Создание коллектива в школе или других учебных заведениях проблема текста

Обновлено: 05.07.2024

2.постоянные признаки - совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; непостоянные признаки - изъянительное наклонение; прошедшое время; множеств.число; 3 лицо.

1.(что делают? )клубятся.начальн.форма-клубиться.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 2 спряжение; непостоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественное число; 3 лицо.

3.пары(что делают? ) клубятся.

1.(что делают? )поют.начальная форма-петь.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественной число; 3 лицо.

3.жаворонки(что делают? )поют.

1.(что сделал? )подул.начальная форма-дуть.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.

3.ветер(что сделал? )подул.

1.(что делает? )подул.начальная форма-всплывать.2.постоянные признаки-несовершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.3.солнце(что делает? )всплывается.

остальные глаголы,а именно хлынет,встрепенётся,едете,поднимается,будет славная, разберёте по-моему образцу.

я считаю,что в коллективе должно быть взаимопонимание, толерантность и терпение.

это самое главное, потому что брат-не всегда друг, но друг-всегда брат. даже если я не согласна с мыслью друга, или брата, я должна и обязана смириться с этим, или найти перспективу. мы,люди должны беречь и дорожить нашими братьями, людьми,которые нам дороги и не безразличны. дружба-это тоже определенное чувство, поэтому я как бы "дружу" своих

из-приставка, ви-корень, ва-суффикс, ющ-суффикс, ий-окончание, ся-постфикс, основа-извива-ся. формообразовательный суффикс -ющ- и окончание в основу не входят. за решение отвечаю.

отвечаю: а как же по правилу, что суффикс -ва- всегда ударный? так что суффикс -ва-. а корень с чередованием и наложением.

Цель урока: подготовить учащихся к выполнению заданий части С вариантов ЕГЭ.

  • формировать умение определять проблему текста, авторскую позицию, создавать комментарий к проблеме текста;
  • работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать навыки самостоятельной работы и работы в малых группах.

Оборудование: тексты для анализа, папки со схемами и алгоритмами, мультимедийная установка, презентация к уроку, критерии оценивания задания части С.

Ход урока

I. Организация класса, подготовительный этап (раздача материалов к уроку)

II. Работа по теме урока:

1) знакомство с критериями оценки задания части С;
2) работа по формированию умения определять проблему текста.

Текст 1, слайды 1-3.

Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и “тоталитарному” режиму. Однако корни его гораздо глубже.

Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?
Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?
Уступает ли российская система образования американской?
Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

3) Работа с таблицей по соотнесению проблем и их типов, слайд для самопроверки

  • А. Философская.
  • Б. Политическая.
  • В. Экологическая.
  • Г. Нравственная.
  • Д. Социальная.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ТАНЦУЕМ СИДЯ”

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами,
Вы дотянитесь мизинцем до пятки –
Если сумели, всё в полном порядке!

4) Знакомство с типовыми конструкциями для формулирования проблемы (слайды).

Сложная, важная, актуальная, острая, нерешенная.

Воспитания, образования, интеллигентности, смысла жизни, влияния красоты природы на человека…

5) Работа по формированию умения составлять комментарий к проблеме.

Прочитайте текст и сформулируйте его проблему.

История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

6) Работа по формированию умения определять авторскую позицию

Используя выделенные опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он — последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди — целая жизнь. Да ещё и непочатая.

Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.

Ах, как быстро летят мои кони!

7) Прочитайте текст и прокомментируйте проблему данного текста.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

8) Закрепление умений и навыков (рефлексия)

Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

Стремительное развитие мира в эпоху информационной революции не позволяет людям всю жизнь пользоваться полученным в молодости багажом сведений. Во многих отраслях каждые пять-десять лет почти полностью обновляются знания и навыки, необходимые работнику. Ещё сравнительно недавно бухгалтер ассоциировался со счётами и нарукавниками. Сегодня эта профессия немыслима без компьютера. Современные технологии внедряются повсюду, с ними сталкиваются чиновник, дворник, военный, продавец. Всё, что человек знал и умел, может устареть и стать ненужным, и его дальнейшая судьба будет зависеть от того, как быстро и эффективно он сможет освоить новые требования.

Так реальная ситуация в корне меняет представление о том, что значит быть образованным человеком. В сегодняшнем мире мало толку от обученности, необходима обучаемость — умение, способность, желание учиться. Нет смысла много знать — всё равно нельзя знать достаточно; важно уметь быстро и правильно найти нужную информацию, творчески применить её.

Есть только одна сфера, остающаяся почти равнодушной к требованиям времени. Как ни парадоксально, это именно сфера традиционного образования, особенно школьного. Головы учеников по-прежнему стремятся наполнить как можно большим количеством пассивно усвоенных знаний. Средний выпускник школы помнит множество дат, формул и правил, причём большинство из них ему никогда не понадобится. Однако он не умеет пользоваться литературой, самостоятельно рассуждать, находить аргументы в споре.

И всё же даже такая консервативная структура, как школа, не сможет бесконечно сопротивляться изменениям. Требования общества постепенно заставляют её искать новые формы преподавания. Значит ли это, что в будущем совсем откажутся от фундаментального образования и реальное общение с педагогом заменится виртуальным? Наверное, нет. Чтобы вести поиск информации, осваивать новые знания и умения, нужны “чёткая система координат”, развитое, тренированное мышление. А это требует прочной образовательной базы, заложенной в юности. Учитель тоже необходим, но он уже не столько хранитель сведений, сколько проводник в мир познания. Его задача — привить вкус к знанию, стремление к истине, желание постоянно обновляться и совершенствоваться.

(По Л. Петрановской)

III. Комментирование д/з: текст и задания к нему

Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме, заполните таблицу.

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? Что страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. В “чистом виде” ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема “знание и нравственность”. Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чём их благородство? “В интеллигентности”,— был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники — их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

2. Прочитайте текст. Укажите вопрос, на который в тексте нет ответа.

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?

2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

1) В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю.Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире существуют до сих пор конфликты на национальной почве. Над этим вопросом размышляет автор.

Отредактируйте формулировки проблем текста Ю.Лотмана.

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.
В тексте поднимается проблема национализма народов. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Проблема текста

Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор.

1. Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.

Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.

1) В тексте поднимается проблема свободы.
2) Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3) В чём проявляется личностное начало человека?
4) В чём заключается чувство собственного достоинство человека?
5) Какова роль поэта в жизни общества?

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.

2. Какова истинная цель жизни?

Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.

3. Проблема свободы личности.

В. Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства.

3. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
2) Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
3) Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
4) Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

4. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

1) Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
2) Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
3) Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
4) Основная задача детской литературы — формирование нравственных основ личности.

5. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) В русской культуре богатство не является главной ценностью жизни.
2) Неуёмная жажда обогащения осуждается в русских народных сказках.
3) Стремление к обогащению получает заслуженное наказание в сказке про Кота в сапогах.
4) Богачи — типичные отрицательные персонажи русских сказок.

6. Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора?

1) Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях.
2) Опора на коллектив является недостатком российской системы образования.
3) В американских университетах списывание не рассматривается как серьёзное нарушение.
4) В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию.
5) Автор считает, что списывание — это явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество.

7. Используя выделенные маркером опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора.

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он — последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди — целая жизнь. Да ещё и непочатая.
Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.
Ах, как быстро летят мои кони!

Авторская позиция. Рабочая тетрадь

1. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По Л. Петрановской)

1) Что значит быть образованным человеком в современном мире?

2) Проблема современного школьного образования (какова главная задача современного образования?)

3) Проблема роли учителя (какова роль учителя в современном образовании?)

2. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По С. Соловейчику)

1) Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?)

2) Проблема знания и нравственности.

3) Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?)

3. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора

Прежде чем вовлечь в свою круговерть человеческую жизнь, любая война стремится покончить с культурой, потому что культура и её вековые традиции уже фактом своего существования противостоят военному угару. Всё самое ценное, накопленное народами в течение столетий мирного развития, быстро обесценивается, а оставшиеся крохи культуры пересматриваются и переоцениваются агрессором с расчётом адаптации их для своих целей. Такая война пожирает прошлое народное, лишает человека истории ещё до того, как лишить его физического существования в мире. Вот почему тема войны на протяжении десятилетий не уходит из нашего искусства, питает нашу литературу.

4. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

5. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

— Спорим, не прыгнешь? — с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.
— Прыгну! — отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках — двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.
— А на каблуках слабо? — продолжал я.
— На каблуках. — засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было.
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего.

6. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

Читайте также: