Союзы а и но в сложном предложении 3 класс школа россии
Обновлено: 08.07.2024
Планируемые результаты деятельности:
- развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и;
- правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а,но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью;
Метапредметные:
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре, в группе.
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;
Средства: технология системно-деятельностного подхода.
Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии.
Ход урока
- Кто желает оценить свою готовность к уроку и настрой на работу?
Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью “Оценочных листов” Приложение 1
2. Прочитайте ключевые слова темы (с.77). Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках и дополните этот ряд ключевых слов. СЛАЙД 3.
3. Работа с деформированным предложением. СЛАЙД 4
- Составьте предложение из слов: удар, вспыхнула, грома, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула молния, и раздался удар грома.)
Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.
Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.
Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте “+”,с неверными “–”. Самопроверка. СЛАЙД 5
Проверьте по эталону: - + - - +
- Кто допустил ошибки?
- Кто справился без ошибок?
ТЕМА: “Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами с союзами И, А, НО”.
Какие цели перед собой поставим?
1. Научится различать сложные и простые предложения .
2. Выявить сходство и различие в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами
1. Повторить алгоритм постановки запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
2. Сравнить правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.
3. Выполнить ряд упражнений для закрепления умений постановки запятой в предложениях с союзами А,И,НО.
4. Составление схем предложений.
Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Оцените свою работу (Лист оценивания п.3) :
- Вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Приложение 3. СЛАЙД 9
Проверим правильность. Оцените свою работу (лист оценивания п.4.)
Работаем в группах. Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.
Задания для групп: СЛАЙД 10.
1). Определить, к какому типу относятся предложения.
2) В соответствии с этим поставить недостающие знаки препинания
3) Подобрать к предложениям схему
Представление групп результатов работы:
Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении.
– Какие случаи похожи?
– Какие случаи надо особенно проверять?
Сравните свои результаты с эталоном .
Оцените работу группы
- Как вы их решали?
1. Составление рассказа на грамматическую тему по плану упр. 81 с использованием примеров из заданий рабочей тетради.
Можно сначала построить коллективный рассказ по цепочке (не озвучивая вопросы). Затем заслушиваются 2–3 рассказа целиком.
Исправления и дополнения вносятся после ответа ученика.
Оцените свою работу
(Лист оценивания п.6) :
(1 балл – активность;1 балл - правильность)
Работа в группе: Составьте для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном.
Схема может быть такой. СЛАЙД 13.
Оцените свою работу
(Лист оценивания п.7)
Оцените свою работу (Лист оценивания п.8)
2. Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО. СЛАЙД 17
I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания:
Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения задания.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Оцените свою работу
(Соединяют части предложения или однородные члены)
- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО).
Перед вами карточки. Слайд 22.
а) подбери подходящие по смыслу союзы;
б) расставь недостающие запятые;
в) составьте схемы предложений.
Проверка задания. СЛАЙД 22.
Оцените свою работу (Лист оценивания п.10):
правильность постановки союза – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении).
Цель урока: научиться определять роль и значение союзов: соединительных и противительных.
1. Различать самостоятельные и служебные части речи.
2. Выполнять синтаксический разбор предложения.
3. Наблюдать изменение смысла предложения при использовании разных союзов.
4. Наблюдать однородные члены.
5. Демонстрировать умение различать антонимы и слова, называющие разные признаки, маркировать орфограммы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
- определять функцию союзов, значение частицы не;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- применять ранее изученные правила правописания.
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Включение в деловой ритм урока.
- Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать?
- Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором.
- Какими качествами должен ученик обладать?
Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя.
- Нужно верить в себя и всё у вас получится.
Чистописание: а, и, но.
Словарные слова под диктовку. Два ученика у доски. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Вспомните, какие вы знаете части речи?
- На какие вопросы отвечает каждая часть речи? Чем является в предложении?
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство)
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Подумайте, какая связь существует между этими понятиями?
- Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? (Союзы а, но)
- Какое открытие мы сделали по этой теме?
- Мы узнали функцию союзов в предложении.
- Сегодня мы продолжим открывать новые знания.
- Сформулируйте тему урока.
- Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке.
Что вы знаете о союзах:
- какая это часть речи;
- для чего союз служит;
- какими союзы бывают по значению;
- как союзы пишутся с другими словами;
- что соединяют союзы.
- На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями.
Реализация построенного проекта
1. Работа с учебником.
- Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи).
- Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи.
- Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах.
Вывод. Значение союзов А и И разное.
Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный.
- В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на доске вам помогут дать название каждому союзу.
- Какими союзы бывают по значению?
- Союзы по значению могут быть противительными и соединительными.
Поднимает руки класс — это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Работа по учебнику.
- После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое).
- Прочитайте текст в упражнении №208.
- Какие союзы встретились?
- Какую роль они выполняют?
- Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным?
2. Работа в тетради.
- Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
- Проверка вставленных орфограмм.
3. Работа в группе.
- Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима?
- Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять?
- Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений.
- Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И?
- Третье предложение разделите на части.
Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы.
- Союзы соединяют слова и части предложения.
Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова - сказуемые)
Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Наш урок подходит к концу.
Рабочая тетрадь. Выбери правильный ответ. Упр. 23.
Союз – это служебная часть речи.
Союз соединяет слова и части предложения.
С другими словами союзы пишутся раздельно.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что каждый из вас может сказать о союзах?
Список используемой литературы:
- Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013.
- Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука
- Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, Наука, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".
2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение.
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей.
Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"
Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави.
Конспект урока 3 класс. Тема: "Мы - художники кукольного театра"
Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Русский язык
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить учащихся с пунктуационным правилом правописания запятых в сложных предложениях с союзами а, но, и.
Воспитательная – воспитание положительного отношения к русскому языку, к знаниям, к процессу обучения; укреплять навыки коммуникативного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Развивающая - развивать синтаксические и пунктуационные умения; работать над развитием речи учащихся; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
развивать монологическую речь при ответе на вопросы.
Основные понятия, изучаемые на уроке: сложное предложение, бессоюзная и союзная связь, союзы а, и, но.
Средства обучения: УМК «Канакина, Горецкий - Русский язык. 4 класс (2 часть)
Планируемые результаты урока
ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащиеся познакомятся с пунктуационным правилом правописания запятых в сложных предложениях с союзами а, но, и; смогут применять его на практике. Закрепят умение различать простые и сложные предложения.
МЕ ТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- Здравствуйте ребята. Начинаем урок русского языка.
• Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
• Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
• Поднимите руки те, кто знает, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
• Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
• Поднимите правую руку те, кто хочет писать без ошибок.
• Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
- Надеюсь сегодня мы с вами будем продуктивно и активно работать на уроке для достижения высокого учебного результата.
Приветствуют учителя.
Устанавливают контакт с учителем.
Настраиваются на активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Вспомните, что такое сложное предложение ?
- Чем оно отличается от простого ?
- Каким было ваше домашнее задание? Есть те, у кого задание вызвало трудности?
Минутка чистописания
На доске 3 столбика слов: существительные, глаголы, прилагательные – составьте сложное предложение из данных слов, вставьте пропущенные буквы в выбранных словах, выделите грам.осн.
Существительные: еж_вика, д_рога, ави_компания, земл_ника, х_зяйство, ш_фёр.
Глаголы: р_сти, р_скинуться, з_пускать, потч_вать, расш_рять, д_ставить.
Прилагательные: пр_красный, извил_стый, сла_кий, б_гатый, отв_тсвен_ый.
Отвечают: знакомились со сложными предложениями .
Отвечают: сложное предложение состоит из двух и более простых предложений. В нем столько грамматических основ, сколько простых предложений.
Отвечают: Простые состоят из одной грамматической основы.
Составляют сложные предложения, вставляют пропущенные буквы, выделяют грам. осн.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Вспомните, в каких случаях в сложных предложениях ставится запятая?
- Посмотрите на доску, прочитайте предложения.
- Что мы можем сказать об этих предложениях?
- Спишите, выделите грамматические основы и выделите запятые.
- Как связаны между собой предложения, входящие в состав сложного?
- Назовите встречающиеся союзы.
- Какой знак препинания стоит перед ними?
- То есть, простые предложения могут соединяться в сложное с помощью интонации (без союзов), а также интонацией и союзами а, и, но. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. -- Это правило, которое нужно запомнить.
- Откройте учебник на 38 странице.
- Прочитайте правило. Объясните, как вы его понимаете.
- Приведите пример сложного предложения с одним из союзов (а, и, но)
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
- Что мы будем изучать на уроке?
Отвечают: когда отделяют два простых предложения друг от друга.
1. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещев)
2. Рак пятится назад, а щука тянет в воду (И. Крылов)
3. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась. (Л. Толстой)
Отвечают: Это сложные предложения.
Списывают предложения, выделяют грамматические основы, выделяют запятые.
Отвечают: Интонацией, запятыми и союзами.
Отвечают: и, а, но.
Отвечают: запятая.
Воспринимают, анализируют.
Читают правило, анализируют, рассуждают.
Приводят примеры.
Предполагают: Постановка запятой в сложном предложении с союзами а, и, но.
Ставят задачи:
- узнаем в каких случаях ставится запятая в сложных предложениях с союзами;
- научимся применять правило на практике.
Физкультминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
4. Первичное закрепление во внешней речи
- Откройте учебник на 38 стр.
- Посмотрите на 61 упражнение, прочитайте предложения.
- Какие предложения можно объединить по смыслу в сложное?
- Объясните, как это сделать?
- Предлагаю воспользоваться союзами а, и, но.
• 1 ряд составляет к 1 предложению;
• 2 ряд составляет ко 2 предложению;
• 3 ряд составляет к 4 предложению.
- Прочитайте свои предложения.
- Посмотрите на 64 упражнение, на 40 стр.
- Прочитайте про себя, вдумайтесь в смысл.
- Что вас смутило?
- Прочитайте слово воробья.
- Почему он это сказал?
- Где бы вы поставили запятые?
- Вы уже знаете, что простые предложения могут соединяться в сложное с помощью союзов а, и, но. Познакомьтесь с сложными предложениями, в которых простые предложения соединены другими союзами.
- Посмотрите 65 упражнение на таблицу. Прочитайте по строчке.
- Эти союзы вам тоже нужно запомнить.
Выполняют 61 упражнение :
1. Соловей месяц поёт.
2. Осень начинается.
3. В сентябре лето кончается.
4. В декабре зима стелет холсты.
5. Ворона круглый год каркает.
6. Мороз через реки наводит мосты.
Отвечают: 1+5, 2+3, 4+6.
Отвечают: будем использовать союзы, или соединять бессоюзной связью – с помощью интонации и запятых.
Составляют предложения.
Читают составленные предложения.
Выполняют 64 упражнение:
Читают про себя, анализируют.
Отвечают: отсевает смысл.
Отвечают: При неправильной расстановке запятых полностью меняется смысл.
Читают: неправильно поставленная запятая в предложении может привести к искажению смысла читаемого.
Отвечают : после слов:
- Вот, что значит запятая!
Слушают, воспринимают.
Воспринимают, анализируют.
Читают: что – Дед понял, что начался лесной пожар.
потому что – Яблони погибли, потому что зайцы объели кору.
когда – Одуванчики раскрыли свои ладошки, когда солнце взошло.
чтобы – Бабушка разбудила меня, чтобы я увидел восход солнца.
5. Включение нового знания в систему знаний
- Откройте 66 упражнение на 41 стр. Прочитайте задание.
- Посмотрите на 67 упражнение. Прочитайте текст.
- Где пропущены запятые? Покажите с помощью интонации и пауз.
1 вариант записывает предложения с бессоюзной связью.
2 вариант записывает предложения, связанные союзами.
- Проверим, какие предложения записали на 1 варианте?
- Какие предложения записали на 2 варианте?
Выполняют 66 упражнение.
Читают : Прочитайте. Придумайте к первой части сложного предложения вторую, используя любой из данных союзов. Запишите составленные предложения.
Выполняют 67 упражнение.
Читают текст.
Читают с выражением, указывая на запятые.
Записывают предложения по вариантам.
2 в – 2,4
6. Самостоятельная работа
- Запишем объяснительный диктант :
Наступил сентябрь, и стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, а на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, но они ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу! Идёт мелкий дождь, и мокрая листва не шуршит под ногами.
Ответьте на вопросы и выполните задания:
Задание 1: Выделите грамматические основы в предложениях, расставьте знаки препинания в соответствии с союзами.
Задание 2: Синтаксический разбор
Задание 3: Морфемный разбор
1 вариант - разрумянились
2 вариант – красуются.
Записывают под диктовку.
Выделяют грамматические основы в предложениях.
Проводят синтаксический разбор предложений.
Проводят морфемный разбор слова.
7. Рефлексия
- Какая была тема урока?
- С чем познакомились?
- Как называется связь простых предложений в сложном с помощью союзов?
- Расскажите правило связи простых предложений в сложном союзами а, и, но?
- Что было интересно на уроке?
- Где испытывали трудность?
- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале, показывая пальцами руки.
- Со случаями связи простых предложений в сложном запятой, при помощи союзов:
что, потому что, когда, чтобы.
- Простые предложения могут соединяться в сложное с помощью интонации (без союзов), а также интонацией и союзами а, и, но. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
учитель начальных классов
Запятая в сложном предложении
Правило красивого письма в широкую строку
Упражнение в чистописании по образцу учителя
Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!
- По какому разделу работаем на уроках русского языка?
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения?
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
Вспомните, с какими предложениями работали дома ? Докажите.
Назовите выделенные слова. Что они обозначают?
Выделенные слова И, А, НО - это союзы. Перед ними в сложном предложении всегда ставится запятая.
С какими предложениями продолжим работу на уроке? Как будем работать?
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца .
Читайте также: