Совершенствование здоровьесберегающей среды в школе

Обновлено: 28.07.2024

2 Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля

5 Здоровьесберегающие технологии: Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса Технологии правильной организации образовательного процесса Психолого-педагогические технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся

6 Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранения его здоровья Организация горячего питания

7 Пословицы о питании Утром поел и попил, силу на весь день накопил Утром поел и попил, силу на весь день накопил При пустом желудке и в голову туман При пустом желудке и в голову туман Не шуба греет, а хлеб Не шуба греет, а хлеб Мельница сильна водой, а человек едой Мельница сильна водой, а человек едой Не всё полезно, что в рот полезло Не всё полезно, что в рот полезло Мясо и фрукты – проза питания, а фрукты – поэзия питания Мясо и фрукты – проза питания, а фрукты – поэзия питания Кто съест моркови, у того прибавится крови Кто съест моркови, у того прибавится крови Хорошо пережёванное – наполовину переварено Хорошо пережёванное – наполовину переварено Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды Через рот сто болезней входит Через рот сто болезней входит Укоротить ужин – удлинить жизнь Укоротить ужин – удлинить жизнь Чеснок да лук – от всех недуг Чеснок да лук – от всех недуг Овощи слава докторов и гордость поваров Овощи слава докторов и гордость поваров Те щи хуже хлебаются, которые разогреваются Те щи хуже хлебаются, которые разогреваются Ешь до сыта, а работай до поту Ешь до сыта, а работай до поту

8 Негативные моменты образовательной среды отсутствие медицинского кабинета; отсутствие стомотологического кабинета; малая проектная наполняемость спортивной комнаты; отсутствие психолога и логопеда; отсутствие основного работника по физической культуре

9 Рациональная организация учебного процесса Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, игровые технологии)

10 Поскольку основой образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.

11 Оценка соблюдения гигиенических требований урока плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу); виды учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рас­сматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров); длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах) и частота их чередования; виды преподавания (словесное, наглядное, аудиовизуальное с помощью технических средств обучения, самостоятельная работа) и частота их чередования; наличие, своевременность, содержание и длительность физкульт­минуток

12 Физкультминутки и физкультпаузы как обязательные составные части урока

13 Задача учителя– обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, содействовать формированию необходимых знаний и умений по соблюдению здорового образа жизни.

14 Организация физкультурно- оздоровительной работы Работа в режиме учебного дня предполагает следующие мероприятия: Комплекс утренней гимнастики Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем Комплекс упражнений для профилактики близорукости, снятия зрительного утомления. Внеклассная работа: Уроки здоровья Спортивные соревнования Занятия танцами

15 Спортивные соревнования, экскурсии

16 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача. Мониторинг состояния здоровья обучающихся с обсуждением на педсоветах. Комплексный медицинский осмотр обучающихся 2–7, 9-х классов. Паспортизация классов с целью сбора информации и отслеживания заболеваемости (2 полугодие)

17 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача. Мониторинг состояния здоровья обучающихся 2–7, 9 классов; с обсуждением на педсоветах Комплексный медицинский осмотр обучающихся 2–7, 9 классов; паспортизация классов с целью сбора информации и отслеживания заболеваемости

18 МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2–7, 9 –х КЛАССОВ Внимание к вопросам здоровья, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Заботу о здоровье школьников на себе ощущают Да Скорее да, чем нет 25 Скорее нет, чем да 25 Нет25

19 Уровни физического развития обучающихся, %

22 Заболеваемость обучающихся Классы Органов дыхания (ОРВИ) Костно- мышечной системы Пищеваре ние Кариес Система кровообра щения Тубицифиц ирование (манту) 2 класс 44,3%100%42,9%28,642,9% 3 класс 100%--100% 4 класс 44,3%28,5%28,5%14,3% 5 класс 50%--50%50% 6 класс 25%50%50%50%25% 7 класс 50%---75% 9 класс 75%---50% Итого по школе 50%40%23,3%26,7%33,3%

23 Причины резкого снижения уровня здоровья падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в Липецке; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; дефицит двигательной активности; недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой нежелание уделять этому вопросу внимание; безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

24 Внеурочные занятия физической культурой, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Утренняя гимнастика Да42, Иногда57, нет-75 Физкультминутки на уроках Да Иногда нет3350

25 Рейтинг уроков физической культуры во 2-7, 9-х классах

26 Внеурочные занятия физической культурой, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс В школе на большой перемене организованы подвижные игры Да Иногда нет50 Мне нравятся уроки физической культуры Да Иногда5033 нет

27 Свободное время, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Ежедневно я затрачиваю на приготовление уроков Менее часа 71,45062, часа 14,35037, часа 14, В свободное время я предпочитаю просмотр телепередач, видео Менее часа 57, часа 28, часа 14,32550

28 Свободное время, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Ежедневно я затрачиваю на прогулку: Менее часа 14, часа 14, часа 71, В свободное время я предпочитаю игры (компьютер 5-7, 9 классы) Менее часа 28, часа часа

29 Свободное время,% 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Ежедневно я затрачиваю на чтение художественной литературы: Менее часа 42, часа Более 3-х часов 14,325 В свободное время я предпочитаю заниматься спортом Менее часа 85,762, часа 10012,55025 Более 3-х часов 14,312,550

31 Причины низкой физической активности, % 2 класс 3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс9 класс Заниматься спортом мне мешает Лень 14,312,5 25 Усталость 71,410062, Слабое здоровье ( плохое самочувствие) 14,312,5 Большое количество домашних заданий 25 Я всегда нахожу время для занятий спортом 12,

32 Просветительско-воспитательная работа Жизнь – это дар, благо, которое даётся человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь. Известно, время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его Вы наполняете его

33 Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания.

Перед школой поставлена актуальная, созидательная цель: создание условий для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой физически и психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни.

Модель здоровья представлена в виде его составляющих.

– это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

– это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье нравственное

– это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

В 2006 году присвоен статус областной экспериментальной площадки по разработке и реализации здоровьесберегающего направления в приоритетном национальном проекте сферы образования по теме «Формирование здоровья и развитие личности обучающихся и воспитанников в системе непрерывного физического воспитания.

Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

  • здоровьесберегающий урок;
  • здоровьесберегающие внеклассные мероприятия;
  • увеличение двигательной активности обучающихся.

Итак, какие же условия уже созданы в нашей школе, которые способствуют эффективной и качественной работе учителя и ученика.

Учителя знают и умеют подготовить и провести урок с позиции здоровьесбережения.

Ежегодно, в сентябре, психолог проводит консультативные тренинги с учителями по изучению возрастных особенностей детей. На наш взгляд это очень важный фактор для создания психологического комфорта современного урока. Такие консультации мы проводим уже третий год. И учителя их посещают! (72%). В прошлом учебном году на педсовете о ключевых компетенциях учителя школы здоровья и развития методсовет вышел с обоснованным предложением о создании карты психофизиологического развития учащихся класса (Приложение 1).

Такая карта позволяет учителю-предметнику больше узнать об индивидуальных особенностях памяти, мышления, восприятия, темперамента и т.д. тех детей, с которыми ему предстоит работать, а значит учитель сумеет успешно подобрать соответствующие формы и методы обучения.

Мы провели эксперимент по созданию и использованию такой карты учащихся одного из 9-х классов. Почему именно 9-й класс? Обоснований было много, главное: они переходят в новую образовательную среду (10 класс). Вопрос преемственности сейчас стоит очень остро. Результаты ошеломили всех. Приведу только один пример. Тест по исследованию интеллектуальной лабильности (гибкости) определил уровень обучаемости (прогноз успешности в обучении) детей экспериментального класса. Выделяют 4 уровня лабильности: высокая интеллектуальная лабильность, средний уровень, низкая лабильность, низкая успешность в любой деятельности. Наши дети показали низкую лабильность (трудности в обучении). Полученные данные прошли дополнительную обработку психолога, медработника, методсовета. В начале этого учебного года мы охватили этим исследованием уже 4-е, 9-е, 10-е классы.

  • соблюдение СанПиНов по объему домашних заданий;
  • увеличение двигательной активности учащихся.

Методсовет разработал алгоритм (по СанПиНам) для вычисления максимального времени на домашнее задание (с учетом класса, возраста, дня недели, предмета, порядкового номера урока).

  • 4-й класс – норма
  • 6-й класс – норма
  • 10-й класс – в этом учебном году увеличение нагрузки составило 8%.

Вот и выявилась большая проблема: недостаточность работы учителей по дозированию домашнего задания.

Очень важная работа проведена по вопросу увеличения двигательной активности учащихся на уроке. Сформирована и успешно работает проблемная группа учителей начальных классов по овладению и внедрению природосообразной методики ведения урока. Планируем продолжить работу этой группы, но уже с учителями, которые будут работать в 4-х, 5-х классах.

Используя основы организации системы формирования ЗОЖ в общеобразовательных учреждениях Э.М. Казина, Т.С. Паниной, А.И. Федорова, педагогический коллектив разработал здоровьесберегающее содержание по всем предметам учебного плана, не исключая предметы гуманитарного и естественно-математического цикла.

В 2005 году начата работа по созданию на базе нашей школы кадетской школы.

Цель создания 4-х летней кадетской школы тесно связана с целью деятельности школы в рамках федеральной и областной экспериментальных площадок – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Для воспитанников кадетской школы предусмотрено обучение только в первую смену по программе основного общего и среднего (полного) образования. Во вторую смену предусмотрена реализация дополнительных образовательных программ по военно-техническим дисциплинам с обязательными элективными курсами по основам психологии, этики и этикета. В рамках военно-прикладной физической подготовки планируются занятия парашютным спортом с 14 лет и занятия в конноспортивной школе, а также атлетические единоборства.

Одним из главных условий для успешного формирования здоровьесберегающей среды школы, безусловно, следует считать психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по определенной схеме.

  1. уровень тревожности;
  2. адаптационные процессы (социально-психологические, психолого-эмоциональные);
  3. карта психофизиологического развития класса.

II. Коррекционно-развивающая работа

Например: низкий уровень концентрации внимания учащихся в 1 классе. Здесь разрабатывается план коррекционной работы с учащимися, с классными руководителями, с учителями.

III. Психопрофилактическая работа

Осуществляется в виде психологического просвещения для педагогов, родителей и учащихся (например, мероприятия по повышению стрессоустойчивости).

V. Индивидуальное консультирование для учителей, учащихся, родителей.

VI. Профориентационная работа (8–11 классы).

ППК учителя – согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.

Средствами своего труда учитель содействует психическому развитию ученика. Главным его инструментом при этом становится взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма следует считать ППК.

Потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической компетентности учителя. Проблема приобретает особую значимость в связи с процессом гуманизации образования.

  1. Профессионально значимые личностные качества – неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого ее характера.
  2. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  3. Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
  • дифференциально-психологический, куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;
  • социально-психологический, включающий знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения;
  • аутопсихологический, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Именно психолого-педагогические знания являются конкретно-методологическим принципом анализа практических ситуаций и критериями оценки результативности предпринятых учителем действий.

В результате усиления роли психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса повышается уровень психолого-педагогической компетентности учителя, стабилизируется психологический комфорт проводимых мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды школы.

Результаты слаженной, продуктивной работы дали возможность педагогическому коллективу принять участие и стать победителем конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получить грант в 1млн. рублей в 2006 году.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Гост

ГОСТ

Здоровьесберегающая среда – это благоприятное пространство, окружающее человека, создающее условия для его деятельности, полноценного духовного и нравственного развития, способствующее сохранению его здоровья.

Создание здоровьесберегающей среды в учебном заведении является актуальной задачей реализации педагогического процесса в современной школе. При этом, построение здоровьесберегающего учебного пространства является достаточно сложным процессом и сопряжено с рядом проблем.

Проблемы организации здоровьесберегающей среды школы

Построение здоровьесберегающей среды тесно связано с необходимостью сохранения, поддержания и укрепления здоровья учащихся образовательного заведения.

Здоровье лежит в основе развития подрастающего поколения, и при организации педагогической деятельности требуется осмысленный подход к социальному здоровьесбережению в рамках стен учебного заведения.

Следует отметить, что процесс создания здоровьесберегающей среды сталкивается с рядом проблем и противоречий. Выделим основные из них:

  1. Несоответствие требований семьи и социума к компетенциям учащихся, формируемым в ходе образовательной деятельности и их состоянием здоровья.
  2. Недостаточность материально-технического снабжения большинства школ, необходимыми ресурсами и технологиями реализации здоровьесберегающего пространства.
  3. Неподготовленность и незаинтересованность педагогов к систематическому проведению в учебном заведении здоровьесберегающих мероприятий и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
  4. Отсутствие комплексного подхода к формированию культуры здоровья учащихся. Требуется не только систематическая работа по организации валеологических отношений в учебном заведении, но и работа педагогов над собой, сохранением собственного здоровья и установлении связи с родителями учащихся и иными сторонними заинтересованными лицами. Взаимодействие ориентировано на повышение валеологической компетентности родителей и создание единой направленности деятельности по укреплению здоровья учащихся.
  5. Недостаточная развитость физического воспитания в учебных заведениях. Физическое развитие составляет основу поддержания и укрепления здоровья. Оно повышает функциональные возможности организма. Потому, каждое учебное заведение должно применять вариативные формы и методы физического воспитания, физических занятий учащихся.
  6. Систематическое переутомление учащихся. Современные образовательные программы, зачастую, требуют от учащихся больших умственных усилий, приводя к нервно-психическим истощениям учащихся. Состояние здоровья отдельных учащихся не учитывается при выборе образовательной программы, а также методов и средств ее реализации.
  7. Неразвитость психолого-педагогического сопровождения в учебных заведениях. Оно имеется только в ряде школ. Тогда как в остальных отсутствует и не помогает диагностировать состояние психического здоровья учащихся и своевременно применять коррекционные мероприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия построения здоровьесберегающей среды школы

Чтобы организовать в учебном заведении оптимальное здоровьесберегающее пространство, требуется учитывать факторы, которые благоприятно или отрицательно воздействуют на здоровье учащихся. Их анализ позволяет построить продуктивную систему здоровьесбережения в учебном заведении. Она формируется на основании соблюдения следующих условий:

  1. Оптимальные организационно-педагогические условия работы учебного заведения. Предполагается соблюдение санитарных норм, обеспечение учащихся качественным и рациональным питанием, проведение регулярной и разнообразной физкультурно-оздоровительной работы, оптимальные условия обучения: климатические, психологические, наполненность классов, временные рамки учебного процесса;
  2. Рациональное материально-техническое оснащение учебного заведения. Предполагается наличие в школе всего необходимого оборудования, безопасного для пользования учащимися и ориентированного на достижение целей и задач образования, наличие медпункта, спортивного зала, методического кабинета, библиотеки, оптимального пространства в коридорах и т.д.;
  3. Кадровое обеспечение учебного заведения. Предполагается высокий уровень квалификации и профессионализма педагогов, наличие медицинских работников, психолога, методиста, компетентного специалиста по физической культуре.

Рисунок 1. Создание здоровьесберегающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, учебное заведение играет решающую роль в формировании у учащихся направленности на здоровый образ жизни. Для этого применяется активная пропаганда ЗОЖ, у учащихся формируются представления о здоровьесберегающем поведении в стенах школы и за ее пределами, а также соблюдаются выше перечисленные условия построения здоровьесберегающего пространства в учебном заведении.

Рисунок 2. Модель здоровьесбережения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структурные компоненты здоровьесберегающей среды школы

В основу построения здоровьесберегающей среды школы входят следующие компоненты:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса школы и отдельных классов.
  2. Стиль педагогического общения.
  3. Сложившиеся взаимоотношения субъектов образовательной деятельности.
  4. Санитарно-гигиенические нормы организации учебно-воспитательной деятельности.
  5. Двигательный режим учащихся.
  6. Медицинское обеспечение учебного процесса.
  7. Реализация психологического и медицинского сопровождения учащихся в течение одного учебного дня.
  8. Организация режима питания учащихся и сложившийся рацион.
  9. Реализация внеурочной деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, реализацию спортивно-оздоровительных мероприятий и ее систематический характер.
  10. Организация физкультурного образовательного пространства. Оно предполагает систематическое проведение уроков физической культуры, регулярность спортивных мероприятий в учебном заведении.
  11. Наличие методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности школы.

Построение здоровьесберегающей среды реализуется через принятие программ управления образовательным процессом. Они формируют направленность деятельности учебного заведения на реализацию принципов здоровьесбережения.

Таким образом, построение здоровьесберегающей среды школы предполагает детальную проработку ряда компонентов, включающих разные аспекты деятельности учебного заведения. Их эффективность определяет здоровьесберегающую направленность работы школы и создает в ней условия безопасного обучения и воспитания учащихся, их полноценного гармоничного развития.

1. Здоровьесберегающая среда в школе как фактор повышения качества образовательного процесса.

3. Главная цель Образовательной политики государства

…обеспечение качества человека, под
которым
понимается
его
соответствие
природной
среде,
культуре,
обществу,
экономике, технологиям, профессиональной
деятельности, государству, биосфере, Земле,
космосу с учетом происходящих изменений.

Ключевые направления
развития общего
образования
1.Обновление образовательных стандартов.
2.Система поддержки талантливых детей.
3.Развитие учительского потенциала.
4.Современная школьная инфраструктура.
5.Здоровье школьников. Именно в школьный
период формируется здоровье человека
на всю последующую жизнь.

Цель
Сохранение и укрепление здоровья детей
школьного возраста; формирование
заинтересованного отношения к собственному
здоровью, здорового образа жизни всех
участников образовательного процесса.

Задачи:
•Овладение и использование педагогами в
образовательном процессе здоровьесберегающих
технологий.
•Поддержание в школьном коллективе благоприятного
психологического микроклимата.
•Создание рационального режима организации
образовательного процесса в школе, соблюдение
гигиенических требований к нему.
•Организация оптимального двигательного режима,
сбалансированного питания.
•Формирование здорового образа жизни как стиля
поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической
культуры, иммунитета к вредным привычкам.

8. Интегративная модель здоровья

Смысловая сфера
личности
Действенно-практическая
сфера личности
Внутренняя
картина
здоровья
жизнеспособность
Готовность к
совершенствованию
жизнеспособности
в условиях системных
социальных изменений
Компетенция
здоровьеформирующего
поведения

9. Факторы, формирующие здоровье ребенка

20%
УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
20%
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
МЕДИЦИНА
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
10%
50%
Здоровье и долголетие зависит от нас на 50%

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Технология
обучения,
обучения,
содействующая
здоровью
Рациональный
двигательный
режим
Рациональный
режим обучения
Оптимальная
учебная
нагрузка
Сбалансированное
питание
Условия,
Условия,
соответствующие
СанПиНам
Психологическая
и социальная
поддержка
Своевременные
медицинские
Охрана
услуги
психического
здоровья

Статистика здоровья школьников
10% выпускников – считаются здоровыми;
40% имеют различную хроническую патологию.
За период обучения в школе число детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
увеличивается в 1,5-2 раза, нервными болезнями –
в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с
близорукостью – в 5 раз. Особенно
неблагоприятная ситуация в школах нового типа
(лицеи, гимназии и др.)

13. Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье школьников

Организация
занятий
вид учебной
деятельности;
технологии;
стиль
преподавания;
отметка,
оценка знаний;
объем домашних
заданий
взаимоотношения с
одноклассниками;
отношение учителей;
здоровье учителей
Здоровье
учащихся
уроки физкультуры; учебный план;
спортивные секции выбор УМК;
выбор программ
и кружки
Режим
функционирования
школы
режим дня;
расписание
учебных занятий;
питание;
санитарногигиенические условия
(мебель, освещение,
проветривание и др.);
режим перемен
Досуговая
деятельность

Модель системной комплексной работы по сохранению и
укреплению здоровья в ОУ
НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
•рациональная
•организация
организация
учебного процесса
в соответствии с
санитарными
нормами и
гигиеническими
требованиями;
рационального питания
учащихся;
Обязательными
направлениями
здоровьесберегающей
деятельности
являются:
•рациональная организация
двигательной активности
учащихся, включающая
предусмотренные программой
уроки физкультуры, динамические
перемены и активные паузы в
режиме дня;
•система работы по
формированию
ценности здоровья и
здорового образа
жизни, а также
спортивно-массовую
работу;
Без выполнения этого комплекса мер
по охране и укреплению здоровья
любые другие мероприятия не окажут
должного эффекта
здоровьесбережения.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
Достаточное освещение (естественное и
искусственное).
Оптимальный тепловой режим.
Проветривание спортивного зала.
Проведение влажной двухразовой
уборки.
Обеспечение безопасности, в
соответствии с нормами САНПИНа.
Наличие раздельных раздевалок.

Организация спортивно-массовой работы в школе:
Дни здоровья
Спортивные праздники
Школьные, малые олимпиады
Туристический слет
Регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий
(дней спорта, соревнований,
походов, дней здоровья и т.д.).
Включение в систему работы
образовательного учреждения программ,
направленных на формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни.
далее

Реализация инновационных
здоровьесберегающих технологий в
рамках школы:
Соревнования по схеме ученики - учителя – родители
Соревновательная деятельность родители – ученики
Привлечение медицинских работников к
реализации всех компонентов работы по сохранению
и укреплению здоровья школьников
Просвещение педагогов и родителей.
назад

Учебная работа:
Трехчасовые уроки физической культуры.
составлять расписание, учитывая степень трудности
учебного предмета на основании шкалы трудности
учебных предметов.
Обязательный индивидуальный и
дифференцированный подход к детям с ослабленным
здоровьем.
Строгая дозировка учебной нагрузки.
Благоприятный эмоциональный настрой.
Проведение физкультминуток и динамических
пауз на уроках.

Актуальность и значимость
Укрепление здоровья на уроках физического
воспитания
и
во
время
проведения
"физкультминуток" на занятиях.
Физкультминутки не просто элемент двигательной
активности для переключения внимания на другой
вид деятельности, но и реально возможный фактор
формирования
здоровья,
что
принципиально
отмечается по характеру воздействия - гармонизации
всего организма ребенка, настройки его на
самоисцеляющее начало.
далее

Метод проведения физкультминуток
Цепочка проведения физкультминуток на занятиях выглядит
так:
динамическая
дыхательная
зрительная
психологическая
ритмическая
далее

Если устали глаза
Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко
откройте их на такое же время, не морща при этом
лоб. Повторите 3-4 раза.
Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете,
затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6
раз.
Делайте медленные круговые движения глазами,
будто следите за большим колесом, вращающимся 2
раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 24 раза.
Посмотрите на верхний левый угол стены вашей
комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем
на верхний правый угол стены и снова на кончик
носа. Повторите 5-6 раз.
назад

Если устала спина
Стоя или сидя поочередно
поднимайте
правое
и
левое
плечо
до
уха.
Повторите не менее 10 раз
Стоя
сделайте
круговые
движения тазом сначала в
одну сторону, а затем в
другую по 7-10 раз.
Сделайте 7-8 резких рывков
назад согнутыми в локтях
руками.
Положите руки на пояс, ноги
назад
широко расставьте и

Релаксационные упражнения.
Релаксация - это метод, с
помощью которого можно
частично или полностью
избавляться от
физического или
психического
напряжения. Релаксация
является очень
полезным методом,
поскольку
овладеть ею
Все
довольно
легко -для
релаксационные
этого
не требуется
упражнения
специального
носят игровой
образования
характер, и даже
природного
дара
каждому из
них
далее

Штанга Ралли
Сделать
наклон
вперед,
представить,
что
поднимаешь
тяжелую
штангу,
сначала
медленно
подтянув ее к груди, а
затем,
подняв
над
головой.
Упражнение проводить
10-15 сек. Сосредоточить
внимание на состоянии
напряжения в мышцах
рук,
ног,
туловища.
“Бросить
штангу”

наклонившись
вперед,
руки
при
этом
свободно
повисают.
Обратить внимание на
приятное
ощущение
далее

Маятник
Переносить тяжесть тела с
пяток
на
носки
при
покачивании вперед-назад.
Руки
опущены
вниз
и
прижаты к корпусу. Тяжесть
тела
переносится
медленно
вперед,
на
переднюю
часть
ступни,
пятки от пола не отрывать.
Все
тело
слегка
наклоняется вперед. Затем
тяжесть тела переносится
на пятки. Носки от пола не
отрываются.
далее

Цель упражнений :снять психомышечное напряжение
Упражнения для мускулов души,
направленные на развитие любви к себе,
повышению самооценки и самоуважения
далее

Психогимнастика родилась на
стыке
практической
психологии
и
актерского
искусства
выразительных
движений.
Наши
переживания
и
чувства
"прочитываются"
окружающими по глазам, по
наклону головы, по походке, по
движениям
рук
и
губ.
Большую часть информации
друг о друге мы получаем при
помощи
невербального,
бессловесного языка - языка
мимики и жестов
далее

Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию
мелкой моторики является"ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА".
Они увлекательны и способствуют развитию
речи, творческой деятельности. "Пальчиковые
игры" как бы отображают реальности
окружающего мира - предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В
ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
далее

Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка ,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик – я ,
Вот и вся моя семья!
Поочередно сгибать пальцы
на обеих руках , начиная с
большого , на последнюю
строчку – показать ладошки.
далее

Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять в
домик спрятались опять.
Поочередное
разгибание
пальчиков из кулачков, начиная с
большого пальца. На следующие
строчки- поочередное сгибание
пальчиков в кулачки, начиная с
мизинца.
далее

Мышка
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядитКошка не бежит?
На первую строчку - "шагать"
двумя пальчиками по столу,
изображая
крадущиеся
движения;
на
вторую
соединить пальцы("цепочки"); на
третью- сделать колечко и
посмотреть
в
него;
на
четвертую - поднести правую
руку ладонью вниз ко лбу и
посмотреть из- под нее.
далее

45. Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работе школы

1. Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
2. Желание учащихся посещать школу.
3. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
4. Наличие курящих школьников.
5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние
сантехники.
6. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на
них.
7. Жизнь в школе после окончания уроков.
8. Активность и заинтересованность школьников в участии в
мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
9. Психологический климат в педагогическом коллективе.
10. Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
11. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с
другом.
12. Отношение к школе большинства родителей учащихся.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил
Н.А.Заболоцкий

Международные акты, подписанные и нашей страной ,
заставляют каждого руководителя образовательного
учреждения воспринимать проблемы здоровья детей как
свою личную проблему.
Необходимо создать такую ситуацию,
чтобы быть здоровым было
МОДНО !
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

Читайте также: