Йорик история марионетки краткое содержание

Обновлено: 16.07.2024

Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 5
1.1. Разновидности кукол 5
1.2. История появления кукол 8
Глава 2. Куклы в педагогической практике 15
2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых 15
2.2. Куклотерапия 18
Заключение 21
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

История появления кукол.doc

Подобные знания легко можно передавать и детям, для которых куклы станут не только игрушками, но и живыми персонажами со своей историей. Таким образом можно не только “оживить” героя детской игры, придумать ему имя, биографию, но и расширить кругозор ребенка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы, религии. Следовательно, можно сделать вывод, что кукловедение как дисциплина носит познавательный характер не только для детей, но и для самих педагогов.

Немаловажную роль в педагогическом процессе могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Во-первых, их изготовление прививает детям навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками.

Во-вторых, изготовление народной куклы – это еще и внимание к обычаям, традициям, истории своего народа, без которых немыслимо воспитание образованного человека. В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками из поколения в поколение на протяжении многих веков, и задача детей и взрослых – постараться возродить их, привлечь к народной культуре максимум внимания. На занятиях по изготовлению кукол своими руками можно рассказывать о национальных праздниках как русского народа, так и других народов России и мира, традициях, обычаях, эстетической и религиозной составляющей.

В-третьих, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу ребенок сможет воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.

Кукольные представления с участием разнообразных персонажей способствуют более плодотворной работе в коллективе, диалогу между детьми. Здесь возможен даже некоторый соревновательный элемент: кто быстрее осмыслит и выучит свою роль, кто подберет лучших героев и декорации. Кукольные инсценировки известных сказок и фрагментов литературных произведений способствуют интересу детей к мировой литературе: нередко после того, как ребенок увидит, прочувствует, проиграет один сюжет, особенно “изнутри”, в качестве участника, впоследствии оригинал окажется более интересным, знакомым и легким для усвоения.

Не менее важно для будущего педагога знать и обрядовый, религиозный, “магический” аспект кукловедения. Возможно, в наше время, после многих десятилетий господства материализма в мире в целом и в нашей стране в особенности, обряды, суеверия и обычаи наших предков покажутся взрослым людям наивными, неправдоподобными, далекими от реальности.

Однако многие из наших современников и не догадываются, что пережитки древних верований сохранились и в повседневной жизни (те же приметы, пословицы, поговорки, игры слов), и особенно – в сказках, детских играх и игрушках.

В отличие от взрослых, дети многие вещи понимают буквально, поэтому важно учитывать эмоциональную составляющую кукольных представлений и игр, по возможности до определенного возраста избегать однозначно отрицательных образов, связанных с болезнью, смертью, насилием, и сюжетов с “плохим” концом. Особенно важно учитывать этот аспект при использовании кукол в коррекционных и психотерапевтических целях. Здесь сказочные и “магические” обряды прошлого могут сыграть положительную роль в борьбе с детскими страхами, переживаниями, навязчивыми образами, избавлении от отрицательных эмоций и появлении более положительных.

Нередко среди педагогов, культурологов, специалистов по фольклору можно услышать небезосоновательное мнение о засилии массовой культуры в детских играх и игрушках, о недостаточном внимании к народным традициям. Безусловно, зачастую так и происходит. Главный недостаток современных массовых игрушек – отсутствие яркой индивидуальности, которое зачастую приводит к стереотипности мышления и воображения.

Однако не стоит рассматривать засилие современной поп- культуры как явление однозначно отрицательное. Даже при использовании каких-то “массовых” образов, известных нам из мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, Интернета, можно придать полет фантазии, мастерить собственные сюжеты, обращаться к прообразам тех или иных популярных героев. Здесь многое зависит от кругозора, общей эрудиции и мастерства педагога. Резко отказываться от знакомых ребенку образов, навязывать собственную точку зрения и отношение (в особенности – отрицательное) к тем или иным героям не стоит: гораздо более интересным и полезным здесь окажется путешествие между различными эпохами и персонажами. Ничего не мешает, к примеру, сшить современной кукле платье в русском народном стиле, или провести параллель между средневековыми рыцарями и супергероями из популярных мультфильмов.

Своевременный интерес к истории игрушки, умения и навыки, приобретенные в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут возродиться спустя некоторое время, когда часть людей уже менее подвержена влияниям сверстников. Здесь самым ярким примером может служить популярность увлечений, связанных с куклами, народными поделками и промыслами в некоторых молодежных субкультурах – среди тех же реконструкторов или любителей ролевых игр.

Также возрождению интереса к полузабытым детским хобби способствует появление у молодых людей собственных детей, когда родители оказываются вовлечены в детскую игру. Немаловажную роль здесь играет полноценный диалог между ребенком и взрослым, игра “на равных”, когда каждому участнику есть, чему поучиться у другого.

Так или иначе, куклы, их разновидности, история их появления – тема богатая, многогранная и, безусловно, интересная. Глубокие познания в истории, литературе, мировой культуре, философии и психологии легко сочетаются в кукольном искусстве с импровизацией, полетом фантазии, собственно игрой. Оба этих аспекта необходимы в подготовке будущего педагога и способствуют как более интересной и эффективной работе с детьми, так и расширению собственного кругозора и переосмыслению тех или иных привычных явлений, знакомых каждому из нас с детства.

Список литературы

1 Котова И.Н. Русские обряды и традиция. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - Спб: Паритет, 2003. - С.5.

3 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища/ А.Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984. - С. 98

4 Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол/ Н.И. Смирнова. - М.: Искусство, 1983. - С. 49-50

5 Цит. по: Йорик. История марионеток/ Библиотека театра и искусства. - 1913. - кн. 2. - С. 21

10 Татаринцева А.Ю. Основы куклотерапии/ А.Ю. Татаринцева// Психологическая газета. - 2008. - 8 ноября.

Итак, перед вами репринтное воспроизведение книги, которая ни разу не публиковалась в России полностью, а выходила лишь в журнальном варианте. Книги, написанной на итальянском языке, отредактированной и переведенной с английского для публикации в России. Книги, написанной под псевдонимом, под псевдонимом изданной и под псевдонимом переведенной. Книги поразительной по эрудиции и глубине понимания сути театра кукол, по литературному мастерству, темпераменту и любви к этому старинному, вечно юному искусству.

Я завидую тем читателям, которые открыли ее впервые…

Античные марионетки в храмах.

Для подробного описания истории марионеток не хватило бы и целой библиотеки; поэтому мы удовольствуемся лишь небольшой экскурсией в античную область, заглянув мимоходом в величественные храмы, в которых некогда обитали боги, покинувшие их, в священные рощи, где жрецы древних верований, исчезнувших теперь с лица земли, совершали таинственные ритуалы, где происходили торжественные празднества, жертвоприношения, процессии и обряды, порою непристойные или жестокие, но всегда исполненные поэзии.

Вместе с Гомером бросим беглый взгляд за пределы видимого мира, в сияющие, вечные чертоги Вулкана, куда среброногая богиня Фемида приходила за чудодейственным оружием, обещанным ею Ахиллесу. Войдя в мастерскую бессмертного хромого она:

„Бога, покрытого потом находит в трудах пред

Быстро вращавшегося; двадцать треножников вдруг

В утварь поставить к стене своего благолепного

Он под подножием их золотые колеса устроил,

Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,

Сами б собою и в дом возвращалися, взорам

Несомненно, что это большое чудо! Но так как Гомер не был сам очевидцем, то и свидетельство его недостаточно убедительно для нас. Он лишь указывает на то, что и в самые отдаленные времена у людей существовало представление о неподвижном материале, которому искусные мастера могли придавать различные формы, устраивая их таким образом, чтобы можно было подражать движениям и действиям живых существ.

Спускаясь затем поспешно с Олимпа на землю, мы наблюдаем ежегодное торжественное шествие, которым знаменовался в Египте великий праздник в честь Озириса. Здесь, согласно Геродоту, среди великих скопищ народа, вдоль дороги, окаймленной бесконечными рядами чудовищных гранитных сфинксов, толпою шли жрецы, неся на плечах изображение божества, голова которого непрерывно двигалась с права на лево, бросая по сторонам искрометные взгляды огненных глаз.

Статуя Юпитера Аммона, по описанию Диодора Сицилийского, никогда не произносила своих предсказаний прежде чем ее не проносили торжественно в громадной золоченой лодке, которую держали на плечах восемьдесят жрецов. Движением головы она указывала им путь, по которому она желала следовать и точное место остановки.

Аполлон в храме Гелиополийском, сооруженный из громадных листов золота и двигавший всеми частями тела, перед тем, как изрекать ответы, вращал глазами и покрывался испариной, когда первосвященник слишком долго задерживал вопросы.

В сочинении Атенсо читаем чрезвычайно интересное описание роскошных празднеств, устраивавшихся в честь Вакха и Александра Птоломеем Филадельфом, на которых среди других удивительнейших зрелищ, появилась четырехколесная колесница, которую тащили шестьдесят

человек; на колеснице было водворено изображение города Ниссы в мантии шафранового цвета, сверкавшей золотом, и короткой тунике, какую носили в Лаконии.

При помощи искусно устроенного механизма, фигура эта вставала и, свершив возлияние молока в знак жертвоприношения, снова садилась на место

Относительно статуй Дедала древние авторы отзывались различно, соглашаясь, впрочем, что все они напоминали живых людей. Венера Дедала, удивительная по грации и красоте форм, была исполнена смелым художником совершенно иначе, чем остальные священные фигуры (по традиции они должны были изображаться в виде закутанных мумий и состоять из целого куска, кроме головы): она стояла на алтаре нагая, с руками и ногами, свободно двигавшимися посредством внутреннего механизма.

Овидий в шестой книге Фаст с ужасом и с поразительной яркостью описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери.

На этот раз боги выразили свое согласие.

Очевидно, жрецы успели проголодаться.

Можно было бы привести еще множество таких примеров, вспомнить об обычае у Римлян, когда в дни, предшествовавшие торжественным играм в цирке, в процессиях, проносили различные небольшие движущиеся

фигурки из дерева, слоновой кости и металла, изображавшие богов, чудовищ или животных, имевших отношение к религиозным таинствам и ритуалам. Но это было бы излишним, так как задача наша состоит в отыскании фактов, относящихся, главным образом, к театральным марионеткам, — к которым, впрочем, мы не можем перейти, не остановившись сначала на другом виде общественных и домашних марионеток, память о которых так заботливо древние авторы сохранили для нас.

Античные марионетки в домах.

Прежде всего, мы, конечно, начнем с бесчисленного семейства марионеток, ближе всего напоминающих только что описанные, так как они до известной степени тоже связаны с религиозным суеверием.

Существует описание Геродота, относящееся к странному египетскому обычаю передавать во время какого-нибудь пиршества из рук в руки небольшую статуэтку из слоновой кости или дерева, изображавшую мертвеца, лежащего в гробу. Было ли это просто шуткой дурного тона, или великодушным напоминанием не предаваться излишеству в пище, или же благочестивым приглашением не забывать о бренности всего земного и неизбежности смерти в ту самую минуту, когда были приняты меры для поддержания и охранения жизни? Затрудняемся дать объяснение, но факт остается несомненным.

изображали просто детские игрушки. Я лично присоединяюсь вполне к мнению Вилькинсона.

Подобный же обычай существовал я в Риме. Приводим

Этим объясняется таинственное значение мрачных марионеток, фигурировавших на пирах, для наглядной пропаганды эпикуреизма, и поощрения к свободной жизни, освежающим напиткам и торопливому наслаждению в мире, который без этих утех ложа и стола был бы слишком тосклив и мучителен.

склонившегося над квашней или лоханью для стирки белья. Там находится также изображение крокодила с нижней челюстью, движущейся посредством штифта и ногами, прикрепленными на крючках. Шарль Ленорман нашел еще подобную же марионетку в Фивах в 1829 г.; она была сделана целиком из слоновой кости и изображала молодую женщину с подвижными конечностями и головой, прикрепленными металлической проволокой.

В Корнето, в древности Тарквинии, в склепе было обнаружено шесть детских гробов; в каждом из них было найдено множество небольших римских марионеток тончайшей работы. Обычай хоронить детей вместе с игрушками и куклами, служившими для развлечения их в раннем детстве, не только сохранился в последние годы язычества, но неизменно продолжался и в первые века христианской эпохи. Куклы пережили век богов. Большинство подвижных фигурок, находящихся в настоящее время в музеях и частных коллекциях, происходят из христианских катакомб в Риме, где нередко можно встретить камень на гробнице какого-нибудь ребенка, на котором вырезаны группы марионеток или кукол, изображенных с изящной и трогательной наивностью.

В подтверждение сказанного приводим также свидетельство Филиппо Буанаротти, который описывает виденные

Теперь мы постараемся проследить историю этой любопытной формы драматического искусства, которая, несмотря на некоторую заброшенность в наше время, все еще продолжает существовать, и, вопреки всяким превратностям судьбы, пользовалась в продолжение многих веков такой славой и успехом.

Итак, перед вами репринтное воспроизведение книги, которая ни разу не публиковалась в России полностью, а выходила лишь в журнальном варианте. Книги, написанной на итальянском языке, отредактированной и переведенной с английского для публикации в России. Книги, написанной под псевдонимом, под псевдонимом изданной и под псевдонимом переведенной. Книги поразительной по эрудиции и глубине понимания сути театра кукол, по литературному мастерству, темпераменту и любви к этому старинному, вечно юному искусству.

Я завидую тем читателям, которые открыли ее впервые…

Античные марионетки в храмах.

Для подробного описания истории марионеток не хватило бы и целой библиотеки; поэтому мы удовольствуемся лишь небольшой экскурсией в античную область, заглянув мимоходом в величественные храмы, в которых некогда обитали боги, покинувшие их, в священные рощи, где жрецы древних верований, исчезнувших теперь с лица земли, совершали таинственные ритуалы, где происходили торжественные празднества, жертвоприношения, процессии и обряды, порою непристойные или жестокие, но всегда исполненные поэзии.

Вместе с Гомером бросим беглый взгляд за пределы видимого мира, в сияющие, вечные чертоги Вулкана, куда среброногая богиня Фемида приходила за чудодейственным оружием, обещанным ею Ахиллесу. Войдя в мастерскую бессмертного хромого она:

„Бога, покрытого потом находит в трудах пред

Быстро вращавшегося; двадцать треножников вдруг

В утварь поставить к стене своего благолепного

Он под подножием их золотые колеса устроил,

Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,

Сами б собою и в дом возвращалися, взорам

Несомненно, что это большое чудо! Но так как Гомер не был сам очевидцем, то и свидетельство его недостаточно убедительно для нас. Он лишь указывает на то, что и в самые отдаленные времена у людей существовало представление о неподвижном материале, которому искусные мастера могли придавать различные формы, устраивая их таким образом, чтобы можно было подражать движениям и действиям живых существ.

Спускаясь затем поспешно с Олимпа на землю, мы наблюдаем ежегодное торжественное шествие, которым знаменовался в Египте великий праздник в честь Озириса. Здесь, согласно Геродоту, среди великих скопищ народа, вдоль дороги, окаймленной бесконечными рядами чудовищных гранитных сфинксов, толпою шли жрецы, неся на плечах изображение божества, голова которого непрерывно двигалась с права на лево, бросая по сторонам искрометные взгляды огненных глаз.

Статуя Юпитера Аммона, по описанию Диодора Сицилийского, никогда не произносила своих предсказаний прежде чем ее не проносили торжественно в громадной золоченой лодке, которую держали на плечах восемьдесят жрецов. Движением головы она указывала им путь, по которому она желала следовать и точное место остановки.

Аполлон в храме Гелиополийском, сооруженный из громадных листов золота и двигавший всеми частями тела, перед тем, как изрекать ответы, вращал глазами и покрывался испариной, когда первосвященник слишком долго задерживал вопросы.

В сочинении Атенсо читаем чрезвычайно интересное описание роскошных празднеств, устраивавшихся в честь Вакха и Александра Птоломеем Филадельфом, на которых среди других удивительнейших зрелищ, появилась четырехколесная колесница, которую тащили шестьдесят

человек; на колеснице было водворено изображение города Ниссы в мантии шафранового цвета, сверкавшей золотом, и короткой тунике, какую носили в Лаконии.

При помощи искусно устроенного механизма, фигура эта вставала и, свершив возлияние молока в знак жертвоприношения, снова садилась на место

Относительно статуй Дедала древние авторы отзывались различно, соглашаясь, впрочем, что все они напоминали живых людей. Венера Дедала, удивительная по грации и красоте форм, была исполнена смелым художником совершенно иначе, чем остальные священные фигуры (по традиции они должны были изображаться в виде закутанных мумий и состоять из целого куска, кроме головы): она стояла на алтаре нагая, с руками и ногами, свободно двигавшимися посредством внутреннего механизма.

Овидий в шестой книге Фаст с ужасом и с поразительной яркостью описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери.

На этот раз боги выразили свое согласие.

Очевидно, жрецы успели проголодаться.

Можно было бы привести еще множество таких примеров, вспомнить об обычае у Римлян, когда в дни, предшествовавшие торжественным играм в цирке, в процессиях, проносили различные небольшие движущиеся

фигурки из дерева, слоновой кости и металла, изображавшие богов, чудовищ или животных, имевших отношение к религиозным таинствам и ритуалам. Но это было бы излишним, так как задача наша состоит в отыскании фактов, относящихся, главным образом, к театральным марионеткам, — к которым, впрочем, мы не можем перейти, не остановившись сначала на другом виде общественных и домашних марионеток, память о которых так заботливо древние авторы сохранили для нас.

Античные марионетки в домах.

Прежде всего, мы, конечно, начнем с бесчисленного семейства марионеток, ближе всего напоминающих только что описанные, так как они до известной степени тоже связаны с религиозным суеверием.

Существует описание Геродота, относящееся к странному египетскому обычаю передавать во время какого-нибудь пиршества из рук в руки небольшую статуэтку из слоновой кости или дерева, изображавшую мертвеца, лежащего в гробу. Было ли это просто шуткой дурного тона, или великодушным напоминанием не предаваться излишеству в пище, или же благочестивым приглашением не забывать о бренности всего земного и неизбежности смерти в ту самую минуту, когда были приняты меры для поддержания и охранения жизни? Затрудняемся дать объяснение, но факт остается несомненным.

изображали просто детские игрушки. Я лично присоединяюсь вполне к мнению Вилькинсона.

Подобный же обычай существовал я в Риме. Приводим

Этим объясняется таинственное значение мрачных марионеток, фигурировавших на пирах, для наглядной пропаганды эпикуреизма, и поощрения к свободной жизни, освежающим напиткам и торопливому наслаждению в мире, который без этих утех ложа и стола был бы слишком тосклив и мучителен.

склонившегося над квашней или лоханью для стирки белья. Там находится также изображение крокодила с нижней челюстью, движущейся посредством штифта и ногами, прикрепленными на крючках. Шарль Ленорман нашел еще подобную же марионетку в Фивах в 1829 г.; она была сделана целиком из слоновой кости и изображала молодую женщину с подвижными конечностями и головой, прикрепленными металлической проволокой.

В Корнето, в древности Тарквинии, в склепе было обнаружено шесть детских гробов; в каждом из них было найдено множество небольших римских марионеток тончайшей работы. Обычай хоронить детей вместе с игрушками и куклами, служившими для развлечения их в раннем детстве, не только сохранился в последние годы язычества, но неизменно продолжался и в первые века христианской эпохи. Куклы пережили век богов. Большинство подвижных фигурок, находящихся в настоящее время в музеях и частных коллекциях, происходят из христианских катакомб в Риме, где нередко можно встретить камень на гробнице какого-нибудь ребенка, на котором вырезаны группы марионеток или кукол, изображенных с изящной и трогательной наивностью.

В подтверждение сказанного приводим также свидетельство Филиппо Буанаротти, который описывает виденные

Теперь мы постараемся проследить историю этой любопытной формы драматического искусства, которая, несмотря на некоторую заброшенность в наше время, все еще продолжает существовать, и, вопреки всяким превратностям судьбы, пользовалась в продолжение многих веков такой славой и успехом.

Античные марионетки в театре.

Сиракузский фокусник, по-видимому, отличавшийся длинным языком, не удержался от желания отомстить философу и посмеяться над снисходительными гостями, охотно платившими за его веселые представления. Но это было, во всяком случае, неправильно, так как не одни лишь дураки, бедняки или невежды позволяли себе предаваться страсти к марионеткам в священной стране Аполлона и Минервы. Из достоверных источников мы знаем, что Архит и Эвдоксий, два знаменитых математика, не считали ниже своего достоинства тратить свое время и знание на производство марионеток, способных на самые сложные действия под руководством фокусника. Известно, что Сократ, во время своих уединенных прогулок, нередко

Антиох, царь Сирийский, не успел вступить на престол, как окружил себя мимами, комедиантами и танцующими фигурками; к последним он относился с такой любовью и восхищением, что захотел сам изучать это искусство и частным образом показывать его. В непродолжительном времени двор был наполнен кукольными актерами. Монарх всецело отдался изготовлению марионеток и устройству крошечных театров, обставленных с царским великолепием. В них он с необычайной ловкостью управлял большими фигурами людей и животных; вырезанные и раскрашенные так искусно, что производили полнейшую иллюзию, они были покрыты золотом, серебром, драгоценными камнями, роскошными тканями и блестящими доспехами. Театр был снабжен поразительно сложным механизмом, посредством которого можно было производить всевозможные превращения, подражать различным явлениям природы и изображать всякие чудеса.

но он забывает, что это происходило в эпоху упадка и политического притеснения, когда победы македонской партии обратили театр в рабское учреждение.

Может быть, эго лишь единичное преувеличенное мнение, позволительное писателю, влюбленному в известный вопрос, или все греческие марионетки были бесконечно совершеннее наших. Склонять голову и двигать руками или ногами, все эти подражания человеческим телодвижениям в совершенстве исполняют наши современные марионетки, но вращать глазами или протягивать руки для какого-нибудь действия, этого не могут сделать даже совершеннейшие марионетки Лемерсье-де-Невилля, несмотря на превосходство современных открытий в механике, совершенно

неизвестные в древние времена. В Риме марионетки усвоили самый разнообразный вид и костюм, проникнув постепенно во все места, где скопление народа давало надежду на заработок и успешное представление.

Античные марионетки в театре.

Представление марионеток было до такой степени популярным среди древних римлян, что упоминание о них встречается у всех первоклассных писателей того времени. Персей, в одной из своих лучших сатир (Sat. V, 125), говоря о принципах истинной свободы, происходящей от благородства ума, от способности противодействовать страстям и потребностям, обращается с следующими словами к слабому и порочному человеку, считающему себя свободным только потому, что он не подчинен какому-нибудь хозяину:

«Не забывай, говорит он, что тобою руководят пороки, подобно тому как проволока направляет деревянные марионетки, и помни, что внутри тебя находится нечто

Таково мнение философов, ученых и известных моралистов, проповедовавших как бы с кафедры. Теперь выслушаем слова человека, принадлежащего к бедному, невежественному и униженному классу. Гораций, в седьмой сатире во втором томе, выводит своего слугу Дава, по древнему римскому обычаю освобожденного от рабства на двадцать четыре часа во время праздника в честь Сатурна. Войдя с гордым видом он не только свободно обращается к своему господину, но подражает ему в порицании недостатков и слабостей своих ближних или пороков высшего класса, но в конце концов возмущается против самого Горация, задевая его наиболее чувствительные струны и оскорбляя его гордость и высокомерие:

Таким образом, мы приходим к заключению, что в Риме существовали марионетки для высшего класса, также как и кукольные представления на открытых площадях, портиках, углах улиц и в театрах. Одно из них внушило рабу Даву его дерзкое замечание, другие вдохновляли философские размышления Персея, Ювенала, Авлия и Марка Аврелия.

Остается непонятным, каким образом, после стольких несомненных доказательств ученый Маньен не считает себя в праве утверждать, что Римские марионетки, подобно греческим, могли также свободно и часто фигурировать в театрах, конечно, после того, как были сделаны соответствующие изменения для игры маленьких деревянных фигурок.

Конечно, в этом отношении представляется одинаковое затруднение по отношению как к греческим, так и к римским марионеткам. Тому, кто несколько знаком с устройством старинных зданий, предназначенных для драматических представлений, покажется малопонятным, каким образом маленькие фигурки, предназначенные для крошечной сцены и говорящие голосом человека, скрытого за стеной или занавесом, могли фигурировать на громадном пространстве так, чтобы их слышали и видели несметное количество зрителей, собравшихся в различных ярусах громадного амфитеатра.

Всем известно, что настоящие актеры Эсхила, Софокла, Эврипида, Плавта и Терентия принуждены были выступать

на известного рода ходулях, с удлиненными руками и расширенными кистями рук и с головой, заключенной в маску, преувеличивавшую ее размеры, причем в отверстие рта у них вставлялся рупор, который усиливал и разносил звуки голоса, делая их доступными публике. Каким образом возможно было совместить потребность такого оптического и акустического преувеличения с уменьшенными размерами и ослабленным звуком кукольной сцены?

В пантомимах, балетах и феериях, до которых тогдашние зрители были большими охотниками, внутреннее устройство ширм давало возможность применять разнообразные механизмы, придуманные с целью производить удивительные эффекты, подобно тому, как в настоящее время достигаются полеты или превращения в хореографических

сценах посредством подмостков, находящихся под трапом на сцене или подъемных блоков вверху.

Все это, конечно, одни только предположения, но они имеют то преимущество, что в точности соответствуют всему, что когда-либо было сказано относительно устройства и действующих лиц античного театра; помимо того они вполне просты, естественны и логичны и основаны на неизменной традиции, присущей до сих пор всем народам, у которых кукольный театр обладал и теперь обладает почти одинаковой формой: во Франции также, как и в Италии, в Испании, Константинополе, в Каире и Бомбее, в Тегеране, Самарканде или Нагасаки.

А теперь перейдем к другим не менее интересным исследованиям.

Всем известно, что репертуар кукольного театра был в высшей степени моральный по своей тенденции, так как был направлен на обличение порока, на преследование шарлатанов, на защиту слабого от тирании сильного, но формы, слова и жесты, применяемые для выполнения этого прекрасного и достойного намерения, часто оказывались слишком вольными. Но не следует забывать, что театральные марионетки были связаны узами законного происхождения с религиозными марионетками, и что первые диалоги, и первые разговорные формы и сценические сочинения прямым путем произошли от зрелищ священных празднеств в честь Бахуса. А всякий знает, что характер этих празднеств, как и многих других, принадлежащих к языческому богослужению, не были примерами пристойности.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Ямогу: Лепных дел мастер, леплю личики для тел обитсу 11

Ямогу: Куклы для больших девочек:)

Марина, я купила все таки в Праге марионетку, принцессу Либуше. :)) Тоже не нашли того, чего мне хотелось. Сидит на полочке, увы, пока не фотографировала. Все-таки этих кукол штампуют для туристов, и сейчас я вижу, что кукла некачественная, но как воспоминание о Праге.:))


Ира, я надеюсь найти себе такую куколку.Просто в первый раз не нашла свою.

Читайте также: