Способ идентификации личности обучающегося в электронной информационно образовательной среде школы

Обновлено: 05.07.2024

Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ

Примерная модель реализации дополнительных

общеобразовательных программ с применением электронного

обучения и дистанционных образовательных технологий

В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании, образовательным организациям для реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды является обязательным.

Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) создается в целях осуществления образовательного процесса при освоении обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся при условии идентификации личности обучающегося и контроля соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:

- электронные информационные ресурсы;

- электронные образовательные ресурсы;

- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Использование дистанционных образовательных технологий подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает дополнительную общеобразовательную программу или ее часть полностью удаленно, в том числе с использованием ЭИОС, функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации обучающегося и родителей (законных представителей) с педагогическим работником при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляются посредством ЭИОС.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере устанавливается комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров обязательно наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

Для осуществления обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы следует:

1. Разработать и утвердить локальные акты (приказ и положение) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ, либо о реализации образовательных программ или их частей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

2. Внести соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (видео-лекция, онлайн консультация и т.п.), технических средств обучения либо разработать соответствующие рабочие программы, учебные планы;

3. Подготовить план организации образовательного процесса в случае перехода на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

4. Сформировать реестр дополнительных общеобразовательных программ и/или их частей (модулей), реализуемых педагогами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по направленностям: социально-гуманитарная, художественная, естественно-научная, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, определив какие из них потребуют обучение перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме;

5. Определить содержание ЭИОС, а именно ресурсы, которые будут применяться при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

6. Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному плану, предусматривая дифференциацию исходя из возраста обучающихся и сокращение времени проведения занятия до 30 минут;

7. Назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов по переходу на обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, либо на обучение исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

8. Разместить на официальном сайте образовательной организации вкладку "Дистанционное обучение" с инструкциями, памятками, рекомендациями, расписанием онлайн-занятий, перечнем цифровых сервисов, онлайн-ресурсов для проведения вебинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов;

9. Настроить работу интернет-приемной на официальном сайте образовательной организации и/или горячей телефонной линии для обращения родителей (законных представителей) и населения на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий и дальнейшего информирования о вопросах электронного обучения и применении дистанционных образовательных технологий;

10. Организовать информационную, методическую, организационную и техническую поддержку обучающихся, на период перехода на обучение с использованием дистанционных технологий, и в период непосредственного обучения с использованием элементов электронного или дистанционного обучения.

Выбор родителями (законными представителями) обучающегося обучения по дополнительным общеобразовательным программам или их частям с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть подтвержден документально (наличием письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка при нахождении дома несут родители (законные представители), в связи с чем необходимо провести инструктажи о соблюдении техники безопасности при проведении занятия по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с родителями (законными представителями), а также с детьми (с использованием дистанционных форм). Рекомендуется по возможности привлекать родителей (законных представителей) к совместной деятельности с ребенком, нахождении их с детьми при выполнении заданий.

Педагогическим работникам образовательной организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

- рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом наполнения электронной информационно-образовательной среды, создания необходимых обучающих ресурсов и заданий;

- систематически вести учет результатов обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется обеспечить организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий.

В случае невозможности создания образовательной организацией ЭИОС при организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог дополнительного образования может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети "Интернет" в соответствии с целями и задачами дополнительной общеобразовательной программы, ее характеристиками и возрастными особенностями учащихся.

СЕРВИСОВ, ПЛАТФОРМ И ВЕБ-РЕСУРСОВ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО

ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Специализированные сервисы организации занятий:

2. Средства видео-конференцсвязи:

3. Социальные сети и мессенджеры, в т.ч. путем сопровождения тематических сообществ в социальных сетях:

4. Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы:

Примеры цифровых приложений, веб-сервисов и элементов геймификации, которые допустимо использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1) Музей изобразительных искусств в виртуальной реальности

Описание: Приложение, реализующее дистанционное посещение музея с экспонатами. Является отличным инструментарием для помощи реализации общеобразовательных программ в изучении истории, изобразительного искусства и развития общекультурных ценностей.

2) The PowderToy

Описание: Цифровая лаборатория для моделирования физических и химических явлений. Отлично подойдет для закрепления знаний, полученных в рамках школьных уроков физики и химии, а также для моделирования различных процессов в проектной деятельности.

Описание: Виртуальная физическая лаборатория с простым интерфейсом и с широким функционалом. Подойдет как для решения задач из курса общей физики, так и для моделирования различных задач и проектной деятельности.

Описание: Виртуальный мир с возможностью взаимодействия с другими пользователями с помощью фотографий, которые вы сделаете, гуляя по этому аутентичному заброшенному миру. Отлично подойдет для образовательных программ, связанных с искусством и фотографией.

5) Nuclear Simulator

Описание: Симулятор работы ядерного реактора электростанции для получения электроэнергии. Можно использовать в качестве визуализационного материала для курса физики, так и в качестве цифровой лабораторной работы для дополнительных общеобразовательных программ.

6) Бункер (The Shelter)

Описание: Игра для мобильных устройств на командообразование и развитие Soft Skills. Можно использовать как инструмент для развития ораторского мастерства и умения анализировать, выявлять достоинства и недостатки.

Описание: Платформа для разработки игр. Можно использовать для знакомства с направлением IT и GameDesign направлением.

Описание: Виртуальное пространство для встреч и проведения различных мастер-классов, лекций, уроков, игр. Можно использовать для повышения мотивации обучающихся при дистанционном обучении.

9) Google Earth VR

Описание: Цифровая платформа для перемещения по земному шару. Подходит для образовательных программ в области географии, геоинформационных технологий и технологий виртуальной и дополненной реальностей.

10) Anatomy Atlas Mobile

Описание: Мобильный атлас о строении человеческого тела. Полезный инструмент, дополняющий общеобразовательные программы по биологии.

Описание: Приложение для изучения биологического строения клеток, мышц и человеческого тела. Дополняет образовательные программы по биологии, а также может использоваться при сопровождении проектной деятельности естественно-научной направленности.

Цифровые возможности

Фото: avista.edu.pl

Во-первых, как и предыдущий, он касается всех учреждений образования, в том числе и учреждений дополнительного образования. А это означает, что он создает возможности для дистанционного обучения в рамках кружковой работы.

Во-вторых, первые пункты повторяют законодательную рамку прошлого приказа, не тая никаких подвохов. Обратим внимание на исполнение пункта 5 нового Порядка и формулировки, которые в нем применяются. Все пункты начинаются со слов "организации самостоятельно определяют, организации обеспечивают" и т.д. Это означает, что если вы в своей организации будете применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, то все разделы пункта 5 должны быть отражены у вас в локальных нормативных актах, с указанием конкретных механизмов их исполнения. Это важно, поскольку потребует обновления локальной нормативной документации в организациях, и, скорее всего, будет предметом проверок надзорных органов. Важной является возможность отсутствия аудиторных занятий, а также самостоятельное определение организациями соотношения непосредственного контакта обучающихся и педагогов, в том числе и с применением ЭО и ДОТ.

В-третьих, стоит обратить внимание на пункт 6. Помимо создания условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, которая должна быть описана внутренними нормативными актами, но может состоять из различных модулей, подсистем и информационных систем различного назначения, необходимо будет обеспечить идентификацию личности обучаемого и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Здесь хотелось бы остановиться подробнее.

Пункт 9 рассматриваемого порядка не претерпел изменений, и так же говорит о необходимости соблюдения законодательства в области защиты персональных данных, цифровой подписи и гостайны.

В целом от документа остается хорошее впечатление.

С одной стороны, он частично приводит в соответствие с реализуемыми проектами нормативную базу федерального уровня.

С другой стороны, вводит требования по идентификации личности, что повлияет на саму возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Кроме того, придание статуса документу об окончании онлайн-курсов будет относиться к организациям, действующим в правовом поле нашей страны.

Что делать с документами международных платформ – таких, как Coursera – пока не совсем понятно. К перезачету их принимать не получится. Это создает интересные условия работы для российских образовательных организаций, которые предлагают свои онлайн-курсы и реализуют их на российских платформах – таких, как Универсариум, Лекториум, Российская электронная школа, Национальная платформа открытого образования – или на своих собственных платформах.

В условиях ограничительных мер, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и массовым внедрением дистанционных образовательных технологий особую актуальность получает вопрос идентификации личности.



Поддержка
(495) 589-87-71

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 сентября 2017 г. "О новом порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 сентября 2017 г. "О новом порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки распространила информацию для руководителей организаций, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Рособрнадзор обращает внимание руководителей организаций, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ, на обновление Министерством образования и науки Российской Федерации порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рособрнадзор напоминает, что организации обязаны довести до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация:

- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

- определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и(или) с использованием ресурсов иных организаций:

- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Также установлено, что организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через Интернет.

Освоение образовательных программ в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и(или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей такие программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен такой документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.

Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

Обзор документа

Сообщается о введении с 1 октября 2017 г. нового порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Разъяснено следующее.

Организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через Интернет.

Освоение образовательных программ в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении.

Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по соответствующим предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам программы или итог обучения учитывается в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: