Советская районная школа ключевые представители

Обновлено: 07.07.2024

Если вы являетесь владельцем или руководителем МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ", вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис "Мой бизнес" для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

Дополнительные виды деятельности не указаны

Финансовая отчетность МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ"

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" ?

Руководитель МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ"

Учредители

Правопредшественники

1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КИЛЬДИШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2. МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО" С. СОВЕТСКОЕ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО" С. СОВЕТСКОЕ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Связи

Руководитель МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" также является руководителем или учредителем 1 другой организации

1. МОУ "КИЛЬДИШЕВСКАЯ ООШ"
429068, республика Чувашия, Ядринский район, д. Кильдишево, ул. Школьная, д. 44
Основное общее образование
Руководитель — Охотникова Алена Васильевна
Руководитель — Охотникова Алена Васильевна

Учредители МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" также являются руководителями или учредителями 43 других организаций

1. МБОУ "ВЕРХНЕАЧАКСКАЯ СОШ ИМ. А.П.АЙДАК" ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧР
429079, республика Чувашия, Ядринский район, д. Верхние Ачаки, ул. Ленина, д. 38А
Образование дошкольное
Учредитель — ЯДРИНСКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2. МАОУ НОШ
429060, республика Чувашия, Ядринский район, г. Ядрин, ул. Красноармейская, д. 2
Образование начальное общее
3. МБОУ "СЕЛОЯДРИНСКАЯ СОШ"
429070, республика Чувашия, Ядринский район, с. Ядрино, ул. Шоссейная, д. 5
Образование среднее общее
4. МАУ "ЦКС" ЯДРИНСКОГО РАЙОНА
429060, республика Чувашия, Ядринский район, г. Ядрин, ул. Ленина, д. 39
Деятельность библиотек и архивов
5. МБОУ "ГИМНАЗИЯ №1" Г.ЯДРИН
429060, республика Чувашия, Ядринский район, г. Ядрин, ул. Октябрьская, д. 1
Образование среднее общее

МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" не является управляющей организацией

МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" не является учредителем других организаций

Лицензии

Согласно данным ФНС, организацией МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" была получена 1 лицензия

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" является участником системы государственных закупок

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 14 4,7 млн руб.
44-ФЗ 26 8,1 млн руб.
223-ФЗ

Проверки МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ"

Согласно данным ФГИС "Единый Реестр Проверок" Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" инициировано 13 проверок

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике Чувашии в городе Шумерля

Сведения об ознакомлении или отказе ознакомления с актом КНМ руководителя иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица индивидуального предпринимателя его уполномоченного представителя присутствовавших при проведении КНМ о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 3 судебных дела с участием МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ"

Исполнительные производства

Нет сведений об открытых в отношении МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах

Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

История изменений

Муниципальное образование "ЯДРИНСКИЙ РАЙОН С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ В ГОРОДЕ ЯДРИН" больше не является учредителем организации

Муниципальное образование "ЯДРИНСКИЙ РАЙОН С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ В ГОРОДЕ ЯДРИН" становится новым учредителем организации

Муниципальное образование "ЯДРИНСКИЙ РАЙОН С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ В ГОРОДЕ ЯДРИН" больше не является учредителем организации

Муниципальное образование "ЯДРИНСКИЙ РАЙОН С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ В ГОРОДЕ ЯДРИН" становится новым учредителем организации

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1022102629075, ИНН 2119003161, КПП 211901001. Регистрационный номер в ПФР — 015019000132, регистрационный номер в ФСС — 211900897121001. Организационно-правовой формой является "Муниципальные бюджетные учреждения", а формой собственности — "Муниципальная собственность".

Основным видом деятельности организации МБОУ "СОВЕТСКАЯ СОШ" является "Образование среднее общее".

Директор — Охотникова Алена Васильевна.

На 24 февраля 2022 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО "ЯНТАРЬ"
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
рп. Инжавино
ООО "ПРОМАЛЬЯНС"
Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием
г. Челябинск
ООО "ПРИМУС"
Торговля оптовая неспециализированная
г. Гатчина
ООО "КАСКАД-СЕРВИС"
Деятельность рекламных агентств
г. Санкт-Петербург
ООО "АЛЬФА-2003"
Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
г. Волгоград

Подключив сервис "Мой бизнес" вы сможете добавить логотип и описание вашей компании, редактировать контактную информацию, отключить рекламу, загрузить фото и многое другое

Краткий отчет по организации в формате PDF успешно подготовлен

Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.

В начале 20 в. экономико-географы предприняли значительные усилия по поиску единого способа накопления и систематизации всего многообразия геогр. фактов. Результатом этих усилий стало признание в качестве основного объекта геогр. исследований – экономического района как участка земной поверхности (геосферы), в пределах которого геогр. объекты закономерно и взаимообуславливающе связаны друг с другом в особый комплекс.

Наиболее крупными представителями такого подхода стали Ричард Хартшорн (США) и Н. Н. Баранский (СССР), создавший районное направление в советской ЭГ.

Р. Хартшорн отстаивал мнение, что главной задачей ЭСГ является изучение территориальной дифференциации хозяйственной деятельности на земной поверхности и объяснение ее различий от места к месту.

В рамках советской ЭГ Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский создали теорию экономического районирования, в основе которой лежали понятия географического разделения труда (ГРТ), приводящего к специализации определенных территорий на производстве отдельного продукта или части продукта; энергопроизводственного цикла (ЭПЦ) как технологической цепочки производств, закономерно формирующих отраслевую и территориальную структуру района, и крупного экономического района (ЭР) как части территории страны, имеющей специализацию в масштабе национальной экономики, внутреннюю социально-экономическую однородность и стремящейся к комплексному развитию.

Отраслевая парадигма

Последовавшая в 50-е гг. 20 в. дифференциация ЭГ на географию населения, географию отраслей хозяйства, географию природных ресурсов и природопользования параллельно с наступившей критикой региональной парадигмы (Аккерман, США) позволила выйти на этап более глубокого анализа специфических фактов, установление причинно-следственных связей и развитие формального анализа.

Социологическое направление в зарубежной ЭГ. Бихевиоризм

С 50-х гг. 20 века в зарубежной географии под влиянием активного развития социологических исследований развивается социологическое направление, использующее анкетные и экспертные методы в их пространственной интерпретации. Это направление возникло в качестве одной из альтернатив экономическому детерминизму, объясняющему всякие социогеографические явления стремлением к получению прибыли. В социологическом направлении выделяется концепция бихевиоризма, объясняющая географические явления поведением отдельных людей

Количественная революция и математическая география

Энвайроментализм

Энвайроментализм (инвайроментализм, от англ. environment) – так называемый экологический подход – научная парадигма, главной целью исследования которой являются связи между географической средой и обществом. Зародилось и развивалось в западных школах ЭГ.

Проблема связей между обществом и окружающей средой приобрела особую актуальность с 1960-70 гг. в связи с возрастающей опасностью чрезмерного загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека.

Ранние представители энвайроментализма (американские географы Э. Симпл, Р. Смит, Г. Тейлор) утверждали, что географическое разделение труда предопределяется главным образом различиями в природной среде и этим оправдывали экономическую и политическую экспансию стран Запада в различных районах мира (в основном в развивающихся странах).

Сущностью этого направления является взаимная адаптация населения и окружающей среды, взаимодействие между человеком и элементами природы; природному фактору придается приоритетное значение в развитии общества.

Неомальтузианство

Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения – в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов арифметической прогрессией. Данная теория считается ошибочной, так как не учитывает закономерностей демографического перехода.

  • Советская районная школа — школа в социально-экономической географии, доминировавшая в Советском Союзе в 1930—70-х годах.

Первым и важнейшим этапом формирования советской районной школы стала разработка в 1920 году плана ГОЭЛРО, в ходе которой территория страны была разделена на экономические районы для формирования на их основе локальных энергетических, транспортных и промышленных систем, а также корректировки сетки АТД. Разработкой плана руководили Г. М. Кржижановский и И. Г. Александров.

Создателем советской районной школы как университетского направления является Н. Н. Баранский, в 1928 году написавший учебник, который излагал экономическую географию СССР по районному принципу (была использована именно сетка Госплана). В 1929 году на Физико-математическом факультете МГУ Н. Н. Баранским была основана кафедрa экономической географии СССР, которая являлась центром районной школы на протяжении всех последующих лет. К середине 1930-х годов все другие направления социально-экономической географии в СССР были свёрнуты.

Базовые понятия районной школы были заимствованы из марксистской политэкономии: частным случаем общественного разделения труда является территориальное разделение труда, в рамках которого, соответственно, субъектами специализации выступают страны и их отдельные районы. Порайонная специализация экономики была одной из идей плана ГОЭЛРО, который в числе прочего предполагал и экономическое районирование России.

Понятийный аппарат советской районной школы был расширен Н. Н. Колосовским в 1940—1950-х годах. Им, в частности, введены термины энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект), разработана теория экономического районирования. Советская районная школа выработала наиболее подробную понятийную базу для географии промышленности, которая являлась её основным направлением. При этом, население в советской районной школе в течение долгого времени рассматривалось в первую очередь как трудовые ресурсы, а не как источник формирования спроса.

В связи с акцентом на практическую деятельность, наибольшего расцвета советская районная школа достигла в годы индустриального бума семилетки 1958—1965 гг.. Её представители работали в организациях, занимающихся проектированием новых промышленных предприятий и сопутствующей инфраструктуры (включая города), органах государственного планирования и т. д.

Связанные понятия

Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в США в 50-е годы двадцатого столетия на стыке экономической теории и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в.

Математические методы в экономике — научное направление в экономике, посвящённое исследованию экономических систем и процессов с помощью математических моделей. Включают в себя.

Процессы и аппараты химических технологий (ПАХТ) — техническая дисциплина, отрасль науки и инженерная специальность высшей квалификации, изучающая теорию основных процессов, принципы устройства и методы расчёты аппаратов и машин, используемых для проведения технологических и химических процессов. Находится на стыке таких наук, как физика, физическая химия, термодинамика, механика, расчеты и конструирование, производственный менеджмент, экономика и др. В развитых странах мира - подготовка специалистов.

География транспорта — научная дисциплина, раздел экономической географии, изучающий транспортно-географические процессы, структуру транспорта, особенности его размещения, уровень транспортной обеспеченности.Объектами географии транспорта являются территориальные и региональные транспортные системы, транспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном аспекте.Предметом изучения географии транспорта является.

Истори́ческая информа́тика — междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов,.

Социоло́гия образова́ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах.

География почв — наука о закономерностях распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования.

Социология управления — отрасль социологической науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем (общества, организаций). Социология управления - сфера научных социологических исследований, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую.

Глобали́стика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.

Теоретическая география — область высоко формализованных исследований пространственной организации географических явлений, делающих упор на выявление фундаментальных законов или закономерностей. Теоретическая география работает с идеальными объектами — моделями реально существующих процессов и явлений (идеальный материк, идеальная система расселения, идеальный тип культурного ландшафта), наделяемых заданными свойствами. В теоретической географии любое отношение объектов редуцируется к пространственному.

Геоинформатика — наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем, по разработке геоинформационных технологий, по приложению ГИС для практических и научных целей.

Странове́дение (от рус. страны и ведать) — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функции семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Геоэкология — междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. В некоторых случаях геоэкологию определяют как комплексную прикладную дисциплину, которая отличается от биологических и соответствует географическим или геологическим дисциплинам. Основной задачей геоэкологии является изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под.

Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Культу́рная геогра́фия — направление социально-экономической географии, изучающее пространственные культурные различия и территориальное распределение культур.

Политическая география — общественно-географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов.

Болотоведение — учение о болотах как участках земной поверхности или ландшафтах с присущими им особенностями растительного покрова, гидрологического режима и почвообразовательного процесса.

Гуманита́рная геогра́фия — междисциплинарное научное направление, изучающее различные способы представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность.

Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука о территориальной организации экономической жизни общества.

Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становления науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов.

Клиодина́мика — междисциплинарная область исследований, сфокусированная на математическом моделировании социально-исторических процессов.

История науки и техники — научная специальность, предусмотренная классификацией ВАК РФ (код 07.00.10). По этой специальности присуждаются степени кандидата исторических, физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, технических, сельскохозяйственных, географических, медицинских и ветеринарных наук, а также по архитектуре. Большая часть диссертационных советов по этой специальности сосредоточена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН в Москве.

Клиометрика (англ. Cliometrics) — междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории. Расширительно ассоциируется с применением математических методов в исторических исследованиях, то есть отождествляется с квантитативной историей.

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Московский методологический кружок (ММК) — философско-методологическая и интеллектуально-практическая школа выдающегося советского методолога и философа Георгия Петровича Щедровицкого, центр разработки системомыследеятельностной методологии и организационно-деятельностных игр.

Социология труда — отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят своё выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Проблема теоретической географии — особо остро обозначилась на рубеже XIX—XX веков. Её суть заключается в преобладании прикладных географических наук над теоретическими и фундаментальными исследованиями.

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных.

Экономическая история — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. Экономическая история занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками, является одной из т. н. смежных наук.

Конструктивная география — междисциплинарное направление географической науки в СССР, объединяющее естественно-исторические и социально-экономические подходы к исследованию динамики взаимодействия природы и общества.

Социально-экономическая география (также общественная география) — система географических наук, изучающая территориальную организацию общества, её законы и закономерности. Подразделяется на экономическую, социальную, политическую и культурную географию.

Московский логический кружок (МЛК) — неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в 1952—1957 (1958) гг., ставившее целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, теории мышления и гносеологии.

Биогеоценоло́гия (от др.-греч. βίος — жизнь, γῆ — земля, κοινός — общий и от др.-греч. λόγος — учение) — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов, отрасль знания на стыке биологии, географии и экологии.

Социальная география — общественная географическая наука, изучающая закономерности территориальной организации,социальной инфраструктуры в связи со способом производства и особенностями географической среды (бытовое, просветительное, медицинское обслуживание населения, народное образование и т. д.).

Грунтоведение (от рус. грунт и ведать) — раздел Инженерной геологии, наука о грунтах. Научное направление исследующее состав, состояние, строение и свойства грунтов и сложенных ими грунтовых толщ (тел или массивов), закономерности их формирования и пространственно-временного изменения под воздействием современных и прогнозируемых геологических процессов, формирующихся в ходе развития земной коры под влиянием совокупности всех природных факторов и в связи с инженерно-хозяйственной, прежде всего инженерно-строительной.

Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов.

Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.

Региональная инженерная геология — научное направление инженерной геологии, изучающее региональные закономерности развития верхних горизонтов земной коры (литосферы) и их взаимодействия с инженерными сооружениями в связи с осуществленной, текущей или планируемой инженерно-хозяйственной, прежде всего инженерно-строительной, деятельностью человека.

Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.

Экономическая кибернетика — одно из научных направлений кибернетики, которое занимается приложением идей и методов кибернетики к экономическим системам. В расширенном смысле под экономической кибернетикой понимают область науки, возникшую на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономику. Экономическая кибернетика рассматривает экономику, а также её структурные и.

Районирование — деление территории или акватории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части (районы, земли).

Работая первым председателем Госплана, Г. М. Кржижановский(1872-1959) подтвердил на практике прогрессивность концентрации производства и распределения энергии на базе крупных электростанций и районных энергетических систем. При переходе от НЭПа к плановой экономике Г. М. Кржижановский, хотя и защищая планирование от сторонников сохранения регулирования и де-факто самого капитализма Базарова, Громана, Кондратьева и др., стоял на позициях децентрализованного планирования (см. Кржижановский Г. М. Сочинения т. 2 ОНТИ, 1934), отсюда неизбежный конфликт с линией Сталина-Куйбышева-Струмилина именно на централизованное планирование, и в итоге в 1930 Госплан возглавил Куйбышев.
Николай Николаевич Баранский (1881-1963 гг.) о своем первом советском учебнике по экономической географии (1924 г.) позднее писал: "Главным достоинством учебника, по сравнению с другими, более поздними, было наличие определенной методологической линии, почерпнутой из госплановских работ. Благодаря этому имелся "стержень" для фактического материала, что обеспечивало возможность продуманной генерализации. Методология владела материалом. Материал укладывался в определенной системе и мог поэтому хорошо усваиваться. И не было, кроме того, погони за последними конъюнктурными данными". Н. Н. Баранский был крупнейшим организатором географической науки в СССР. Он организовал кафедры экономической географии в МГУ и МГПИ, вместе с А. А. Борзовым организовал географический факультет МГУ, основал географические серии "Вопросы географии" и "География и хозяйство", журнал "География в школе" сыграл очень важную роль в разработке методики преподавания географии,'был автором ряда вузовских и школьных учебников.
Баранский обосновал диалектико-материалистическую методологию экономической географии, экономической картографии, в значительной степени географии населения. При этом он отстаивал два важнейших основания географии: пространственность географического мышления и природную обусловленность социально-экономических процессов. О географическом разделении труда он писал как о "пространственной форме общественного разделения труда, характеризующегося разрывом между местом производства и местом потребления".
С именем Баранского также связаны полевые исследования советских экономико-географов. Но, пожалуй, главнейшей его заслугой является упрочение районного направления экономической географии. "В районном направлении на первый план вышел анализ связей явлений, прежде всего производственных связей, синтез представлений о природных, трудовых, материально-технических ресурсах, образующих базу для комплексного развития каждого района и всей системы районов".



Николай Николаевич Баранский Николай Николаевич Колосовский


Другим основоположником советской экономической географии стал Н. Н. Колосовский (1891-1954 гг.)-один из разработчиков районов Госплана и первого пятилетнего плана. С 1930 г. он участвовал в комиссиях по созданию Урало-Кузнецкого комбината, был одним из проектировщиков Прибайкальского комплекса, Ангарской энергосистемы. Затем Колосовский работал в Совете по изучению производительных сил (СОПС АН СССР), а во время войны участвовал в работах по размещению эвакуированных промышленных предприятий, в работах по привлечению ресурсов Урала и восточных районов к нуждам войны. За эти работы в 1942 г. он был удостоен Государственной премии. Научно-теоретическая и конструктивная деятельность Н. Н. Колосовского явилась той основой, на которой выросла концепция территориально-производственного комплекса (ТПК). Суть этой концепции заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учетом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала. При этом экономический эффект достигается за счет удачного подбора предприятий, соответствующих наличным условиям региона.
Для обоснования ТПК Н. Н. Колосовский разработал метод энергопроизводственных циклов: подбор таких составных частей материального производства, которые в пределах района образуют только взаимосвязанное единство, не производящее излишков и не знающее недостатков, экономно расходующее вещество природы.
Таким образом, в трудах Н. Н. Колосовского районное направление в советской экономической географии получило конструктивный характер. Гносеологически это положение можно представить следующим образом.
Базовым в географическом знании является конкретное страноведческое знание о регионах. Однако высшее назначение науки составляет создание нового на основе объективного знания о предмете. Всякое новое создается на основе синтеза. В свою очередь, одной из важнейших форм синтеза в географии является районирование. Но районирование - это синтез наличного бытия. Для человека же важно, исходя из возможностей наличного бытия, создавать творческий образ и на его основе конструировать новое. Этим творческим образом в экономической географии выступает проект ТПК, на базе которого должны создаваться реально существующие комбинаты и комплексы. Таким образом, в ТПК реализуются творческие подходы человека, его конструктивное отношение к внешней среде на основе районирования, то есть знания о пространственных формах распределения природных ресурсов и условий, размещения наличного производства, расселения населения.
Большая и сплоченная научная школа Баранского-Колосовского, по существу, охватила все разделы и направления современной экономической географии. Она "стала изучать такие территориальные системы производительных сил, как страны, экономические районы, системы расселения, города, транспортные системы и узлы, а затем расширила рамки исследования до территориальных систем сферы обслуживания".
Однако "районная школа" Баранского-Колосовского не была единственной в советской экономической географии. Существенное значение в первые десятилетия XX в. имело унаследованное от дореволюционной географии отраслево-статистическое направление (школа), основателем и многолетним лидером которого был профессор Владимир Эдуардович Ден (1867— 1933 гг.). Возглавляемое им научное направление, фактически одна из научных школ экономической географии, "подверглось серьезной (и, что особенно существенно, партийно-официозной) критике. Но, как вполне справедливо подчеркивает Ю. Д. Дмитревский, школа Дена "имела право на существование в свое время и, в модифицированном виде, имеет право на жизнь и ныне, ибо развитие экономической географии немыслимо без синтеза отраслевого и регионального изучения территории".
Основные положения методологии школы Дена - признание экономической географии экономической наукой, опора на статистическую информацию, "страновой" уровень исследования при изучении отраслей экономики и их размещении. Официальная критика обвиняла "буржуазное" отраслево-статистическое направление ("деновщину") в геттнерианстве, антисоветских построениях геттнерианцев, и таким образом, провоцировалась борьба между представителями этого и районного направлениями, борьба, которая задержала развитие экономической географии в нашей стране. При этом "была забыта. простая истина: нет экстерриториальных (т. е. расположенных вне какой-либо территории. -Авторы) отраслей и нет лишенных тех или иных, принадлежащих к определенным отраслям, предприятий районов". Жизнь показала необходимость не противоборства, а сосуществования обоих направлений, сотрудничества их представителей.
Среди отдельных отраслей экономической и социальной географии, получивших значительное развитие в СССР, необходимо отметить географию населения, в которой трудами Н. Н. Баранского, В. М. Кабо, Г. М. Лаппо и других ученых, было развито представление о каркасе расселения - описательный анализ пространственных форм расселения в виде городов, городских агломераций, транспортных, особенно, железнодорожных путей.

В работах В. Г. Давидовича, Ф. М. Листенгурта рассматривались основные положения о групповой системе расселения - агломерационный подход, используемый в планировании расселения. На основе этого подхода была разработана Госстроем СССР Генеральная схема расселения населения. И, наконец, в работах В. В. Покшишевского, Э. Б. Алаева, Б. С. Хорева разрабатывалось конструктивное направление по созданию единой системы расселения населения СССР. Основной задачей этого направления является развитие различного типа поселений с целью выравнивания уровня жизни по районам и в пределах районов в системе город-деревня.

В 1970-е годы, в связи с переходом от территориального принципа управления экономикой к отраслевому, а также с выходом на первый план социальных проблем, методологический аппарат времён индустриализации, которым оперировала советская районная школа, становился всё менее востребованным и адекватным реальности. Научное направление быстро распадается на ряд отраслевых блоков, представители которых постепенно фактически отказались от принадлежности к советской районной школе. Схожая судьба в тот же период постигла англо-американскую школу пространственного анализа, которая оказывала заметное влияние на советскую экономическую географию в 60—70-е годы XX века.

С одной стороны, советская система образования дала стране Гинзбургов, Сахаровых и Гагариных. С другой — напоминала казарму, насквозь пропитанную идеологией и зубрёжкой. Эксперты онлайн-школы Skysmart, которая с 3 марта запускает обучение по пяти новым предметам, проанализировали принципы советского образования: какие из них потеряли актуальность, а какие — наоборот.

Начнём с хорошего: вот вещи, которые стоит унести из советской школы в светлое будущее. Они делают обучение только эффективнее.

1. Подготовка к жизни

Кстати, примерно в то же время в СССР появились и школы для одаренных детей — например, языковые и с математическим уклоном. Вот там учеников-вундеркиндов уже не особенно нагружали поездками в колхозы: это были теплицы для лучших умов страны.

Сегодня мы можем вспомнить эти принципы и давать детям знания, которые они смогут использовать на практике. В некоторых школах дети уже осваивают робототехнику и работают с 3D-принтерами, да и в учебниках задачи становятся более приближенными к реальным ситуациям.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skysmart

2. Системный подход

К концу обучения у советского школьника должна была сформироваться целостная картина мира. Да, немного перекошенная, ведь во главу угла ставилось бессмертное учение партии и мировая революция. Однако единая система все же выстраивалась. Чем больше знаний о мире мы накапливаем, тем важнее развивать системный подход. Разве что сейчас его стоит выстраивать не вокруг идеологии, а вокруг научного способа познания мира.


Кем бы ни захотел стать ребенок — блогером, программистом или астронавтом, — ему пригодится умение принимать взвешенные решения, как при игре в шахматы, просчитывать варианты, как на уроках математики, убедительно доносить свою точку зрения, как в сочинении или эссе, учитывать реальность материального мира, как на лабораторных по физике. Больше предметов — больше граней в картине мира.

3. Помощь отстающим

Раньше школа предлагала систему шефства: отличникам предписывалось не бросать друзей в беде, а брать под свою опеку двоечников и помогать им заниматься. Кажется, от этого выигрывали все: отличники понимали урок еще лучше, а слабые ученики имели шанс лучше разобраться и ощутить поддержку.

Сейчас в школы можно даже не приглашать никаких специальных отличников. Хороший репетитор может быть тьютором, который помогает разобраться в школьной программе, онлайн-тесты позволяют выявить слабые места, а заниматься дополнительно можно из любой части света.

4. Изучение фундаментальных вещей

Однако именно изучение того, что, скорее всего, не пригодится (вроде поэзии классицистов, органической химии или черчения), делает мир таким интересным, позволяет увидеть науку во всей красоте и просто стать более эрудированным.


4 небанальных способа показать ребёнку, что он не зря что-то учит (и даже ходит в школу)

5. Гуманизация образования

Позднесоветская школа, шестидесятники и педагоги-активисты писали об уважении к внутреннему миру ребенка. Они признавали, что учебный процесс должен быть уникальным и творческим. Почему-то во все эпохи это звучит удивительно свежо и правдиво.


Важно не упустить этот принцип из виду. Ведь даже в офлайн-классе с живым преподавателем обучение может быть конвейерным и механическим. И наоборот: онлайн-обучение можно спроектировать так, что опыт и внутреннее состояние ребенка будут играть в нем важнейшую роль. А зубрёжку вообще стоит оставить в прошлом.

Перейдём к списку вещей, от которых стоит избавиться. За прошедшие годы выяснилось, что они либо антигуманны, либо неэффективны, либо просто не соответствуют потребностям современного школьника.

1. Приоритет коллектива над личностью

Сегодня так учиться бессмысленно. Все мы разные, очень часто — с непохожими склонностями и потребностями. И теперь нам есть из чего выбирать. На смену общей программе пришёл индивидуальный учебный маршрут, собственный темп освоения материала, методы и учебники, подходящие именно конкретному ученику, а не абстрактному коллективу.

2. Отсутствие критического мышления


3. Пассивная роль ученика и масса запретов

В советской школе ученик — винтик. От него мало что зависит. Школа регламентирует все, от содержания карманов и длины волос до учебной программы. Ученик ничего не выбирает, он пассивно движется по линейным рельсам. На самостоятельный поиск и исследование система не ориентировала.

Советский учитель — фигура авторитарная. Он один знает, что происходит, только у него есть свобода действий, он единолично решает, как ученик будет заниматься и что учить.

Сегодня задача учебного заведения — сформировать субъектный подход. Ребенок сам будет вместе с наставником и родителем ставить учебные цели, выбирать дополнительные курсы, онлайн-уроки и лекции, которые помогут ему добиться желаемого. Школьник активнее управляет учебным процессом, а преподаватель превращается в координатора и тьютора, а не просто человека, выдающего ежедневную порцию знаний.

4. Упор на жесткие навыки

Считалось, что школьнику достаточно овладеть академическими знаниями. Межпредметные умения (креативность, адаптивность, эмпатия, коммуникабельность) могли развиться во время внеурочной деятельности, например, при подготовке стенгазеты или на пионерских собраниях, но и только.


Сегодня профессия устаревает, пока студент оканчивает третий курс, поэтому есть смысл учиться иначе: развивать те навыки, которые помогут все время учиться новому, работать с самыми разными специалистами и на разных ролях. На смену обучению узким дисциплинам приходят мультипредметные и игровые подходы. Они помогают замотивировать школьника, дать широкий взгляд на явления и развивают те самые гибкие навыки — умение сотрудничать и искать нестандартные решения.

5. Пятибалльная система оценок как мера всех вещей

При этом двойку можно было получить не только за невыполненное задание, но и за внешний вид, манеру ведения дневника и даже за то, что растерялся у доски. Так что реальный уровень знаний цифра, стоящая напротив фамилии в журнале, не отражала. И, кстати, не отражает до сих пор.

Читайте также: