Специфика изучения литературы в средних и старших классах средней школы

Обновлено: 03.07.2024

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними.

В Примерной программе основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, составленной на основе государственного образовательного стандарта, межпредметные связи литературы с другими науками и учебными дисциплинами представлены следующим образом.

«Учебный предмет „Литература“ – одна из важнейших частей образовательной области „Филология“. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В Примерной программе подчеркивается также связь литературы с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), влияющими на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру; с историей и обществознанием, которые, обращая учащихся к исторической памяти, способствуют становлению их активного отношения к действительности.

Уникальность литературы среди других школьных учебных предметов основана на следующих факторах.

Первый из них связан с объектом изучения. Если в содержании преподавания большинства школьных предметов лежат основы изучаемой науки, то центральным (хотя и не единственным, конечно) объектом изучения школьного курса литературы является не только научно сформулированный результат познавательной деятельности человечества в виде основ науки (в данном случае – литературоведения), но и продукт творческой деятельности писателя – художественное произведение, которое представляет собой результат творческого познания и отражения мира в форме художественного текста личностью писателя.

Второй фактор вытекает из первого. Изучение художественного произведения (как уникального культурного артефакта) может осуществляться, в отличие от других школьных дисциплин, в нескольких ракурсах: научном, эстетическом, бытийном и коммуникативном.

Первый ракурс – научный, т. е. связанный с научными методами изучения произведения (анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. Для школьного курса литературы методологической основой изучения становится литературоведение как совокупность наук, рассматривающих в качестве объекта художественный текст. Изучение произведений в научном ракурсе фактически способно уравнять школьный курс литературы с другими учебными предметами, представляющими основы наук (что и отражено в большинстве современных программ литературного образования), однако исчерпать его не может, так как художественное произведение представляет собой уникальный объект, который необходимо рассматривать в школе также и с других позиций.

Второй ракурс изучения произведений – эстетический, рассматривающий художественный текст как воплощение искусства слова. Художественная форма произведения роднит его с другими видами искусства, в основе которых – также образное отражение действительности, преломленное сквозь призму сознания творческой личности автора. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение.

Третий ракурс изучения произведения – бытийный. В его основе – смысловое постижение содержания художественного произведения, которое отражает представление писателя о мироздании и о человеке. Именно этот подход к изучению текста наиболее интересен и важен для любого читателя, именно он оказывает воздействие на чувства и сознание читателя. Он представляет собой наиболее значимый аспект преподавания литературы, поскольку влияет на становление ценностно-смысловых установок учащихся.

Четвертый ракурс изучения можно условно назвать коммуникативным. Он позволяет рассмотреть текст художественного произведения в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в его взаимоотношениях с другими науками; в сопоставлении с вариантами его воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и проч.

Таким образом, можно утверждать, что изучение художественных произведений в школьном курсе литературы в четырех выше названных ракурсах сближает этот учебный предмет с различными областями научного знания: литературоведением, лингвистикой, этикой, эстетикой, аксиологией, культурологией, психологией, религией, философией и др.

Неразрывное соединение в одном школьном учебном предмете научных основ истории и теории литературы, литературной критики, лингвистики, риторики, взаимосвязь с различными видами искусства, родственными литературе образным, художественным воплощением творческого мышления автора, а кроме того, присутствие бытийного начала, связанного с общечеловеческим поиском истины, отраженным в философии, религии, этике, поистине уникальны по своему замыслу и могут создать колоссальные возможности воздействия на учащихся при правильно организованном преподавании.

• Соприкосновение с шедеврами мировой литературной классики дает учащимся представление об онтологических проблемах, неизбежно возникающих перед каждым человеком (проблемы устройства мироздания, определения своего места в нем, смысла и назначения собственного существования и т. п.), и закрепленных в художественных текстах вариантами их разрешения.

• Сопряжение текста художественных произведений с внутренним миром личности учащегося способно повлиять на становление жизненных целей, ценностей и мировоззрения растущего школьника.

• Соприкосновение с искусством, к коему принадлежит и литература, владеющим особым арсеналом средств воздействия на личность, содействует формированию эстетического вкуса учащихся.

• Знакомство с культурой своего народа способствует становлению национального менталитета учеников.

• Осмысление идейного содержания произведений влияет на расширение представлений читающего о разных гранях мирового бытия и накопление личностного опыта на социальном, интеллектуальном, эмоциональном, психическом и коммуникативном уровнях.

Таковы возможности предмета при условии его целостного, системного, логически построенного преподавания.

Кроме того, тесная взаимосвязь литературы не только с наукой, но и со сферой искусства не может быть разорвана в процессе преподавания. В той или иной мере данная специфическая особенность должна использоваться при изучении литературы как на уровне межпредметных связей, так и на уровне интеграции. Подчеркнем главное: изучение лишь в одном из ракурсов будет давать неполное представление об объекте – художественном произведении. При этом ни один из названных ракурсов не может носить единственно верного, единственно возможного, и тем более завершенного характера. Все они, безусловно, имеют право на существование по отдельности, но лишь в совокупности формируют целостное представление о главном объекте изучения школьного курса литературы – художественном произведении и отражают в полной мере специфику литературы как учебного предмета.

Кроме того, важно подчеркнуть, что художественное произведение можно считать таким объектом изучения, который вечно открыт для разных сфер познания, подобно явлениям самой жизни.

С двумя выше названными факторами тесно связан третий.

Изучение продукта творчества как уникального объекта в разных ракурсах возможно лишь при особой организации образовательного процесса, в основе которого не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, т. е. обучение, но и разноплановое педагогическое взаимодействие, обязательно включающее чтение, общение (т. е. полифункциональный диалог) и различные виды деятельности, среди которых особо значимое место принадлежит творческой деятельности учащихся, полноценное постижение творчества писателя без которой невозможно.

Из третьего фактора логично вытекает четвертый – специфическая сложность оценивания результатов деятельности учащихся в образовательном процессе. Традиционные формы проверки, выявляющие усвоение суммы знаний, умений и навыков, дают возможность оценить лишь отдельный, далеко не единственный и, возможно, не самый важный фрагмент изучаемого предмета.

Таким образом, школьный курс литературы обладает ярко выраженными специфическими характеристиками практически во всех педагогических аспектах: в целях, содержании, в процессе преподавания и критериях оценивания результатов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите факторы, отражающие специфические особенности литературы как учебного предмета.

2. С какими школьными дисциплинами связана литература как учебный предмет?

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.

2. Сборник нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2006.

Информационные ресурсы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Специфика дневникового образа

1. Специфика дневникового метода

1. Специфика дневникового метода Представление о дневнике как системе подневных записей, отражающих частную жизнь автора и общественные события, лишь частично раскрывает сущность жанра. Для полного представления о нем необходимо ответить на вопрос, какие события

1. Специфика композиции дневника

1. Специфика композиции дневника Композиция является настолько же важной категорией дневника, насколько и литературно-художественного произведения. Этому есть свидетельства самих дневниковедов. Так, С.Я. Надсон в самом начале своего юношеского журнала отмечал: «Однако

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы Глубинные, сущностные различия между культурами (и, в частности, литературами) стран Западай Востока, этих двух великих регионов, самоочевидны. Оригинальными и самобытными чертами обладают латиноамериканские страны,

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны

1.3. Содержание школьного курса литературы

1.3. Содержание школьного курса литературы Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе

1.3.2. Программы школьного литературного образования

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

1.4. Этапы школьного литературного образования

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать,

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса

4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса Урок является основной формой организации процесса литературного образования школьников.По определению В.И. Загвязинского, «урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченную по

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Специфика литературы как гуманитарной дисциплины.

2.Задачи литературы как учебного предмета.

3. Виды деятельности на уроках литературы с учётом возрастных особенностей учащихся.

4.В чём заключается перспективность работы учителя – словесника.

5. Использование информационных технологий на уроках литературы как одно из средств подготовки учащихся к жизни в современном обществе.

литературы от других гуманитарных дисциплин, кроме особого материала, - в её методе познания действительности, в образности и эмоциональности, а также в том, что она в большей степени, чем другие учебные предметы, обращается к творческому воображению учащихся и их чувству.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: она расширяет представления о человеке и обществе,

углубляет опыт школьника, обостряет наблюдательность, учит видеть за внешними проявлениями подлинную природу человека.

Другая задача литературы как учебного предмета –

И граф подчиняется дочери, чувствует себя сконфуженным. Эта сцена всегда волнует ребят, заставляет сопереживать Наташе и принять, одобрить этот её порыв патриотического чувства.

Следующая задача литературы как предмета -

РАЗВИВАЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.

Знакомство с величайшими образцами литературного языка, разбор литературных произведений предоставляет исключительно благодатный материал для навыков в устном и письменном изложении мыслей. Ни один школьный предмет нельзя сравнить с литературой по силе воображения.

В начальной школе преподавание литературы носит характер объяснительного чтения. От ребёнка требуется (помимо чтения) объяснить общий смысл произведения, дать оценку поступкам героев; умение составлять план произведения, обращать внимание на непонятные слова и выражения, ответить на вопросы по содержанию.

Преподавание литературы в 5-8 классах носит характер литературного чтения. В программу включены лучшие произведения устного народного творчества, произведения классиков, произведения некоторых современных авторов: В.Астафьева, Ф. Искандера, В. Распутина, Ю.Казакова.

В этом звене обучения мы используем такие виды деятельности, как:

1. Работу с текстом, выразительное чтение по ролям, организуем классное и домашнее чтение;

2.Обучаем составлению плана (простого, сложного, цитатного).

3. Устный пересказ эпизода (подробный, сжатый).

4.Анализ текста – один из важнейших видов работы на уроках: определение темы, идеи автора, место того или иного героя в раскрытии идейного замысла, характеристика героев (их речь, портрет, оценка поступков, взаимоотношения с другими героями), учим давать групповую характеристику героев – сопоставительную, сравнительную. Учащиеся характеризуют произведение с точки зрения композиции, учим соотносить композицию с идейным замыслом произведения.

Анализируем произведение с точки зрения языка, стиля писателя, наблюдаем роль пейзажа в произведении, особенности языковых и художественных приёмов автора.

Анализ языка – это и активная работа над словом, и формирование литературоведческих понятий у учащихся.

Используем такой вид работы, как чтение наизусть и выразительное чтение. Проводим различные письменные работы, такие как: анализ эпизода, героя; сравнительная характеристика героев; сочинение – рассуждение; изложение с элементами сочинения; ответ на вопрос; впечатление от прочитанного произведения – эссе.

Также на этой ступени знакомим с жанрами художественной литературы и теоретико- литературными понятиями.

В старшем звене обучения литературе в отличие от предыдущих курсов, где материал подобран с учётом сложности произведений, использования приёмов учителя, начиная уже с 9 класса, мы изучаем литературу во взаимосвязи с её историческим развитием, т.е. приступаем к изучению историко – литературного процесса.

Учащиеся знакомятся не просто с литературными направлениями, а в связи с общественно – историческим развитием нашего народа и отражением этого в

литературе. Борьба литературных течений, идей, принадлежность того или иного писателя к ним и одновременно особенности выражения писательского

мировоззрения – всё это рассматривается и изучается старшеклассниками.

Именно 9 класс – это переходный курс, когда осваиваются навыки, необходимые для работы по изучению литературы в 10-11 классах.

Если учащиеся за 9 лет не освоят техники чёткого и выразительного чтения, не могут связно рассказать сюжет произведения и давать развёрнутые и обоснованные ответы, не научатся в 9 классе слушать лекцию учителя, если у них нет исторических и теоретико – литературных знаний, достаточного запаса слов, то в 10 классе уроки будут мучительны и для учителя, и для самих учащихся.

По сути дела вся методическая работа по преподаванию литературы в 5 – 9 классах должна строиться в перспективе, т.е. подготовить учащихся для изучения литературы в старшем звене.

Конечно, бич нашего времени – это то, что наши дети не читают. Поэтому, я считаю, что именно в 5-9 классах следует добиваться того, чтобы задания по прочтению учащимися текста выполнялись. Особое внимание следует уделять анализу текста. Научить учащихся не просто прочитывать, а осмысленно прочитывать – именно это является главной задачей, стоящей перед учителем – словесником.

Большие возможности для преемственности средней и старшей ступеней открывает перед нами использование информационных технологий.

Во – первых, появляется возможность для активного участия в процессе обучения самих учащихся: например, в поиске и отборе материалов к уроку с использованием ресурсов Интернета, в создании презентаций, тестов, в отборе лекционного материала.

Во – вторых, старшеклассникам появляется возможность для самореализации не только на своих уроках, но и в оказании помощи учителю в обучении учащихся среднего звена.

Это создаёт условия для естественного развития творческих способностей,

а также является путём к достижению результатов, которые ставит перед нами современная школа, а именно: предметных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий), но прежде всего личностных, то есть готовности учащихся к саморазвитию и самовыражению.

Таким образом, творческое использование информационных технологий в процессе работы на уроках литературы способствует развитию творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм взаимодействия со сверстниками, взрослыми, т. е развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам повышения качества знаний обучающихся на уроках литературы. Автор раскрывает значение диалога, убеждает читателей в возможности приближения традиционного урока к современным требованиям ФГОС и в достижении высоких результатов при работе по данной методической системе.

Сложность нашего труда состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей, помочь осознать себя личностью. Школьники, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельностной активности. Вот почему так важно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени.

Учитель на уроке направляет деятельность обучающихся так, чтобы каждый из них почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, между учителем и родителями. В работе участвуют все обучающиеся, на каждом этапе работы оцениваются результаты всех, все учатся мыслить, говорить правильно, рассуждать, доказывать, больше общаться друг с другом, и что не менее важно, самостоятельно добывают знания. Л. С. Айзерман главной целью литературного образования считает формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимание особенностей литературы как явления искусства. Такая культура – ведущий компонент духовного становления личности, способной к эстетическому, познавательно-понимающему и нравственному самосовершенствованию, что приводит к активности и сотрудничеству обучающихся в процессе реального культурного общения на уроке [1].

Основным способом решения этой задачи обучения становится целостный анализ произведения и его интерпретация при условии, что оно прочитано учениками. Схема такого анализа произведения рассмотрены в исследованиях Т. В. Торкуновой, А. В. Мазур. Используя их рекомендации, на уроках литературы используется диалог с другими писателями, старшеклассники с теми же писателями, со своими одноклассниками, учителями, со своим временем тоже ведут диалог. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведения, к постижению объективного смысла слова писателя. Это и есть сотрудничество.

Путь обновления школы, уроков литературы лежит через познание и преобразование мира. Отсюда и необходимость диалогичности уроков. Каждый учитель хорошо знает, сколь широко распространён среди учащихся двойной стандарт, когда они говорят и пишут об изученных в школе книгах и образах, и совершенно по-другому относятся к ним, думают и чувствуют. Вот почему так необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Вот почему так необходима гуманизация преподавания литературы, поворот школы к ребёнку, доверие к нему, понятие его личностных запросов и интересов. Решению этих задач и способствует диалогический строй уроков вообще, литературы — в особенности, демократизм мысли и отношений, открытость суждений, честность высказываний.

Важен для этого процесса характер педагогического общения на уроке, то, насколько уважительно и внимательно выслушивает учитель каждого ученика, использует ли ситуацию успеха, одобрения, поддержки, поощрения, умеет ли строить беседу на равных, поддерживать ответы учащихся, учитывать не только правильность, но и самостоятельность и оригинальность ответа. Педагог переходит к сотрудничеству, он создаёт оптимальные условия для развития личности учащегося.

Для того чтобы сотрудничество и диалог, понимание жизни и литературы состоялись, в зависимости от объёма произведения. Каждый раз разделяю текст примерно на равные части, которые они читают на уроке, на каждом уроке, в сжатом виде пересказывают его для всех, (для этого необходимо выбрать важные сведения), а потом один ученик или два-три передают содержание всего текста. Пока дети читают текст про себя, каждого из них проверяем на каждом уроке свободное, правильное и выразительное чтение. На оставшееся времени проводится анализ изучаемого произведения, что необходимо для развития личности.

Следовательно, практически на каждом уроке литературы звучит монологическая, диалогическая речь, осуществляется сотрудничество, совершенствуются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные компетенции. За активное участие в каждой виде деятельности обучающиеся получают оценку, что повышает их накопляемость, а традиционный урок с его систематическим характером обучения, упорядоченной, логически правильной подачей учебного материала, организационной чёткостью, постоянным эмоциональным воздействием личности учителя, оптимальными затратами ресурсов при массовом обучении постоянно приближается к современным требованиям ФГОС, и растёт качество универсальных учебных действий, что так необходимо на современном этапе образования.

1. Айзерман А. С. Уроки литературы как диалог. Литература в школе. 1990, № 4.

3. Лавлинский С. П. Грани вымысла и действительности в русской литературе XX века. Концепция и программа литературного образования в 11 классе. (Для школ, гимназий и лицеев.)

Ещё древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно. Второе рождение – процесс сложный, мучительный и длительный. Миссия педагога-словесника во втором рождении человека велика. Большим потенциалом обладает преподаваемый мною предмет. Именно художественная литература интегрирует культурный, исторический, нравственный и духовный опыт человечества в художественных и философских подходах. В центре литературы – человек в его отношении к себе, обществу, природе, миру. Но как подростку выбрать нужный ответ на вопрос, поставленный в художественном произведении?

Проблема состоит в том, что почти вся литература написана для людей, имеющих определённый жизненный опыт, решающих вопросы смысла и цели жизни на практике. Ученикам читать настоящую литературу трудно, потому что они не видят связи между своей жизнью и проблемами выдуманных героев, отдалённых от них временем, возрастом, условиями жизни. Педагогу – словеснику необходимо продумать подход в преподавании литературы, как предмета философско-эстетического курса…

Главный подход в преподавании литературы – максимальное приближение художественного текста к читающему ученику. То, что становится доступным и понятным, становится близким. Доверяешь советам близких, а не чужих.

Учитель литературы сталкивается с рядом противоречий: большой объем предлагаемых произведений и малое количество часов, отведённых программой; активность учеников, желание высказать свою позицию и неумение опираться при этом на текст художественного произведения, вызванное неспособностью в нем ориентироваться. Формулирование собственной позиции ученика, умение аргументировано высказать её и при этом частая подмена чтения произведения знакомством с литературно-критическими статьями.

В связи с этим возникают вопросы: как привлечь ребят в литературу, не перегружая их? Как анализировать художественное произведение, вызвать интерес к нему, и при этом способствовать духовному и нравственному росту учащихся?

  • отобрать для работы на уроках такие эпизоды произведения, которые бы позволили выйти на проблемы и особенности формы всего произведения в целом;
  • сформулировать конкретные, понятные, близкие и доступные цели перед учащимися;
  • научить детей связывать частное с общим, двигаясь от простого к сложному, от поверхностного к глубокому, от внешнего к внутреннему;
  • разработать материал, схемы, модели, технологические карты, обеспечивающие видение (объективизацию) основного содержания материала и деятельности;
  • представить критическую литературу, иллюстрирующую разные точки зрения на художественное произведение и поставить ребят перед необходимостью выбора.

Решение поставленных задач облегчается в результате кардинального изменения отношений между учителем и учеником в учебном процессе, стиля поведения учителя таким образом, что бы возникала ситуация, в которой учитель и ученик одинаково не знают, как ответить на подсказанный самой жизнью вопрос, вместе найти ответ на него в тексте произведения: только учитель знает, где искать, и поэтому направляет поиск.

В обучении предмету литературы модель развития выглядит так: от опыта личности (автор, учитель) к анализу (автор, учитель + я) и от него к самовыражению (я). Совместная работа учителя и учащихся на уроке может быть представлена в виде следующей модели:

I этап

Блок лекций, посвященных одной теме. Пытаюсь подбирать составляющие темы блока так, чтобы дать необходимый минимум знаний, требуемых стандартом образования, и в то же время темы и проблемы, близкие к проблемам сегодняшнего дня.

II этап

Семинарские занятия. Форма семинарских занятий позволяет находить ответы на вечные вопросы в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Проблемный вопрос – это такая организация деятельности, которая позволяет привлечь класс к работе над поставленной проблемой. Проблемный вопрос должен активизировать творческий потенциал учащегося, должен включить исследовательские способности ученика, предполагать привлечение дополнительных информационных сравнений, не предполагать единственного правильного, а более или менее удачного ответа.

Пусть даже материал заимствован, на данном этапе происходит первичное разрешение проблемы. В основе семинарского занятия ставится по возможности проблемная ситуация, которая способна вывести ребенка к собственной позиции по поставленному вопросу, на существующих аргументах сделать свое собственное открытие. Например, на одном из семинаров старшеклассники делают для себя открытие, о том, что наказание Раскольникова – не в суде и на каторге, а в муках совести, в любви к Соне, в мучительном возрождении к новой жизни.

На уроках-семинарах должна царить психологически комфортная атмосфера, предполагающая совместную деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Это выглядит помпезно, но это методичное, рутинное следование поставленным целям. Воспитание грамотного читателя, способного выразить свои размышления, как одного из составляющих глобальной цели учебно–воспитательного процесса – формирования самостоятельной всестороннее развитой личности.

  • уравнивание ученика и учителя в правах;
  • право ребёнка на собственную точку зрения;
  • право на ошибку.

III этап

Творческая лаборатория – последний завершающий этап. Здесь ученику предлагаются классические формы творческих работ: сочинение, стилизация, создание собственного произведения.

Нравственный потенциал художественного произведения на этом этапе порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.

Умение брать на себя ответственность – важнейшее качество, которое необходимо современному человеку. Все три этапа, предложенные в данной модели обучения, способствуют воспитанию грамотного читателя.

Главная цель приобщения к искусству слова (литературе) – осознание себя и осмысление окружающего мира через художественный текст.

Позволяют успешно решать поставленные задачи на каждом из этапов следующие методы:

I этап

– метод конструирования материала;
– метод наглядности (слайды, видеофильмы, опорные схемы)

II этап

– метод эмоционального погружения (синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение);
– метод творческого сотрудничества (совместный поиск оптимального решения);
– метод сравнения, как один из путей активизации мышления.

III этап

– метод рефлексивного анализа (оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, прогнозировать перспективу развития).
– метод портфолио – метод альтернативного оценивания и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика и увидеть результаты его деятельности, увидеть своеобразие и уникальность личности.

Содержанием такого портфолио являются детские стишки, сочинения, эссе, сценарии, стихи и т. п. Это своего рода творческий портрет ученика.

I этап

1) Лекционный материал структурируется, составляется опорная схема. (Приложение 1)

Можно составить такие схемы в отдельности по каждой лекции блока, затем соединить их воедино. Можно структурировать материал в целом по всему блоку.

3) На основе всего составляется ассоциативный портрет.

Пытаемся обобщить их, связать логически.

  • Понравилось ли вам произведение Ф. М. Достоевского? Почему?
  • Как вы относитесь к образу Сони Мармеладовой?
  • Осуждаете ли вы Родиона Раскольникова? Почему?

II этап

Примерные вопросы семинара:

На этом же этапе осуществляется контроль и учёт знаний, приобретённых в ходе 2 этапов работы над произведением. Осуществляется он в форме контрольной, проверочной работы, тестов, викторин.

III этап – творческая лаборатория.

1) Написание классического сочинения по литературному произведению.

Учебный процесс требует совершенствования и внедрения новых педагогических технологий. Однако это не означает, что они должны заменить традиционную методику моего предмета. Предложенная мною технология, а точнее модель обучения литературе в старших классах, на мой взгляд, не должна применяться вместо методов обучения, а наряду с ними становиться составной частью методики. И какими бы не были используемые учителем методики и технологии, успешность обучения и воспитания учеников будет зависеть в первую очередь от личности учителя. Учитель должен владеть большим объемом информации, уметь приводить нужные факты, объяснять причины, описывать явления, то есть давать полную картину изучаемого материала и обязательно вдохновлять на открытия.

Читайте также: