Спасти камер юнкера пушкина краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

"Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
. Нас этим выстрелом всех в живот ранили
".

Это, конечно, Марина Цветаева. И тот Пушкин, которого мне во многом благодаря ей повезло понять, и полюбить, и перечитывать, и цитировать, и не представлять себе - как это без его слов? Как без "мороза и солнца", без "Онегин, раньше я моложе и лучше кажется была", без "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет"?
Правда, это все я для себя открыла уже где-то классе в шестом-седьмом. Это был Ленинград, зимний, холодный, настоящий. А в нем был Пушкин, и Мойка 12, и его жизнь и любовь, и смерть, и стихи.
А до этого, с присущим детству максимализмом, я считала, что мол, подумаешь, Пушкин. И что все на нем помешались? Банально. Мне надо что-то свое, исключительное. Мало ли поэтов. Вот есть же еще Блок или Саша Черный, или вот хоть Гумилев. Они появлялись, занимали какое-то место на полке, запоминались строчками стихов в голове, и в итоге остались где-то в нежной юности. А Пушкин - он оказался навсегда.

В общем это было лирическое отступление, чтобы было понятно, почему для меня про Пушкина - это про свое, любимое, родное, куда никому ехидными словами лезть не позволено.

Жанр этого спектакля обозначен как "история несостоявшегося подвига". Потому что, когда разговор о Пушкине - то так или иначе он сводится к дуэли. Черная речка, белый снег, красная кровь.

У Михаила Хейфеца с Иосифом Райхельгаузом все серое, все прах и все из этого праха появляется и в него уходит. И если мыслить не материально, то получается, что вот Пушкин-то, он как раз единственный - вне этого праха. Он - над. А остальные - здесь, копошатся в реальности. Впрочем, не уверена, что у создателей спектакля идея была именно такая.

Сцена выглядит как большая песочница или же дуэльная площадка, длинная и заполненная чем-то легким и серым, играющим роль песка, снега, земли, в зависимости от контекста. С двух сторон сидят зрители. Что необычно, но хорошо, так как сцена прямо как на ладони.

Спектакль, собственно, не про Пушкина. Т.е. про него, конечно, тоже, но больше фоном, иллюзиями, загадками, сомнениями. Спектакль про мальчика, самого обыкновенного, толстенького, забавного, добродушного мальчика, который лет до сорока так и не вылез из своей условной песочницы, и хоть и готов был в итоге за Пушкина умереть, но вот дорасти до него, так и не дорос. Даже почти научился им пользоваться, но не услышал, и не понял, и не оценил. И осталась только дуэль, и прах. И ужасное ощущение, что вот вокруг этих румяных мальчиков - несть числа, и они вроде - и милые, и смешные, и безобидные. Но драма в том, что они могут - только умереть. И не выбраться им из маленького серого мирка, где от Пушкина одни неприятности.

Подозреваю, что идея была в том, чтобы сделать изящный спектакль на грани. Что-то такое почти скандальное и против всех правил, режущее слух и мораль, но смягчить юмором и трагичностью, и узнаваемостью типажей. Смешно - местами получилось (сидящий за нами человек хохотал, как иерихонская труба), трагично - местами тоже, а вот с изяществом - не вышло. Все-таки грубоват текст, и Пушкина - остро жаль, и слова о его ненужности слышать неприятно, как ни старайся смотреть отстраненным зрителем, и не впадать в образ консервативной "училки" в очках и в платке.

При этом играют - очень и очень неплохо. Мужские роли, так вообще удались, особенно мне понравился Александр Овчинников в роли Миши Питунина. Вот он на картинке. Барышни - куда скучнее, они тут массовка, манекены с пустыми глазами, умеренно бесцветные, примерно, как серая субстанция на сцене. Возможно так и задумано, потому что по сути, весь спектакль - это почти монолог, жизнь Миши Питунина, им прожитая и рассказанная.
На фоне Пушкина.

Нескучно. Неоднозначно. Не без ностальгических отсылок. Не для нежных фиалок совсем. И чтобы разбавить все эти "не" - любопытно и оригинально.

Спасибо театру и ketosha за приглашение и прекрасные места, а также любимому mosblog , который без устали разнообразит наши будни.

Фото - Спектакль Спасти камер-юнкера Пушкина

Коротко о спектакле: История несостоявшегося подвига.

Расписание сеансов и продажа билетов

- Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
- Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
- 100% гарантия подлинности официальных билетов.
- В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Спасти камер-юнкера Пушкина в театр Школы Современной Пьесы даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!

Краткое содержание спектакля Спасти камер-юнкера Пушкина

История несостоявшегося подвига

Михаил Питунин не любил Пушкина. Тот ему всю жизнь испортил, начиная с детского сада: воспитательница так ругала Мишу за то, что он невнимательно стихи слушал! А в школе! Вообще двойки ставили и маму к директору вызывали. В общем одни неприятности от этого Пушкина. И вдруг появилась в жизни Миши девушка, и, как назло, она любит стихи. И вот только ради нее он Пушкина и стал читать. А потом увлекся как-то. А потом и вовсе придумали они с этой девушкой игру: что если бы перенестись сквозь столетия, попасть на Черную речку в тот самый момент, когда Пушкин с Дантесом стрелялся и… спасти поэта! Закрыть его своей грудью. И ведь, кажется, получилось…

Понравился спектакль Спасти камер-юнкера Пушкина? Расскажите друзьям!

Отзывы зрителей о спектакле Спасти камер-юнкера Пушкина

21 декабря 2019 г.

В целом спектакль интересный. Особенно игра и перевоплощение пяти талантливых актеров.Интересный сценарий.Смешной.Даже употребление ненормативной лексики вначале спектакля казалось уместным.Но потом ее стало много. Это единственное замечание.

11 декабря 2019 г.

Ходила с "продвинутыми" старшеклассниками. Спектакль очень понравился! Смеялись до слез в течении всего действия! А в конце, хоть и была готова, что будет-таки убит любимый поэт на дуэли, не смогла сдержать слез уже от жалости! И к Пушкину, и к Мишке Питунину. Рекомендовала всем знакомым и сама хочу пойти повторно. Великолепно!

08 декабря 2019 г.

Спектакль на любителя, но актеры очень хорошо играли и передали всю атмосферу того времени. Нам понравилось, время пролетело незаметно.

08 декабря 2019 г.

Тяжелый спектакль. Вспомнились 90е. К Пушкину имеет отношение опосредованно. Детей вести не рекомендую

12 ноября 2019 г.

Не "вау!"- в смысле одномоментно - во время или сразу же после просмотра, но спектакль неожиданно оставил весьма своеобразное и очень долгое послевкусие, и, пожалуй, в первую тройку по интенсивности обсуждения даже через неделю после просмотра входит точно. Прекрасный актерский состав, великолепные, совершенно понятные и близкие по замыслу и исполнению параллели с советским детсадовским и школьным детством, читаемая идея, что у каждого своя Черная речка - это все постепенно заретушировало в памяти то, что в момент просмотра вызвало сомнение, и даже неприятие.Ну, и, наконец побывали в этом Театре - что тоже хорошо)))


Михаил Питунин не любил Пушкина. Тот ему всю жизнь испортил, начиная с детского сада: воспитательница так ругала Мишу за то, что он невнимательно стихи слушал! А в школе! Вообще двойки ставили и маму к директору вызывали. В общем, одни неприятности от этого Пушкина. И вдруг появилась в жизни Миши девушка — и, как назло, любит стихи. И вот только ради нее он Пушкина и стал читать. А потом увлекся как-то. А потом и вовсе придумали они с этой девушкой игру: что если бы перенестись сквозь столетия, попасть на Черную речку в тот самый момент, когда Пушкин с Дантесом стрелялся и … спасти поэта! Закрыть его своей грудью. И ведь, кажется, получилось…

Участники

Место проведения

Школа современной пьесы



Был на спектакле 07.04.2019.
Отличный спектакль, весёлый, при этом затрагивающий серьёзную тематику. Рекомендую.
Но, у спектакля есть и минусы технического характера.
Подробнее далее.
Жизнь не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, порой очень интересно подумать, пофантазировать, что могло бы быть в истории человечества или в твоей собственной жизни, если бы…)).
Театр “Школа современной пьесы” предлагает зрителю поразмышлять вместе с актерами про судьбу Пушкина, который, сквозь века, не только радует читателей своими прекрасными стихами, но и мучает, доставляет жизненные неудобства тем, кому ещё не пришло время принять и понять его великое наследие. :))
Думаю, многие (в том числе и я), в школьные годы задавались вопросом, а зачем меня заставляют учить стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова и прочих классиков? Действительно, все эти чтения наизусть всегда шли “из под палки”. Почти всегда в противовес авторскому тексту классика мы, школьники, придумывали народный, смешной, хулиганский вариант стихотворения. И когда учительница вызывала к доске, этот хулиганский вариант так и просился с языка на волю (и нередко звучал из уст одноклассников, которые не могли перебороть себя). Весело было!
В этом спектакле эта и подобные ей ситуации собраны воедино и прекрасно обыграны. Этот спектакль очень правдив, он очень жизненный. Он про то, что многие пережили и прочувствовали. И про Пушкина, конечно! Что ни говори, а определение “НАШЕ ВСЁ”, очень точно определяет масштаб этой исторической фигуры.
В интервью телеканалу “Культура” режиссер Дмитрий Крымов сказал, что Пушкин “растрепал” русский язык, который до него был как застегнутый на все пуговицы мундир. Метко сказано.
Очень понравился актерский состав спектакля, особенно актёры-мужчины. Обаятельные и смешные. Все очень запомнились.
Насколько же хорош исполнитель главной роли Александр Овчинников! Он великолепен! И его внешность, и эти очки, и мешковатая одежда, и голос, и манера держать себя - всё это на сто процентов подходило под образ простого, ничем не выдающегося школьника, студента, военнослужащего по призыву Питунина. Браво!

Теперь о минусах.
Действие спектакля происходит в “песочнице”, наполненной неким искусственным чёрным снегом (назову этот материал так), под которым лежит разного рода реквизит, извлекаемый актерами наружу по мере необходимости.
Так вот, вся эта масса чрезвычайно насыщена пылью!! ((
По ходу действия актёры очень активно перемещаются по этой песочнице, так или иначе постоянно шевеля этот самый “чёрный снег”. Из-за этого в зале постоянно “столбом” стоит жуткая пыль, которой приходится дышать. Я сидел в первом ряду и меня это очень беспокоило и напрягало.
Кроме того в зале душно, по крайней мере в районе первых рядов. И вроде бы слышно, что работает вытяжка, но достаточно посмотреть чуть вдаль на свет и видно, что пыль так и висит в воздухе. Печально! Вроде театр только открылся после реставрации, а старая проблема с вентиляцией так видимо и осталась((.
С одной стороны, ооочень интересное художественное решение - использовать на сцене такой элемент декораций, как этот самый снег. А с другой, надо бы и о здоровье актёров и зрителей думать.
Дописываю этот отзыв в течении недели после спектакля и могу сказать, что на второй-третий день после спектакля у меня появились болезненные симптомы (при нормальном самочувствии вдруг резко появился сильный насморк). Было очень некомфортно. Вроде бы удалось погасить это явление антиаллергическим препаратом.
Господа астматики, аллергики - повышенное внимание!
На этом спектакле сцена расположена между двумя трибунами для зрителей. Подъем достаточно слабый. Причём некоторые ряды находятся на одном уровне. Я сидел в первом ряду сектора Б, второй ряд располагался выше, а третий, если я правильно запомнил, был на одном уровне со вторым. А в противоположном секторе два первых ряда были на одном уровне. Тоже очень печально видеть такую картину, когда о том, увидит ли зритель спектакль или только услышит, из-за закрытого зрителями предыдущего рядя обзором, театру дела нет.
Кроме того, боюсь зрители последних рядов могут и не слышать часть реплик, так как актеры обращаются то в сторону одного сектора, то в сторону другого.
Итак, сам по себе спектакль великолепен, но есть “НО”, которые могут помешать вам насладиться спектаклем в полной мере.

Анастасия Кошарнова в роли Леры в окружении партнеров по сценической площадке.

Главный герой - самый простой, обычный мальчик Миша Питунин, не блещущий какими-то талантами. С самого детства он оказывается в разных комичных ситуациях, оборачивавшихся для него несчастьями. А все из-за кого? Конечно, из-за Александра Сергеевича Пушкина!

Тут и детский сад, в котором случились первые слезы из-за поэта, и школа, где не оценили его художественных творений, и даже армия. В итоге Миша проникается глубокой ненавистью к гению, который буквально мистическим образом преследует его по пятам. И вместе с тем, как взрослеет герой, меняется и его отношение к Пушкину. Ведь именно из-за любви к девушке Питунин роковым образом оказался втянут в игру по спасению великого поэта.

Николай Тирщук и Юрий Шадрин в роли Дубасова и Питунина

И между главными вехами в судьбе Питунина зритель перемещается из нашего времени в пушкинское, узнавая любопытные подробности личной жизни тех, кто окружал поэта, - Дантеса, Луи Геккерна, Наталии Гончаровой.

Юрий Шадрин в роли Питунина

Но так получается, что кинотехникум и девушка Лера (Анастасия Кошарнова), любви которой Питунин добился, вызубрив лирику поэта, навсегда изменили ход истории главного героя. Так и начинается их игра, ради которой Питунин узнает о ненавистном Пушкине столько, что хватило было на диссертацию.

Анастасия Кошарнова, по режиссерской задумке, воплотила и первую любовь главного героя, и самого поэта, максимально карикатурно доведя образ гения до абсурда.

Чтобы передать эпоху конца 70-х, в спектакле точечно собраны предметы того времени: школьный пиджак времен СССР, тяжелый портфель, военная форма, старый киноаппарат, глобус. И чтобы не перегружать пространство Малой сцены, все происходит в достаточно условных декорациях, которые меняются под школьные стены, плац военной части, улицы, ларьки.

Художник Наталья Стороженко смогла воплотить в небольшом пространстве и питерскую погоду, и школу, и Черную речку, где прошла роковая дуэль Пушкина с Дантесом. При этом спектакль получился визуально очень выигрышным за счет минимализма в цветовой гамме - белое пианино, белые костюмы Питуниных, черные фонари и серые, затянутые тучами, стены.

Малая сцена позволяет работать на расстоянии вытянутой руки, что еще сильнее окунает зрителя в происходящее. Здесь чувствуются молчаливые улыбки, понимающие взгляды, вызванные не только самой историей, но и точно переданными отголосками времени.

Зритель переживает вместе с Питуниным целую жизнь, одновременно комедию и трагедию

Зритель переживает вместе с Питуниным целую жизнь, одновременно комедию и трагедию Фото: Юлия НИКИТИНА

Николай Тирищук оказался настоящей находкой в этом спектакле. Его Питунин в тяжелых армейских условиях, рассказывающий перед всей ротой самый главный секрет великого поэта, достоин искренних оваций. Чего только стоит исполнение одноклассника Дубасова и школьного хулигана Витька!

Денис Лашко со школьной трагедией о том самом Онегине и сотрясении мозга, которое никак не дает ему зазубрить строки, передал ту самую панику, которую, наверное, испытывал каждый из нас, стоя у школьной доски. Его Питунин нелепый, наивный и трогательный в своем стремлении избавиться от Пушкина всеми силами. Не тут-то было… ведь даже первая попытка закадрить девчонку - закончилась провалом.

Юрию Шадрину режиссер доверил любовную линию в спектакле. И надо признать, что благодаря тому, что артист совсем другого типажа, эта получилась наиболее выигрышно. И именно его Питунина он оставляет для финала.

То, что поначалу кажется комедией, вдруг превращается в трагедию, которая случается так буднично. Ведь никто никогда не сможет никого спасти. Ни века назад, ни сегодня. Но отмеренный отрезок времени, который есть у каждого, осмысленнее и счастливее может сделать только творчество и искусство. И ненавистный Пушкин тоже.

А главное, покидая зрительный зал, остается один вопрос, который задаешь себе. Нет, не о том, как все-таки можно было спасти Пушкина. А можно ли было спасти Питунина в этой цепочке странных событий, тесно сплетенных с судьбой поэта.

ОБ АВТОРЕ


Юлия Никитина - журналист, театральный обозреватель, студентка магистратуры истории искусств Дальневосточного федерального университета. Участник лаборатории молодых театральных критиков в рамках XV фестиваля "Арлекин" (Санкт-Петербург).

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: