Созидая человека амонашвили ш а краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Грузинский и российский педагог. Кандидат педагогических наук, академик Российской академии образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Основатель гуманно-личностного подхода в педагогике.

Как появилась гуманная педагогика

Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.

Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого.
Шалва Амонашвили

Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и в со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд.

В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике. и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался.

Тогда я был уверен, что всё образование можно отреформировать через приказы министерства или постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не отдавал должного свободной творческой воле учителя.
Шалва Амонашвили

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.

Была поставлена задача — уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной.

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи.

Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом.

Принципы гуманно-личностной педагогики

Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях.

Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
Шалва Амонашвили

Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем.

Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием.
Шалва Амонашвили

Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания.

Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере.

Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее.

Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, чтобы потом приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
Шалва Амонашвили

При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:

Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности.

Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:

  • понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
  • осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
  • выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
  • вести достойный образ жизни.

Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.

  • В нашей школе не ставят оценок и не наказывают за ошибки. У каждого ученика есть личный рейтинг, который позволяет оценить собственные успехи, не сравнивая их с чужими.
  • Разглядеть свои сильные стороны, выбрать цели и приоритеты ребёнку помогает тьютор. Он анализирует интересы и способности ребёнка и создаёт для него индивидуальный учебный маршрут.
  • Учителя умеют говорить с детьми на их языке, заразить интересом к своему предмету и относятся к ученикам с искренним уважением.

Заключение

Закончим статью несколькими высказываниями Шалвы Александровича, адресованными учителям. В них отражена вся суть гуманно-личностной педагогики.

Раздражённый учитель не имеет права соприкасаться с детьми.
Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребёнка. Думайте о себе с позиции детей — как они на вас смотрят, что они о вас думают.

В каждом ребёнке надо видеть явление. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Иллюстрация: Olga Semklo / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.



Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Биография Шалвы Александровича Амонашвили

Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.

С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.

В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.

В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.

С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).

С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.

Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:

  • д-р психологических наук (1973)
  • профессор Московского педуниверситета (1980)
  • ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
  • д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
  • п. ч. РАО (1993 – 2001)
  • д. ч. РАО (2001)
  • иностранный ч. АПН Украины (2006)
  • почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
  • награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).

Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.

Теория гуманно-личностной педагогики

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:

  • о реальности Высших Сил;
  • на бессмертности души;
  • о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.

На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.

На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:

  • это особое явление в земной жизни;
  • носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
  • в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.

Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Родители и учителя — последователи гуманной педагогики

Система воспитания и обучения по Амонашвили — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, "питание оси", оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:

  • стихийное — что будет, то будет;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

  • Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
  • Цель воспитания.
  • Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
  • Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
  • Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Слово в защиту гуманной педагогики

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.

Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.

Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.

Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.

Популярность гуманной педагогики

Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире. В Москве работают экспериментальные школы №1715 и 200, в Санкт-Петербурге № 38, где научным руководителем является сам Шалва Амонашвили. Такие школы работают в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.

Контакты Ш.А. Амонашвили

Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве. Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.

Библиография Амонашвили

Амонашвили Ш.А.:

Учебно-образовательные книги:

1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.

2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.

3. Созидая человека. — М., 1982.

4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.

5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.

6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.

7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.

8. Культура педагогического общения. — М., 1990.

9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001

10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.

11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Философско-образовательные книги:

1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009

2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.

3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.

4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.

5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.

6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.

7. Истина Школы. — М., 2006.

8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.

9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.

10. Вера и любовь. — М., 2009.

11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

12. Письма к дочери. — М., 2010.

Художественные книги:

1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.

2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.

3. Саломея. — М., 2010.

4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.

5. Свет во тьме. — М., 2010.

Педагогическая симфония (трилогия):

1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.

2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.

3. Единство цели. — М.,1987, 2002.

Краткое содержание некоторых книг:

1. Вера и любовь.

Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.

2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.

О пути учителя Света.

3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.

О раскрытии в ребенке его дара.

4. Баллада о воспитании.

Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.

5. "Улыбка моя, где ты?"

О взаимоотношении ученика и учителя.

6. Тайна Альбрехта Дюрера.

Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.

7. "Спешите, дети, будем учиться летать!"

Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.

8. "Почему не прожить нам жизнь героями духа?"

Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.

9. "Без сердца что поймем?"

О силе сердца для общества и образования.

10. Исповедь отца сыну.

Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.

11. Истина школы.

О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.

12. Рука водящая.

О судьбе учителя поневоле…

13. Свет во тьме.

О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.

14. Амон-Ра.

О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.

15. Как любить детей (Опыт самоанализа).

Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.

16. "Созидая, не разрушайте. "

Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.

17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).

Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.

18. Пути выращивания письменно - речевой деятельности.

Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

ВСТУПЛЕНИЕ

Завтра в торжественной обстановке тебе вручат паспорт. Ты станешь Гражданином, и мы все вспомним о пройденном пути, длиной в шестнадцать лет. Радуясь твоему паспорту, попытаюсь взглянуть на этот путь от младенчества до рождения Гражданина и обрисовать атмосферу, в которой мы стремились созидать в тебе Человека. Это для нас, твоих родителей, имеет двоякий смысл.

Во-первых, нам необходимо трезво взвесить наши педагогические убеждения, которые, кстати сказать, развивались и формировались вместе с твоим развитием и становлением. В процессе формирования наших убеждений ты, сам этого не подозревая, являлся самым активным участником и, как это ни парадоксально, даже воспитывал нас. В процессе твоего воспитания мы сами воспитывались и как родители, и как работники, и как члены общества, и вообще как граждане. Ты укрепил нашу семью радостью материнства и отцовства, обогатил наши семейные отношения высочайшим долгом перед Родиной. И почему многие думают, что воспитываются только дети, тогда как сами дети становятся наилучшими наставниками своих воспитателей?

Во-вторых, мы считаем, что родители обязаны отдавать отчет своим сыновьям и дочерям, ставшим полноправными гражданами страны, о том, как они воспитывали их, какие воспитательные цели ставили перед собой, какой идеал человека хотели воплотить в них. Они обязаны говорить им правду: как и с какой ответственностью стремились выполнить свой долг — долг родителей — перед обществом и перед ними самими, теперь уже полноправными членами этого общества. Кто-то из родителей может запротестовать: мы родили, воспитали ребенка, а теперь и отчитываться перед ним? Да, наши дети имеют на это право, и мы обязаны говорить им правду, объясняя, чего не успели, не смогли, не додумались дать им в свое время. Такое откровение, я убежден, станет основой для углубления взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и их взрослыми детьми, поможет и нашим детям осознать себя как будущих родителей. Вот какие мотивы побуждают меня взглянуть на путь в шестнадцать лет, пройденный нами.

ОТ ПЕРВОЙ БЕСПЕЧНОЙ УЛЫБКИ ДО ПЕРВЫХ СЛЕЗ СОЖАЛЕНИЯ

Ожидание было мучительным. Мы волновались за жизнь матери, и на это было предостаточно причин — анализ крови, кардиограмма. Тем не менее, оберегая маму, мы заботились и о твоем будущем.

Что говорить, родители хотят иметь умного, способного, а еще лучше — талантливого ребенка. И вот будущая мама где-то вычитала наукообразную сказку о якобы проведенных кем-то опытах, доказывающих следующее:

если мать в период беременности начнет увлекаться, допустим, музыкой, или, скажем, математикой, то родится ребенок с определенными способностями к музыке или математике, или же и к тому и к другому.

В нашей маленькой квартире в течение, многих месяцев непрерывно звучали величественные мелодии Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского, Палиашвили. Мама очень хотела, чтобы ее будущей ребенок был наделен музыкальными способностями.

Я не знаю, насколько это повлияло на твое стремление к музыке, так как со временем ты, учась музыке, проявил довольно скудные музыкальные способности. Зато эти месячники классической музыки оказались высшей школой музыкального образования для меня: я, доселе не разбирающийся в музыке, вдруг начал проникать в глубины ее гармонии, вместе с мамой посещать концертные залы. Я «пристрастился к классической музыке. Музыка в нашем доме не стихает и по сей день.

В ожидании твоего появления мать решилась еще и на другое: получив отпуск, она засела за одну научную работу. И так как мы с мамой коллеги, научные проблемы мы обсуждали вместе, спорили, обобщали.

Вся эта затея опять-таки служила главным образом твоему будущему: пусть родится сын со склонностью к научной деятельности. Я пока еще не обнаруживаю прямой связи между научными пристрастиями в семье до твоего рождения и теми способностями, которые ты проявляешь. Правда, ты увлекся литературой и недавно начал писать рассказы. Но чтобы стать ученым, нужно особое умение. Может, оно у тебя появится в будущем, но до сих пор я в тебе его не замечал.

Наукообразная сказка помогла нам насыщать духовной жизнью ту семейную атмосферу, в которой ты должен был появиться. Мы проветрили, очистилиее от редких проявлений нервозности, грубости, раздражающего шума и заполнили чуткостью и любовью. Нам не терпелось начать твое воспитание; мы захотели приступить к нему еще до твоего рождения, и в конечном счете оказалось, что это мы готовили сами себя для того, чтобы стать твоими родителями.

Созидая человека

Воспитание создает в каждом отдельном ребенке особое сочетание, особый сплав души, сердца и ума, применив в качестве сырья обнаруженные нами в нем же самом "эти бесценные "вещества". Хорошее воспитание находит в ребенке большие богатства души, сердца и ума, облагораживает и обогащает их и создает из них сплав уникального сочетания. В нем честный ум не может существовать без чистого сердца и чистой души. Они одухотворяют честный ум стремлением творить добро.

Эта книга будет полезна всем мамам, а, особенно, папам в воспитании сына.

Завтра в торжественной обстановке тебе вручат паспорт. Ты станешь Гражданином, и мы все вспомним о пройденном пути, длиной в шестнадцать лет. Радуясь твоему паспорту, попытаюсь взглянуть на этот путь от младенчества до рождения Гражданина и обрисовать атмосферу, в которой мы стремились созидать в тебе Человека. Это для нас, твоих родителей, имеет двоякий смысл.

Во-первых, нам необходимо трезво взвесить наши педагогические убеждения, которые, кстати сказать, развивались и формировались вместе с твоим развитием и становлением. В процессе формирования наших убеждений ты, сам этого не подозревая, являлся самым активным участником и, как это ни парадоксально, даже воспитывал нас. В процессе твоего воспитания мы сами воспитывались и как родители, и как работники, и как члены общества, и вообще как граждане. Ты укрепил нашу семью радостью материнства и отцовства, обогатил наши семейные отношения высочайшим долгом перед Родиной. И почему многие думают, что воспитываются только дети, тогда как сами дети становятся наилучшими наставниками своих воспитателей?

Созидая человека скачать fb2, epub бесплатно

Здравствуйте, дети!

В пособии раскрывается опыт работы с шестилетними детьми в подготовительном классе школы. В нем автор обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе

Ребёнок – не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг – и на Земле, и в Космосе, и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека – серьёзная задача для мудрых, любящих взрослых, и в первую очередь для пап и мам.

Автор книги, педагог-ученый, рассказывает о своем опыте работы с детьми, обучающимися с шестилетнего возраста. Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов (второй и третий год обучения) приобщает читателя к педагогическим идеям автора. Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня в их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Педагогические притчи (сборник)

Вашему вниманию предлагается сборник притч известного педагога, доктора психологических наук, почётного члена Российской академии образования Ш. А. Амонашвили – учителя от Бога, педагога от Сердца.

В этой книге вы найдёте притчи, рассказы, советы, которые проникнуты Верой и Любовью к детям, к людям, к жизни. Они – воплощение добра, искренности, необыкновенной мудрости, истинного знания человеческой души.

Эта книга – для учителей, детей и их родителей, а также для всех, кто желает проникнуть в закрома души ребёнка и взрослого, обратить свой взор к Небу и прикоснуться к вечности…

Как любить детей

Вопрос — как любить детей — вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв

Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках

Четвертая книга посвящена оценочной основе педагогического процесса, перестройке процесса обучения и его мотивационно-оценочной основы.

Эта книга, как и все издания, обращена к широкому кругу читателей: учителям, воспитателям, работникам образования, студентам, ученым.

Основы гуманной педагогики. Книга 2. Как любить детей

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи

УДК 372.3/.4 ББК 74.902 А57

Анищенкова, Е.С. А57 Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. — М.: ACT: Астрель. 2009. — 159, [1] с: ил. (Популярная логопедия).

Материнство

"МИНИСТР ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ"

ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

ПРАЗДНИКИ И БУДНИ

ВЕЛОСИПЕД НА СТОЛЕ

КАК ГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ

СИЛА ИЛИ СЛАБОСТЬ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ

С нелегким трудом превращения человеческого детеныша в человека не сравнима никакая работа на свете, кроме разве что материнской работы с ее ежедневным напряженным вниманием, постоянным анализом и необходимостью мгновенных нестандартных решений. Так хочется, чтобы ребенок скорее вырос, и так грустно, что он уже большой. Но какое это счастье - сознавать, что ты создал человека.

Актуальные проблемы современной педагогики

Читайте также: