Союзы а и но в сложном предложении 3 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

Планируемые результаты деятельности:

  • развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и;
  • правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а,но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью;

Метапредметные:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре, в группе.
  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;

Средства: технология системно-деятельностного подхода.

Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии.

Ход урока

- Кто желает оценить свою готовность к уроку и настрой на работу?

Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью “Оценочных листов” Приложение 1

2. Прочитайте ключевые слова темы (с.77). Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках и дополните этот ряд ключевых слов. СЛАЙД 3.

3. Работа с деформированным предложением. СЛАЙД 4

- Составьте предложение из слов: удар, вспыхнула, грома, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула молния, и раздался удар грома.)

Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.

Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте “+”,с неверными “–”. Самопроверка. СЛАЙД 5

Проверьте по эталону: - + - - +

- Кто допустил ошибки?

- Кто справился без ошибок?

ТЕМА: “Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами с союзами И, А, НО”.

Какие цели перед собой поставим?

1. Научится различать сложные и простые предложения .

2. Выявить сходство и различие в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами

1. Повторить алгоритм постановки запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

2. Сравнить правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

3. Выполнить ряд упражнений для закрепления умений постановки запятой в предложениях с союзами А,И,НО.

4. Составление схем предложений.

Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Оцените свою работу (Лист оценивания п.3) :

- Вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Приложение 3. СЛАЙД 9

Проверим правильность. Оцените свою работу (лист оценивания п.4.)

Работаем в группах. Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.

Задания для групп: СЛАЙД 10.

1). Определить, к какому типу относятся предложения.

2) В соответствии с этим поставить недостающие знаки препинания

3) Подобрать к предложениям схему

Представление групп результатов работы:

Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении.

– Какие случаи похожи?

– Какие случаи надо особенно проверять?

Сравните свои результаты с эталоном .

Оцените работу группы

- Как вы их решали?

1. Составление рассказа на грамматическую тему по плану упр. 81 с использованием примеров из заданий рабочей тетради.

Можно сначала построить коллективный рассказ по цепочке (не озвучивая вопросы). Затем заслушиваются 2–3 рассказа целиком.

Исправления и дополнения вносятся после ответа ученика.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.6) :

(1 балл – активность;1 балл - правильность)

Работа в группе: Составьте для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном.

Схема может быть такой. СЛАЙД 13.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.7)

Оцените свою работу (Лист оценивания п.8)

2. Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО. СЛАЙД 17

I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания:

Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения задания.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Оцените свою работу

(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО).

Перед вами карточки. Слайд 22.

а) подбери подходящие по смыслу союзы;

б) расставь недостающие запятые;

в) составьте схемы предложений.

Проверка задания. СЛАЙД 22.

Оцените свою работу (Лист оценивания п.10):

правильность постановки союза – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении).

Цель урока: научиться определять роль и значение союзов: соединительных и противительных.

1. Различать самостоятельные и служебные части речи.

2. Выполнять синтаксический разбор предложения.

3. Наблюдать изменение смысла предложения при использовании разных союзов.

4. Наблюдать однородные члены.

5. Демонстрировать умение различать антонимы и слова, называющие разные признаки, маркировать орфограммы.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

Познавательные универсальные учебные действия

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

- определять функцию союзов, значение частицы не;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- применять ранее изученные правила правописания.

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Включение в деловой ритм урока.

- Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать?

- Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором.

- Какими качествами должен ученик обладать?

Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя.

- Нужно верить в себя и всё у вас получится.

Чистописание: а, и, но.

Словарные слова под диктовку. Два ученика у доски. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Вспомните, какие вы знаете части речи?

- На какие вопросы отвечает каждая часть речи? Чем является в предложении?

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство)

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Подумайте, какая связь существует между этими понятиями?

- Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? (Союзы а, но)

- Какое открытие мы сделали по этой теме?

- Мы узнали функцию союзов в предложении.

- Сегодня мы продолжим открывать новые знания.

- Сформулируйте тему урока.

- Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке.

Что вы знаете о союзах:

- какая это часть речи;

- для чего союз служит;

- какими союзы бывают по значению;

- как союзы пишутся с другими словами;

- что соединяют союзы.

- На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями.

Реализация построенного проекта

1. Работа с учебником.

- Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи).

- Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи.

- Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах.

Вывод. Значение союзов А и И разное.

Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный.

- В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на доске вам помогут дать название каждому союзу.

- Какими союзы бывают по значению?

- Союзы по значению могут быть противительными и соединительными.

Поднимает руки класс — это раз,

Завертелась голова — это два,

Три — руками три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа по учебнику.

- После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое).

- Прочитайте текст в упражнении №208.

- Какие союзы встретились?

- Какую роль они выполняют?

- Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным?

2. Работа в тетради.

- Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.

- Проверка вставленных орфограмм.

3. Работа в группе.

- Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима?

- Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять?

- Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений.

- Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И?

- Третье предложение разделите на части.

Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы.

- Союзы соединяют слова и части предложения.

Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова - сказуемые)

Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Наш урок подходит к концу.

Рабочая тетрадь. Выбери правильный ответ. Упр. 23.

Союз – это служебная часть речи.

Союз соединяет слова и части предложения.

С другими словами союзы пишутся раздельно.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что каждый из вас может сказать о союзах?

Список используемой литературы:

  1. Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013.
  2. Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука
  3. Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, Наука, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение.

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей.



Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"

Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави.

Конспект урока 3 класс. Тема: "Мы - художники кукольного театра"



Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский язык

Тип урока: ОНЗ

Цель: Познакомить учащихся с пунктуационным правилом правописания запятых в сложных предложениях с союзами а, но, и.

Воспитательная воспитание положительного отношения к русскому языку, к знаниям, к процессу обучения; укреплять навыки коммуникативного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Развивающая - развивать синтаксические и пунктуационные умения; работать над развитием речи учащихся; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;

развивать монологическую речь при ответе на вопросы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: сложное предложение, бессоюзная и союзная связь, союзы а, и, но.

Средства обучения: УМК «Канакина, Горецкий - Русский язык. 4 класс (2 часть)

Планируемые результаты урока

ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащиеся познакомятся с пунктуационным правилом правописания запятых в сложных предложениях с союзами а, но, и; смогут применять его на практике. Закрепят умение различать простые и сложные предложения.

МЕ ТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

- Здравствуйте ребята. Начинаем урок русского языка.

• Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

• Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

• Поднимите руки те, кто знает, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

• Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

• Поднимите правую руку те, кто хочет писать без ошибок.

• Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

- Надеюсь сегодня мы с вами будем продуктивно и активно работать на уроке для достижения высокого учебного результата.

Приветствуют учителя.

Устанавливают контакт с учителем.

Настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Вспомните, что такое сложное предложение ?

- Чем оно отличается от простого ?

- Каким было ваше домашнее задание? Есть те, у кого задание вызвало трудности?

Минутка чистописания

На доске 3 столбика слов: существительные, глаголы, прилагательные – составьте сложное предложение из данных слов, вставьте пропущенные буквы в выбранных словах, выделите грам.осн.

Существительные: еж_вика, д_рога, ави_компания, земл_ника, х_зяйство, ш_фёр.

Глаголы: р_сти, р_скинуться, з_пускать, потч_вать, расш_рять, д_ставить.

Прилагательные: пр_красный, извил_стый, сла_кий, б_гатый, отв_тсвен_ый.

Отвечают: знакомились со сложными предложениями .

Отвечают: сложное предложение состоит из двух и более простых предложений. В нем столько грамматических основ, сколько простых предложений.

Отвечают: Простые состоят из одной грамматической основы.

Составляют сложные предложения, вставляют пропущенные буквы, выделяют грам. осн.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

- Вспомните, в каких случаях в сложных предложениях ставится запятая?

- Посмотрите на доску, прочитайте предложения.

- Что мы можем сказать об этих предложениях?

- Спишите, выделите грамматические основы и выделите запятые.

- Как связаны между собой предложения, входящие в состав сложного?

- Назовите встречающиеся союзы.

- Какой знак препинания стоит перед ними?

- То есть, простые предложения могут соединяться в сложное с помощью интонации (без союзов), а также интонацией и союзами а, и, но. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. -- Это правило, которое нужно запомнить.

- Откройте учебник на 38 странице.

- Прочитайте правило. Объясните, как вы его понимаете.

- Приведите пример сложного предложения с одним из союзов (а, и, но)

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Что мы будем изучать на уроке?

Отвечают: когда отделяют два простых предложения друг от друга.

1. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещев)

2. Рак пятится назад, а щука тянет в воду (И. Крылов)

3. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась. (Л. Толстой)

Отвечают: Это сложные предложения.

Списывают предложения, выделяют грамматические основы, выделяют запятые.

Отвечают: Интонацией, запятыми и союзами.

Отвечают: и, а, но.

Отвечают: запятая.

Воспринимают, анализируют.

Читают правило, анализируют, рассуждают.

Приводят примеры.

Предполагают: Постановка запятой в сложном предложении с союзами а, и, но.

Ставят задачи:

- узнаем в каких случаях ставится запятая в сложных предложениях с союзами;

- научимся применять правило на практике.

Физкультминутка

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

4. Первичное закрепление во внешней речи

- Откройте учебник на 38 стр.

- Посмотрите на 61 упражнение, прочитайте предложения.

- Какие предложения можно объединить по смыслу в сложное?

- Объясните, как это сделать?

- Предлагаю воспользоваться союзами а, и, но.

• 1 ряд составляет к 1 предложению;

• 2 ряд составляет ко 2 предложению;

• 3 ряд составляет к 4 предложению.

- Прочитайте свои предложения.

- Посмотрите на 64 упражнение, на 40 стр.

- Прочитайте про себя, вдумайтесь в смысл.

- Что вас смутило?

- Прочитайте слово воробья.

- Почему он это сказал?

hello_html_m192825bf.jpg

- Где бы вы поставили запятые?

- Вы уже знаете, что простые предложения могут соединяться в сложное с помощью союзов а, и, но. Познакомьтесь с сложными предложениями, в которых простые предложения соединены другими союзами.

- Посмотрите 65 упражнение на таблицу. Прочитайте по строчке.

- Эти союзы вам тоже нужно запомнить.

Выполняют 61 упражнение :

1. Соловей месяц поёт.

2. Осень начинается.

3. В сентябре лето кончается.

4. В декабре зима стелет холсты.

5. Ворона круглый год каркает.

6. Мороз через реки наводит мосты.

Отвечают: 1+5, 2+3, 4+6.

Отвечают: будем использовать союзы, или соединять бессоюзной связью – с помощью интонации и запятых.

Составляют предложения.

Читают составленные предложения.

Выполняют 64 упражнение:

Читают про себя, анализируют.

Отвечают: отсевает смысл.

Отвечают: При неправильной расстановке запятых полностью меняется смысл.

Читают: неправильно поставленная запятая в предложении может привести к искажению смысла читаемого.

Отвечают : после слов:

- Вот, что значит запятая!

Слушают, воспринимают.

Воспринимают, анализируют.

Читают: что – Дед понял, что начался лесной пожар.

потому что – Яблони погибли, потому что зайцы объели кору.

когда – Одуванчики раскрыли свои ладошки, когда солнце взошло.

чтобы – Бабушка разбудила меня, чтобы я увидел восход солнца.

5. Включение нового знания в систему знаний

- Откройте 66 упражнение на 41 стр. Прочитайте задание.

- Посмотрите на 67 упражнение. Прочитайте текст.

- Где пропущены запятые? Покажите с помощью интонации и пауз.

1 вариант записывает предложения с бессоюзной связью.

2 вариант записывает предложения, связанные союзами.

- Проверим, какие предложения записали на 1 варианте?

- Какие предложения записали на 2 варианте?

Выполняют 66 упражнение.

Читают : Прочитайте. Придумайте к первой части сложного предложения вторую, используя любой из данных союзов. Запишите составленные предложения.

Выполняют 67 упражнение.

Читают текст.

Читают с выражением, указывая на запятые.

Записывают предложения по вариантам.

2 в – 2,4

6. Самостоятельная работа

- Запишем объяснительный диктант :

Наступил сентябрь, и стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, а на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, но они ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу! Идёт мелкий дождь, и мокрая листва не шуршит под ногами.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Задание 1: Выделите грамматические основы в предложениях, расставьте знаки препинания в соответствии с союзами.

Задание 2: Синтаксический разбор

Задание 3: Морфемный разбор

1 вариант - разрумянились

2 вариант – красуются.

Записывают под диктовку.

Выделяют грамматические основы в предложениях.

Проводят синтаксический разбор предложений.

Проводят морфемный разбор слова.

7. Рефлексия

- Какая была тема урока?

- С чем познакомились?

- Как называется связь простых предложений в сложном с помощью союзов?

- Расскажите правило связи простых предложений в сложном союзами а, и, но?

- Что было интересно на уроке?

- Где испытывали трудность?

- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале, показывая пальцами руки.

- Со случаями связи простых предложений в сложном запятой, при помощи союзов:

что, потому что, когда, чтобы.

- Простые предложения могут соединяться в сложное с помощью интонации (без союзов), а также интонацией и союзами а, и, но. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

Запятая в сложном предложении

Правило красивого письма в широкую строку

Упражнение в чистописании по образцу учителя

Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!

  • По какому разделу работаем на уроках русского языка?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?

Вспомните, с какими предложениями работали дома ? Докажите.

Назовите выделенные слова. Что они обозначают?

Выделенные слова И, А, НО - это союзы. Перед ними в сложном предложении всегда ставится запятая.

С какими предложениями продолжим работу на уроке? Как будем работать?

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца .

Читайте также: