Классиком французской школы этики pr является

Обновлено: 05.07.2024

Прежде чем говорить о европейском PR как институте, который начал формироваться после Второй Мировой Войны, мне бы хотелось осветить историю прото-форм связей с общественностью во Франции.

Как говорил Маккиавелли, что правитель должен выглядеть привлекательным в глазах народа. Это было важно для любого правителя иметь положительный образ в глазах народа. А как сформировать общественное мнение о правителе как о достойном властителе? А путем их прославления в произведениях, как например, сделал французский аристократ Жан де Жуанвиль, создав привлекательный, даже идеализированный, образ короля Людовика 9 в своих мемуарах.

Также примером прото-PR является создание неблагоприятного образа ордена тамплиеров. Их репутация ухудшалась и король Франции учел это и провел кампанию по очернению храмовников: в народе распространяли слухи, что тамплиеры поклонялись сатане, предавались содомскому греху, а для вступление в орден надо было отречься от Христа, плюнув на распятие. Результатом это явилось публичное сожжение магистра ордена тамплиеров и упразднение этого ордена.

АЖиль де Ре, который отважно сражался с Жанной, ставший затем маршалом Франции, он имел репутацию талантливого полководца, храброго воина, но он не выражало собой привязанности к королю Карлу 7, и тот поручил своим приближенным дискредитировать маршала в глазах французов с целью погубить столь влиятельного оппозиционера. Были пущены слухи, что де Ре занимается черной магией, приносит в жертву детей. Следственная комиссия обнаружила ритуальные предметы, трупы детей и де Ре они заставили признаться в своих преступлениях. В результета, его казнили публично. А его имя столо нарицательным как символ безумной жестокости. (в фольклоре он воплощен в образе Синей Бороды).

Особую роль в развитии различных видов связей с общественностью сыграл XVIII век – век Просвещения. В трудах французских просветителей (писателей, философов, ученых) содержатся фактически все основные принципы современного PR. Жизнь и деятельность Франсуа Мари Аруэ (Вольтера), Шарля Монтескье, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо и других просветителей явились блестящей формой практики PR.

Развитие PR как института.

1. Европейский PR как деятельность, профессия, бизнес формировался значительно позже, чем американский. Американский подход к PR не нашел своих сторонников в Европе: В 1924 г. группа американских специалистов прибыла в Париж, чтобы создать там агентство. Они организовали несколько информационных мероприятий для руководителей французского бизнеса. Это был полный провал. Действительно, хотя французские бизнесмены пережили те же события, что и их американские коллеги, реакция французов была совершенно иной. (Буари)

1954 г – Французская ассациация PR

1955-1956 – появление первых пресс-агентств во Франции

1965 г – принят Афинский кодекс – свод этических норм (инициатор Люсьен Матра).

1960-70е гг – создание служб информации и в гос.органах, и на предприятиях

2. Европейская теория РR придала родившейся в США профессии этическое измерение, превратила ее в подлинно социологическую теорию.

PR обращаются к человеку в его социальной роли, как это делает и пропаганда. Однако смысл РR-деятельности и ее цели и цели пропаганды резко отличаются друг от друга.

Речь идет не том, чтобы сделать человека конформистом, оторвать его от традиционных структур, спровоцировать иррациональное импульсивное поведение. Напротив, задача заключается в том, чтобы помочь ему остаться человеком в полном смысле этого слова, т. е. индивидуумом, который знает и понимает свою жизненную среду, может найти в ней свое место и интегрироваться в нее. Речь идет о том, чтобы позволить ему раскрыться, улучшая качество его отношений. Именно в каждодневном построении доверительных отношений и заключается суть паблик рилейшнз. И именно к этому сводится одно из главных различий между рекламой, т. е. стратегией желания, и паблик рилейшнз, или стратегией доверия. Ведь вызвать желание — это одно, а завоевать доверие — совсем другое! Спросите у женатых — они вам объяснят!

Изложенная в международном кодексе профессиональной этики РR, известном как Афинский кодекс, теория Люсьена Матра была принята профессионалами всего мира, включая американских, которые по достоинству оценили то гуманистическое звучание, которое придали параметрам этой профессии его работы.

Жак Ку де Фейакпредложил 4 основных этапа развития европейских PR:

1. Примитивная эра – период информирования, период поиска согласия между социальными группами.

2. Вторая эра (середина 1950х гг – 70х гг) – период формирования философии компании. Период, когда предприниматели понимают, что недостаточно строить отношения с прессой, нужно объяснять и обосновывать свои действия, цели, рассказывать о корпорации и ее философии, строить имидж корпорации.

3. Третья эра (70-80е гг) – период расширения рынков. Бурный рост PR обусловлен изменением мировой экономической ситуации. Выросла необходимость формирования мультинациональной политики и увеличения круга заинтересованной общественности.

4. Четвертая эра (в 90е гг) – связана с процессами формирования глобального информационного рынка, интернационализации СМИ, развитием электронных технологий. Именно в данный период PR формируется как профессия.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Интерес к профессиональной этике PR возникает на родине PR в США. У её истоков стояли инициаторы и руководители антиколониального движения – Д. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Адамс, Т. Пейн, а теоретико-эмпирическими апологетами стали А. Ли, Э. Бернейз, А. Пейдж, Р. Харлоу. Опыт создания системы регулирования профессиональных стандартов посредством общественных организаций и кодексов профессиональной этики также был накоплен прежде всего в американском обществе.

Для стран Европы опыт PR-этики США не стал примером для подражания вследствие традиционных историко-социальных, ментальных психологических, нравственных причин. Исследователи этики PR, рассматривая проблему на современном этапе, не уделяют внимания историко-социологическому аспекту явления. Генезис этики PR как явления можно выделить исключительно в дискурсах историков PR – С. Катлипа, Р. Почекаева, E. Бузни, Е. Лукиевой. Именно эти факторы и обусловили актуальность исследования, которое не имеет предшествующих научных изысканий и наработок. Наша цель – произвести сравнительный анализ развития этики PR в странах Европы и обосновать системные выводы об особенностях европейской школы этики PR.

Французская школа этики PR как самая мощная в Европе повлияла на другие национальные школы PR, в частности на британскую и германскую. Британская школа этики PR также начала активное развитие после Второй мировой войны. В Великобритании наиболее значительным теоретиком PR коммуникаций в послевоенный период стал основатель британской школы Д. Грирсон, который в1950-х гг. написал ряд научных статей, посвящённых этике PR.

Британский социолог Сэм Блек полагает, что PR могут быть успешными только тогда, когда основаны на нормах этики и осуществлены честными путями. В PR цель никогда не оправдывает применение ложных сомнительных или вредных средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, социально приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии [1]. Наиболее лаконичное из ныне существующих определение паблик рилейшнз, также предложенное Сэмом Блеком: «PR – искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основывающееся на правде и полной информированности [1], свидетельствует о нравственной основе PR-деятельности.

Главные этические принципы, в соответствии с которыми должны строиться связи с общественностью, сформулированы С. Блеком: открытость, правдивость информации, опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношения между людьми, организациями, фирмами и общественностью, решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, давления на общественность, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное; уважение к личности, ориентация на человека и его творческие способности [1]. По мнению С. Блека, сущность PR неотъемлема от категорий гуманистической этики.

Важнейшая роль в формировании профессиональных стандартов PR-деятельности, регламентировании нравственных принципов PR принадлежит общественным профессиональным организациям, то есть органам саморегулирования (ОСР). ОСР оказывают влияние на качество профессиональной среды, устанавливая стандарты профессиональной этики, нормы этики PR, которые не установлены и не регулируются на законодательном уровне. В пределах Западной Европы успешно функционируют: Институт PR (IPR, 1948); Британская ассоциация коммуникаторов в бизнесе (BACB); Французская ассоциация PR (AFREP, 1955); Национальний союз пресс-секретарей (UNAP, 1957); Национальний союз консультантов по связям с общественностью (SNCRP, 1957); Французская федерация по связям с общественностью (FFRP, 1973); Национальний союз работников сферы информации и коммуникации (SNPIC, 1973); Немецкое общество по связям с общественностью (DPRG, 1958); Федеральное объединение немецких пресс-атташе (BdP, 2003); Немецкая ассоциация политических консультантов ( 2002); Ассоциация агентств по связям с общественностью (GPRA, 1973), успешно работают также профессиональные ассоциации Австрии, Бельгии, Швеции, Голландии, Греции, Испании. Вопреки сравнительно позднему появлению профессии PR в странах Центральной и Восточной Европы, в 1990-х гг. были основаны: PR Ассоциация Венгрии (MPRS, 1990); Ассоциация PR Словении (APRSR,1990); PR Общество Польши (PSPR, 1994); Ассоциация PR-консультантов Польши (PPRCA, 2001); Ассоциация специалистов по связям с общественностью Румынии (ARP, 1995), Общество связей с общественностью Болгарии (PRSB, 1996); Ассоциация PR-агенств Чехии (APRA, 1995); Ассоциация PR-агенств Словакии (APRSR, 1998).

В русле тенденций глобализации формируются международные профессиональные объединения PR. Главной целью их деятельности является координация деятельности национальных ассоциаций на международном уровне. Сегодня действуют: Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP, 1959); Европейская ассоциация специалистов PR (CERP PRO); Международная ассоциация PR (IPRA, 1955) – советник ООН и ЮНЕСКО; Медународная организация компаний-консультантов по коммуникациям (ICCO, 1973).

Таким образом, предложенная эволюция профессиональной этики PR-деятельности показывает главные тенденции процесса становления не только профессии и её нравственных стандартов, а также основные этапы и национальные отличия специфики этики PR странах Европы, объединённые определяющими демократическое общество гуманистическими принципами свободы, достоинства, нравственного самоутверждения.

ЕвропейскийPR формировался значительно позже, чем американский.

Американский подход к PR в 1920-е годы в Европе потерпел полный крах. В 1924 г. группа американских специалистов прибывает в Париж для создания PR-агентства для руководителей французского бизнеса, было организовано несколько информационных мероприятий, которые не имели успеха. Уже позже, после 2 Мировой войны, на европейском континенте была создана своя теория PR, основателем которой является француз Люсьен Матра.

Филипп Буари дает развернутое изложение принятой в этой теории системы ценностей, лежащих в основе PR- деятельности. Буари противопоставляет PR, как социальную деятельность, направленную на созидание, пропагандистским и манипулятивным технологиям, в частности, технологиям подрывной деятельности в информационной сфере, целью которых является разделение людей.

Начальный этап институализации европейских PR, как социального института, для стран старой демократии - период после Второй мировой войны, хотя примеры технологий осознанного информирования общественности можно увидеть в Великобритании, Германии и др. странах еще во время Первой мировой войны. Позднее, в 1930-х г., во время фашистского режима Муссолини, Министерству народной культуры Италии был вменен в обязанное надзор над всей информацией, имевшей публичный статус.

Европейские исследователи уже обозначали контуры своей PR-истории. Французский теоретик и практик Жак Ку де Феайк выделяет четыре основных этапа развития европейский PR.

1. "Примитивная эра" (1945-1950 гг.)

Это период поиска согласия между социальными группами, период информирования социальных групп прежде всего путем установления эффективных отношений корпораций с прессой. Поэтому в это время главным образом идет становление пресс-рилейшнз. (Л.Матра, Ф.Буари)

2. "Вторая эра" (1950-1970 гг.)

Это период формирования философии компании, когда предприниматели уже хорошо понимают, что недостаточно строить отношения с прессой, нужно также объяснять и обосновывать свои цели, действия, рассказывать о корпорации и ее философии, необходимо строить имидж корпорации. "Чтобы достичь этой цели, - пишет Т.Лебедева, - продолжая все время придавать большое значение СМИ, надо было также все больше нацеливать информацию по отношению к определенным группам общественности, способным оказывать прямо или косвенно влияние на жизнь компании".

3. "Третья эра" (1970-1980 гг.)

Период расширения рынков. Бурный рост PR оказался обусловленным изменением мировой экономической ситуации - растущей взаимозависимостью национальной промышленности с промышленностью других стран, когда расширение рынков повлекло за собой необходимость формирования мультинациональной политики и увеличение круга заинтересованной общественности.

4."Четвертая эра"

Началась в 1990-е г. и была связана с процессами формирования глобального информационного рынка, интернационализации СМИ, развитием новых электронных технологий в системе массовых коммуникаций.

Именно в данный период PR формируется, как профессия.

Наиболее значимыми из Европейских школ PR можно считать французскую и немецкую. Основателем европейской теории PR считают француза Люсьен Матра. "Стратегия доверия", как называют франц.шк. PR больше учитывает человеческий фактор, несет в себе более гуманистический характер. Матра стал автором международного кодекса профессиональной этики (Афинского кодекса)-11 мая 1965г.

Международная ассоциация PR была основана в Лондоне 1 мая 1955 г., а Европ.конфедерация PR (CERP) в 1959г.

В 2000г. создается Мировой альянс по связям с общественностью и коммуникационному менеджменту, в который в 2003г. вошло 28 национ. и межрегиональных организаций, представляющих около 100 тыс. PR-специалистов со всего мира. Цель - обмен опытом, выработка общих стандартов деятельности, освоение межкультурных подходов к PR-деятельности.


История возникновения PR

Развитие PR в США

Томас Джефферсон

Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам. В 20 веке вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.

Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.

Американские связи с общественностью как особый вид маркетинговой деятельности имеет самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах.

Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств.

Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Этапы развития Связей с общественностью в США:

Модель паблисити модель информирования двустороння ассиметрич. модель двусторонняя симметрич модель – соц. ответственность бизнеса.

Развитие PR в Европе

Первые службы внешних сношений появились после 1 мировой войны – в Англии, а затем 2 школы в Германии и во Франции.

Немецкая школа : ПР – инструмент интерпретации (перевод с одного языка на другой) и интеграции (объединения). С помощью этого инструмента м. обеспечить взаимодействие людей в политич., эк., соц. сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. Оэкл – пионер ПР. Задача ПР – помочь ориентироваться в об-ве, получать правдивую инф-цию и формировать собственное мнение.

Развитие PR в России

История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.

Читайте также: