Спектакль холопы краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Энциклопедия кино . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ХОЛОПЫ" в других словарях:

ХОЛОПЫ — ХОЛОПЫ, в 10 начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака… … Русская история

ХОЛОПЫ — в России в 10 нач. 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с … Большой Энциклопедический словарь

Холопы — в России в 10 нач. 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с … Политология. Словарь.

Холопы — ХОЛОПЫ, в России в 10 начале 18 вв. категория зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Холопами становились в результате пленения,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХОЛОПЫ — в России в Х начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с… … Юридический словарь

Холопы — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия

холопы — в России в X начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги,… … Энциклопедический словарь

ХОЛОПЫ — категория феод. зависимых людей в Рус. гос ве. По правовому положению приближались к рабам. Термин X. впервые встречается в летописи под 986. В 11 12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12… … Советская историческая энциклопедия

Холопы — см. Холопство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сюжет

Действие происходит в 1801 году, пять картин из хроники семьи князей Плавутиных-Плавунцовых, живущей в Петербурге при дворе императора Павла I.

Старая княжна Плавутина-Плавунцова прикована к креслу; у нее паралич; слуги возят ее по комнатам. Из слов дворецкого выясняется, что она вовсе не больна, она сама обрекла себя на неподвижность из-за нежелания подчиняться самодурным распоряжениям Павла I, требовавшего на улицах выходить из экипажа при встрече императора. В её душе живет жестокая обида на императора, пытавшегося ее унизить, а теперь вынудившего не подниматься с кресел. В таком состоянии княжна с повышенной чуткостью воспринимает обиды других.

Автор показывает холопов в раззолоченных мундирах и наследственных рабов-крепостных. Взята эпоха наиболее характерная и мрачная — последние дни царствования императора Павла I. Развивая несколько занимательных сюжетных линий, сочетая юмор и мелодраматизм, автор через частную жизнь одной семьи обличает холопство во всех его видах (хотя сатирой пьеса не является, характеры героев неоднозначны).

— Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь / Под редакцией П. А. Николаева

В ролях

  • Елена Гоголева — княжна Плавутина-Плавунцова
  • Сергей Маркушев — князь Александр Павлович, брат её
  • Евгения Глушенко — Lise, его жена
  • Василий Бочкарёв — князь Платон Александрович, сын князя от первого брака
  • Геннадий Карнович-Валуа — Василий Иванович Лисаневич, Санкт-Петербургский обер-полицмейстер
  • Эдуард Марцевич — Веточкин, сенатский чиновник
  • Галина Буканова — Василиса, его жена
  • Александр Коршунов — Мирошка, его сын
  • Валентина Светлова — Дуня, его дочь
  • Татьяна Панкова — Евсевна, мать Василисы Петровны
  • Людмила Щербинина — Агничка, воспитанница княжны
  • Юлия Бурыгина — Мина, камеристка
  • Николай Анненков — Венедикт, мажордом
  • Олег Мартьянов — Ельников, крепостной живописец и капельмейстер князя
  • Афанасий Кочетков — Перейденов, бывший крепостной князей Плавутиных
  • Анатолий Торопов — Автоном, солдат
  • Олег Филипчик — Гришуха, его внук
  • Руфина Нифонтова — Глафира, кухарка, незаконнорожденная дочь княжны
  • Валерий Носач — Арсентий, обойщик
  • Валентин Маклашин — старый лакей
  • Наталья Швец — Матрёшка
  • Любовь Аникеева — горничная
  • Мария Стерникова — горничная
  • Олег Куценко — лакей
  • Лев Лоскутов — лакей

Музыка

О пьесе

Тема пьесы — холопство в раззолоченных мундирах и судьбы рабов — крестьян в эпоху царствования императора Павла I:

Отличительной чертой нашей является холопство, которое исторически всосалось нам в плоть и кровь. Хуже всего было то, что многие сознавали всю свою мерзость, все то унижение, которому подчиняли себя. Князь Александр Плавутин, которого полупомешанный Павел заставляет плясать по своей дудке, протестуя только на словах, подчиняется.

Нужно ли говорить о холопстве подчиненной ему оравы крепостных? Пьянствуя, развратничая и обворовывая господ, они в то же время раболепствуют перед ними. Сама княжна, — центральное лицо пьесы, — по-видимому, менее холопка, чем другие. Но и княжна Екатерина — тоже холопка, если не людей, то тех предрассудков, что царят в ее круге.

В молодом поколении горит неясная ненависть к былому гнету и холопству. Князь Платон — один из заговорщиков, задумавших государственный переворот.

— автор пьесы П. П. Гнедич

Успех постановок был огромен, только на сцене Александрийского театра с М. Г. Савиной в главной роли пьеса была поставлена около 50 раз.

Об этом спектакле я должна рассказать подробно. П. П. Гнедич прекрасно владел искусством диалога, вообще был большим мастером на компоновку пьес, на выдумку всяких интересных сплетений, оригинальных завязок, неожиданных поворотов и чрезвычайно эффектных развязок. Таким же совершенством он отличался в умении писать роли.

— Надежда Львовна Тираспольская

Постановка 1987 года

Спектакль стал подлинным триумфом одной из старейших актрис Е. Н. Гоголевой — одним из самых больших достижений актрисы на ее долгом сценическом пути, при этом:

Отдельно высокой оценки заслужили декорации и костюмы, созданные Андреем Сергеевым, уделившем внимание даже мелким деталям, таким как табакерка, подсвечники, лорнеты, веера, не видимым зрителям набалдашнику у старинной трости или изгибам каблучков женских туфелек, и даже рогожному кульку, в который в ту пору укладывали купленную снедь.

Спектакль был снят с репертуара театра только в 1996 году — в связи с кончиной замечательной русской актрисы Е. Гоголевой.

Критика телеспектакля


Пять картин из семейной хроники Плавутиных-Плавунцовых

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Княжна Плавутина-Плавунцова – Елена Гоголева
Князь Александр Павлович – Сергей Маркушев
Лиз, его жена – Евгения Глушенко
Князь Платон – Василий Бочкарев
Веденей – Николай Анненков
Глафира – Руфина Нифонтова
Мина – Юлия Бурыгина
Агничка – Людмила Щербинина
Ельников – Олег Мартьянов
Веточкин – Эдуард Марцевич
Василиса, его жена – Галина Буканова
Мирошка, его сын – Александр Коршунов
Дуня, его дочь – Валентина Светлова
Евсеевна – Татьяна Панкова
Лисаневич – Геннадий Карнович-Валуа
Перейденов – Афанасий Кочетков
Крючков – Анатолий Торопов


ТАКОЙ УПРЯМЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК…


Пять картин из семейной хроники Плавутиных-Плавунцовых

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Княжна Плавутина-Плавунцова – Елена Гоголева
Князь Александр Павлович – Сергей Маркушев
Лиз, его жена – Евгения Глушенко
Князь Платон – Василий Бочкарев
Веденей – Николай Анненков
Глафира – Руфина Нифонтова
Мина – Юлия Бурыгина
Агничка – Людмила Щербинина
Ельников – Олег Мартьянов
Веточкин – Эдуард Марцевич
Василиса, его жена – Галина Буканова
Мирошка, его сын – Александр Коршунов
Дуня, его дочь – Валентина Светлова
Евсеевна – Татьяна Панкова
Лисаневич – Геннадий Карнович-Валуа
Перейденов – Афанасий Кочетков
Крючков – Анатолий Торопов


ТАКОЙ УПРЯМЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК…


Кому страсти-напасти, кому смехи-потехи.
Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Наше авось не с дуба сорвалось (т. е. не бестолковое).
Дожили, что и ножки съежили.

Пётр Гнедич. Холопы (1987)



Д ействие происходит во времена правления Павла I. Княжна Плавутина-Плавунцова не встает с кресла, отказали ноги. Но здесь есть и хитрость: император приказал, чтобы при встрече с ним на улице все выходили из своих экипажей, часто в грязь, в снег, чтобы ему поклониться, и ждали, пока он проедет. Княжна не стала этого делать, заявила, что у нее болят ноги, и теперь она сидит. Но вот пришла весть о смерти Павла. С какой радостью она поднималась со своего опостылевшего кресла! Но была в пьесе и еще одна тема: в грязной, постоянно пьяной судомойке гордая княжна узнавала свою незаконорожденную дочь.

Постановка: Б.А. Львов-Анохин.

Действующие лица и исполнители:
Княжна Плавутина-Плавунцова – Елена Гоголева
Князь Александр Павлович – Сергей Маркушев
Лиз, его жена – Евгения Глушенко
Князь Платон – Василий Бочкарев
Веденей – Николай Анненков
Глафира – Руфина Нифонтова
Мина – Юлия Бурыгина
Агничка – Людмила Щербинина
Ельников – Олег Мартьянов
Веточкин – Эдуард Марцевич
Василиса, его жена – Галина Буканова
Мирошка, его сын – Александр Коршунов
Дуня, его дочь – Валентина Светлова
Евсеевна – Татьяна Панкова
Лисаневич – Геннадий Карнович-Валуа
Перейденов – Афанасий Кочетков
Крючков – Анатолий Торопов.

Год выпуска: 1987
Формат: MP3
Продолжительность: 03:04:54
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 169 Mb

Читайте также: