Особенности начальной школы в россии
Обновлено: 05.07.2024
Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества составляли основное содержание обучения.
Современный уровень развития рыночной экономики, построение гражданского общества сегодня предполагают иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющегося мира. В последнем случае перед человеком встаёт необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире [2, с. 11].
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации [4, с. С.4–6]
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей.
Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме [5, с. 10].
В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО) сформулированы задачи, стоящие перед школой, где говорится о том, что начальная ступень является фундаментом всего школьного образования, которая призвана формировать у детей учебную деятельность, потребность в учении и умение учиться, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе, получение профессионального образования, где неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) — познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [6].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.
Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как:
– владение системой знаний, обеспечивающих возможность решения различных учебных и жизненных задач; готовность к дальнейшему образованию;
– способность использовать приобретённые знания для правильного функционирования в окружающем мире (без вреда для себя и для него); умение адаптироваться к разным условиям среды, коммуникации, социальным отношениям;
– желание и умение действовать в соответствии с социальными ценностями, реализовывать собственные ожидания;
– способность к самообучению и саморазвитию.
Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.
Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, окружающий мир, начальная школа, учебная деятельность, задача, младший школьник, начальная ступень, российское образование, Россия, современная начальная школа.
Похожие статьи
Формирование учебной деятельности младших школьников
К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности
Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира,выражающееся в усвоении накопленного.
Формирование у младших школьников ценностей российского.
Одной из задач, поставленных перед учителем начальных классов на современном этапе, является формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование гражданской идентичности гражданина России, включает в себя
Формирование личностных учебных действий у младших.
Начальная школа — начальный этап становления человеческой личности. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Патриотическое воспитание младших школьников.
К вопросу использования учебной деятельности как фактора.
Современная школа переживает новый этап своего развития. В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования проходит личностно-ориентированная модель: подход к учащимся как полноправным партнерам в условиях.
Оценивание образовательных достижений младших.
Начальная школа была и остается той ступенью, на которой закладывается фундамент дальнейшего образования и развития личности.
Ориентация начального образования на освоение младшими школьниками учебной деятельности предполагает включение в число.
Формирование познавательных универсальных учебных действий.
начальное образование, умение, образовательный процесс, младший школьник умения, формирование
Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе.
Современное образование в России переходит на Федеральный государственный.
Формирование экономических представлений у младших.
Формирование экономических представлений нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится специального учебного времени, а уровень экономического образования младших школьников.
Перечень личностных качеств младших школьников
Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) - это 11 классов, неполное (основное) - 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.
Структура
До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:
- первая - 4 года начального образования;
- вторая - 5 лет основного обучения;
- третья - 2 года среднего, или полного, образования.
Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти "не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству" - это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.
Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать - такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.
Начальная школа
В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:
- чтение;
- азы математики (арифметика);
- письмо;
- труд;
- физкультура;
- музыка;
- окружающий мир;
- искусство и хореография;
- хотя бы один иностранный язык.
С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.
Основная школа
Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.
У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.
По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.
После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).
Старшие классы
В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.
В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.
Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.
Российское школьное дополнительное образование
Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.
В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:
Читайте также: