Школьный курс обществознания приобретает модульную структуру начиная с

Обновлено: 07.07.2024

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

1) развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

2) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3) формированию у обучающихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению обучающимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4) овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

5) формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

Курс ориентирован на систему национальных и обществоведческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе Конституция РФ.

Курс обществознания занимает свое особое место в системе общего образования, реализуя своими средствами те сформулированные в Законе РФ об образовании задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать обучающимся младшего подросткового, старшего подросткового и раннего юношеского возраста различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы.

Большое значение имеет усиление практической направленности курса. Что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета. Компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурой любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социальную характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей – гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиции этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни); компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени) компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни. Очевидно, что формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры.

Характерной чертой содержания обществоведческого образования современной школы является его тематическая пестрота: учащимся предлагаются самые разные вопросы (от устройства мироздания до правил поведения за столом; от типов цивилизации до ошибок при проведении социологического опроса). В этой связи, необходимо чётко определить цели обществоведческой подготовки. Необходимо учитывать социальный заказ общества и цели образования.

Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:

1) Федеральный компонент: устанавливается Российской Федерацией и составляет 75% общего учебного времени;

2) Региональный (национально-региональный) компонент: устанавливается субъектом РФ и составляет не менее 10% общего учебного времени;

3) Компонент образовательного учреждения: самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и составляет не менее 10% общего учебного времени.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) требования к уровню подготовки выпускников;

3) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

- цели изучения учебного предмета;

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету;

- требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на двух уровнях – базовом и профильном.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы всех ступеней образования.

В документе обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Особенности государственного стандарта по обществознанию.

Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Новизна образовательного стандарта состоит, во-первых, в том, что в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Корректировка целей направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен в соответствии с новыми целями обучения, изменениями в обществе и изменениями в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Значительно вырос объем экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Заметно превышение их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне.

Произведены некоторые сокращения политологических, социологических, философских и др. вопросов, часть которых перенесена в старшие классы, а наиболее сложные в профильный курс.

При изучении теоретических положений широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России. Региональный компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.

В-третьих- в обязательном минимуме зафиксирован деятельностный компонент содержания, поэтому включение учащихся в указанные виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса.

В-четвертых, усилена практическая направленность курса через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей.

В-пятых, усилена личностная ориентация, воспитывающий характер отобранного содержания курса.

Начальная школа. Учебный предмет ”Окружающий мир (человек, природа, общество)” изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности: человек, общество, и т.д. В отдельных программах начальной школы предусмотрены специальные историко-обществоведческие курсы “Введение в историю”, “Мое отечество”, “Человек и человечество” и т.д.

В начальной школе учащимся дается представление о социальной стороне окружающего мира.

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

Родной край – малая Родина. Родной город (село, регион, область, республика, край): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии…

Основная школа. Новым является то, что учебный предмет “Обществознание” становится систематическим, изучается с VI по IX класс.

В основной школе продолжается создание базы для формирования ключевых социальных компетенций, начатое в начальной школе.

Общество рассматривается в его целостности и взаимосвязи основных элементов.

Проблематика человека главным образом включает характеристику человека как личности в процессе её социализации, создает основу для культурного сопровождения этого процесса. Духовно-нравственная сфера в основном представлена с ориентацией на нравственное правомерное социально одобряемое поведение, обеспечивающее практические потребности школьника.

Экономика рассматривается преимущественно с позиций человека в многообразии экономических отношений (покупатель, потребитель финансовых услуг, труженик, налогоплательщик и т.д.).

Социальная сфера раскрывается через характеристику основных социальных групп и общностей, места личности в группе, норм и правил группового взаимодействия и общения.

Политическая сфера представлена знаниями об устройстве государства и органах власти, гражданстве, правовом государстве.

Правовой блок содержания в основной школе раскрывает своеобразие правового механизма обеспечения правомерного поведения подростка, помогает ему ориентироваться в конкретных ситуациях актуальных правоотношений. Кроме того, содержание закладывает основы понимания важнейших основ конституционного права.

Средняя (полная) школа. На базовый курс в 10-11 классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных 10-11 классах предусмотрен курс интегральный, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за 2 года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы “Экономика” (140 часов) и “Право”(140 часов).

В старшей школе ряд вопросов, изученных в основной школе, раскрывается в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне. Вводятся новые содержательные компоненты (знания и умения), расширяется круг изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества.

В полной средней школе на базовом уровне:

- общество рассматривается через призму социальных институтов и механизмов развития общества;

- проблематика человека, его духовно-нравственной сферы ориентирована на формирование мировоззренческой культуры взрослеющей личности;

- отдельное внимание уделяется гносеологии, как части философской культуры личности;

- экономика характеризуется как на уровне функционирования фирмы, так и через раскрытие роли государства в системе экономики;

- при рассмотрении социальной сферы общества раскрываются механизмы функционирования и развития социальных процессов;

- политика рассматривается в связи с характеристикой новых социальных ролей, обретаемых личностью в период гражданского становления, расширения политического статуса (избиратель, член политических организаций и т.д.);

- правовой компонент обществознания дает личности, вступающей в полноценный правовой статус, понятия об основных нормах важнейших отраслей права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного) и отдельных аспектах философии права.

Если в основной школе конструируемое содержание учитывает социальный статус, уровень дееспособности, познавательные возможности и запросы младших подростков, то в старших классах курс строится с ориентацией на расширение спектра социальных связей и отношений учеников, развития их самостоятельности и ответственности. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования становятся фундаментальные понятия и идеи общественных наук, нравственно-этические и смысложизненные компоненты, гражданская проблематика (отношения гражданина с государством, институтами гражданского общества и т.п.).

Кроме того, обществознание в старших классах на базовом уровне призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных наук в профессиональных учебных заведениях любого типа.

В классах социально-гуманитарного профиля:

- расширен круг базовых понятий общественных наук, умение оперировать которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;

- более глубоко, чем в классах другого профиля, раскрываются социальные проблемы человека и общества;

- формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;

- дается ориентировка по вопросу о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;

- совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, реферирование, разработка проектов и т.п.).

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их семей, готовности учителей или возможности привлечения квалифицированных специалистов учебный план может включать элективные курсы (обязательные по выбору учащихся), углубляющие, расширяющие, дополняющие знания, которые получены в профильных основных курсах.


Девяностые годы двадцатого века были этапом крупных перемен в системе школьного обществоведческого образования. Началась разработка нового курса, которой занимались сразу несколько авторских коллективов.

Значительный вклад внесла разработанная в лаборатории обществознания Института общего среднего образования Российской Академии Наук, Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе. Её авторами являются члены-корреспонденты РАО Л.Н.Боголюбов и А.Т.Кинкулькин. В первом и втором разделах использованы материалы кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Л. Ивановой, в третьем разделе - кандидата философских наук Ю.Аверьянова.

Последующие изменения учебного курса были намечены в Концепции обществоведческого образования, разработанной в РАО в 2008 г. На основе проверенных на практике идей, были созданы учебные пособия, отражающие новые реалии в постсоветской России и в мире. Подготовлены хрестоматии, сборники задач и методические руководства для учителей, нацеленные на оптимальное сочетание овладения научными знаниями, развития творческих способностей и воспитания учащихся.

В авторский коллектив, разработавший данную концепцию входят- Поляков Л.В., Федоров В.В., Симонов К.В., Ионин Л.Г., Неклесса А.И., Жарихин В.Л., Иоффе А.Г.

4.Нобходимость усиления воспитательной, гражданско-патриотической направленности преподавания обществознания.

5. В педагогическом плане на смену позиции пассивного усвоения теоретических знаний об обществе должен прийти личностно-деятельностный подход.

Особенность данной концепции заключается в том, что она гарантирует учителю возможность оказывать социализирующее и воспитывающее влияние на учащихся при помощи самого курса. Предлагаемая концепция о глобальном мире выстроена так, что она не только сообщает подросткам об устройстве мира, но и вовлекает их в процесс его познания. Наибольшая новизна курса достигается за счет того, что подросток, узнавая находящийся вокруг него мир, создает для себя готовность деятельно влиять на него, преобразовывать его в собственных интересах, которые присущи гражданину и патриоту собственного государства.

В настоящее время сложилось несколько учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание курса, как в основной, так и в средней общей школе. В Федеральный список учебников на 2015/16 учебный год вошло четыре подготовленных различными авторскими коллективами комплектов (завершенных предметных линий) учебников для основной школы и три комплекта - для старших классов. Все они прошли экспертизу в РАН и РАО и рекомендованы для использования в школах. За последние годы около миллиона выпускников российских школ сдавали свободно выбранный ими экзамен по обществознанию, результаты которого не уступают итоговым показателям по другим учебным предметам.

Предметом изучения курса обществознания является человек и общество, представления человека о самом себе, своём месте в мире, о развитии общества, обществе как системе, его подсистемах и взаимосвязях общественных событий и явлений.

Основная задача курса, его функциональное значение изначально заключалось в том, чтобы сформировать у выпускников целостные представления о мире, обществе и взаимосвязи между различными социальными явлениями и месте человека в нём; подготовить выпускников к жизни, способствовать его успешной социализации.

В курсе обществознания интегрируются научные знания из разных областей, таких как философия, политология, социология, экономика, право и социальная психология. Изучение этих наук позволяет сформировать у юного поколения необходимые представления о человеке и его месте в мире; об обществе, в котором мы живем, его законах закономерностях, о способах и правилах взаимодействия в нем.

Содержание курса представлено несколькими разделами: общество, человек, познание, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера, и социальная психология.

Систематический курс обществознания раскрывается с пятого класса, и продолжается вплоть до выпускного одиннадцатого. Изучение курса в школе строится на основе существующей концентрической структуры обучения. Первый концентр – основная школа (5-9 классы), представляет собой относительно законченную систему знаний, здесь формируются наиболее общие представления о человеке и обществе, разносторонняя характеристика современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, которые необходимы для выполнения важных социальных ролей.

Кроме этого важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, который включает в себя работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач.

Содержание курса обеспечивает связь между основной и средней школами. Ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без подключения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются просто описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Во втором концентре – среднее общее образование (10-11 классы), преподавание возвращается к ряду вопросов, которые изучаются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

Содержание курса на базовом уровне связано с содержанием образования в основной школе, путем углубленного изучения некоторых социальных объектов. Наряду с этим включается ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

На профильном уровне содержится инвариантная часть содержания курса, которая представлена на базовом уровне, и кроме неё также присутствует другая часть материала – для овладения курсом на профильном уровне.

Подытожив вышесказанное можно сделать вывод, что концепция формирования обществоведческого курса имеет длительную историю, сложное содержание и на данном этапе не перестаёт обновляться, в связи растущими требованиями со стороны общества.

Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.:Дрофа,2008. –С.124-143.

Боголюбов, Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования/Л.Н.Боголюбов//Преподавание истории и обществознания в школе.2012. –№5.–С.12-18.

Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Методическое пособие/ Поляков Л.В., Иоффе А.Н. – М.: Просвещение 2008. —С.14.

Метлик, И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников / И. В. Метлик // Воспитание школьников. – 2011. – № 8. – С. 3-10.

1 Подробнее об истории обществоведческого образования см.: Методика

преподавания обществознания в школе /Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Изд-во

3 Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Методическое пособие/ Поляков Л.В., Иоффе А.Н. – М.: Просвещение 2008. —С.14.

4 Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс / Поляков Л.В., Иоффе А.Н. – М.: Просвещение ,2008. —С.9.

Учителя истории и обществознания

Ольга Покровская

Лариса Пятанина

Леонид Байшев

Ирина Гагарина

Ирина Гагарина

Сохранение концентрической системы преподавания обществознания позволяет на уровне основной школы сформировать базовые знания об обществе, а на уровне среднего образования углублять знания в рамках профильного обучения, через курсы "Право" и "Экономика", "Философия". Это позволяет учитывать индивидуальные потребности обучающихся. Всегда ли педагоги обладают достаточными знаниями для преподавания этих курсов на углубленном уровне? Педагоги должны повышать уровень своей профессиональной компетенции, а использование электронных информационных ресурсов это эффективно позволяет делать.

Екатерина Шукшина

Ирина Гагарина

Елена Илянкина

Елена Илянкина

Считаю данный пункт реализации Концепции ОЧЕНЬ важным

Елена-Юрьевна Надеева

Андрей Михайлов

Андрей Михайлов

Концентрическая система образования сейчас принята для нескольких предметов. Она характеризуется тем, что дети изучают один и тот же материал на разных уровнях, с повышением его сложности. Так, по мнению учёных, знания лучше усваиваются.

Светлана Овсянникова

Людмила Булатова

Надежда Юмадилова

Басова Ольга

Елена Тагильцева

Концепции преподавания обществознания заключается в необходимости учитывать важную роль и исключительное воспитательное значение предмета Обществознание, являющегося одним из
сложнейших комплексных (междисциплинарных) предметов, обеспечивающего формирование мировоззрения и духовно-нравственное воспитание молодого поколения.Несмотря на наличие значительного числа учебников по данному предмету, отмечается недостаточный уровень соответствия данных учебных материалов целям и задачам современного российского общества. В результате ключевое значение приобретает уровень квалификации конкретного учителя обществознания, а при этом многие обучающиеся в значительной степени ориентируются исключительно на подготовку и успешное прохождение Единогогосударственного экзамена, который обеспечивает поступлениена многие направления подготовки в высшие учебные заведения.

Анастасия Тимошевская

Лариса Гончарова

Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования.
Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, создание условий для освоения
обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета.
Методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний.
Для повышения качества образования и реализации системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания использую:
●интерактивные образовательные технологии и технологии обучения в сотрудничестве.
●электронное обучение и дистанционно- образовательные технологии.
Согласна с предложением о сохранении преподавания предмета обществознание в 5-6 классах в качестве пропедевтического курса, имеющего важное воспитательное значение.

Читайте также: