 июля 2010 г."

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

4. Цели и задачи служб школьной медиации

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1 Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Заключение

Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;

содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш. Каганов

Обзор документа

В современном обществе наблюдается социальное расслоение. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи.

В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. Речь идет о детской наркомании, об алкоголизме, безнадзорности и беспризорности, о подростковой преступности и т. д.

Указанное служит причиной для организации в образовательных учреждениях служб школьной медиации.

Метод "Школьная медиация" является инновационным. Он применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве альтернативного способа. Служба школьной медиации должна состоять из работников организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимые подготовку и обучение.

Функционирование служб позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др.

Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

В основе деятельности служб лежит, в частности, формирование "групп равных". Дети объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Перечислены этапы организации службы школьной медиации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: